Пояснительная записка к тематическому планированию по математике





Скачать 374.84 Kb.
НазваниеПояснительная записка к тематическому планированию по математике
страница1/4
Дата публикации11.08.2014
Размер374.84 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
  1   2   3   4


Пояснительная записка
к тематическому планированию по математике


Цели изучения учебного предмета:

Изучение математики в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

– способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка, не вредить его здоровью;

– дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины;

– сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы.

Общая характеристика учебного предмета:

В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Направленность процесса обучения математике в начальных классах на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребенка. Содержание курса четвертого класса отвечает тематическому принципу. Последовательность изучения тем позволяет органически включить в каждую следующую ранее пройденный материал и тем самым выстроить знания, умения и навыки в определенную систему. Так, при усвоении алгоритма умножения многозначного числа на однозначное учащиеся опираются на знание разрядного состава многозначного числа, распределительное свойство умножения, приемы сложения однозначных и двузначных чисел. В систему заданий, нацеленных на усвоение алгоритма умножения многозначного числа на однозначное, органически включаются такие вопросы: смысл умножения, переместительное и сочетательное свойство умножения, взаимосвязь умножения и деления, взаимосвязь компонентов и результатов деления, запись числа в десятичной системе счисления в виде суммы разрядных слагаемых.

Для осознания смысла деления с остатком, так же как и при усвоении смысла действий сложения, вычитания, умножения и деления, используются задания на соотнесение предметных действий и математической записи.

Чтобы освоить способ деления с остатком, дети прежде всего должны осознать взаимосвязь между делимым, делителем, неполным частным и остатком (с обязательным условием: остаток меньше делителя). С помощью специальной системы заданий до учащихся доводится смысл определения: «Разделить число а на натуральное число b — значит найти такие q и r, при которых a = bq + r, где 0 < r < b, но при этом, конечно, буквенная символика не используется».

Упражнения на умножение многозначного числа на однозначное органически включаются в тему «Деление с остатком», а задания на деление с остатком — в следующую тему «Умножение многозначных чисел», где рассматривается умножение на двузначное и трехзначное числа.

В процессе работы над темами «Умножение на однозначное число», «Деление с остатком», «Умножение многозначных чисел» учащиеся целенаправленно готовятся к изучению наиболее трудного вопроса курса четвертого класса — делению многозначных чисел. Здесь также уделяется большое внимание содержательному аспекту общего способа действия. Система учебных заданий составлена таким образом, что при их выполнении учащиеся активно используют понятия разрядного и десятичного состава чисел, способы прикидки, сравнение выражений на основе их содержательного анализа, взаимосвязь умножения и деления, свойство деления суммы на число и деления числа на произведение. Выполнение вычислений органически включается в эти задания, поэтому содержательная направленность курса четвертого класса не оказывает негативного влияния на вычислительные навыки.

Тема «Действия с величинами» носит обобщающий характер. В ней рассматриваются действия с величинами, с которыми учащиеся познакомились в предыдущих классах, и соотношения между единицами однородных величин.

Значительное место в программе четвертого класса отводится решению задач с величинами «скорость», «время», «расстояние». Эта работа связана с темой «Скорость движения».

Большое внимание в четвертом классе уделяется решению задач на пропорциональную зависимость величин, которые носят более усложненный характер, чем в третьем классе.

Специальная тема в четвертом классе посвящена решению уравнений — как простых, так и усложненных. В пределах этой же темы учащимся разъясняется алгебраический способ решения задач.

В конце четвертого класса учащиеся знакомятся с буквенными выражениями. Отнесение тем «Уравнения» и «Буквенные выражения» на конец четвертого класса позволяет обобщить материал, который изучался в первом, втором, третьем и четвертом классах, и организовать его продуктивное повторение.

Рабочая программа разработана на основе программы Н. Б. Истоминой «Математика» (2002), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации в соответствии со стандартом начального общего образования по математике.

Изменения в программу внесены не были.

На изучение учебного предмета в 4 классе отводится 136 часов ( 4 часа в неделю ).

Место учебного предмета в базисном учебном плане:

Предмет «Математика» входит в инвариантную часть базисного учебного плана для образовательных учреждений Р.Ф. Для обязательного изучения учебного предмета «Математика» на этапе начального общего образования в 4 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов в год (4ч. в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Математика»:

1) Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.

2) Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний; использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом. Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.

3) Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

4) Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

Требования к математической подготовке

Первый уровень.

Учащиеся четвёртого класса должны

Знать

Уметь

Таблицу сложения однозначных

чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного

навыка).

Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие

случаи деления (на уровне автоматизированного навыка).

Свойства арифметических действий:

а) сложения (переместительное и сочетательное);

б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное);

в) деления суммы на число;

г) деления числа на произведение

Разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц)

Алгоритм письменного сложения и вычитания

Алгоритм письменного умножения

Алгоритм письменного деления

Названия компонентов и результатов действий; правила нахождения слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя

Единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения

Способы вычисления площади и периметра прямоугольника

Правила порядка выполнения

действий в выражениях

Названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник,

прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг

Структуру задачи: условие,

вопрос


Устно складывать, вычитать,

умножать и делить числа в пределах 100 или легко сводимые к действиям в пределах 100, используя знания свойств арифметических действий,

разрядного состава двузначных чисел, смысла сложения, вычитания, умножения и деления и различных вычислительных приемов

Читать, записывать, сравнивать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений

Складывать и вычитать многозначные числа «в столбик»

Умножать «в столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное

Делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том

числе и деление с остатком)

Решать простые и усложненные уравнения на основе правил нахождения неизвестного

компонента. Решать задачи способом составления таких уравнений

Сравнивать, складывать и вычитать величины, умножать и делить величину на число.

Выражать данные величины в

различных единицах

Использовать эти знания для

решения задач

Использовать эти знания для

вычисления значений различных числовых выражений. Находить числовые значения простейших буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв

Узнавать и изображать эти

фигуры, выделять их существенные признаки

Читать задачу, устанавливать

взаимосвязь между условием

и вопросом, переводить понятия «увеличить (уменьшить)

на ...», «увеличить (уменьшить)

в...», разностного и кратного

сравнения на язык арифметических действий. Решать составные задачи на пропорциональную зависимость величин


Второй уровень

Называть компоненты арифметических действий:

сумма, слагаемое; разность, уменьшаемое, вычитаемое; произведение, множитель; частное, делимое, делитель.

Различать математические выражения: сумма, разность, произведение, частное; периметр и площадь прямоугольника; геометрические фигуры: отрезок и луч, круг и окружность, многоугольники.

Устанавливать связи, понимать зависимости: между величинами — скорость, время, длина пути при равномерном прямолинейном движении; между ценой, количеством и стоимостью товара.

Воспроизводить по памяти: результаты табличных случаев сложения и вычитания (в пределах 20), умножения и деления.

Решать практические задачи:

читать, записывать цифрами натуральные числа в десятичной системе счисления и называть их в порядке возрастания и убывания; сравнивать целые неотрицательные числа, величины; выполнять устные несложные вычисления с натуральными числами и нулем в пределах 100; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел (сложение и вычитание в пределах 1 миллиона; умножение и деление многозначных чисел на двузначное число в пределах миллиона);

вычислять значения числовых выражений в 2–3 действия, записанных со скобками или без них, используя правила порядка выполнения арифметических действий;

соотносить единицы: длины: 1 км = 1000 м, 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм; времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сут. = 24 ч, 1 год = 12 мес.; массы: 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг;

решать текстовые арифметические задачи в 1–2 действия;

измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью линейки;

вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса: изучение математики связано с такими предметами, как окружающий мир, технология, русский язык.

Тематическое планирование

Математика

4 класс



п/п

Наименование разделов

Макси-мальная нагруз-

ка на

уч-ся,ч

Из них

Теорет.

обуч-е,

ч.

Контроль

ная

работа

Самостоя-

тельная

работа

1.

Проверь себя! Чему ты научился в 1,2,3 классах?

12

10

1

1ч.

2.

Умножение многозначного числа на однозначное

12

9,75

1

1,25ч.

3.

Деление с остатком

12

11

1




4.

Умножение многозначных чисел

12

11

1




5.

Деление многозначных чисел

27

24,25

2

0,75ч.

6.

Действия с величинами

16

14,5

1

0,5ч.

7.

Скорость движения

19

17

1

1ч.

8.

Уравнения

7

6

1




9.

Числовые и буквенные выражения

13

11

1

1ч.

10.

Проверь себя! Умеешь ли ты решать задачи?

6

4,5

1

0,5ч.






















Итого:

136

119

11

6





































  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к тематическому планированию по математике
Развернутое тематическое планирование по математике (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного...
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к тематическому планированию по геометрии. 9 Класс
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к тематическому планированию по изобразительному искусству
Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к тематическому планированию православной культуре 4 класс
Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к тематическому планированию по истории Нового времени в 7 классе
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. Я. Юдовская «Новая история: 1500-1800» (М.: Просвещение, 2012г.)
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:...
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков химии в 8 классе на 2010-2011 уч год
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к тематическому планированию по технологии
Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям...
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к тематическому планированию по технологии
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Курс по...
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку
Она разработа в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconРабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир»
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству
В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования и науки РФ (М.: Дрофа, 2008) в соответствии с требованиями федерального компонента...
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству
В. С. Кузина, утверждённой Министерством образования и науки РФ (М.: Дрофа, 2008) в соответствии с требованиями федерального компонента...
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconРабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской»
Пояснительная записка к тематическому планированию по математике iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию
За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для 6 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск