Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь»





Скачать 362.5 Kb.
НазваниеПрограмма профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь»
страница1/4
Дата публикации12.08.2014
Размер362.5 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4
министерство общего и профессионального образования Ростовской области

****

центр модернизации общего образования

ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО

***

ГКОУ РО школа-интернат VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону



Согласовано на МС

УТВЕРЖДАЮ:

ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42 Протокол № от 30.08. 2011 г.

Директор ГКОУ РО

школы-интерната VIII вида № 42







Руководитель ____________ Т.Н.Мошкина

_______________ И.Ю. Богданова

Программа

профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников

специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида

«Однажды и на всю жизнь»



г.Ростов-на-Дону

2011год

Содержание.


I.

Пояснительная записка


3 стр

II.

Содержание программы


6 стр




2.1.Календарно – тематический план 7 класс


6 стр




2.2.Календарно – тематический план 8 класс


6стр




2.3.Календарно – тематический план 9 класс


12 стр

III.

Приложение


17 стр

IV.

Литература


26 стр


Пояснительная записка
Поскольку трудовая деятельность является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л. С, Выготский), специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида нацелено на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Ориентация на профессиональный труд, выбор будущей профессии обучающегося, воспитанника специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей к труду. Таким образом, становится более ясной актуальность данной программы.

По Федеральному Закону от 24.11.1995 года №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ограничение жизнедеятельности включает в себя 7 основных критериев: полная или частичная утрата лицом возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В то же время в современном обществе сегодня господствует ключевой принцип: умственно отсталые выпускники имеют право заниматься общественно полезным производительным трудом, который даёт им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознания нужности обществу.

У школьников 7-9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.

О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

Чтобы подростки ориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу, стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

Данная программа профессионального определения является комплексной по содержанию, т. к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:

  • элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий;

  • профдиагностика;

  • помощь в изучении и использовании своих личных особенностей;

  • проблемно-игровые ситуации;

  • экскурсии;

  • беседы;

  • консультации.

Таким образом, основными направлениями по профориентации являются:

  1. Профессиональное просвещение учащихся;

2. Организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий;

3. Развитие творческого потенциала детей.

Во внеклассной работе по профориентации можно использовать следующие формы работы:

  • Беседы на различные темы.

  • Встречи с представителями различных профессий. Экскурсии на предприятия.

  • Экскурсии в профессиональные заведения.

  • Организация общественно-полезного труда, как проба сил для выбора будущей профессии.

  • Периодическое пополнение альбома «Я и моя будущая профессия».

  • Анкетирование, тестирование.



Цель: Актуализация профессионального самоопределения обучащихся, воспитанников с ОВЗ посредством специально организованной деятельности по получению информации о мире профессии.

Задачи:

  1. Готовить воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать

содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.

  1. Содействовать формированию адаптивных механизмов и уверенного поведения старшеклассников.

  2. Всесторонне изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.

  3. Решать некоторые личностные проблемы учащихся, как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

Продолжительность одного занятия может варьировать от 40 до 60 минут, в зависимости от специфики и ведущего вида деятельности.

Специфика предлагаемых занятий такова, что они не предполагают традиционные для школы отношения «педагог – ученик», а, следовательно, исключают ситуацию оценивания и контроля усвоения. Главный результат эффективности деятельности по Программе - сформированность у выпускника готовности и способности к выбору доступной для него профессии. Программа состоит из трёх разделов:

7 класс. «Тропинки мира профессий»

Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Занятия представляют пропедевтический курс, предусматривающий введение в специфику занятий и ознакомление с рядом профессий и специальностей, овладение которыми является наиболее доступным для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.
8класс. « Я в стране профессий»

Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда.

Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профдиагностика.

Занятия с восьмиклассниками нацелены главным образом на:

  • развитие у подростков профессионального сознания;

  • формирования личностного смысла выбора конкретной профессии;

  • развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со

своими идеалами и реальными возможностями.
9 класс. «Шаги в профессию»

Основная направленность занятий:

  • углубление знаний о требованиях профессии к человеку;

  • развитие механизмов самопознания;

  • коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной

перспективе посредством выполнения профессиональных проб;

  • формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда;

  • контроль и коррекция профессиональных планов;

  • оценка результатов достижений в избранной деятельности;

  • социально-профессиональная адаптация.

Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся систематически в течение учебного года из расчёта:

7 класс - 4 часа в месяц (34 часа в год)

8 класс -4 часа в месяц (34 часа в год)

9 класс - 4 часа в месяц (34 часа в год).

Реализация Программы позволяет:

- создать систему профориентационной работы в коррекционном учреждении VIII вида;

- активизировать познавательную деятельность воспитанников в поисках «своей» профессии;

- всесторонне изучать индивидуальные особенности и возможности воспитанников, оказывать помощь в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

- сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии;

- оказывать детям помощь в правильном выборе профессии;

- формировать у детей способности соотносить свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями профессии;

- развивать навыки уверенного поведения, необходимые для успешной профессиональной адаптации.
Требования к знаниям и умениям

В результате прохождения программы по профессиональному самоопределению воспитанники должны знать:

- представление о ряде некоторых профессий;

- владеть общими трудовыми умениями;

- владеть знаниями о профессиях, которые доступны для них;

- уметь соотносить свои качества с определённой профессией;

- знать основные статьи Трудового кодекса РФ, как основном документе, регулирующем трудовые отношения;

- быть адаптированными к профессиональной жизни;

- владеть информацией о профессиональных образовательных учреждениях нашего района, округа;

- уметь оформлять соответствующие документы при устройстве на работу.

7 класс

Основные задачи:

  • формировать у учащихся представление об основных профессиях, которыми они могут овладеть после окончания школы;

  • оказать содействие развитию профессиональной направленности интересов;

  • создать условия для осознания школьниками своих интересов, способностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

  • осуществить тестирование;

  • расширить представления учащихся о мире профессий.






Тема занятия

Кол-во

часов

Цели и задачи

Используемые

упражнения

I

Я и мир профессий.

1.«Кем я хочу быть» групповая дискуссия.

2.Тестирование Изучение интересов и склонностей воспитанников.

3. В мире профессий.

4. Как готовить себя к избранной профессии.

Оформление альбома «Я – и моя будущая профессия» (в течение года).

4

В ходе дискуссии выявить интересы детей к профессиям.

При помощи теста определить основные склонности воспитанников.

В ходе беседы показать детям, в каком направлении им необходимо готовиться к освоению будущей профессии.

Знакомить учащихся с основными принципами выбора профессии.

Расширять знания детей о профессиях.

Анкета «Готовность учащихся к выбору профессии.



II

Первоначальный выбор профессии.

Профессии животноводства:

1.Беседа – ознакомление с профессиями дояр, рабочий по уходу за животными, пастух.

2.Экскурсия в совхоз «Карагаево».

3. Профессия – зверовод. Экскурсия на звероферму.

4.Работа с альбомом «Я – и моя будущая профессия».

4

Знакомить детей с профессиями животноводства.

В ходе экскурсий показать детям специфику работы людей этих специальностей.

Формировать представления о значимости этих профессий и возможности овладения ею.

Закрепить знания об этих профессиях.







Профессии растениеводства:

1.Беседа-ознакомление с профессиями: овощевод, озеленитель, цветовод.

2.Практическое задание «Правила выращивания цветов, овощей»

3.Коллективное творческое дело

«Высадка рассады в грунт».

4. Беседа-ознакомление с профессией садовник.

5.Работа с альбомом «Я – и моя будущая профессия».

6



Познакомить детей с особенностями данных профессий и основной спецификой их деятельности.

Дать знания об основных этапах выращивания овощей, цветов: подготовка почвы, отбор семян, выращивание рассады, уход за культурами и хранение урожая.

Дать представление о работе садовника и востребованности данной профессии на рынке труда.


Работа на пришкольном участке.




Профессии сферы обслуживания:

1. Знакомство с профессией обувщик (мастер по ремонту обуви) в ходе экскурсии.

2.Занятие-практикум по профессиям: уборщик производственных и служебных помещений, дворник.

3. «Моя профессия – швея» встреча с представителями швейной мастерской.

4. Беседа - ознакомление с профессией повар-кондитер.



5


Познакомить детей с особенностями профессии, основной спецификой деятельности мастера по ремонту обуви.

В ходе практической работы помочь овладеть детям элементарными навыками и приёмами.

Во время экскурсии и практической деятельности формировать у детей представление о социальной значимости этих профессий и возможностями овладения ими.
Учить выделять характерные особенности для данной профессии.








Строительные профессии:

1.Знакомство с профессиями: плотник, столяр, резчик по дереву.

2.Профессия – печник. Встреча с представителем этой профессии.

3.Беседа – ознакомление с профессией маляр.

4. Работа с альбомом «Я – и моя будущая профессия»

4

Познакомить детей с особенностями этих профессий через беседу с представителями данных профессий.

Довести до осмысления учащихся значение этих профессий.

Формировать представление о социальной значимости профессий и возможностями овладения ими.




III

«Все работы хороши – выбирай на вкус».

1.Анкета «Чтобы не ошибиться при выборе профессии».

2.Беседа Требования профессии к человеку (профессии физического труда).

3. Беседа «И мы трудиться будем».

4.Что значит «мастерство в любой профессии»?

5.Беседа « Люди труда».


5

Определить готовность детей к выбору профессии.

На практическом примере провести сравнительную характеристику профессий физического труда. Определить основные требования этих профессий к человеку.

Показать значение трудовой деятельности в жизни человека. Формировать у учащихся желание трудиться.

Дать основные понятия профессионального мастерства.

Анкета «Чтобы не ошибиться при выборе профессии».

Игра: «Соедини профессию и место работы».

IV

Практическая трудовая деятельность:

1.Трудовой час.

2.Трудовой десант.




Формировать простейшие трудовые навыки и умения.

Дать детям возможность осознать важность и полезность того, что они делают.

Формировать понятие, что результаты их деятельности имеют известное практическое значение.




V

Заключительное занятие.

Калейдоскоп профессий.

1

Обобщить представления детей о будущей трудовой деятельности по рассмотренным профессиям.

Закреплять знания о мире профессионального труда.

Упражнение «Профессия на букву».

Анкета «Готовность учащихся к выбору профессии».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного...
Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconВыступление Березиной Натальи Петровны, социального педагога Муниципального...
Из опыта работы Муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconОбразовательная программа государственного бюджетного специального...
Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconПубличный отчет краевого государственного казённого специального...
«Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №4»
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconПубличный отчет краевого государственного казённого специального...
«Канская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» содержит информацию об основных результатах работы...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения, для обучающихся воспитанников с ограниченными...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconПубличный отчет муниципального казенного специального (коррекционного)...
«Озоно-Чепецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» муниципального образования «Кезский район»...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconРабочая программа по предмету «Профессионально-трудовое обучение» (швейное дело)
«Владос», 2000 г./, соответствует учебному плану Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«11» октября 2011г. «Об изменении типа Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся,...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного специального...
Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Омутинского района для обучающихся, воспитанников...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственного бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconДоклад муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного...
Публичный доклад подготовлен администрацией Муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное специальное коррекционное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников специального образовательного...
Программа профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида «Однажды и на всю жизнь» iconДоклад Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного...
Публичный доклад Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск