АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ
«Формирование математических понятий, измерительных и вычислительных умений и навыков
на уроках технологии и в быту»
(для учащихся 5-9 классов школ VIII вида) Исакова Л.П., Лыткин С.В., Максимова Л.В.,
Романова Т.П., Степанова О.Е.,
Толстяков П.С. Юмшанов С.Д.
Программа составлена в соответствии с календарными планами математики с 5 по 9 класс. Каждый интегрируемый предмет определил, какие задания будет рассматривать по своей соответствующей теме.
Достоинство данной программы – параллельное изучение и закрепление математических понятий, вычислительных и измерительных операций на уроках математики и уроках трудового обучения через упражнения и практическое изготовление изделий – программное планирование повторения математических знаний и связи теории с практикой (реализация дидактических принципов прочности знаний и умений навыков и связи теории с практикой). При разработке программы учетны принципы систематичности, последовательности и межпредметной связи.
В силу ограничений, связанных с интеллектуальными нарушениями, выпускники школ VIII вида являются немобильными как на производстве, так и в быту. Поэтому в стенах школы важно скомпенсировать недостатки их интеллектуального развития. Известно, что такие учащиеся с большим трудом переносят имеющиеся знания и умения в решении учебных задач в новые условия и в практическую трудовую деятельность. Так большинство учащихся с трудом выполняют математические операции по измерению, вычислению, переводу в мелкие единицы мер длины, массы на уроках трудового обучения, что снижает темп работы и качество выполняемых изделий, т.е. уровень профессионально-трудовой подготовки.
Опытно-экспериментальная работа «Формирование математических понятий, измерительных и вычислительных умений и навыков на уроках технологии и в быту»
Начало работы: 2010 – 2013 г.г. Цель и задачи апробации программы
Выявить влияние программы на формирование математических понятий, измерительных и вычислительных умений и навыков на уроках технологии и в быту.
Задачи: 1. Введение упражнений на уроках технологии по отработке математических понятий, измерительных и вычислительных умений.
2. Подбор практически значимых изделий для отработки математических ЗУН.
3. Разработка пособия по математике для корректировки профессиональных терминов и уровня математических понятий на уроках технологии.
4. Разработка диагностического материала по технологии для отслеживания уровня сформированности математических ЗУН.
5. Разработка интегрированных уроков математики и технологии.
6. Мониторинг сформированности математических ЗУН.
7. Анализ и корректировка методов и приемов апробации программы.
Методическое обеспечение ОЭР
Методические пособия по математике:
-задачники, справочник, интегрированные задания.
2. Дидактический материал по технологии:
-операционные карты «Разметка изделия»;
-интегрированные задания математика – технология
3. Интегрированные уроки по темам:
геометрические фигуры, симметрия, меры измерения
4. Диагностический материал по отслеживанию уровня сформированности математических ЗУН: контрольные работы с межпредметной направленностью.
5 Критерии оценки уровня сформированности математических ЗУН.
СПРАВОЧНИК
ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ
(КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА
Составитель: Исакова Л.П.
Разработка по технологии
Интегративные задания
по математике и ШВД
Составители: Исакова Л.П.,
Степанова О.Е.
Скатерть « Шахматка» в национальном стиле
Из каких фигур состоит блок узора?
Сколько шаблонов нужно изготовить?
Определите размеры и
изготовьте шаблоны.
Изготовление шаблонов
Постройте квадрат со стороной 8см.
Отступив на 1см. Постройте внешний квадрат.
Вырежьте рамочку.
Внутренняя сторона будет
линией сшивания. Внешняя сторона припуски.
Стачивание квадратиков
Принцип соединения квадратиков в полотно таков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы соединяют между собой.
5 класс.
Рабочее место слесаря?
Какими инструментами пользуются при разметке?
Из каких частей состоит молоток?
Напишите в мм. размеры: 2 см, 43 см, 8 см, 67 см, 6 см 3 мм.
Что такое шаблон.
Как проверить исправность циркуля.
Чему будет равен диаметр окружности если радиус равен: 5 см, 7 см, 9 см.
Что такое проволока.
Из каких частей состоят слесарные тиски.
Какие вы знаете напильники по форме.
Из каких элементов состоит напильник.
из каких частей состоит сверлильный станок.
6 класс.
Правила поведения в мастерской.
Что такое квадрат.
Что такое прямоугольник.
Построить квадрат со стороной равной 4см5 мм.
Построить прямоугольник со сторонами равными 3см2 мм и 4см7 см.
Что такое параллельные линии.
Какие вы знаете черные металлы.
Какие вы знаете цветные металлы.
Из каких частей состоит ножовка с раздвижным станком.
Что такое опиливание.
Какой инструмент необходим при опиливании.
Какие соединения клепкой вы знаете.
Какие виды клепок вы знаете.
Какие инструменты необходимы при клепке.
Какие виды резьбы по профилю вы знаете.
Какие нужны инструменты для нарезания внутренней резьбы.
Какие нужны инструменты для нарезания наружной резьбы.
Интегрированные уроки
Проведены уроки с интегрированными заданиями, в которых используются знания и опыт учащихся, полученные на уроках трудового обучения:
- расчет расхода материала или на отделку;
- расчет количества продуктов на приготовление салата, бутерброда и т.д.;
какие измерения надо произвести на изготовлении разделочной доски, для разметки деталей, изготовления игрушек (машины);
В 7-м классе по теме: Четырехугольники.
В 9-классе по теме: Построение треугольника по трем сторонам.
В 7-м классе по теме: Деление чисел, полученных измерением величин, на однозначное число.
Симметрия относительно оси. 7 класс.
Критерии оценки уровня сформированности математических ЗУН на уроках технологии 0 уровень: ученик имеет не достаточные математические ЗУН в профессионально-бытовой деятельности
I уровень: ученик имеет не устойчивые математические ЗУН и не достаточно сформированы измерительные и вычислительные навыки в профессионально-бытовой деятельности.
II уровень: ученик имеет устойчивые математические ЗУН и не достаточно сформированы измерительные и вычислительные навыки в профессионально-бытовой деятельности.
III уровень: ученик имеет устойчивые математические ЗУН и сформированы измерительные и вычислительные навыки в профессионально-бытовой деятельности.
Методы исследования
Наблюдение
Шкалирование
Сравнение
Анализ
Экспериментальная работа
Отслеживание уровня математических ЗУН на уроках математики и технологии
Тематические блоки
| Проверяемые ЗУН
| Сроки
| ФИ учащихся
| Математика
| ШВД
| Сувенирное дело
| Слесарное дело
| Столярное дело
| Воспитатели
| Взаимное положение прямых на плоскости и в пространстве
| Различение взаимного положения пространстве и на плоскости
_ Умение чертить параллельные и перпендикулярные и прямые
| сентябрь
| Новиченко П.
Попова А.
Рахманова Н
Рыжов А.
Стручкова В.
Сизых А.
Суховинский А.
| III
II
II
I
|
III
II I
|
II
I
I
| II
II I
II
| III
II I
III
| II
|
|
|
| Итого :
I
II
III
|
3
3
1
|
1
1
1
|
2
1
|
1
3
|
1
2
1
|
1
| Решение задач с применением мер длины
|
| декабрь
| Новиченко П.
Попова А.
Рахманова Н
Рыжов А.
Стручкова В.
Сизых А.
Суховинский А.
| II
I
II
I
II
I
I
|
I
II III
|
I
II III
| II
II I
II
| II
I I
I
|
II
|
|
|
| Итого :
I
II
III
|
4
3
|
1
1
1
|
1
1
1
|
3
1
|
1
3
|
1
|
Отслеживания уровня математических ЗУН на уроках столярного дела в 2010-2012 гг.
Практические упражнения «Разметка и пиление по разметке»
№
| ФИ ученика
| 5 класс
2009-2010г
| 6 класс
2010-2011г
| 7класс
2011-2012г
| 8 класс
2012-2013г
| 1.
| Рахманов Рустам
| I
| I
| II
| II
| 2.
| Романов Максим
| I
| I
| I
| II
| 3.
| Суховинский Саша
| I
| I
| I
| II
| 4.
| Трусов Коля
| I
| I
| II
| II
| 5.
| Шадборас Коля
| I
| I
| II
| II
| 6.
| Ярков Христофор
| I
| I
| I
| II
| №
| ФИ ученика
| 7 класс
2010-2011г
| 8 класс
2011-2012
| 9 класс
2012-2013г
|
| 1.
| Петров Юра
| II
| II
| III
|
| 2.
| Молчанов Дима
| II
| II
| II
|
| 3.
| Малофеев Коля
| II
| II
| III
|
| 4.
| Николаев Петя
| II
| II
| II
|
| 5.
| Кармадонов Саша
| I
| II
| II
|
| Динамика качества обученности по математике в ходе эксперимента
Качество профессионально – трудового обучения
Профили
Качества
| СТД
| СЛД
| ШВД
| СХТ
| СД
| год
| «5» - «4»
| 100
| 91
| 94
| 94
| 94
| 2009-2010
| «5» - «4»
| 100
| 83
| 95
| 95
| 96
| 2010-2011
| «5» - «4»
| 100
| 86
| 87
| 87
| 99
| 2011-2012
|
Выводы:
Апробация программы «Формирование математических понятий, измерительных и вычислительных умений и навыков
на уроках технологии и в быту» показала ее эффективность :
2. Повысился уровень практических ЗУН математических операций в практической деятельности учащихся
3. Качество обученности учащихся по математике повысилось
4. Работа по данной программе повышает практические умения учащихся в вычислительных и измерительных математических операциях |