2.Формирование новых знаний, умений и навыков. 2.1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
| Постановка и решение учебной проблемы. Беседа
| Обращая внимание учащихся на план изучения материка (Северная Америка), организует работу по следующим вопросам:
- Какие вопросы, связанные с характеристикой Северной Америки, мы уже изучили?
- Какой вопрос нам предстоит рассмотреть сегодня?
- Что именно мы должны выяснить про население Северной Америки?
| Отвечают на вопросы, дополняют, уточняют ответы друг друга.
Совместно с учителем формулируют тему урока. Составляют план изучения темы: «Население Северной Америки».
План:
1. Численность населения Северной Америки.
2. Плотность населения: средняя, максимальная, минимальная; причины, влияющие на нее.
3. Расовый состав и народы Северной Америки.
|
2.2. Создание проблемной ситуации.
| Самостоятельная работа.
Беседа.
| На основе составленного плана, организует работу учащихся по изучению населения Северной Америки, начиная с его численности и плотности. Предъявляет учащимся следующее задание: «Определите по учебнику (стр. 220) чему равна численность населения Северной Америки». Обращает внимание на следующие факторы, влияющие на плотность населения, записанные на доске:
а) природные ресурсы;
б) время освоения;
в) экономический;
г) транспортный;
- Как вы думаете, какие из перечисленных факторов влияют на плотность населения С. Америки?
| Выполняют задание, делают запись в тетради.
Анализируют, обсуждают, приходят к выводу, что не могут однозначно четко назвать факторы, влияющие на плотность населения Северной Америки.
|
2.3. Постановка учебной проблемы.
|
| Какие факторы оказывают влияние на плотность населения Северной Америки и почему?
| Воспринимают учебную проблему.
|
2.4. Решение учебной проблемы. а) выдвижение гипотезы;
б) проверка гипотезы;
в) формулировка окончательного решения.
| Беседа.
Самостоятельная работа.
| Вновь обращает внимание учащихся на факторы, записанные на доске:
- Могут ли все перечисленные на доске факторы оказывать влияние на плотность населения Северной Америки?
- Что нужно сделать, чтобы выяснить, какие именно факторы влияют на плотность населения в Северной Америке? Организует самостоятельную работу учащихся в группах по следующим заданиям:
Группа 1: «Установите среднюю плотность населения на материке Северная Америка».
Группа 2: «Установите минимальную плотность населения и для какой части Северной Америки она характерна».
Группа 3: «Установите максимальную плотность населения и для какой части Северной Америки она характерна»
Группа 4: «Установите факторы, влияющие на плотность населения в Северной Америке».
Организует выступление групп с результатами работы.
| Отвечают на вопросы, обсуждают, анализируют.
В итоге формулируют гипотезу: На плотность населения Северной Америки могут влиять как все, так и часть факторов, указанных на доске. Чтобы выяснить, какие именно влияют, надо проверить действие каждого из них по карте атласа и учебнику.
Учащиеся 1-2 группы работают по плану:
1) Прочитать и проанализировать информацию из учебника и атласа.
2) Определить среднюю плотность населения на материке.
3) Определить, какова максимальная плотность населения на материке.
4) Выяснить, в каких частях Северной Америки максимальная плотность населения.
5) Объяснить причины максимальной плотности в этих районах.
Учащиеся 3-4 группы работают по плану:
1) Прочитать и проанализировать информацию из учебника и атласа.
2) Определить среднюю плотность населения на материке.
3) Определить, какова минимальная плотность населения на материке.
4) Выяснить, в каких частях Северной Америки минимальная плотность населения.
5) Объяснить причины минимальной плотности в этих районах. Представитель группы рассказывает о содержании и результатах работы.
|
2.5.Доказательство и применение найденного решения.
| Самостоятельная работа.
| Организует деятельность учащихся по заполнению таблицы «Плотность населения Северной Америки» (см. прил. 2).
| Заполняют таблицу и выясняют, что не могут заполнить вторую ее часть, так как не знают, представители каких рас проживают на данном материке.
|
2.3 Постановка учебной проблемы.
|
| Представители каких рас проживают на материке Северная Америка?
| Воспринимают учебную проблему.
|
2.4 Решение учебной проблемы. а) выдвижение гипотезы;
б) проверка гипотезы;
в) формулировка окончательного решения.
|
Беседа.
Самостоятельная работа.
|
Организует поиск ответа на следующий вопрос:
- На основе своих знаний из географии, истории, СМИ предположите, представители каких рас будут проживать на данном материке? Свое мнение обоснуйте. Организует самостоятельную работу учащихся в группах по следующему заданию: «Пользуясь атласом, определите, представители каких рас проживают на данном материке». Организует выступление учащихся по итогам самостоятельной работы.
|
Высказывают предположения, приводят аргументы подтверждающие их. В итоге обсуждения формулируют рабочую гипотезу: На материке Северная Америка должны встречаться представители всех рас, кроме австралоидной. Определяют расовый состав населения по атласу («АСТ – ПРЕСС», стр.12).
Рассказывают о результатах работы. Перечисляют расы, населяющие Северную Америку.
|
2.5 Доказательство и применение найденного решения.
| Самостоятельная работа.
| Организует деятельность учащихся по дальнейшему заполнению таблицы по следующему заданию: «Заполните графы «Расы» и «Народы».
Используйте перечень народов, проживающих в Северной Америке:
а) англо-канадцы;
б) индейцы;
в) франко-канадцы;
г) негры;
д) американцы;
е) эскимосы.
| Заполняют таблицу, сталкиваются с тем, что не знают, к какой расе относятся эскимосы.
|
2.3 Постановка учебной проблемы.
|
| К какой расе относятся эскимосы?
| Воспринимают учебную проблему.
|
2.4. Решение учебной проблемы. а) выдвижение гипотезы;
б) проверка гипотезы;
в) формулировка окончательного решения.
| Беседа, демонстрация.
Самостоятельная работа учащихся.
| Организует деятельность учащихся по просмотру слайдов и поиску ответов на следующие вопросы:
- Какая форма глаз у эскимосов?
- Какой цвет кожи?
- На основе совокупности признаков предположите, к какой расе относятся эскимосы? Организует работу учащихся по выполнению следующего задания: «Пользуясь материалами учебника, определите, к какой расе относятся эскимосы». Организует выступление учащихся с итогами проделанной работы.
| Анализируют, обсуждают. Формулируют гипотезу: Эскимосы относятся к монголоидной расе.
Работают с текстом учебника, проверяют гипотезу. Учащиеся рассказывают о результатах работы.
|
2.5 Доказательство и применение найденного решения.
| Самостоятельная работа.
| Организует деятельность учащихся по завершению заполнения таблицы, акцентируя внимание на том, что эскимосы, а также индейцы являются коренными жителями Северной Америки. Предлагает выполнить следующее задание: «Пользуясь текстом учебника, определите, как называются национальные жилища индейцев и эскимосов и в чем их особенность».
| Учащиеся заполняют таблицу.
Определяют название и особенности национальных жилищ коренного населения.
|