Организационная структура системы оценки качества образования





Скачать 181.5 Kb.
НазваниеОрганизационная структура системы оценки качества образования
Дата публикации07.07.2014
Размер181.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Глава 4. Организационная структура системы оценки качества образования.

Раздел 1. Организационно-управленческая характеристика системы оценки качества образования.
В структуре системы оценки качества образования выделяются следующие элементы: 1. школьная мониторинговая служба; 2. аттестационная комиссия; 3. методическая служба; 4. школьный информационно-образовательный центр . 5. совет школы. 6. органы ученического самоуправления 7. педагогический совет школы.
Раздел 2. Функциональная характеристика системы оценки качества образования.

Деятельность всех вышеуказанных элементов структуры системы оценки качества образования направлена на выполнение следующих функций:

  1. разрабатывают и реализуют образовательную программу образовательного учреждения, включающую систему оценки качества образования образовательного учреждения.

  2. участвуют в разработке методики оценки качества образования.

  3. участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Свердловской области.

  4. обеспечивают проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования.

  5. участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования.

  6. организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.

  7. организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения.

  8. обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования, обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения.

  9. содействуют проведению подготовки работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур.

  10. разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвует в этих мероприятиях.

  11. формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении.

  12. изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения.

  13. проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формируют предложения по их совершенствованию.

  14. принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.

Раздел 3. Мониторинговая служба. Главный структурный элемент системы оценки качества образования - мониторинговая служба. Она является школьным информационно - аналитическим центром. Мониторинговая служба проводит исследования по следующим уровням и ступеням образования:

- начальное общее образование;

- основное общее образование;

-среднее (полное) общее образование.

Основа деятельности мониторинговой службы - создание организационно - информационных условий для формирования целостного представления о состоянии и развитии образовательного пространства школы. В процессе деятельности мониторинговая служба решает следующие задачи:

- создание организационной сети, обеспечивающей координацию деятельности объектов образовательного пространства школы по сбору, переработке и хранению информации по определённым параметрам;

- своевременное выявление позитивных и негативных тенденций, определяющих характер и темп развития образовательного учреждения как социально открытой воспитательно-образовательной системы;

- выявление основополагающих причинно- следственных связей, обеспечивающих переход школы из одного качественного состояния в другое;

- осуществление систематического прогностического контроля качества образования на протяжении длительного периода времени;

- принятие управленческих решений по регулированию и коррекции хода реализации программы развития.

Объектом мониторинговой деятельности является образовательная среда школы.

Предметы мониторинговой деятельности: качественные изменения условий, процесса и результата образования. Мониторинговая деятельность осуществляется на принципах:

- системности – исследования объекта как целостной системы, имеющей многообразие связей, сложную структуру, взаимодействующую со средой ; - объективности – полученные результаты должны отражать реальное состояние дел;

-активности субъекта познания, который означает учёт индивидуального подхода к пониманию изучаемой проблемы, активную роль исследования в процессе мониторинга;

- компетентности, знания и владения методами мониторинговой деятельности;

- непрерывности – регулярный сбор и переработка информации;

- открытости – предъявление информации о состоянии образовательной среды основным пользователям.

Содержанием деятельности мониторинговой службы является:

- диагностика уровня и качества образования;

- выявление конструктивных тенденций обновления содержания образования;

- диагностика социализации учащихся;

- системная психодиагностика;

- оценка динамики здоровья учащихся;

- анализ инновационно-творческих процессов в школьной воспитательно-образовательной среде;

-анализ основных тенденций роста педагогической культуры учителя;

- анализ социо-культурной среды, характера взаимодействия с открытым социумом;

- оценка эффективности деятельности школьных подразделений.

В состав мониторинговой службы входят директор, заместители директора по учебно - воспитательной работе, педагоги школы, руководители методических объединений, родители, учащиеся. Общее руководство мониторинговой службой возлагается на заместителя директора по учебно - воспитательной работе. К руководителю мониторинговой службы поступает вся информация, все результаты исследований, анализов, опросов, предложений. На основании мониторинговых исследований принимаются управленческие решения, корректируется программа развития школы.

Методики мониторинга: изучение документации, наблюдение, анкетирование, тестирование, срезы знаний, контрольные работы, проверка сформированности общих учебных умений и навыков, беседа и т.п.

Форма представления информации: экспертное заключение, таблица, график, аналитическая справка, презентации, банк данных и другое.

Периодичность сбора информации зависит от предмета и показателя мониторинга.

Сроки проведения мониторинговых исследований, предъявление результатов, принятие управленческого решения определяются программой исследования. Мероприятия по реализации целей и задач системы оценки качества образования планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной среды школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.

Раздел 4. Организация процесса аттестации обучающихся. Целью организации процесса аттестации является получение достоверной информации об уровне образованности обучающихся на определённых этапах обучения, степени соответствия результатов образования требованиям государственного образовательного стандарта.

В зависимости от учебного этапа в школе реализуются следующие виды аттестации обучающихся:

Учебный этап

Вид аттестации

Классы

Урок, тема, раздел

текущая

2-11

Учебный период: четверть, полугодие

периодическая

2-11

Учебный год

Годовая (промежуточная)

2-11

Ступень обучения

Рубежная

4

Итоговая

9,11


Критериями оценки качества организации текущей аттестации являются: качество преподавания, качество обучения, технологии постановки целей, технологии отбора содержания учебного материала, методы, формы, приёмы проведения текущей аттестации, система оценивания знаний и умений учащихся Аттестация за учебный период осуществляется на основании результатов практических и лабораторных работ, обязательных работ текущего контроля, контрольных работ, текущей успеваемости. Аттестация за учебный год со 2 по 8 классы осуществляется с опорой на результаты периодической аттестации. Годовая отметка обучающегося 10 класса определяется результатами периодической аттестации и переводными экзаменами. Итоговая аттестация регулируется нормативно-правовыми государственными актами. Формы проведения аттестации обучающихся: экзамен, зачёт, защита проектной работы, защита реферата, собеседование, контрольная работа, тестирование и т.п.

Раздел 5. Система оценки образовательных достижений учащихся. Основу образовательных достижений учащихся составляют личностные достижения. Личностные достижения – интегральная характеристика личности, отражающая степень её социализации. Показателями достижений учащихся являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований (когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных, мировоззренческих). Этот набор показателей, определяющий эффективность образовательной практики на личностном уровне, является набором социальных компетенций, которые позволяют замерить степень социализированности школьника. Общая социальная компетентность учащегося подразделяется на три группы социальных компетенций:

предметно-информационная, деятельностно-коммуникативная, ценностно-ориентационная. Конкретные составляющие каждой из компетенций, позволяющие оценить качество образования на каждой ступени образования и по каждой образовательной программе, заложены в национально-региональном компоненте Государственного образовательного стандарта Свердловской области. Структура достижений учащихся состоит из четырёх компонентов: 1. уровень академической успеваемости с учётом государственного образовательного стандарта и профиля конкретного образовательного учреждения; 2. фонд коммуникативных умений; 3. творческая познавательная активность ребёнка; 4. личные социальные достижения внутри школы и вне её. В качестве индивидуальных образовательных достижений принимаются: - образовательные достижения по отдельным предметам; - динамика образовательных достижений; - отношение к учебным предметам; - внеучебные компетентности; - удовлетворённость образованием; - степень участия в образовательном процессе; - дальнейшее образование и карьера выпускника. В школе действует гибкая система оценивания образовательных достижений учащихся. Она включает

