Скачать 362.5 Kb.
|
министерство общего и профессионального образования Ростовской области **** центр модернизации общего образования ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО *** ГКОУ РО школа-интернат VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь»г.Ростов-на-Дону 2011год Содержание.
Пояснительная записка Поскольку трудовая деятельность является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л. С, Выготский), специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида нацелено на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Ориентация на профессиональный труд, выбор будущей профессии обучающегося, воспитанника специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей к труду. Таким образом, становится более ясной актуальность данной программы. По Федеральному Закону от 24.11.1995 года №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ограничение жизнедеятельности включает в себя 7 основных критериев: полная или частичная утрата лицом возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В то же время в современном обществе сегодня господствует ключевой принцип: умственно отсталые выпускники имеют право заниматься общественно полезным производительным трудом, который даёт им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознания нужности обществу. У школьников 7-9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии. Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей. Чтобы подростки ориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу, стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии. Данная программа профессионального определения является комплексной по содержанию, т. к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:
Таким образом, основными направлениями по профориентации являются:
2. Организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий; 3. Развитие творческого потенциала детей. Во внеклассной работе по профориентации можно использовать следующие формы работы:
Цель: Актуализация профессионального самоопределения обучащихся, воспитанников с ОВЗ посредством специально организованной деятельности по получению информации о мире профессии. Задачи:
содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.
Продолжительность одного занятия может варьировать от 40 до 60 минут, в зависимости от специфики и ведущего вида деятельности. Специфика предлагаемых занятий такова, что они не предполагают традиционные для школы отношения «педагог – ученик», а, следовательно, исключают ситуацию оценивания и контроля усвоения. Главный результат эффективности деятельности по Программе - сформированность у выпускника готовности и способности к выбору доступной для него профессии. Программа состоит из трёх разделов: 7 класс. «Тропинки мира профессий» Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Занятия представляют пропедевтический курс, предусматривающий введение в специфику занятий и ознакомление с рядом профессий и специальностей, овладение которыми является наиболее доступным для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида. 8класс. « Я в стране профессий» Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профдиагностика. Занятия с восьмиклассниками нацелены главным образом на:
своими идеалами и реальными возможностями. 9 класс. «Шаги в профессию» Основная направленность занятий:
перспективе посредством выполнения профессиональных проб;
Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся систематически в течение учебного года из расчёта: 7 класс - 4 часа в месяц (34 часа в год) 8 класс -4 часа в месяц (34 часа в год) 9 класс - 4 часа в месяц (34 часа в год). Реализация Программы позволяет: - создать систему профориентационной работы в коррекционном учреждении VIII вида; - активизировать познавательную деятельность воспитанников в поисках «своей» профессии; - всесторонне изучать индивидуальные особенности и возможности воспитанников, оказывать помощь в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности; - сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии; - оказывать детям помощь в правильном выборе профессии; - формировать у детей способности соотносить свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями профессии; - развивать навыки уверенного поведения, необходимые для успешной профессиональной адаптации. Требования к знаниям и умениям В результате прохождения программы по профессиональному самоопределению воспитанники должны знать: - представление о ряде некоторых профессий; - владеть общими трудовыми умениями; - владеть знаниями о профессиях, которые доступны для них; - уметь соотносить свои качества с определённой профессией; - знать основные статьи Трудового кодекса РФ, как основном документе, регулирующем трудовые отношения; - быть адаптированными к профессиональной жизни; - владеть информацией о профессиональных образовательных учреждениях нашего района, округа; - уметь оформлять соответствующие документы при устройстве на работу. 7 класс Основные задачи:
|
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного... Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Выступление Березиной Натальи Петровны, социального педагога Муниципального... Из опыта работы Муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников... | ||
Образовательная программа государственного бюджетного специального... Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Публичный отчет краевого государственного казённого специального... «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4» | ||
Публичный отчет краевого государственного казённого специального... «Канская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» содержит информацию об основных результатах работы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения, для обучающихся воспитанников с ограниченными... | Публичный отчет муниципального казенного специального (коррекционного)... «Озоно-Чепецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» муниципального образования «Кезский район»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников... | Рабочая программа по предмету «Профессионально-трудовое обучение» (швейное дело) «Владос», 2000 г./, соответствует учебному плану Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «11» октября 2011г. «Об изменении типа Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся,... | Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного специального... Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Омутинского района для обучающихся, воспитанников... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Доклад муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного... Публичный доклад подготовлен администрацией Муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное специальное коррекционное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников специального образовательного... | Доклад Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного... Публичный доклад Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников... |