На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида





НазваниеНа уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида
Дата публикации13.09.2014
Размер88.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
МБОУ Кудашевская ООШ

Бугульминского муниципального района РТ

Повышение качества обучения в условиях сельской МКШ посредством организации самостоятельной работы учащихся
Учитель начальных классов:

Гаязова В.З.

2014 год

Повышение качества обучения

в условиях сельской малокомплектной школы

посредством организации самостоятельной работы учащихся
Работа в малокомплектной сельской школе имеет некоторые недостатки:

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину или менее урока.

2. Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами;

3. Часто дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как он в это время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать при наличии помех со стороны другого класса, потому что в это время там может идти беседа, объяснение и т.д.

5. Ограниченность применения приборов, наглядности, зарисовок, больших таблиц и т.д., а также демонстрации диафильмов в ходе объяснения, так как дети другого класса отвлекаются, что становится помехой, нарушает ход учебного процесса.

Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков. Умело использовать специфические особенности малокомплектной школы — главная задача учителя.

Часть уроков в классах - комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание. На уроках русского языка общими могут быть:

занятие по чистописанию, словарный диктант, работа с картиной, грамматический разбор, на уроках математики - устный счет, работа с геометрическим материалом, работа над задачей.

Например, во время минуток чистописания можно использовать такие задания:

на доске (экране)записаны буквы: д, к, а, и, н, с, о, в

Задание для 1 класса:

- напишите заглавные и строчные буквы данных печатных букв.

Задание для 3 класса:

- составьте и запишите слова из данных букв, попробуйте составить слово из всех 8 букв

На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида:

На экране или доске «Магический квадрат»




























Задание для 1 класса:

- В каждом квадрате нарисуй по одному красному, синему, зелёному кружочку так, чтобы в каждой строчке и столбике были кружки разного цвета.

Задание для 3 класса:

- Заполни клетки квадрата числами 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 так, чтобы сумма чисел каждой строчки и столбика была равна 45.

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы.

Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени. Её длительность обуславливается многими причинами. Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу могут быть следующими:

Класс

1-е полугодие, мин

2-е полугодие, мин

1-й

5-10

6-12

2-й

8-15

15-20

3-й

10-15

12-17

4-й

14-18

19-25

Число самостоятельных работ на одном уроке может быть разным. Но предлагая их, надо учитывать, прежде всего, возможности учеников и выносить для самостоятельной работы лишь доступные и посильные для них задания, помнить, что частая смена видов деятельности ведёт к ухудшению результатов и увеличению затрат времени.

По виду и назначению самостоятельные работы делятся на:

1) подготовительные

2) обучающие

3) проверочные

Подготовительные задания позволяют начать урок не с объяснения учителя, а с самостоятельной работы, направляющей учеников к изучению нового материала, опираясь на ранее усвоенные знания, известные факты, правила, выводы, которые являются частью новой информации.

Например, на уроках математики при изучении темы «Вычитание вида 30–6» можно для самостоятельной работы представить систему следующих подготовительных заданий:

1. Распредели примеры в два столбика, обоснуй свой ответ:

40-8 34+5 44+3 80-9 56+20

70-8 90-6 45+50 30-6 72+10

2. Среди данных примеров найди те, которые помогут решить примеры одного из столбиков, записанных в задании.

(20+10)-6 (70+10)-9 (50+10)-1 (80+10)-3

(30+10)-8 (60+10)-8 (40+10)-2 (80+10)-6

3.Состав каких чисел надо знать для решения данных примеров? Запиши их самостоятельно.

Исходя из системы таких подготовительных заданий приступают к изучению нового материала. Вопросы и задания на этапе изучения будут следующие:

- Посмотрите внимательно на только что решенные примеры. Назовите среди них тот, который помог решить пример 30 – 6.

Детям надо дать время на обдумывание. После обсуждения им предлагается самостоятельно записать пример с подробным объяснением, используя опорные слова памятки, устно проговорить алгоритм. В конце такой работы учитель должен дать образец рассуждения решения данного примера с использованием тех же опорных слов:

  1. Пишу: 30 - 6

  2. Уменьшаемое заменяю суммой «удобных» слагаемых: (20+10)

  3. Вычитаемое 6 вычитаю из 10

  4. Результат складываю с первым слагаемым суммы.

  5. Получаю 30-6=(20+10)-6=20+(10-6)=20+4=34

В дальнейшем учащиеся пользуется сокращенной формой алгоритма-памятки:

  1. Пишу …

  2. Заменяю суммой …

  3. Вычитаю из 10 …

  4. Складываю ...

  5. Получаю …

После изучения нового материала легко организовать самостоятельную работу по ее закреплению. Для экономии времени на уроке необходимо свести к минимуму те объяснения учителя, которые можно записать на доске или в карточках для самостоятельной работы. Упражнения на закрепление целесообразно проводить с опорой на алгоритмические таблицы, предписания, памятки.

Например, алгоритм решения задачи:

1. Прочитай условие задачи.

2. Если не понял, прочитай ещё раз, подумай.

3. Повтори условия задачи и её вопросы.

4. Что известно из условия, что надо найти?

5. Что нужно узнать сначала?

6. Что нужно узнать потом?

7. Составь план решения задачи.

8. Реши задачу.

9. Получи ответ.

10.Проверь ход решения, ответ.

Алгоритм при изучении темы «Приемы письменного вычитания в пределах 1000» в 3 классе:

1.Пишу……..

2.Вычитаю единицы……

3.Вычитаю десятки……..

4.Вычитаю сотни……

5.Читаю ответ…

На уроке русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» детям окажет помощь таблица алгоритмического характера:

Прочти

Докажи

Напиши

р...ка

реки

река

тр...ва

травка

трава

л…сной

лес

лесной

Можно дополнять инструкции алгоритмическими требованиями, к которым привыкли дети, например, «Делай так», «Выписывай так» и т.д.

Например: Делай так (при опознавании имен существительных):

1. Устно поставь вопрос к слову - кто? что?

2. Выбери слова, которые отвечают на вопрос кто? что?

3. Что эти слова обозначают?

4. Название предметов, чувств, явлений природы - существительные.

5. Все остальные - нет.

6. Выпиши их.

7. Убедись, что сделал правильно.

По таким алгоритмам (предписаниям, опорным схемам и т.д.) ученик сверяет правильность своих действий.

В условиях малокомплектной школы очень важно научить детей обнаруживать допущенную ошибку самостоятельно, без помощи учителя. Нужно научить учащихся пользоваться приемами самоконтроля постоянно, без напоминания, т.е. сформировать потребность в самопроверке. Но по собственной инициативе учащиеся почти никогда не проверяют свое решение. Это можно объяснить тем, что у них, как правило, не возникает сомнений в правильности выполнения задания.

В таких случаях учащимся предлагаю задания для самостоятельной работы и группу правильных ответов. Если задание выполнено неверно, т.е. если ответ не совпадает с одним из ответов, то ученик снова предпринимает попытку его решения и делает это до тех пор, пока не получит правильного ответа. Например.

1 класс.

Реши примеры: Найди правильный ответ:

7-5 5; 2; 4;

8-6 6; 8; 2;

10-8 2; 3; 4

3 класс.

Реши примеры:

375 + 586 1000 - 477 840 • 20 1380 : 5 780 + 40 : 4

Найди правильные ответы:

276 523 790 961 16800

Можно применять задания с образцами решения или с инструкциями и приемами самопроверки:

1 класс. Реши примеры, проверь по образцу:

Образец:

1) 6 + 2 = 2) 5 + 2 = 3) 4 + 3 = 4) 4 + 6 =

2 + 6 = ….. ….. ……

8 - 2 = …. ….. ……

8 – 6 = …. …. …..

3 класс. Внимательно рассмотри образец, реши примеры:

Образец: 68: 2=(60+8) : 2 = 60 : 2 + 8: 2 = 30 + 4 = 34

84 : 4 =

99 : 3 =

48 : 2 =

88 : 2 =

Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. Но каждую работу должен проверить и сам учитель. Ученику важно знать, как выполнено задание, получить одобрение учителя.

При организации самостоятельной работы нужно:

-мотивировать выполнение задания, не ограничиваясь репликами общего характера - "Теперь выполним упражнения, решим примеры, прочитаем текст". Неясная цель задания снижает эффективность обучения,

-разъяснять последовательность выполнения задания,

-определять продолжительность самостоятельной работы с ориентиром на объем задания, его сложности, с учетом сформированности навыка чтения, скорости письма, вычислительных навыков, объема внимания, организованности и трудоспособности учащихся младшего школьного возраста. Некоторые дети лучше анализируют условие задачи, понимают смысл прочитанного с голоса учителя, некоторые медленно читают и просто не успевают приступить к решению задачи.

Ответственная роль в поддержании интереса детей и обеспечении общей эффективности обучения принадлежит учебникам и УМК. Они не всегда предназначены для самостоятельной работы на уроке. Их тексты нуждаются в учительских комментариях. Учитель малокомплектной школы должен очень внимательно просмотреть учебник, познакомиться с его логикой и структурой. Если материал изложен доступно, написан понятным языком, учтены особенности детского мышления, работа учителя существенно упрощается. Он определяет, какие параграфы, задания, из предложенных в учебнике, целесообразно давать детям для самостоятельной работы.

В Кудашевской школе преподавание в начальных классах ведется по УМК «Перспективная начальная школа». По теме «Табличные случаи деления» в учебнике математики для 3 класса поэтапно предлагаются следующие задания:

1. Для данных табличных случаев умножения 7•8, 3•9 , 6•4, 8•6, 5•7, 3•8, 9• 9 составь и запиши соответствующие случаи деления, следуя образцу:

7•8=56 56:8=7 56:7=8

2. Выполни деление, опираясь на соответствующие случаи умножения.

35:7 = 42:6 = 63:9 =

64:8 = 32:4 = 27:3 =

3. Запиши все табличные случаи деления, в которых делитель равен числу 3.

4. Из следующих случаев деления выпиши только табличные.

64:8=8 24:2=12 56:7=8 24:4=6 30:3=10 25:5=5 40:2=20 18:9=2

Предлагаемые виды заданий доступны для самостоятельного решения учащимися начальных классов, как для индивидуальной, так и для парной работы.

Таким образом, самостоятельная работа в малокомплектной школе – важная составная часть учебного процесса. Её эффективность определяется многими факторами, ведущее место среди которых принадлежит организации. Разнообразие содержания и форм самостоятельных работ способствует развитию познавательных и творческих способностей, мышления учащихся, а, следовательно, и повышению качества обучения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование урока: учебник математики 4 класс, М. И. Моро; чашечные весы, карточки для устного счета
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: интерактивная доска, проектор, конверты с сюрпризами, индивидуальные маркерные доски для учащихся, раздаточный материал...
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconУрок математики в 4 классе
Цель: закрепить умение измерять углы с помощью транспортира, выполнять действия с величинами дробями, развивать умение находить значения...
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconУрок математики в 1 классе
Задачи: развивать навык устного и письменного счёта, умение считать в пределах 7: складывать, вычитать, сравнивать, развивать логическое...
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconУроках математики
Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи,...
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconУрок математики в 3 классе Тема: «Умножение и деление круглых чисел»
Задачи: закрепить устные приемы умножения и деления многозначного числа на однозначное, повторить различные виды алгоритмических...
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconКонкурсы по математике
Через эти задания можно осуществить межпредметные связи и показать прикладную сущность предмета математики. Ребятам очень нравятся...
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconАпробация программы «Формирование математических понятий, измерительных...
Программа составлена в соответствии с календарными планами математики с 5 по 9 класс. Каждый интегрируемый предмет определил, какие...
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconУроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие....
Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области»
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconУрока математики в 1 классе Тема: «Образование числа 15, его десятичный состав»
Смешариков; солнышко для рефлексии и «Линеечки успеха»; схемы – опоры задач; рисунок Петушка (из геометрических фигур); домик для...
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида icon«Устный счёт- гимнастика ума»
Изучить некоторые приёмы организации устного счёта, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconУроках математики и информатики
Настоящее время это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных...
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconРеферат по дисциплине «Математика» на тему: «История развития математики»
Развитие математики началось с создания практического счёта измерения линий, поверхностей и объёмов
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида iconУрок математики во 2 классе Тема: «Во сколько раз больше или меньше?»
Цели: продолжить работу над задачами «во сколько раз больше или меньше»; закреплять знания табличных способов умножения и деления;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск