Рабочая программа по предмету «География. Россия»





Скачать 201.79 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «География. Россия»
Дата публикации24.09.2014
Размер201.79 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное казённое образовательное учреждение: «Ситниковская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»


«ПРИНЯТО»
Руководитель ШМО

___________ Н.Г.Дрожанова

Протокол №____ от

« _____»____________ 2011


«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы

_______________А.М.Теличко

Приказ №__________от

«____» ___________2011




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«География. Россия»

8 класс

на 2011 – 2012 учебный год

Базовый уровень

70 час. (2 часа в неделю)
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для 6-11 классов, которые

легли в основу действующих учебников линии «Полярная звезда». Авторы А.И.Алексеев, Е.К.Липкина,

В.В.Николина. М., Просвещение, 2008

Составитель:

Еременко Вера Константиновна, учитель географии,

I квалификационная категория

с.Ситниково

2011

Пояснительная записка

  • Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г.

  • География. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М., «Дрофа», 2008 г.


Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

При определении содержания программного материала учитывалсь резкое усиление практической направленности мышления, свойственной подросткам этого возраста, развитие их способности к абстрагированию, возрастание устойчивости интересов и частоты перехода произвольного внимания в постпроизвольное. Это создаёт реальную возможность пробуждения интереса к изучаемому вопросу в процессе учебной деятельности, появления увлечённости предметом. Отчётливо выражается тенденция усиления гуманистической направленности географического образования и показа большого пратического взаимосвязей природных и экономических явлений.

Возможность опоры на знания, усвоенные учащимися при изучении «Географии материков и океанов» в 7 классе позволяет в 8 классе акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны, рассматривать вопросы прогнозирования природных и социально-экономических явлений, обусловленных как естественными, так и антропогенными причинами.

Существенной особенностью всех разделов является реализация комплексного подхода к изучению географии. Так, при характеристике географического положения России, в том числе геополитического, показывается его значение для формирования природы, хозяйственного освоения территории, внешних экономических связей. В региональной части курса. Где даётся комплексная характеристика географических районов России, главная задача – ознакомление учащихся со спецификой природы, местными экологическими проблемами и социальными, путями их решения.

Программа предусматривает поэтапную систематизацию и обобщение материала.При этом возможно усложнение сформированных ранее знаний, ознакомление с новыми проблемами.

На протяжении всего курса учащиеся овладевают умениями читать новые для них виды тематических карт физико-географического содержания, осуществлять их наложение, анализировать статистичеcкие данные и решать простейшие расчётные задачи, работать с материалами периодической печати, с компьютерными банками данных.

Необходимо уделять внимание совершенствованию сформированных ранее умений, например, чтению топографических карт, туристических маршрутов, составлению описаний природы. Желательно возможно чаще тренировать учащихся в чтении и анализе картосхем и статистики географичеcкого содержания, публикуемых в местной и центральной прессе.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных

связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Поурочное тематическое планирование (70 часов)


№ пп

Тема урока

Параграф

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты деятельности изучения темы

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке




Тема 1. Россия в мире (4 часа)







Знать/понимать: географическое положение России на карте мира, границы,пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России; положение России на карте часовых поясов; административно-территориальное деление России; историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей , путешественников, землепроходцев в освоении территории России.
Уметь: характеризовать географическое положение страны и своего края; определять поясное время;

Оценивать: географическое положение России, своего края




1

Мы и наша страна на карте мира. ПР №1 Обозначение на контурной карте государственной границы России.

1

практикум

Лекция-беседа. выполнение ПР

2

Наша страна на карте часовых поясов. ПР№2 Определение разницы во времени на карте часовых поясов.

2

практикум

Лекция, решение задач о времени

3

Как ориентироваться на карте России. ПР№3 Ориентирование по физической карте России.

3

практикум

Лекция-беседа, выполнение ПР

4

Формирование территории России.

4




Рассказ , инд опрос

5

ПР №4 Сравнение способов районирования «природного и экономического»




практикум

выполнение ПР

6

Географическое положение Алтайского края







Лекция, тестирование

7

Обобщение по теме «Россия в мире»







Делов.игра




Тема 2. Россияне (10 часов)







Знать/понимать: численность, плотность и воспроизводство населения; особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;

Уметь: использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России.

Оценивать: природно-ресурсный потенциал страны




8

Воспроизводство населения. Численность населения. ПР №5 Анализ графиков рождаемости и смертности в России.

5-6

практикум

Лекция-беседа, выполнение ПР

9

Состав и численность населения Алтайского края. ПР №6 Построение графика численности населения нашего района




практикум

Инд, опрос, выполнение ПР

10

Миграции населения

7




Лекция-беседа

11

Наш демографический портрет.

8




инд опрос

12

ПР №7 Анализ половозрастных пирамид России и отдельных её регионов.




практикум

выполнение ПР

13

Россияне на рынке труда. ПР№8 Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в нашем регионе.

9




инд опрос, выполнение ПР

14

Мозаика народов. Этнос. ПР №9 Анализ карты народов России.

10

практикум

выполнение ПР

15

Размещение населения.

11




Лекция-беседа

16

Расселение и урбанизация

12




Рассказ, анализ карты

17

Города и сельские поселения.

Горда Алтайского края.

13




Лекция-беседа, индив опрос

18

Состав и численность населения Алтайского края. Размещение.







Лекция-беседа, индив опрос

19

Обобщение по теме «Россияне».







Тестирование




Тема 3. Природа(17часов)













20

Геологическая история

14




Лекция-беседа

21

Рельеф: тектоническая основа.

15




Знать/понимать: связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения; факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы; особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов; основные типы почв, их размещение по территории страны; особенности земельных ресурсов и их рациональное использование


Лекция-беседа, индив опрос

22

Рельеф: скульптура поверхности. ПР № 10 Описание рельефа России по плану.

16

практикум

Выполнение ПР

23

Рельеф Алтайского края







лекция

24

Как осваивают россияне свой участок земной поверхности. ПР №11 Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых.

17

практикум

инд опрос,

Выполнение ПР

25

Солнечная радиация. ПР № 12 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России

18

практикум

Выполнение ПР

26

Атмосферная циркуляция.

19




Лекция-беседа

27

Зима и лето в нашей северной стране.

20






Уметь: устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам; пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях; анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы; устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России.

Оценивать: климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности;

Сочинение-рассказ

28

Изучаем карту климатических поясов России.

21




Работа с атласом

29

Как мы живём и работаем в нашем климате.

22




Индивидуальный опрос

30

Климат алтайского края, его основные черты и климатообразующие факторы







Сообщения по теме

31

Наши моря. ПР №13 Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. Описание одного из российских морей по типовому плану.

23

практикум

Индивидуальный опрос Выполнение ПР

32

Наши реки. ПР №14 Описание одной из российских рек России с использованием тематических карт; выявление возможностей её хозяйственного использования. Обозначение на контурной карте крупнейших рек России.

24

практикум

индивидуальный опрос., работа с К/К, Выполнение ПР

33

Где спрятана вода.

25




Лекция-беседа

34

Водные дороги и перекрёстки.

26




Составление схемы

35

Внутренние воды Алтайского края







Беседа, ф ронт опрос Выполнение ПР

36

Учимся с « Полярной звездой». ПР №15 Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

27

практикум

Работа с учебником, атласом, Выполнение ПР

37

Почва - особое природное тело. ПР №16 анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.

28

практикум

Лекция-беседа, Выполнение ПР

38

Почва – основа сельского хозяйства. ПР №17 Ознакомление с образцами почв своей местности.

29

практикум

инд опрос, беседа

Выполнение ПР

39

Почвы Алтайского края. Почвы нашей местности.







Беседа, индив опрос

40

Обобщение по теме «Природа»







тестирование




Тема 4. Хозяйство (15часов)







Знать/понимать: состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства Алтайского края; изменения в экономике России и Алтайского края.

Уметь: анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности; составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России.

Оценивать: тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России.




41

Развитие хозяйства

30




Лекция-беседа

42

Особенности экономики России. ПР № 18 Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности»

31

практикум

Фронт.инд. опрос Выполнение ПР

43

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.

32




Лекция-беседа, индив опрос

44

Нефтяная и газовая промышленность.

33




Беседа, инд. опрос

45

Электроэнергетика. ПР №19 Составление схемы «Структура ТЭК»

34

практикум

Рассказ , сост схемы Выполнение ПР

46

Металлургия. ПР №20 Установление основных факторов размещения предприятий чёрной и цветной металлургии.

35

практикум

Беседа, выполнение ПР

47

Машиностроение

36




Лекция-беседа

48

Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс.

37




Лекция-беседа, фронт.опрос

49

Растениеводство. ПР№ 21 Обозначение на контурной карте главных районов растениеводства

38

практикум

Лекция-беседа, выполнение ПР

50

Животноводство. ПР№ 22 Обозначение на контурной карте главных районов животноводства.

39

практикум

Лекция-беседа, фронт. Опрос, выполнение ПР

51

Учимся с «Полярной звездой». Географическая исследовательская практика. Агропромышленный комплекс. Состав АПК.

40




Работа с учебником

52

Сухопутный транспорт.

41




Лекция-беседа

53

Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. ПР№ 23 Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору)

42

практикум

Рассказ ,

выполнение ПР

54

Сфера услуг.

43







Лекция-беседа

55

Хозяйство Алтайского края. Этапы его развития.







Беседа, инд. опрос

56

Учимся с «Полярной звездой». Особенности развития сферы услуг своей местности.







Работа с учебником

57

Обобщение по теме «Хозяйство»







Тестирование




Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (6 часов)







Знать/понимать: природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;


Оценивать: влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения




58

Зональность в природе и жизни людей. ПР№ 24 Анализ карты «Природные зоны России»

44

практикум

Лекция-беседа выполнение ПР

59

Северные безлесные зоны.

45




Фронт. и инд. опрос

60

Лесные зоны

46




Беседа, инд. опрос

61

Степи и лесостепи.

47




Беседа, инд. опрос

62

Южные безлесные зоны.

48




Беседа, инд. опрос

63

Субтропики. Высотная поясность в горах. ПР№ 25 Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану.

49

практикум

Индив.опрос, выполнение ПР

64

Природные комплексы Алтайского края







Лекция-беседа




Тема 6. Наше наследие (4 часа)







Знать/понимать: что такое территориальная организация общества; что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Оценивать: уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия; современные проблемы России




65

Территориальная организация общества.

50




Лекция-беседа

66

Влияние мировых процессов на жизнь россиян.

51




Беседа-рассказ

67

Понятие «наследие». .Всемирное наследие.

52




Лекция-беседа

68

Что мы оставим потомкам.

53




Обсуждение проблемы

69

Перспективы развития Алтайского края







Лекция-беседа

70

Урок обобщения по теме «Наше наследие»







Тестирование



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.


Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.



Используемый УМК:
1 .Учебник: « География. Россия». 8 класс. Учебник для общеобразоват.учреждений /А.И.Алексеев, В.В.Николина, С.И.Болысов и др./под ред.А.И.Алексеева;

Рос.академия наук, Рос.академия образования, издательство «Просвещение»-3-е изд, испр.-М., Просвещение,2011 (Академический школьный учебник

«Полярная звезда»)

2. Программа: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В.Программы общеобразовательных учреждений. География, 6-9классы.М., Просвещение, 2008


  1. Методическое пособие: Николина В.В. География. Поурочнные разработки. 8 класс: пособие для учителя /В.В.Николина; Рос.акад.наук, Рос.академия образования, изд-во «Просвещение».-М.,Просвещение, 2009. (Академический школьный учебник «Полярная звезда»)




  1. Атлас «География России 8-9 класс» с комплектом контурных карт. М.: Роскартография, 2009


Контрольно - измерительный материал:


  • Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2005

  • Смирнова М.С. География: сб. заданий для проведения промежуточной аттестации: 6-9 классы: книга для учителя/ М.С.Смирнова. М.: Просвещение,2007

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconРабочая программа по предмету «География. Россия.»
...
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconРабочая программа по предмету «География», 7 класс
...
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconПриказ директора моу «сош №17 г. Красавино» №01 10 /72 от 30. 08....
Рабочая программа учебного предмета «География. Экономическая и социальная география мира» составлена на основании
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconРабочая программа по предмету «География» для 6 9 классов
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconПрограмма по учебному предмету «география» 8 класс Дахиной Кристины Михайловны
И. И. Баринова, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы....
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconРабочая программа по учебному предмету «География» для 6- 9 класса...
Программы общеобразовательных учреждений география 6-11 класс умк о. А. Климанова, В. В. Климанов М.: Дрофа, 2009-127с. Программы...
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету география для 7 класса, базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе Программы...
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету география для 9 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе Программы «География...
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconРабочая программа по предмету география для 8 класса индивидуальное...
Рабочая программа учебного курса география для 8 класса (индивидуальное обучение) на ступени основного общего образования составлена...
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconОао «фнпц «Алтай», г. Бийск, Россия Администрация г. Бийсканаукограда РФ ипхэт со ран
Псахье (Россия), Christian Perut (Франция), Keiichi Hori (Япония), Людмила Огородова (Россия), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski...
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconРабочая программа по предмету «география» ( 7 -к класс ) учителя географии
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 7-го класса общеобразовательной средней школы
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconКонспект урока №1 Тема: «Россия наша Родина»
Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconРабочая программа по предмету «География»
В. И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 г. Авторы программы для 9 класса: «География России. Население и хозяйство» И. И. Баринова, В. П....
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconРабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «география»
В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения...
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconРабочая программа по предмету география класс 7
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Игирменская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа по предмету «География. Россия» iconКурчина М.: «Дрофа», 2010. Умк: 1 Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года по предмету «География»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск