Скачать 96.2 Kb.
|
МБОУ-Ильинская средняя общеобразовательная школа Открытый урок по теме: «Внутренние воды Северной Америки» Учитель географии Нелюдимова З.И. 2012 Цели урока: 1. Организовать деятельность учащихся по формированию знаний внутренних водах Северной Америки: - об особенностях режима и хозяйственного использования рек; - об озерах и их типах, хозяйственном использовании озер; - о ледниках. 2. Создать условия для развития • совершенствования умения делать описания отдельных рек и озер по типовому плану на основе анализа тематических карт;
3. Способствовать воспитанию у учащихся:
Задачи для учащихся Если вы узнаете: о внутренних водах Северной Америки:
Вы сможете:
Тип урока: урок изучения нового материала с применением информационных технологий. Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, картографический, частично-поисковый. Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная. Средства обучения: учебник «География материков и океанов» 8 класс; физическая карта Северной Америки; карточки с названиями и характеристиками климатических поясов; атласы 8-9 классов, маршрутные листы, листочки на самоклеящейся основе для постановки целей. Организация деятельности. «Познания и странствия неотделимы друг от друга» К. Паустовский I. Организационный момент. Мы продолжаем знакомиться с природой Северной Америки. Плывем к неведомому берегу, Хотим увидеть целый свет. Какое небо над Америкой? Когда наступит там рассвет? Как это здорово и правильно, Что среди множества наук Мы изучаем географию, Чтоб стал понятен мир вокруг. Формулировка темы, постановка целей и задач. На доске ключевые слова урока: Исток, устье, приток, бассейн, долина, режим, питание, характер течения, многоводность, происхождение котловин, ледники. Учащиеся формулируют предполагаемую тему урока. Тема сегодняшнего урока «Внутренние воды Северной Америки». Да на этом уроке мы познакомимся с удивительным миром рек и озер материка. У вас на партах лежат разноцветные листочки с клейкой стороной. Я попрошу вас написать вопросы о том, что нового для себя вы хотели бы узнать на уроке, и повесить этот вопрос на доску в колонку «Есть вопрос». Учитель, глядя на вопросы учащихся, формулирует цели урока. Почему внутренние воды изучаются после темы «Климат?» Поэтому сейчас нужно вспомнить все, что мы проходили на прошлом уроке.
Пять учащихся выполняют тест: 1. На территории Северной Америки есть все пояса, кроме: А- тропического Б- арктического В- экваториального 2. Главная причина разнообразия климатов материка: А- рельеф; Б- значительная вытянутость с севера на юг; В- океаны. 3. В умеренном климатическом поясе наибольшее количество осадков выпадает на побережье: А- Тихого океана; Б- Атлантического океана; В- Северного Ледовитого океана. 4. Холодные течения по сравнению с теплыми делают климат материка: А- более сухим, Б- более влажным, В- не влияют. 5. Многолетней мерзлотой называются зоны, где: А- почвы не оттаивают круглый год; Б- температура воздуха всегда ниже нуля градусов. 6. На наибольшую площадь материка оказывает влияние океан: А- северно-Ледовитый, Б- Тихий, В- Атлантический. 7. Большая часть материка расположена в климатическом поясе: А- субарктическом, Б- тропическом, В- умеренном, Г- субтропическом. 8. Самые высокие температуры на материке наблюдались в районе: А- полуострова Флорида, Б- Мексиканского залива, В- Долине Смерти. 9. Самые низкие температуры на материке достигали значения: А- -40 0С, Б- -55 0С, В- -70 0С. 10. Самые сухие районы на материке: А- север материка, Б- межгорные плато Кордильер, В- западные склоны Кордильер, Г- юго-восток. Остальные ученики получают карточки с названиями климатических поясов: субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический, арктический. Учитель называет или показывает особенности поясов, учащиеся угадывают.
Давайте вспомним, какие водные объекты относятся к внутренним водам? Заполните схему: Внутренние воды Реки Озера Болота Ледники Подземные воды Вернемся к ключевым словам. В течение минуты вспомните и дайте определение подчеркнутых понятий. Аргументируйте классическое выражение А.И.Воейкова – «реки – продукт климата» Какие из приведенных понятий зависят от климата?
Климат Режим реки Питание реки *Густота речной сети *Полноводность (Какая река полноводнее: Миссисипи или Колорадо? Почему?) *Схема дополняется в ходе беседы (учащиеся приводят примеры) Учитель. Реки бывают бурные и спокойные; длинные и короткие. Вопрос к классу. От какого компонента природы это зависит? (от рельефа)
Рельеф Характер течения реки Протяженность реки *Характер работы (горный, равнинный) (разрушительный, созидательный) Поэтому еще говорят, что реки – это дети климата и рельефа. А теперь вам и предстоит выявить влияние этих факторов на реки материка.
Куда несут свои воды почти все реки? (в океаны) В какие океаны несут воды реки Северной Америки? Одинаковы ли по площади будут бассейны этих океанов. Ответ обоснуйте. Мы с вами отправимся в далекое путешествие. Представьте, что вы находитесь на пирогах, бороздящих реки Северной Америки. Заполнение таблицы в маршрутных листах (каждая группа характеризует реки одного из океанических бассейнов):
По окончанию работы капитан команды у карты характеризует реки своего бассейна. Остальные учащиеся заполняют таблицу полностью. Физкультминутка. Но вы, наверное, очень устали. Пришло время немного отдохнуть. Мы с вами совершим «мысленное» плавание по мировому океану. Я прокладываю маршрут. А вы внимательно следите своим взглядом. Я буду для вас штурманом. Повторяем за мной все действия. Из Англии на запад Корабли поплыли. И к Северной Америке Лежал наш славный путь. Америку мы весело И быстро обогнули. И позже в Антарктиду Решили заглянуть. От холода мы сжались, С материком расстались. Средь айсбергов рулили, Мы долго- долго плыли. В Австралию примчались, В кораллах искупались. На солнце загорали, Зажмуривши глаза. И позже все довольные, Веселые, прикольные, Счастливые, красивые Вернулись мы назад. ЭТО ИНТЕРЕСНО. А знаете ли вы, что в Северной Америке находится озеро с одним из самых длинных названий. В этом названии 42 буквы: ЧАРГОГГАГОГГМАНЧАУГГОГОГГЧАУБУНАГУНГАМАУГГ. В переводе с индейского означает «нейтральная территория для ловли рыбы и проведения общих собраний индейских племен». Названия рек Северной Америки оригинальны, например, «Лошадь, которая не устает», «Первая в мире обманщица», «Грязная толстуха», «Отец вод». Озера материка. Равномерно ли распределены озера на территории материка? В какой части их больше всего? Как вы думаете, почему на севере так много озер? Как могли появиться здесь такие скопления пресных вод? (ледники) Поэтому происхождение этих озер – ледниковое. Заполнение схемы: Озера Ледниковые Ледниково- Остаточные Тектонические Вулканические Лагунные тектонические Ледниковые – Виннипег, Атабаска, Большое Невольничье, Большое Медвежье Ледниково- тектонические - Великие Американские озера. Сообщение и просмотр ученической презентации то теме «Ниагарский водопад» Остаточные - Большое Соленое озеро. Тектонические – Никарагуа. Ледники материка. Заполнение схемы: Ледники Покровные (материковые) Горные о. Гренландия Маласпина Канадский Арктический архипелаг
В заключение урока попрошу вас нанести все объекты, с которыми мы сегодня познакомились, на контурную карту.
Для повышения отметки У вас в листах маршрутных Джона Кабота заметки. Мир Америки ему знаком, Он считает себя знатоком. Но полвека уж прошло, Водой записки залило. Не все слова водою смыло, Восстановить их вам под силу. Предлагается заполнить пропущенные слова. Большая часть рек впадает в ….. океан. Самая большая река Америки … . Реки бассейна Северного Ледовитого океана имеют преимущественно … питание. Каньон реки … называют Восьмым чудом Света. Озера сосредоточены главным образом в …. части материка. Самое большое озеро в Северной Америке… Ниагарский водопад находится между озерами …. и Эри. Озеро Виннипег происхождения ….. Великие озера соединяются с Атлантическим океаном рекой …… Крупнейший горный ледник материка … Теперь я попрошу вас поменяться своими листами и проверить правильность ответов, исправляя ошибки простым карандашом.
Подойдите, пожалуйста, к доске, найдите свой вопрос и, если вы получили на него ответ в течение урока, то переместите его в колонку «Есть ответ». Если вопросов не осталось, то цели урока можно считать достигнутыми.
§ 56. Творческое задание –если бы вы смогли предложить строительство канала на территории материка, то где бы вы его построили и почему? Ваш проект должен иметь экономическое и экологическое обоснование. Опережающие задания: -сообщения и презентации по темам: «Национальные парки: Йелоустонский, Мамонтова пещера, Большой Каньон Колорадо, Вуд-Буффало, Секвойя», «Природные зоны Северной Америки».
Ребята, вы все – молодцы! Потрудились сегодня на славу! Ваши маршрутные листы я собираю, проверю их и выставлю оценки. И в заключение хочу сказать, Что лучше географии предмета не сыскать. Мир географии огромен, Стремитесь вы его познать. Закрывается доска, на которой высказывание Паустовского. Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга». Новых открытий вам, друзья. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок “Внутренние воды Северной Америки” является пятым в теме “Северная Америка”. Это один из уроков в системе комплексного изучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок “Внутренние воды Северной Америки” является пятым в теме “Северная Америка”. Это один из уроков в системе комплексного изучения... | ||
Урок на тему: «Климат и внутренние воды Южной Америки» Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти... | Урок на тему: «Климат и внутренние воды Южной Америки» Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти... | ||
Урок географии на тему «население северной америки» Деятельностная: формирование универсальных учебных действий на примере рассмотрения населения Северной Америки | Урока: Проверить знания учащихся по теме «Географическое положение и рельеф Северной Америки» Сформировать представления об особенностях климата Северной Америки, количестве климатических поясов и секторов, различиях их климатических... | ||
«Рельеф Северной Америки» Цель: сформировать у учащихся представление о тектоническом строении и разнообразии рельефа Северной Америки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится в 8 классе в разделе 1 «Особенности природы и природные ресурсы России», по теме 3 «Внутренние воды и водные ресурсы».... | ||
Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования Цель: учащиеся знают особенности географического положения и историю открытия Северной Америки | Конспект по исследователям 12. 03-17. 03 На контурной карте обозначить реки, озёра и водопады Северной Америки. Сравнить по плану (стр. 312 учебника)одну из рек Ю. Америки... | ||
Урок по теме Внутренние воды и водные ресурсы Оборудование: Физическая карта России,учебник-8 класс, схемы, карточки-задания, жетоны с цифрами | Реферат по экономической истории на тему «Экономические противоречия... Целью написания реферата является изучение экономических противоречий английских колоний Северной Америки с метрополией и война за... | ||
Урок по теме «северная америка» Цели и задачи Цели и задачи: обобщить знания учащихся о населении и природе Северной Америки. Подвести итог изучению темы | Урок на тему «Северная Америка» Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о природе и населении северной Америки | ||
Доклад на тему: «Современная культура» Экономика Северной Америки. Подготовить реферат или презентацию о животном или растении Серной Америки | Внутренние воды Евразии. Озера Вид учебных занятий: комбинированный урок с применением информационных технологий |