Скачать 68.38 Kb.
|
Тема «Последовательность независимых испытаний. Формула Бернулли и ее применение» 11 класс Учитель математики высшей категории МАОУ лицея № 97 Каткова О.В. Цели: Образовательные: дать понятие о формуле Бернулли, научить ею пользоваться, при решении задач Развивающие: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать.); способствовать формированию познавательного интереса к предмету развитие логического мышления, внимания. Воспитательные: Формировать у учащихся метод научного познания, как обобщение, рассмотрев применение формулы Бернулли повышать и развивать интерес к предмету математика; способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам). Используемые образовательные технологии: проблемного обучения, технология развивающего обучения; активного обучения, эмоционально-смыслового подхода. Методическое оснащение занятия: Материально-техническая база: компьютеры; проектор, интерактивная доска. Дидактическое обеспечение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник 11 класса и задачник – автор А.Г. Мордкович. Вид занятия. Усвоение новых знаний. Мотивация познавательной деятельности учащихся. Формула Бернулли позволяет избавиться от большого числа вычислений -сложения и умножения вероятностей - при достаточно большом количестве испытаний. Названа в честь выдающегося швейцарского математика Якоба Бернулли, выведшего формулу. План урока: 1 Организационный момент. 2. Повторение основных понятий прошлого урока. 3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала 4. Домашнее задание Ход урока
Решить задачи 1—3 устно, 4—8 письменно;
Решение: Ответ. 0,3.
5. Студент знает 20 из 25 вопросов программы. Найти вероятность того, что студент знает предложенные ему экзаменатором три вопроса. Ответ. 0,496.
Ответ, а) 0,152; б) 0,352; в) 0,497.
Ответ. 0,667.
V. Изучение нового материала. Прежде чем рассматривать вывод формулы Я. Бернулли в общем виде, нужно рассказать о повторных испытаниях и решить з а д а ч у: 1. Производится три независимых выстрела из оружия по мишени при условии, что вероятность попадания в мишень Р(А)=Р. Найти вероятность того, что при этих выстрелах произойдет ровно два попадания. В общем виде формула Я. Бернулли имеет вид , где п — количество независимых опытов; к — количество опытов, в каждом из которых событие А осуществляется с вероятностью р и не осуществляется с вероятностью. Формулу Бернулли полезно вывести, так как в процессе вывода используются теоремы умножения и сложения вероятностей. Теорема: Если вероятность p наступления события Α в каждом испытании постоянна, то вероятность того, что событие A наступит k раз в n независимых испытаниях, равна: где Доказательство Так как в результате n независимых испытаний, проведенных в одинаковых условиях, событие A наступает с вероятностью , следовательно, противоположное ему событие с вероятностью . Обозначим Ai — наступление события A в испытании с номером i. Так как условия проведения опытов одинаковые, то эти вероятности равны. Пусть в результате n опытов событие A наступает k раз, тогда остальные n − k − раз это событие не наступает. Событие A может появиться k раз в n испытаниях в различных комбинациях, число которых равно количеству сочетаний из n элементов по k. Это количество сочетаний находится по формуле: . При этом вероятность каждой комбинации равна произведению вероятностей: . Применяя теорему сложения вероятностей несовместных событий, получим окончательную Формулу Бернулли: где q = 1- p Рассмотрим примеры применения: Пример 1. Вероятность выхода за границы поля допуска при обработке деталей на токарном станке равна 0,07. Определить вероятность того, что из пяти наудачу отобранных в течение смены деталей у одной размеры диаметра не соответствуют заданному допуску. Решение. Условие задачи удовлетворяет требования схемы Бернулли. Поэтому, полагая , по формуле получаем Ответ: 0,262 Пример 2. Наблюдениями установлено, что в некоторой местности в сентябре бывает 12 дождливых дней. Какова вероятность того, что из случайно взятых в этом месяце 8 дней 3 дня окажутся дождливыми? Решение. Ответ: 0,2787 Пример 3. Вероятность приема радиосигнала при каждой передаче равна 0,8. Найти вероятность того, что при пятикратной передаче сигнал будет принят ровно 4 раза. Ответ. 0,41. Пример 4. Монета подбрасывается 10 раз. Найти вероятность того, что «герб» выпадает ровно 8 раз. Ответ. 0,044. VI. Применение знаний при решении типовых примеров и задач. Решить задачи типа:
Ответ. Не менее 70 испытаний.
Ответ. Более 6 раз. Самостоятельное применение знаний, умений и навыков. Провести самостоятельную работу с выборочной проверкой. Примерное содержание работы:
Подведение итогов занятия. Домашнее задание. Гл. 5, §23, № 23.5, 23.7, 23.10, 23.12. |
Тема урока Элементы содержания Основные принципы проведения клинических испытаний (на примере испытаний лекарственных препаратов)…5 | Листопадова Ольга Викторовна Предмет: Информатика Класс: 2 Тема: Последовательность событий Цель: Научить определять последовательность событий, находить и исправлять ошибки в последовательности событий | ||
Конспект урока Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула... Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.» | Рекомендательный список посредников Международного центра по урегулированию... Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | ||
Отчет изложен на 15 страницах машинописного текста, содержит 8 таблиц... Объект исследования – вода после фильтрации системой очистки воды «Золотая Формула zf-2» (ту 3697-001-96144318-2008) производства... | Урок, посвященный Содружеству Независимых Государств в 8-9 классах... Цель: Показать учащимся значение сотрудничества стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств, в духовной, экономической,... | ||
Научный реферат Определите число независимых компонентов в равновесной системе, состоящей из расплава, содержащего MgO и SiO2, твердых фаз MgO∙SiO2... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята, вы знаете, как расшифровывается абревиатура снг? (Содружество Независимых Государств) Какое красивое и самое главное емкое... | ||
Урок по теме: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена» Образовательные цели: Расширить знания учащихся о числовых последовательностях, рассмотрев числовую последовательность особого вида... | Сибирский федеральный университет «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Победе 9 мая 1945 г и Содружеству Независимых Государств (см. «Концепцию председательства Республики Беларусь в Содружестве Независимых... | Элективный курс Движение жидкостей и газов. Закон Бернулли на уроках основного курса | ||
Межгосударственный стандарт Настоящий Стандарт устанавливает общие требования к заголовку библиографической записи и правила его составления набор сведений,... | Введение в профессию (журналисткое образование и культура учебного труда) «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | ||
Вопросы по курсу «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | Анализ трех и более независимых групп количественных данных Изложенный материал дает общие сведения о статистических критериях, применяемых для проверки гипотез о равенстве средних трех и более... |