Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края





Скачать 103.66 Kb.
НазваниеМбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края
Дата публикации01.09.2014
Размер103.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
МБОУ «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А.П.»

Смоленского района

Алтайского края

Демографическая ситуация в современной России: проблемы и перспективы

урок обществознания в 11 классе


Базовый учебник


Учитель

Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень, под редакцией ЛН Боголюбова, М, Просвещение, 2010 г.

Стопичева Наталья Георгиевна



Цель урока: Формирование знаний учащихся на проблемы демографии современной России и пути их решения.
Задачи:
- обучающие - Изучить состояние демографической ситуации в России,

-проанализировать, дать оценку государственной демографической политике.
-развивающие -Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить исследования, рационально решать

познавательные и проблемные задачи, переводить знаковую информацию в другие виды, участвовать в дискуссии,

работать в группе с документами, формулировать собственное мнение.
-воспитательные - воспитать чувства ответственности учащихся за свой выбор, понимания необходимости быть в курсе

современных проблем своей страны как важнейших показателей уровня их патриотизма
Тип урока: урок исследование с элементами дискуссии
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3




4

5

6

1

Организационный

Мотивационный

Постановка проблемного вопроса


Включение

учащихся в деловой ритм

Обеспечение

мотивации учения, актуализация субъектного опыта учащихся

Создание ситуации учебного успеха, снятие напряжения


Просмотр визуального ряда, создающего эмоциональный фон, способствующего повышению интереса к изучаемому материалу (сл1-4).

Вводное слово учителя: В мире издавна существовал интерес к учету населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.п. Впервые учет населения проводился более 4 тыс. Текущий учет ведется постоянно практически во всех странах мира. По оценкам демографов, 15тысяч лет назад на Земле проживало не более 3 млн. чел. С тех пор население нашей планеты заметно увеличилось, достигнув к 2011 г 7 млрд чел.

Вопросы: Какое место в рейтинге стран по численности населения занимает Россия? (сл ) Проанализируйте диаграмму (сл 5). Какой вывод можете сделать?

Что вам известно о демографической ситуации России, что вы об этом читали или слышали? /на доске кратко ведется запись по высказываниям учащихся, данная запись остается открытой на протяжении всего урока/

Зачем вам нужны знания по данной теме?

Учитель: По мнению западных демографов, Россия сегодня переживает демографический крах. Ученые Берлинского института народонаселения назвали Россию «Исчезающая мировая держава».

Неужели на карте мира не будет одной из великих держав? Или это преувеличено, но с какой целью?


Настрой учащихся на работу, положительные

эмоции.
Предлагает задания,

побуждает к

высказыванию,

организует формулировку темы и цели.


Учащиеся настраиваются на работу

Просмотр визуального ряда.

Учащиеся обмениваются мнениями, дис-

куссия


Осознают тему урока, формулируют задачи

Формулируют гипотезу

1

5



2


Операционно-деятельностный


Обеспечение осмысления проблем демографической ситуации в стране

Учитель: Я предлагаю вам сегодня выступить в роли демографов и доказать или опровергнуть эту точку зрения. В группах вам нужно провести анализ по одному из демографических показателей (сл 7) и сделать вывод.

Чтобы работа у нас была конструктивной, давайте в ходе урока будем придерживаться следующих принципов (сл8).








5





Работа в группах:

1-я гр: сравните уровень рождаемости с уровнем смертности; какие тенденции прослеживаются в данном направлении; проанализируйте данные младенческой смертности, сравните с показателями в других странах; сделайте общий вывод о естественном приросте населения России
2 гр: проанализируйте данные о продолжительности жизни в России; сравните с аналогичными показателями для других стран; сформулируйте особенность данного процесса
3 гр: проанализируйте процесс миграции из сельской местности в городскую; охарактеризуйте явление «утечка мозгов», бизнес-миграция; сформулируйте общий вывод о миграционном процессе России


4 гр: проанализируйте распределение численности населения Российской Федерации по полу и возрастным группам; сформулируйте особенность данного процесса; проанализируйте прогноз изменения численности населения России
Учитель: вернемся к высказыванию. Какой вывод можете сделать на основе комплексного анализа показателей
Вывод: Факты и статистические данные подтверждают, что демографическая проблема в России существует

Вопрос к классу: Как вы думаете, какими причинами вызвана демографическая проблема в России? (сл )

Вопрос к группам: Опираясь на сегодняшние факты, попытайтесь разработать возможные последствия демографического кризиса: к каким изменениям в разных сферах жизни/экономике, политике, в социальной сфере, духовной../ российского общества приводит современная демографическая ситуация ? Каково ваше отношение к подобным фактам, выскажите свои впечатления на основе предложенных фактов и сделайте общий вывод, связанный с данными последствиями?


Организует и мотивирует работу в группах по

таблицам, диаграммам.

Учитель координирует представленные выводы

Работа в группах по раздаточному материалу:

сравнивают, анализируют,

обсуждают в группах,.

Выступают представи-

тели групп,

формулируют результаты анализа информации
Формулируют вывод,

записывают его в тетрадь

Формулируют причины и последствия демографической проблемы в России, высказывают свое отношение к фактам

5

10




Формулируется общий вывод: последствия демографического кризиса подтверждают, что сложившаяся демографическая ситуация угрожает национальной безопасности современной России./вывод в тетрадь/






Вывод записывают в тетрадь

5




Вопросы классу: Что же предпринимается правительством РФ для решения демографической проблемы?

Проанализируйте приоритеты демографической политики в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни;

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи;

в области миграции и расселения.

Выскажите ваше отношение к мерам государственной поддержке.



Организует работу над фрагментом документа «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года»

учебник, стр 200

Рассматривают приоритеты демографической политики в настоящее время, обсуждают и представляют собственное мнение относительно предложенных тем.

5

5

Рефлексия деятельности

Мобилизация

учащихся на

рефлексию своего поведения

Учитель: Подведем итог нашему разговору. Какую точку зрения вы разделяете?

Какой вывод вы сделали для себя?

Побуждает к

высказыванию


Учащиеся анализируют свою деятельность

на уроке, а также еще раз обращаются к тому выводу, который сделали для себя по теме урока

5




Домашнее задание




п17, материалы урока. Индивидуально для подготовленных учащихся: Демографическая ситуация в Алтайском крае, в моем селе.


Комментирует задание

Записывают в дневник

1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconДиалоги с деепричастием
Полное название образовательного учреждения: мбоу «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа» Мамонтовского района Алтайского...
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconПубличный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная...
Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconПубличный отчет мбоу «Берёзовская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Березовская средняя общеобразовательная школа» функционирует с 1968 года. Находится по адресу с. Березовка, ул. Зеленая, 30,...
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу «Крутишинская средняя общеобразовательная школа» Шелаболихинского района Алтайского края
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconАнализ методической работы мбоу ясош за 2011-2012 учебный год
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Яготинская средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского...
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconПубличный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная...
Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края за 2009-2010 уч год
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconПрезентация: Microsoft PowerPoint 2010 Рекомендации в свободной форме
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): мбоу «Крестьянская средняя общеобразовательная...
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconСогласовано
Алексеевская муниципальная средняя общеобразовательная школа Благовещенского района Алтайского края
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место работы (полное наименование оу, город, область): мбоу «Веселоярская средняя общеобразовательная школа» с. Веселоярска» Рубцовского...
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconУроках математики (реферат)
Моу «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconКомплексная программа развития
...
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconПроблемное обучение в преподавании химии
Муниципальное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа Кытмановского района Алтайского края
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconПлан-конспект урока фио (полностью) Кондрашкина Тамара Владимировна
Мкоу «Клочковская средняя общеобразовательная школа» Ребрихинского района Алтайского края
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconРабочая программа по предмету «География. Россия»
...
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconРабочая программа по предмету «География. Россия.»
...
Мбоу «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матрёнина А. П.» Смоленского района Алтайского края iconРабочая программа по географии (для обучающихся 10 кл.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Васильчуковская средняя общеобразовательная школа» села Васильчуки Ключевского района...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск