Скачать 70.71 Kb.
|
Открытый урок по теме»Внутренние воды и водные ресурсы» Задачи: Формирование представлений о многообразии озер страны и их происхождении Анализ и сопоставление карты, схемы, рисунков с целью получения новых знаний Повышение интереса к предмету Оборудование: Физическая карта России,учебник-8 класс, схемы, карточки-задания, жетоны с цифрами Ход урока : Цель нашего урока- познакомиться с многообразием озер нашей страны и их происхождением. Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления мы отправляемся в путь. Для успешной работы мы разделимся на группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания. Ваша цель работать быстро и набрать как можно больше баллов. Команда-победительница получит вознаграждение- отличные оценки. Мы живем в мире слов .каждое слово что-нибудь обозначает. Я предлагаю вспомнить значение слова»озеро».накарточке№1 три определения. Выберите нужное. Поднимите соответствующую цифру. А вот так поэтически красиво, передал нам свое восприятие озера А.Блок. Как женщина усталое оно Раскинулось внизу и смотрит в небо Туманится и даль поит туманом И отняло у неба весь закат «Над озером» Такого количества и такого разнообразия озер , как в России, нет ни в одной стране мира. Вспомните сколько озер насчитывается в нашей стране(1 миллионО Вы сказали, что озеро- природное углубление , а углубление- это котловина. Образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение На карточке №2 перечислены все типы озерных котловин. Запишите их в тетрадь в таблицу. А теперь используя текст на странице 120 учебники, определите какие из них встречаются в России. Дополнительную информацию найдите на карте атласа»Водные ресурсы»Сделайте вывод Для выполнения следующего задания важно вспомнить причины образования озерных котловин. На карточке №3 даны их описания. Найдите соответствующие им названия из карточки №2 (ответы 1-д, 2-е, 3-а. 4-ж, 5-6, 6-г, 7-в) К какому типу озер можно отнести озера нашего края- Зрыв(Табашинское). Таир(карстовые) Происхождение озерной котловины определяет форму озера- его контур. По карточке №4 установите соответствие между контуром озера и его происхождением(ответы- 1-г, 2-а. 3-Д, 4-в. 5-6) Команда. Успешно справившиеся с заданием получает балл Озеро -это не только котловина. Но и углубление, заполненное водой. Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 3 группы- схема №1. запишите ее в тетрадь На карточках №5. 6 вы видите контуры озер разного типа, распределите их по видам озер, по расходу и приходу воды, ответ объясните. Подумайте при каких климатических условиях чаще всего образуются эти виды озер(ответы: карточка №5- 1-глухое, 2-проточное,3- бессточное. Карточка №6- 1-бессточное,2- проточное) Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить на 3 группы- схема №2, запишите ее в тетрадь Решим задачу. В купе вагона поезда идущего за Урал, встретились 2 пассажира. Первый ехал домой, второй в командировку. Выяснилось, что оба они любители рыбалки. Живут в озерных краях. Тот. Который ехал домой, жаловался, что хотя озер на его плоской степной равнине много, но рыбы в них почти нет. Его попутчик был этим сильно удивлен. Ведь у него дома, на северо-западе России, в небольших озерах рыбы видимо-невидимо. Вопросы-В каких районах России живет каждый? Почему в озерах разное количество рыбы? Какими причинами вызвано образование озер в каждом случае? Ответы:- Первый-юг западной Сибири, соленые, подземные воды Второй- северо-запад России, пресные, ледниковые(подсказка-карточка №7) В России более 1 миллиона озер. Я предлагаю познакомиться с самыми известными озерами, используя карточку №8.работаем в группах(сообщения учащихся) Озеро 1.Это озеро- море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения(Каспийское) Озеро2. Это озеро- самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек. Вытекает одна Нева. У озера славная история: В годы великой Отечественной войны по его льду проходила дорога жизни- единственная связь страны с осажденным Ленинградом (Ладожское) ОзероЗ. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль(3олотое озеро)-такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби.(Телецкое) Озеро4. Еще при Петре 1 проложили русские люди «государеву дорогу» от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска а Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых(Онежское) Озеро 5. А это озеро- исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения(Чудское) Озеро 6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже великаны Арктики- овцебыки(Таймыр) Озеро 7. Это озеро -самое глубокое в мире, самое старое -ему 30 миллионов лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений-3/4 из них эндемичны,т.е встречаются только здесь(Байкал) Озеро 8. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходи граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи( Ханка) После проверки правильно ответившие получают баллы. Как вы уже поняли озера всегда играли большую роль в жизни человека. Составим схему»3начение озер»Назовите 3 основных вида богатств озер(схема № 3) В наш век, когда водные ресурсы Земли истощаются , значение пресных водоемов , сохранение их чистоты богатства их фауны и флоры становится делом первостепенной важности. Вот поэтому даже к самому крошечному озеру наполненному»живой водой2 , следует относится как к ценнейшему дару природы. Каждое озеро- это сложный живой организм, реагирующий на все изменения окружающей среды. Каждое озеро имеет свою жизнь(схема № 4) На территории нашей страны сохранилось немало уникальных естественных водоемов, по отношению к которым необходимо проявить внимание и заботу .Предлагаю вам совершить путешествие на озеро Байкал. (сообщение учащегося)Байкал- глубочайшее озеро мира. Оно расположено в глубокой тектонической впадине(грабене) максимальная глубина озера- 1637 метров, а средняя- 730 метров. Органический мир Байкала представлен 1500 видами животных и 1000 видами растений. В Байкале сосредоточено 80 процентов пресных вод России и 20 процентов мировых запасов. Байкал- водная чаша нашей планеты. Самое сложное, самое трудное- это решить как нужно относиться к Байкалу. Либо это «музей живых древностей» сделать национальным парком, либо промышленным районом. К сожалению второй путь все более побеждает. Не случайно забили тревогу ученые, а Андрей Вознесенский написал стихи (читает учащийся)Я ночью проснулся, мне кто-то сказал Мертвое море- священный Байкал Я на себе почувствовал взор Будто я моря убийца и вор Слышу не спит иркутянин во мгле Курит и предок проснулся в земле Когда ты болеешь, все мы больны Байкал- ты хрустальная печень страны И кто-то добавил из глубины Байкал- заповедная совесть страны Плыл я на лодке краем Байкала Вечер просвечивал вполнакала Ну неужели наука солгала Над запрокинутым взором Байкала И неужели мы будем в истории Эти Байкал загубили, которые Надо вывесить бюллетень Как себя чувствует омуль, тюлень Это не только отстойников числа- Совесть народа должна быть чистой Вот почему узнав показуху Борются наши прорабы духа Чтоб заповедником стало озеро Чтоб его воды не целлюлозило Чтобы никто, никогда не сказал Мертвое море- священный Байкал Надеюсь, что вы разделите вместе со мною слова, что на карте нашей Родины не должны исчезнуть голубые пятна озер. Наша задача перед будущим поколением- донести до него и не расплескать эти природные чаши, полные бесценной живительной влаги В заключении урока я предлагаю письменно подвести итог работы, ответив на вопросы:
Домашнее задание: параграф 20, страницы 120-121.Дифференцированное задание на оценку:»3»-составить рассказ об озерах России «4»-составить план характеристики озера «5»- дать определение слову»лимнология» Карточка № 1
Карточка №2
3. Где бы вы могли применить полученные знания? Домашнее задание: § 20, стр. 120-121. Дифференцированное задание на оценку: «3» — составить рассказ об озерах России; «4»— составить план характеристики озера; «5» — дать определение слову «лимнология». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится в 8 классе в разделе 1 «Особенности природы и природные ресурсы России», по теме 3 «Внутренние воды и водные ресурсы».... | Лоция на ввп земляновский Глава L. Внутренние водные пути Внутренние водные пути — реки, озера, водохранилища и каналы, пригодные для судоходства и лесосплава | ||
Реферат по географии. Тема: «Водные ресурсы России» Из этой воды около: 69 приходится на воду в виде снега и льда Антарктики и Гренландии; 30 приходится на подземные воды;0,12 на поверхностные... | Программа по естествознанию (раздел «Химия») для студентов, обучающихся... Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как... | ||
Урок по теме: «Внутренние воды Северной Америки» Организовать деятельность учащихся по формированию знаний внутренних водах Северной Америки | Реферат по химии «водные ресурсы» С. Заметные различия в солености и температуре наблюдаются почти исключительно в поверхностном слое воды, а также в окраинных и особенно... | ||
Исследовательская работа на тему : «Путешествие капельки воды» «Вода это жизнь». Без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок “Внутренние воды Северной Америки” является пятым в теме “Северная Америка”. Это один из уроков в системе комплексного изучения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок “Внутренние воды Северной Америки” является пятым в теме “Северная Америка”. Это один из уроков в системе комплексного изучения... | Внутренние воды Евразии. Озера Вид учебных занятий: комбинированный урок с применением информационных технологий | ||
Методическая разработка урока по теме: «Климат и внутренние воды Евразии» Цели: познакомиться с климатическими поясами Евразии; называть и показывать важнейшие реки и озера Евразии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок по алгебре и географии в 7 классе. «Формулы сокращенного умножения. Внутренние воды Африки» | ||
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Значение воды для жизни на Земле» Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе | Диплом 2007 Поэтому водные ресурсы Казахстана весьма ограничены и не могут обеспечить развитие водоемких отраслей экономики | ||
«Статистический анализ антропогенного воздействия на водные экосистемы» Поэтому каждый случай загрязнения воды должен тщательно изучаться, чтобы, по крайней мере, минимизировать его последствия | Урок изучения нового Технологическая карта изучения темы «Превращения... Образовательная (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с круговоротом воды в природе,... |