Скачать 275.44 Kb.
|
4 четверть Традиции музыкальной культуры моего народа Первый-второй уроки Тема: Народная музыка в произведениях русских композиторов Цели: - охватить разнообразие жанров народной музыки сквозь призму композиторского творчества. Задачи: - раскрыть единство народной и профессиональной музыки в культуре русского народа; - рассмотреть русские классические оперы как отражение народной жизни, выявить народно-жанровые истоки музыкальных характеристик героев оперных произведений; - классифицировать жанры народной музыки по их жизненному предназначению - исполнять (петь, инсценировать, пластически интонировать) песни, танцы и марши из музыкально-сценических и инструментальных произведений; - раскрыть особенности музыкальной истории кантаты «Курские песни» Г.Свиридова, построенной на русских народных лирических напевах; - определять жанровые признаки частушки, наблюдать за её претворением в инструментальном концерте «Озорные частушки» Р.Щедрина; - провести конкурс знатоков жанров русской народной музыки (петь, инсценировать, пластически интонировать, обсуждать сценическое решение народно-жанровых сцен опер по видеозаписи). План первого-второго уроков: 1 блок. Пение мелодий, записанных на страницах 98-101 учебника (muz4-05-01.mp3; muz4-05-02.mp3; muz4-05-03.mp3; muz4-05-04.mp3; muz4-05-05.mp3; muz4-05-06.mp3; muz4-05-07.mp3; muz4-05-08.mp3; muz4-05-09.mp3; muz4-05-10.mp3; muz4-05-11.mp3; muz4-05-12.mp3; muz4-05-13.mp3; muz4-05-14.mp3; muz4-05-15.mp3; muz4-05-16.mp3; muz4-05-17.mp3; muz4-05-18.mp3), определение произведений, где звучат эти фрагменты. Размышление над жанровой основой мелодий, характеристика жанров народной музыки в соответствии с жизненным предназначением и особенностями музыкального языка. Соотнесение характеристики жанра, данной учащимися, с его определением в словаре в конце учебника. Дополнение перечня музыкальных примеров разных жанров народной музыки. 2 блок. Чтение слов курской народной песни «Зеленый дубок», сочинение зерна-интонации и выращивание из неё мелодии песни. Слушание первой части кантаты Г.Свиридова «Курские песни» (muz4-05-19.mp3), анализ композиторской интерпретации песни, характеристика приемов мелодического развития, выявление особенностей звучания симфонического оркестра. 3 блок. Слушание кантаты целиком (muz4-05-19.mp3; muz4-05-20.mp3; muz4-05-21.mp3; muz4-05-22.mp3; muz4-05-23.mp3; muz4-05-24.mp3; muz4-05-25.mp3), характеристика музыкальной истории, композиция которой рождается из сочетания народных песен. Сочинение названия для каждой её части и анализ средств музыкальной выразительности. 4 блок. Слушание фрагмента концерта для оркестра «Озорные частушки» Р.Щедрина (muz4-05-26.mp3), характеристика особенностей жанра частушки, выраженных в оркестровой музыке. Выявление моментов звукоподражания симфонического оркестра игре на народных инструментах. Напевание мелодии частушки, приведение примеров её симфонического варьирования и пластическое интонирование фрагмента концерта. Сочинение в классе частушек и исполнение их. 5 блок. Участие в конкурсе знатоков народной музыки: пение, пластическое интонирование, разыгрывание народных песен и танцев, фрагментов композиторской музыки, в которой претворяются жанры народной музыки. 6 блок. Представление результатов проектных работ учащихся по темам: «Страницы истории русского романса», «Трудовые песни», «Календарные песни», «Веснянки», «Жанры современных песен», «Песни о спорте», «Песни о школе» и др. Методические рекомендации На этом уроке обобщаются связи народной и композиторской музыки. Учитель сообщает, что народная музыка – источник вдохновения русских композиторов. Подлинные народные песни и танцы, а также мелодии, написанные в народном духе, помогают композиторам раскрывать обстоятельства жизни героев, характеризовать их чувства и мысли. О необходимости смены стратегии освоения народной музыки в школе по мере появления высокохудожественных произведений национального музыкального искусства еще в начале XX века говорил выдающийся венгерский педагог-музыкант Золтан Кодаи. Сравнивая венгерскую музыкальную культуру, единственным наследием которой в начале века композитор признавал народное творчество, с немецкой культурой, Кодаи утверждал: «Великие художники являются мощными аккумуляторами народных сил. Бах – это такая конденсация немецкой народной музыки, какой ни один другой народ не обладает. Юный немецкий музыкант, глубоко освоивший Баха, быть может, не нуждается в доскональном знании народного пения. У нас дело обстоит не так. Единственное наше наследие – народная музыка. Она, конечно, не заменит для нас Баха. С другой стороны, перед нами еще открыта возможность воплощения этой музыки в некотором великом творческом феномене».1 Появление «великих творческих феноменов» в любой музыкальной культуре, не исключает необходимости изучения ребенком народной музыки, и не может не менять логику процесса постижения школьником национального музыкального искусства в целом. Жанры народной музыки представлены на музыкальных занятиях, преимущественно, сквозь призму крупных полотен композиторского творчества, отражающих жизнь в ее многообразии. Это позволяет, с одной стороны, ощутить «жизнь» народных песен и танцев в «реальных» условиях исторического времени, избежать «музейного», «археологического» подхода к ним. А с другой – опереться на вкус, эрудицию и глубокое знание фольклора классиками русского музыкального искусства, выступающими в данном случае экспертами в отборе изучаемых в школе образцов народного музыкального творчества. На этом уроке учитель предлагает детям напеть мелодии, записанные на страницах 99-101 учебника, вспомнить произведения, сцены, фрагменты, где они звучат, и затем определить: к каким жанрам народной музыки относятся эти мелодии. Хорошо, если дети будут обосновывать свое мнение и дополнять перечень примеров. На страницах учебника песни в графической и нотной записи уже сгруппированы по жанрам. Детям необходимо определить, к какому жанру народной музыки относится каждая группа музыкальных примеров. Начальную тему третьей части Второй симфонии А.П.Бородина, песню гусляра из второго действия оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» дети относят к жанру былин – древнерусских народных сказаний, повествующих о подвигах богатырей и исполняющихся размеренно, нараспев под аккомпанемент гуслей. Одна из тем-характеристик монголо-татар в опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» опирается на историческую народную песню «Про татарский полон», которая в оригинальном виде поется со словами «Как за речкою, да за Дарьею злы татарове дуван-дуванили» и по складу и тематике близка к былинам. Солдатские песни представлены песней дружинников «Поднялася с полуночи» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дети могут в этом ряду вспомнить кант «Радуйся, Росско земле» и песню «Родина моя» из интродукции оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Группу песен-гимнов – песен торжественного, хвалебного содержания – составляют хор «Славься» из эпилога оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, хор «Солнцу красному слава» из пролога оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина. К этой же группе дети относят начальную тему «Богатырских ворот» – заключительной пьесы из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского. Колыбельные песни (песни спокойного характера, изначально сопровождавшие укачивание ребенка) на страницах учебника представлены песней кота-баюна из симфонического сказания «Кикимора» А.К.Лядова и колыбельной Февронии из второй картины четвертого действия оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дети могут вспомнить народную песню «Баю, баюшки-баю», близкую по характеру музыку пьесы «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Группа плачей (старинные песни, исполняемые при оплакивании умерших, проводах солдат на войну, во время свадебного обряда, и мелодия которых подражает всхлипываниям, причитаниям женского голоса) составлена из плача Ярославны из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина, и плача Февронии из второй картины третьего действия оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дети могут также вспомнить музыку шестой части «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева. К свадебным песням дети относят хороводную песню «Как по мостикам» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», хороводную «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки. К этой же группе дети могут отнести свадебную песню «Из-за гор, гор высоких», звучащую в симфонической фантазии «Камаринская» М.И.Глинки. К плясовым песням (народным песням с четким ритмом, сопровождающимися пляской) относятся «Камаринская» – пьеса из Детского альбома П.И.Чайковского и наигрыш-тема из одноименной симфонической фантазии М.И.Глинки, песня Гришки «Братцы, праздник у нас» из второго действия оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дети могут вспомнить и народную песню «Уж как по мосту-мосточку», звучание которой они слышали во фрагменте из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Песню «С кем не велено стреваться» из второго действия оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» дети относят к жанру корительных, а песню «Покажи, Михайлушка» из этой же оперы – к медвежьей потехе. Хороводные песни «Во поле береза стояла» и «А мы просо сеяли» представлены соответственно в финале Четвертой симфонии П.И.Чайковского и в финале оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Работу над кантатой Г.В.Свиридова «Курские песни» можно начать со слов композитора: «Я…родился в Курской губернии. Здесь очень интересный местный фольклор… Я попытался соединить элементы русского песенного фольклора со своим собственным музыкальным языком … с помощью инструментовки, звукокрасочных контрастов и динамики еще более подчеркнуть оригинальность этих песен». Далее можно предложить детям выразительно прочитать слова курской народной песни «Зеленый дубок»: Зелёный дубок; зелёный дубок – липа зеленее. Отец, маменька роднее, дружочек милее. С отцом, матерью бранюся – греха наберуся. Со милым дружком сойдуся – ненаговорюся. Затем сочинить зерно-интонацию и вырастить из неё мелодию песни к этим словам. После этого следует послушать и разучить первую часть кантаты Г.Свиридова, проанализировать её содержание и средства выражения. Пример 68. Тема первой части кантаты «Курские песни» Г.В.Свиридова. Далее учитель предлагает детям прослушать кантату целиком (1. Зеленый дубок; 2. Ты воспой; 3. В городе звоны звонют; 4. Ой, горе, горе; 5. Купил Ванька себе косу; 6. Соловей мой смутный; 7. За рекою за быстрою), охарактеризовать музыкальную историю, которая раскрывается в ней. Свое понимание истории кантаты дети могут конкретизировать, придумав собственное название её частей. О жанре частушки Р.К. Щедрин писал, что «частушке свойственна предельная краткость и лаконичность выражения», «малонотность» мелодики», «синкопированный острый ритм, импровизационность, многократные вариантные повторы» и «непременное чувство юмора, как в тексте, так и в музыке». Учитель предлагает детям прослушать и пластически проинтонировать фрагмент концерта для оркестра «Озорные частушки», напеть мелодию частушки и варианты её развития, а затем ответить на вопросы: Какие особенности жанра частушки воплощает композитор в этом произведении? Каким настроением «заряжает» эта музыка слушателей? Какие приемы звучания народных инструментов использует в концерте композитор? Пример 69. Мелодия частушки из концерта для оркестра «Озорные частушки» Р.К.Щедрина. В завершение работы над жанром частушки можно предложить детям самим сочинить частушки и исполнить их в классе. Третий урок Тема: Образы природы в произведениях русских композиторов Цель: - раскрыть разнообразие образов природы и их драматургическое значение в произведениях русских композиторов. Задачи: - выявить разнообразие образов природы в творчестве русских композиторов; - раскрыть связь образов природы с жизнью героев изученных произведений; - исполнять (петь, инсценировать, пластически интонировать) фрагменты музыкально-сценических и инструментальных произведений, содержащих образы природы; - раскрыть особенности воплощения образов природы в вокальной и инструментальной музыке С.В.Рахманинова; - сопоставить образы природы в медленных частях Второго фортепианного концерта С.В.Рахманинова, Пятой симфонии Л.Бетховена, Четвертой симфонии П.И.Чайковского. План третьего урока: 1 блок. Слушание и исполнение музыкальных фрагментов, представленных на страницах 104-107 учебника (muz4-06-01.mp3; muz4-06-02.mp3; muz4-06-03.mp3; muz4-06-04.mp3; muz4-06-05.mp3; muz4-06-06.mp3; muz4-06-07.mp3; muz4-06-08.mp3; muz4-06-09.mp3; muz4-06-10.mp3). Характеристика выразительных и изобразительных особенностей музыки, выявление связи образов природы с жизнью героев музыкальных произведений. 2 блок. Слушание, разучивание и характеристика романса С.Рахманинова «Сирень» (muz4-06-11.mp3; muz4-06-12.mp3), наблюдение за развертыванием мелодии и аккомпанемента. 3 блок. Слушание медленной части Второго концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова (muz4-06-13.mp3), пение и пластическое интонирование основной темы. Подбор движений для разных вариантов звучания темы, наблюдение за её тембровым развитием, характеристика соотношения партии солиста и оркестра. Пластическое исполнение музыки: одна группа исполняет партию солиста, другая – партию оркестра. 4 блок. Сопоставление (пение, пластическое интонирование) образов природы медленных частей Второго концерта С.Рахманинова, Пятой симфонии Л.Бетховена, Четвертой симфонии П.И.Чайковского. Методические рекомендации В начале урока учитель спрашивает детей: Помнят ли они образы природы в произведениях русских композиторов? Обобщая ответы детей, учитель может сказать, что образы природы активно участвуют в жизни героев музыкальных произведений, они помогают композиторам раскрыть обстоятельства жизни героев, охарактеризовать их чувства и мысли. Далее дети слушают, напевают и пластически интонируют мелодии, записанные на страницах 104-107 учебника, вспоминают музыкальные истории произведений и определяют значение образов природы в жизни её героев. На странице 104 приведены два примера из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Дети поют и разыгрывают хор «Хороша у нас река» из первого действия, слушают и пластически интонируют оркестровый эпизод метели из второй картины четвёртого действия. В хоре воспевается образ реки, её красота, сила: река помогает передвигаться ополченцам по родным просторам для отражения нападения иноземных захватчиков. В четвертом действии образ снежной вьюги становится союзником Ивана Сусанина в осуществлении задуманного: завести врагов в лесную чащу. Русская природа, представленная в «звукообразах» (Б. Асафьев) зимнего леса, является не столько фоном, на котором разыгрывается трагедия, сколько действующим, «иным» лицом, одновременно видимым и невидимым, но живым. Опять вспоминается народная пословица: "Один в поле не воин". Но и действие здесь происходит не в поле, а в лесу, в русском холодном, снежном лесу, ночью. Мысленно представив эту картину, понимаешь, что Сусанин вовсе и не один на один с врагом. Русский лес скрывает невидимую мощную силу. В монографии о Глинке Б.В. Асафьев также писал об этой сцене: «Близится непогодица, вот-вот занесет последние видные следы и тропы. Тишина, но тоже особенная: зимний лес знает свои своеобразные шорохи, в нем своя скрытая, «неслышная» жизнь. Вот идут сквозь него чуждые ему, непривычные к нему люди. Иронически Глинка заставляет поляков двигаться зимней трущобой, сквозь дебри, в беспутье и холоде, в привычном им ритме мазурки. Этот ритм – их гордость, их щегольство, но и их природа – звучит в столь непривычной обстановке жутко, зябко, «словно спотыкаясь и ежась». Спокойно, уверенной поступью, на выдержанных тонах, держит свой ответ Сусанин...». В опере А.П.Бородина «Князь Игорь» детям предлагается вспомнить два контрастных фрагмента: эпизод затмения из интродукции и хор девушек «На безводье» из второго действия. Дети слушают, пластически интонируют эпизод затмения, и вспоминают, что затмение было предупреждением, предвестием грозных событий, которые ожидают Игоря и его дружину. Исполнение хора девушек «На безводье» помогает детям выявить одну из характеристик многогранного образа врага. В этой опере дети могут вспомнить и плач Ярославны, в котором она обращается к силам природы за помощью. На странице 106 учебника приведен начальный фрагмент «Мертвого поля» – шестой части из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева. Дети вспоминают произведение, его основные темы-образы, поют фрагмент шестой части. Учитель может предложить детям вспомнить ещё фрагменты кантаты, связанные с природой. Это, прежде всего, фрагменты из части «Ледовое побоище»: предрассветная мгла начала боя, кульминация боя – треск льда и уход под лед вражеских войск, звучание темы Родины в завершении части как-бы в лучах заходящего солнца. Фрагмент арии Февронии из первого действия можно рассматривать как «затравку» для разговора об образах природы в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» НА.Римского-Корсакова. В этом произведении образы природы сопутствуют жизни героев, взаимодействуют с ними на всех этапах сценического действия. Здесь можно вспомнить «Похвалу пустыне», образы лесных зверей и птиц во вступлении и первом действии. В третьем действии природа «спасает» град Китеж, скрывая его в недрах озера. В четвертом действии через образы природы композитор показывает переход Февронии в волшебный Китеж. Важно, чтобы в процессе обобщения дети напевали темы, инсценировали, разыгрывали, пластически интонировали упоминающиеся фрагменты оперы. По музыке четырех времен года из балета «Золушка» С.С.Прокофьева можно провести исполнительский конкурс: разделить детей на четыре группы и предложить каждой группе в пластической импровизации передать особенности музыки одного из времен года. Большое место занимают образы природы и в инструментальной музыке русских композиторов. Дети слушают, поют, пластически интонируют фрагмент второй части Четвёртой симфонии П.И.Чайковского, вспоминают музыкальную историю симфонии и значение Анданте, которое звучит после драматической первой части. Эта музыка успокаивает героя симфонии, помогает ему восстановить душевное равновесие после напряженной драмы первой части. Учитель может спросить также: Часто ли дети встречались с образами природы в музыке П.И.Чайковского? Совсем недавно (в предыдущей четверти) дети изучали оперу П.И.Чайковского «Пиковая дама», где на протяжении действия звучали музыкальные характеристики светлого дня в Летнем саду, грозы в завершении первой картины, воя ветра в пятой картине, тревожного сумрака ночи на Набережной в шестой картине и др. Образы природы чутко передают состояние, настроение героев, сочувствуют и поддерживают их. Возможно, кто-то из детей вспомнит пьесы из фортепианных циклов «Времена года», «Детский альбом», песню П.И.Чайковского «Осень» на слова А.Н.Плещеева и др. Завершающая часть урока посвящена образам природы в творчестве С.В.Рахманинова. Композитор писал: «Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это – русская музыка». Детям предлагается познакомиться с двумя произведениями С.В.Рахманинова: романсом «Сирень» и медленной частью Второго концерта для фортепиано с оркестром. После того, как дети послушали и разучили романс, охарактеризовали образ, созданный композитором, им предлагается провести анализ развития начального зерна-интонации в опоре на принципы повтора и контраста. Дети выявляют плавность, постепенность развертывания мелодической линии на основе варьирования начального зерна-интонации, что придает образу романса особую мягкость, тонкость, богатство красок и оттенков. Пример 70. Тема романса «Сирень» С.В.Рахманинова. Работу над медленной частью Второго концерта для фортепиано с оркестром дети начинают с её прослушивания в исполнении пианиста С.Т.Рихтера. В музыке детям слышится образ русской природы с её широкими просторами, далями. Разучив и пластически проинтонировав основную тему, дети анализируют её развитие, подбирают жесты для разных вариантов темы. После этого можно разделить класс на две группы и исполнить эту часть: одна группа детей исполняет партию солиста, а другая – оркестра. Пример 71. Тема медленной части Второго концерта для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова. Завершить работу над музыкой концерта С.В.Рахманинова можно, сопоставив медленную часть этого концерта с музыкой медленных частей симфоний Л.Бетховена, П.И,Чайковского и В.А.Моцарта. Ответ на вопрос «Чем они похожи, а чем отличаются?» предполагает слушание, напевание, пластическое интонирование всех вышеперечисленных произведений. Четвертый урок Тема: Образы защитников Отечества в произведениях русских композиторов Цель: - охарактеризовать образы защитников Отечества в их противостоянии иноземным захватчикам в героико-патриотических произведениях русских композиторов. Задачи: - охватить палитру образов защитников Отечества в пройденных произведениях русских композиторов; - исполнять (петь, инсценировать, пластически интонировать) музыкальные характеристики противоборствующих образов на разных этапах развития конфликта в пройденных героико-патриотических произведениях; - раскрыть образы русских женщин в отечественных героико-патриотических операх; - обсуждать сценическое решение фрагмента оперы в видеозаписи (по выбору). План четвертого урока: 1 блок. Слушание и разучивание Государственного гимна России. 2 блок. Исполнение представленных на страницах 110-113 учебника музыкальных характеристик защитников русского народа и их врагов. 3 блок. Приведение примеров столкновения в музыке противоборствующих сил, пение и пластическое интонирование фрагментов анализируемых произведений. Обсуждение сценического решения одного из эпизодов в видеозаписи (по желанию учащихся). 4 блок. Представление результатов проектных работ учащихся по темам: «Великая Отечественная война в песнях русских композиторов», «Музыка и музыканты на полях Великой Отечественной войны», «Гимн России: история создания и его авторы». Методические рекомендации В младшем школьном возрасте ребенок наиболее восприимчив к героическим образам и драматическим коллизиям. В этом возрасте активно формируются любовь к Родине, чувство национальной гордости, и потому в начальной школе наибольшую силу воздействия обретает художественный мир произведений героико-патриотической тематики. На этом уроке детям предлагается еще раз вспомнить, пропеть, проанализировать музыкальные характеристики положительных героев опер «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова. Важно, чтобы учащиеся обнаружили сходство нравственных позиций героев этих опер: любовь к Родине и борьба за свободу родного края, самоотверженность и решительность в принятии судьбоносных решений, нежное отношение к семье и стремление защитить ее от невзгод. В этих операх ярко выражено единение народов в порыве защиты своей родной земли от захватчиков (учитель может сообщить детям, что в ополчении Минина и Пожарского бок о бок сражались представители многих народов Поволжья и Севера России - русские, чуваши, марийцы, удмурты, коми и др.). Воспитательная значимость урока предполагает вариативность его содержания и построения. В этой связи приведем пример одного из возможных вариантов урока, в котором акцент делается на раскрытии образов русских женщин в отечественных героико-патриотических операх2. Вход детей под музыку вступления «Похвала пустыне» к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». У – Ребята, я не буду называть тему сегодняшнего урока. Но в процессе нашей совместной работы надеюсь, что вы назовёте её сами. Кто узнал музыку, которая прозвучала в начале урока? Д – Это «Похвала пустыне» – вступление к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова. У – В музыкальной речи какого героя оперы звучат темы вступления? Д – Февронии – главной героини оперы. У – Давайте споём фрагмент её арии из первого действия со словами. Дети хором напевают фрагмент арии. У – Я вам сейчас наиграю ещё две интонации, а вы мне скажете: музыкальной речи каких героев они принадлежат? Учитель наигрывает интонации темы рондо Антониды из первого действия оперы «Иван Сусанин» («Солнце тучи не закроет…») и фрагмент плача Ярославны из 4 действия оперы «Князь Игорь» («Я кукушкой перелётной…»). Д – Антониде и Ярославне. У – Давайте споём со словами и эти фрагменты. Дети хором исполняют первый куплет рондо Антониды и фрагмент плача Ярославны. У – Вы догадались, кому будет посвящен наш урок? Д – Героиням русских опер. У – Действительно, сегодня на уроке речь пойдёт о героинях русских опер. В каких операх мы познакомились с этими героинями? Д – «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князи Игорь» А.П.Бородина. У – А первый фрагмент, который прозвучал на уроке? Д – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова. У – Кто – герои этих опер? Д – Иван Сусанин и Собинин, Князь Игорь и Владимир, Князь Юрий и Всеволод. У – Почему, по-вашему, в названии только одной оперы есть имя женщины, остальные оперы названы мужскими именами? Как это связано с сюжетом? Д – Эти оперы о войне, поэтому главные герои этих опер – мужчины. У – С кем борются русские люди в этих операх? Д – В «Сказании…» с монголо-татарами; в «Князе Игоре» с половцами; в «Иване Сусанине» с поляками. У – Во время войны, какую задачу решает народ? Д – Защита Родины, Отечества. У – Бывает ли так, что женщины тоже защищают Родину? Д – Бывает, но реже, чем мужчины. У – Вот почему только в названии одной оперы на исторический сюжет стоит имя женщины. Скажите, а Феврония участвовала непосредственно в битве? Мы сейчас послушаем фрагмент из оперы, а вы догадаетесь, какая героиня является участницей боевых действий? |