Скачать 0.52 Mb.
|
Программа « Здоровье » ( технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении - лицее № 1) Автор: Кравчук Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории лицея №1. 2005 г Программа «Здоровье» Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотьемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Здоровье человека- это главная ценность жизни, которую не купить ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни. Пояснительная записка. Современные образовательные учреждения, особенно с углубленным содержанием обучения, характеризуются повышенным обьемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. Обучение без потерь здоровья учащихся является сложным творческим процессом. В настоящее время мы ведем постоянный поиск методов оздоровления наших детей в условиях программы лицея. По статистическим данным медицинских работников лицея таблица факторов, влияющих на здоровье детей выглядит так: 45%- образ жизни; 20%- условия внешней среды; 20%- особенности организма, наследственность; 15%- система образования, здравоохранения Следовательно необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом ее долго лечить. Каково же состояние здоровья детей в нашем лицее? По группам здоровья в 2005-2006 году учащиеся распределились так: 1 группа-65%; 2 группа-27%; 3 группа-5%; 4 группа-3% Наиболее распространенными заболеваниями наших детей являются: Нарушение зрения-58%; Нарушение опорно-двигательного аппарата-65%; Сердечно- сосудистые заболевания-22%; Заболевания внутренних органов-12%; Дефицит веса-1.2%; Избыток веса-0,4% Неврозы-18% Простудными заболеваниями за 2006-2007 год переболело 68% учащихся. К проблемам здоровья также относятся: курение, наркомания, токсикомания, СПИД и др. Учитывая выше изложенное, для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в лицее разработана и внедряется в жизнь программа «Здоровье» Организационно- методические указания. Программа «Здоровье» представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся лицея под контролем медицинских работников, учителей физической культуры, в тесном взаимодействии с администрацией, педагогами, родителями и основывается на ежегодных результатах профилактических осмотрах всех учащихся, на критериях прироста физических показателях, уровне физической подготовленности, повышению уровня умений и навыков в образовательном процессе. Цель программы: Формирование здоровой школьной среды, через создание единой образовательной, воспитательной, оздоровительной системы охраны здоровья учащихся и валеологического мониторинга. Основные задачи программы: - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения; - повышения уровня физического развития и физической подготовленности; - воспитание нравственных ценностей и представлений о культуре здоровья; - формирование у учащихся системы ценностей, связанной с собственным здоровьем и здоровьем окружающих, освоение необходимых знаний в этой области, формирование соответствующих умений и навыков; - создание условий, которые способствовали бы сохранению и укреплению здоровья учащихся, повышению эффективности здоровья учащихся, повышению эффективности учебного процесса. Основные направления для реализации поставленной цели и задач: Здоровьесберегающая программа включает в себя два ведущих направления: образовательное и оздоровительное. Образовательная направленность программы: - формирование компетентности педагогов в области здоровья и ЗОЖ с с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс; - программно- методическое обеспечение обучения детей ЗОЖ с учетом накопления позитивного опыта; - валеологическое просвещение и образование в рамках учебного процесса; - мониторинг состояние здоровья учащихся, учебного процесса и среды обучения; - внедрение в учебный процесс курсов по валеологии, валеопсихологии, валеопрактики; - внедрение в учебный процесс инновационных здоровьесберегающих технологий; - создание на базе медицинского пункта- диагностико-лечебной базы ЛФК, фито-центра; - создание кабинета психологической разгрузки, психотренинга, физиотерапии. Оздоровительная направленность программы: - формирование основ знаний о физкультурной деятельности с оздоровительной направленностью;( см прил. №7) - введение физкультурных пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен для увеличения двигательной активности; - проведение дней здоровья, недель здоровья, праздников здоровья; - освоение в начальной школе для профилактики простудных заболеваний дорожку Здоровья, методику дыхания СтрельниковойАИ - профилактическое, оздоровительное, закаливающее направление включать в образовательный процесс, на всех уроках физического воспитания; - развитие сети кружков, секций лечебно-оздоровительной и спортивной направленности; -создание электронной базы данных о состоянии здоровья учащихся; - укрепление материально- технической базы. В реализации программы «Здоровье» участвуют: -медико-психолого- педагогическая служба, -физкультурно – оздоровительная служба, - учебно- воспитательная служба, - медико-профилактическая служба. Медико-психолого- педагогическая служба осуществляет следующую работу: 1.Адаптация детей и подростков к окружающей среде. Поступление ребенка в колу, перевод из начальной школы в среднюю, из средней в выпускные классы являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации школьников в эти сложные периоды программа Здоровье предусматривает целый ряд мер: а) анкетирование при поступлении в школу новых детей, опрос об особенностях их развития и роста ( см. прилож.№1); б) мониторинг состояние их здоровья ( см. прил. №2 ); в) щадящий режим учебы, питания, физических нагрузок; г) индивидуальные рекомендации медиков, психологов, педагогов по коррекции отклонений в физическом и психологическом здоровье; д) контроль за пограничным состоянием; е) составление психолого- педагогических программ для индивидуальной работы с детьми, внедрение компенсирующего обучения; ж) контроль за качеством питания, пропаганда здорового образа жизни. З) создание кабинета психологической разгрузки. Данные мероприятия позволяют снять стрессовые состояния у школьников и облегчить период их адаптации. В дальнейшем психологи, педагоги, медики лицея осуществляют мониторинг состояния физического и психоневрологического здоровья всех учащихся лицея, оказывается помощь в организации оптимального учебно- воспитательного процесса, отслеживается обьем учебной нагрузки, домашних заданий, принимается участие в составлении расписания уроков, в разработке режима дня, учитывая возрастные и индивидуальные особенности организма детей и подростков. Физкультурно – оздоровительная служба проводит следующую работу: 1. Для активизации двигательного компонента в режиме дня применяется целый комплекс мероприятий, в частности: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, физкультурные паузы во время уроков, динамические перемены, максимальное вовлечение учащихся в занятия спортивных и оздоровительных секций, проведении дней здоровья и других спортивных праздников и соревнований( см. прилож.№3). 2. Корректировка учебных программ , направленных на оздоровление учащихся, разработка программ для детей , отнесенных к специальной медицинской группе. 3. Разработка и внедрение основ знаний по валеологии с учетом возрастных групп. 4. Разработка и внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий: шейпинг, аэробика, аква-аэробика, степ-аэробика, танцевальная аэробика, атлетическая гимнастика, элементы хатхи-йоги. 5. Организация спортивно – массовой работы, вовлечение учащихся в спортивные секции, участие в школьных и городских спортивных мероприятиях и соревнованиях (см.прил№4). 6. Освоение дорожки здоровья, разучить методику и выполнение дыхательных упражнений по Стрельниковой ( см. прилож №5). 7. Проведение лекций, бесед, круглого стола, мониторингов о вредных привычках, курении, наркомании, СПИДе, участие в международных, городских молодежных акциях против СПИДа, участие в фестивалях здоровья; 8. Пополнение и обновление материально- технической базы, соблюдение санитарно-гигиенических условий, выполнение правил по технике безопасности жизни и здоровья. 9. Закаливающие мероприятия: 1). Мероприятия повседневной жизни: а)оптимальный температурный режим в помещениях; б).оптимальный воздушный режим; в) .санитарно-гигиенический режим. 2).Специальные закаливающие процедуры: а).методика закаливания воздухом, водой( см. прил.№6); б). уроки в бассейне. в).полоскание ротовой полости специальными средствами, фиточаи, кислородные коктейли, поливитаминизация. Учебно – воспитательная служба проводит следующую работу: 1. Разработка и проведение интегрированных здоровьесберегающих уроков, проведение классных часов с валеологической направленностью, использование методических разработок по программе ЗОЖ. 2.Применение практических разработок, и умение провести комплекс общеразвивающих упражнений по различным видам спорта, провести урок здоровья в младших классах выпускниками. Медико – профилактическая служба: 1.Для повышения устойчивости организма учащихся к неблагоприятным факторам внешней среды в лицее провести профилактические мероприятия: а).Практические и теоретические занятия врачей, психологов, учителей физической культуры со всеми педагогами, родителями: - о значении и видах профилактической работы с детьми, о гигиене знаний; - о видах массажа и его значении; - о профилактических комплексах для укрепления осанки ,опорно- двигательного аппарата, плоскостопия, укрепления зрения, сердечно-сосудистой системы. 2.Проводить профилактику инфекционных заболеваний, в том числе гриппа и ОРВИ по двум направлениям: иммунизация или специфическая и неспецифическая. При специфической профилактике гриппа проводится вакцинация детей отечественными и импортными вакцинами: Гриппол (РФ), Инфлювак (Франция), Флюорикс (Голландия), Ваксигрипп (Франция), Бфивак (Германия). Для неспецифической профилактики практиковать курсовой прием препаратов: арбидол, АГРИ, Сандра, витанан и ряд других. Иммунизацию детей против других инфекционных заболеваний проводить в соответствии с календарным планом прививок и строго индивидуально по отношению к каждому ученику. 3. Проводить ежегодную диспансеризацию учащихся со специальной скрининг- программой, состоящей из 10 тестов, позволяющих выявить отклонения со стороны сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, эндокринной систем, ЛОР-органов , органов зрения, опорно-двигательного аппарата, физического развития в целом, а также аллергические реакции и заболевания. 4 .Проводятся врачами специалистами лекции и беседы на темы: а).Семейное воспитание ( Личность, функции, семья); б) Психология здоровья ( Эмоции, личность, коллектив); в)Возрастное воспитание. г) Правильное питание, сбалансированность рациона, диетическое питание. Важнейшим разделом программы является гигиеническое воспитание детей и сотрудников лицея, мотивирующее среду их поведения в области сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих. Наиболее эффективным и доступным в этом процессе является планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека и формирование у него мотивации к ЗОЖ. В задачи гигиенического обучения входят:
Гигиеническое воспитание включает в себя и санитарно- просветительную работу, например, регулярные беседы о профилактике различных заболеваний и здоровом образе жизни: 1.Угроза гепатита В; 2.Уход за полостью рта; 3.Грозный и неизлечимый СПИД; 4. Пагубность вредных привычек и другие актуальные темы. Итак, программа «Здоровье», направленная на пропаганду и формирование здорового образа жизни, способствует сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Выполнение данной программы способствует сохранению хорошей работоспособности и функционального состояния учащихся лицея и поддержанию их здоровья в норме. Механизм и технологические этапы реализации программы Реализация данной программы предполагает: - осуществление единых требований по организации и проведению программы; - осуществление мониторинга эффективности и результативности; - осуществление методического, организационного, медицинского обеспечения; - приобретение компьютерной программы для обработки данных мониторинга физического развития, физической подготовленности; - выполнение и соблюдение гигиенических требований; - укрепление физкультурно – спортивной базы; - подготовку педагогов, медиков образовательных учреждений. Ожидаемые результаты Применение программы Здоровье должно обеспечить создание предметно-информационной образовательной среды. В рамках программы происходит формирование у учащихся основных компонентов здоровья, дети овладевают знаниями, умениями , навыками двигательной деятельности, то есть физической подготовленности, что в конечном результате оказывает влияние на их физическое развитие. В результате этой работы должны происходить саморазвитие, произвольное овладение знаниями и основными навыками образовательной деятельности, самопознание и самоопределение, самосовершенствование. Вырабатывается у учащихся потребность в здоровье, понимания сущности качества жизни и выработки индивидуального способа ЗОЖ. Программа отслеживает эффективность и результативность действий, осуществляет динамичный контроль, анализ проведенных мероприятий, корректировку и выполнение программы. При оптимизации решений социальных( экология, образование, право на труд, отдых,соцзащиту и др.)и медико- социальных( рац. режим питания, физическая активность, отказ от вредных привычек) проблем реализуется главная задача государства- сохранение и укрепление здоровья всего населения страны. Ожидаемые результаты станут реальностью при условии понимания учителем триединой проблемы: образ жизни- образование- здоровье. Рост гигиенических знаний, формирование адекватного представления о здоровье, коррекция поведения психолого- педагогическими методами в целом означают повышение уровня гигиенических знаний в лицее и утверждение позитивной идеологии здоровья. Закономерным следствием построения такого фундамента станут сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости. Литература: 1.Антонов Ю.Е, Кузнецова М.Н «Оздоровительные технологии»- М.,2001. 2. Кучма В.Р «Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике « Здоровье населения – среда обитания».- М.,-2003. 3. «Дети России образованы и здоровы»- М., -2003. Сборник материалов. 4.Баранова Л.А Методические исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге, - М.,2000. 5. Сборник официальных документов и материалов. Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму, № 2/20002. 6. Казакова Т М. методическое пособие, «Технологии здоровьесбережения».М., -2007. Приложение№1. КАРТОЧКА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА Фамилия, имя Год рождения Школа № г. ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ ! Укажите умения и навыки вашего ребенка (умеет, не умеет): 1.Лазать различными способами по гимнастической стенке 2.Прыгать через короткую или длинную скамейку 3.Кататься на коньках 4.Кататься на лыжах Самокате Двухколесном велосипеде 5. Самостоятельно играть в подвижные игры 6 Самостоятельно плавать 7. Пробегать кросс с дистанцией (до 300 м) 8.Занятия спортом (каким?) Подпись родителей. Примечание:
. Приложение №2. Субъективные показатели состояния организма.
Приложение №2. Внешние признаки утомления.
Приложение №3. Дневник самоконтроля.
Тест на силу Дневник самоконтроля. - подтягивание из виса хватом сверху (мальчики), из виса лежа (девочки). Учитывается число повторений. Тест на прыгучесть - прыжок с места в длину или в высоту (на стене предварительно сделать разметку: длина тела с вытянутой вверх рукой). Результат прыжка в длину определяется из трех попыток лучший, а в высоту —разница между метками на стене. Тест на выносливость - бег в течение 6 минут. Результат определяется по количеству метров, которые вы пробежали за это время. Тест на гибкость - наклоны вперед с прямыми ногами. Если вы касаетесь пола ладонями, то гибкость у вас хорошая; если только кончиками пальцев - удовлетворительная; если же вы не достаете до пола - плохая. |