традиционную пятибалльную шкалу в качестве основы, рейтинговую и накопительную системы оценивания, компьютерное тестирование, портфолио ученика, систему оценивания в условиях безотметочного обучения, дифференциацию оценивания по видам работы, само- и взаимооценивание, единый государственный экзамен(ЕГЭ), ОКР, Фестиваль «Юные интеллектуалы школы», зачётную систему, экспертную оценку. В целях создания комплекса условий для самореализации участников образовательного процесса, предъявления собственных и коллективных достижений, расширения опыта социального взаимодействия создана модель Фестиваля «Юные интеллектуалы школы». Структурные единицы Фестиваля «Юные интеллектуалы школы» направлены на раскрытие и предъявление интеллектуальных, эмоциональных, духовных и физических способностей учащихся, проявление индивидуальности через самостоятельный выбор содержания и форм деятельности в соответствии с личным интересом, расширение возможностей приобретения опыта свободного межличностного общения. Основной приоритет школьного фестиваля - предъявление общественности достижений всех участников фестиваля. Заключительное мероприятие в рамках Фестиваля «Юные интеллектуалы школы» - праздник «Звезда Победы», который проводится в конце учебного года (май). Участниками праздника являются учащиеся, классные коллективы, детские школьные объединения, ставшие победителями в номинациях: «Олимпийские победы», «Спортивные победы», «Творческие победы», «Активист года», «Смена смене идёт». Учащиеся в каждой номинации награждаются вымпелами лауреата Фестиваля «Юные интеллектуалы школы» и ценными подарками. Родители и педагоги награждаются благодарственными письмами. По результатам праздника «Звезда Победы» ежегодно выпускается Почётная книга «Рекорды школы». Раздел 6. Система оценки достижений педагогов. Процедура оценки достижений педагогов по обеспечению качества образования включает в себя:
- систему аттестации; - отношение к инновационной работе (работа по собственной авторской или экспериментальной программе, участие в экспериментах, проектах российского, областного, городского уровней, работа по новым программам и учебникам, работа по новым методикам); использование современных образовательных технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных (использование в образовательном процессе опыта проведения ОКР, иных интерактивных технологий, применение компьютерной техники, презентационного оборудования, ресурсов Интернет, мультимедиапродукции при проведении занятий, наличие авторских электронных разработок); - проведение открытых уроков (на уровне города, школы, ШМО, творческой группы); - выступления различного рода (на областных (окружных), городских, школьных конференциях, совещаниях, семинарах, на заседании ШМО, творческой группы); - участие в экспериментах, проектах (участие в экспериментах, проектах российского, областного, городского, школьного уровней); - участие в развитии содержания образования (разработка авторских учебных программ по реализации ГОС ФК и НРК, индивидуальных образовательных программ обучающихся, рабочих программ по предметам, элективных курсов, факультативных курсов, спецкурсов, разработка программ дополнительного образования); - личные олимпиадные первенства учащихся (российские, областные, окружные, городские, школьные олимпиады, учитываются только 1-10 места); - личные первенства учащихся в исследовательских конференциях (российские, областные, окружные, городские, школьные, учитываются только 1-10места); - публикации (статья в российском издании, в сборниках ИРРО, вузов, исследовательская работа, выступление, доклад); - командные первенства учащихся в турнирах и соревнованиях (российские , областные , городские, школьные турниры и соревнования, учитываются только 1-10 места); - участие педагогов в работе по обобщению передового педагогического опыта, аттестации учителей (участие в качестве эксперта в составе областной, городской, школьной комиссии), проведение профессиональных презентаций, результативное участие в Годичных совещаниях работников образования Свердловской области на школьном, городском, окружном, областном уровне; - самообразование (степень ценности темы работы, использование различных информационно-коммуникационных средств в процессе самообразования); - уровень реализации работы (распространение, внедрение, апробация, разработка); - образование (курсовая переподготовка (обучение в ВУЗе), работа в методических объединениях различных уровней, посещение семинаров, уроков коллег (область, город, школа), посещение занятий творческой группы (школа), посещение уроков коллег); - участие в муниципальных, региональных, всероссийских профессиональных конкурсах; - качество результатов обучения и воспитания; - позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя; - подготовка и участие в качестве экспертов ЕГЭ; - образовательные достижения обучающихся (учебные достижения, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей и т.д.). Установление надбавок и премий из надтарифного фонда, общественное признание заслуг педагога, представление к награде осуществляются с учётом личного вклада педагога и его воспитанников в учебно-воспитательный процесс. Устанавливаются и оплачиваются за счёт средств на оплату труда дополнительные отпуска, предоставляемые сверх установленных законодательством. Раздел 7. Оценка достижений образовательного учреждения. Оценка достижений образовательного учреждения организуется по направлениям: организация учебного процесса, методический потенциал, организация воспитательного процесса, содержание образования, материально-финансовые условия и образовательная инфраструктура, потенциал педагогических кадров, управление образовательным учреждением и образовательным процессом. Каждое направление ориентировано на определенные группы критериев и показателей. Информация по указанным направлениям анализируется в соответствии с критериями: оптимальный, достаточный, критический. На основании оптимального критерия предполагается определение уровня обоснованности используемых методов, технологий, принципов, системности их применения; степени перевода их в рабочие процессы и воздействия на конечные результаты. Перед критерием достаточности ставится задача оценки уровня обеспеченности образовательного учреждения всеми видами ресурсов, степени рациональности и эффективности их использования, уровня самодостаточности учреждения образования в плане пополнения и восполнения ресурсов.
Организация учебного процесса. Под качеством текущего функционирования учебного процесса в данном случае понимается совокупность относительно устойчивых его свойств, от которых зависит соответствие учебного процесса в школе требованиям нормативно-методических документов, общепринятым нормам и т. п. в части соблюдения государственных образовательных стандартов, норм по недельной нагрузке учащихся и учителей, обеспеченности учебными площадями, библиотечными фондами, техническими средствами обучения и т. п. Критерий функциональности в общем виде отражает качество текущего функционирования учебного процесса в аспектах его целеопределенности, технологичности, организованности, социально-психологической комфортности, оптимальности нагрузок и безопасности для здоровья обучаемых, обеспеченности. Оптимальный критерий характеризует качество учебного процесса со стороны точности, скорости и безошибочности исполнения планов, расписания, решений, указаний, предписаний, в т. ч. вышестоящих органов управления, восстановления прежнего ритма после сбоев; ликвидации ошибок и их последствий; скоординированности действий администрации, учителей, различных функциональных подразделений, служб и звеньев школы. Данный критерий отражает также свойство учебного процесса сохранять свою устойчивость в течение учебного года, заключающуюся в отсутствии срывов или ухудшения функционирования при различных внешних воздействиях, утомлении, возникновении неблагоприятных ситуаций и т. п. Методический потенциал. Методический потенциал предполагает детальный анализ качества методической работы в школе, прежде всего с позиций ее системности, результативности, динамики совершенствования.

Важнейшие параметры и составляющие методического потенциала: созданные в образовательном учреждении учебные программы (в т. ч. авторские и экспериментальные), разработанные методические, дидактические материалы, апробированные обучающие и диагностические методики, банки идей, организационные формы методической работы, отбора, обобщения и трансляции передового опыта. При характеристике методической работы в школе используется критерий продуктивности, отражающий ее вклад в совокупные итоги образовательного процесса. В данном случае правомерно использование системы экспертных оценок (например, экспертная оценка продуктивности открытых уроков, методических семинаров, деятельности конкретных методических объединений). Организация воспитательного процесса. Показатели качества организации воспитательного процесса: количественные данные о материально-техническом состоянии базы воспитательной работы, наличие детского самоуправления и его соответствие различным направлениям детской самодеятельности, наличие положительной динамики в оценке обучающимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, проведением досуга, отношениями с родителями, степень вовлеченности в воспитательный процесс  педагогического коллектива и родителей, число проведенных мероприятий воспитательной направленности, охват обучающихся  таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям, состояние дисциплины, законности и правопорядка (по данным инспекции по делам несовершеннолетних, на основании статистики правонарушений), данные анкетных опросов учителей, учащихся и родителей об их удовлетворенности состоянием воспитательной работы, морально-психологическим климатом в классных коллективах, сравнительные данные, раскрывающие динамику тех или иных показателей в суммарных итогах или обобщенных характеристиках, наличие нормативных документов (внешних и внутренних) для определения качества нормативно-методического обеспечения воспитательной работы на основании критериев современности, системности и комплексности, наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса. Основные критерии эффективности воспитательной работы: воспитанность учащихся (доминирующая направленность развития личности, мотивы социально-значимого поведения, степень сформированности общетипических для школы и индивидуально-личностных характеристик воспитанников, доминирующие нравственные ценности и ориентации ребенка) и уровень социальной зрелости детей (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость). Содержание образования. Ведущими критериями качества содержания образования выступают критерии эффективности, современности, оптимальности, реализуемости. Эффективность определяется экономией учебного времени и выделением освободившихся часов на предметы обогащающего цикла, оценок снижения нагрузки на обучаемых, данными о большей усвояемости учебного материала. Критерий современности учебного плана и программ выражает степень их соответствия общим требованиям к отбору содержания образования, потребностям всестороннего и полноценного развития личности обучаемого, сфер профессионального образовании, наличие экспертных оценок, субъективных суждений участников анкетных опросов, данные о временных рамках обновляемости учебных программ, частота пересмотра на предмет осовременивания и дополнения нормативно-методического комплекта данными о направлениях и способах повышения уровня сложности учебных программ относительно базового уровня. Критерий оптимальности соотносит выбор тех или иных учебных программ, вариантов их сочетания с прогнозируемыми и реальными результатами обученности школьников при соблюдении норм безопасности учебной деятельности (утомляемость, работоспособность, неуспеваемость и т. п.).
Критерий реализуемости - мера полноты практического воплощения идей, подходов, заложенных в учебных планах, программах, объема модулей учебной информации, транслируемых и успешно усваиваемых в учебном процессе. Оценкам и факты распространенности учебных программ повышенной сложности на все классы, на весь период обучения; показателями числа вновь внедренных курсов, экспертные оценками возможности работы учителей по тем или иным программам, возможности расширения опыта работы по экспериментальным и авторским программам.
Материально-финансовые условия. Оценка материальной, классно-лабораторной базы, финансового состояния школы, подходы в области хозяйственной политики, наращивания материально-технической базы, результативности предпринимаемых мер (обеспеченность ресурсами, рациональность и эффективность их использования, самодостаточность учреждения в плане пополнения ресурсов).

Потенциал педагогических кадров. Критерии: стиль управления в образовательном учреждении персоналом, достаточность мер по поддержанию требуемого уровня кадрового потенциала, эффективность социальной работы в интересах повышения удовлетворенности и мотивации работающих, наличие информационной базы для оценки качества кадрового потенциала с позиций работоспособности (индикаторами служат - педагогический стаж, уровень образования, научная подготовка, квалификационная категория), удовлетворенность взаимоотношениями (самооценка удовлетворенности работой и условиями самореализации), направленность личности педагогов (профессиональные достижения, текучесть кадров), активность в самосовершенствовании (итоги аттестации, переподготовка и повышение квалификации), творчество в деятельности (вовлеченность учителей в работу по совершенствованию образовательного процесса, управлению образовательным учреждением, в деятельность неформальных объединений), совершенствование механизмов аттестации кадров на уровне школы, оплаты труда; улучшение условий работы в образовательном учреждении, работы с жалобами и заявлениями.

Управление образовательным учреждением. Наличие структурно-функциональной схемы управления школой и образовательным процессом, включающей в состав всех основных структурных подразделений, должностных лиц, участвующих в управленческом процессе, показывающей характер связи, подчиненности между ними, круг их основных функциональных обязанностей, прав, полномочий, сфер компетенции.
Соотношение централизации-децентрализации ( на каком уровне принимаются основные, значимые для школы решения, кто организует работу по их выполнению и контроль). Состояние маршрутов прохождения управленческой информации. Наличие технических и технологических усовершенствований, инновационных решений в сфере управления. Удовлетворенность персонала школы стилем и эффективностью управления. Наличие программы развития, образовательной программы, нормативных документов, принятых как на внешкольном, так и на внутришкольном уровне, аналитических материалов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организационная структура системы оценки качества образования iconОтчёт муниципального бюджетного учреждения «Старооскольский центр оценки качества образования»
Старооскольского центра оценки качества образования обеспечение комплексной независимой системы оценки качества образования в образовательных...
Организационная структура системы оценки качества образования iconКонцепция региональной системы оценки качества образования челябинской области
Механизмы организации и проведения оценки качества образования
Организационная структура системы оценки качества образования iconКонцепция региональной системы оценки качества образования ленинградской области
Механизмы организации и проведения оценки качества образования
Организационная структура системы оценки качества образования iconКонцепция содержит следующие основные разделы: Введение I. Основные...
Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации...
Организационная структура системы оценки качества образования iconПроект программы «внутришкольная система оценки качества образования»
В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению...
Организационная структура системы оценки качества образования iconRtc-edu ru/resources/publications Болотов В. А., Вальдман И. А.,...
Система оценки качества образования является одним из ключевых элементов системы образования, она лежит в основе умного управления,...
Организационная структура системы оценки качества образования iconОрганизационная структура по управлению качеством образования
Она позволяет разработать политику, цели гарантии качества, пути достижения этих целей и является основой постоянного улучшения всех...
Организационная структура системы оценки качества образования iconСистема гарантии качества образовательных ресурсов и работы со студентами
Образование”, Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 гг предусматривают решение стратегической задачи...
Организационная структура системы оценки качества образования icon«цели и задачи системы ведения классификаторов тэси» «общероссийский...
Понятие «ведение общероссийского классификатора» 9 Организационная структура системы ведения общероссийских
Организационная структура системы оценки качества образования iconЛечебный факультет
Тема Задачи и организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Организационная структура системы оценки качества образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обеспечение открытости системы образования, создание условий для участия общественности, потребителей образовательных у слуг в управлении...
Организационная структура системы оценки качества образования iconКонцепция региональной системы оценки качества образования в сахалинской...
Введение 3
Организационная структура системы оценки качества образования iconПрограмма дисциплины «Развитие систем менеджмента качества» для магистров...
Качество как фундаментальная категория развития современного общества. Стадии формирования качества продукции. Зависимость эффективности...
Организационная структура системы оценки качества образования iconОтчет о результатах самообследования краевого государственного бюджетного...
Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования
Организационная структура системы оценки качества образования iconКурсовая переподготовка- «Контрольно- надзорная деятельность и проблемы...
Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной во 2-м разделе технологии. 20
Организационная структура системы оценки качества образования iconОтчет мбоу сош №21 по исполнению муниципального контракта на 2012-2013 учебный год
Формирование внутришкольной системы оценки качества образования и ее роль в управлении образовательным процессом


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск