Министерство образования и науки российской федерации





Скачать 162.08 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации
Дата публикации03.11.2014
Размер162.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Приложение 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Национальный исследовательский университет

Новосибирский государственный университет

Механико-математический факультет


УТВЕРЖДАЮ

_______________________
«_____»__________________201__ г.


Рабочая программа дисциплины

Теория статистических решений

Направление подготовки

Прикладная математика и информатика

Профиль подготовки

ММФ


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр/Специалист


Форма обучения

Очная
Составил: Бериков В.Б., д.т.н., доцент кафедры теоретической кибернетики

Новосибирск 2012
Аннотация рабочей программы
Дисциплина «Теория статистических решений» является частью математического цикла ООП по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика», профиль «ММФ». Дисциплина реализуется на Механико-математическом факультете Национального исследовательского университета Новосибирский государственный университет кафедрой Теоретической кибернетики ММФ НИУ НГУ.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с освоением теоретических и практических основополагающих знаний теории статистических решений и её приложений в различных областях прикладных исследований.

Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций ОК-6, ОК-8, ОК-11, ОК-12, профессиональных компетенций ПК-12, ПК-20, ПК-21, ПК-25, ПК-29 выпускника.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: чтение лекций для владения теоретическими основами дисциплины; практические занятия и самостоятельная работа студентов, дающая возможность использования рассматриваемых алгоритмов при решении прикладных задач; сдача экзамена в соответствии с учебным планом.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме выполнения задания, которые включают реферирование научных статей по дисциплине, доклады о текущих результатах дипломных работ. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,5 зачетных единиц, 282 академических часа. Программой дисциплины предусмотрены 68 часов лекционных и 66 часов практических занятий. Остальное время – контроль в форме контрольной и зачета.
1. Цели освоения дисциплины

Курс «Теория статистических решений» оригинальным в данной области знаний (теоретическая кибернетики, искусственный интеллект). Актуальность данной дисциплины определяется тем, что научная деятельность любого математика в естественнонаучных областях связана с обработкой экспериментальных данных (наблюдений). А для этого необходимо знание фундаментальных теоретических и практических основ указанной дисциплины.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Теория статистических решений» является частью математического цикла ООП по направлению подготовки «Error: Reference source not found», профиль «ММФ».

Дисциплина «Теория статистических решений» опирается на следующие дисциплины данной ООП:

  • Теория вероятностей и математической статистики;

  • Математическая логика;

  • Методы оптимизации;

Результаты освоения дисциплины «Теория статистических решений» используются при выполнении дипломных работ.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теория статистических решений»:

  • общекультурные компетенции: ОК-6, ОК-8, ОК-11, ОК-12;

  • профессиональные компетенции: ПК-12, ПК-20, ПК-21, ПК-25, ПК-29.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • иметь представление о теоретических и практических основах указанной дисциплины;

  • знать основные понятия, разделы, теоремы теории статистических решений в соответствии с программой (см. п.4);

  • уметь применить в своей научно-исследовательской работе весь перечень преподаваемых в рамках дисциплины методов обработки экспериментальных данных


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,5 зачетные единицы, 282 часа.


№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Лекция

Спецсеминар

Дипломные работы

Экзамен

1.1

Введение. Основные понятия. Задача распознавания образов.

7



2

2

4

0

Рефераты научных статей

1.2

Риск, вероятность ошибки. Оптимальная решающая функция. Разделяющая функция.

7



2

2

4

0

Обсуждение дипломных работ

1.3

Параметрический подход к построению решающих функций. Определение оценки плотности распределения.

7



2

2

4

0

Рефераты научных статей

1.4

Построение решающих функций в пространстве бинарных переменных.

7



2

2

4

0

Обсуждение дипломных работ

1.5

Случай многих образов. Произвольные распределения.

7



2

2

4

0

Рефераты научных статей

1.6

Решающая функция при многомерных нормальных распределениях (равные матрицы ковариаций). Случай двух образов.

7



2

2

4

0

Обсуждение дипломных работ

1.7

Решающая функция при многомерных нормальных распределениях (равные матрицы ковариаций). Случай многих образов.

7



2

2

4

0

Рефераты научных статей

1.8

Решающая функция при многомерных нормальных распределениях (неравные матрицы ковариаций). Случай двух образов.

7



2

2

4

0

Обсуждение дипломных работ

1.9

Решающая функция при многомерных нормальных распределениях (неравные матрицы ковариаций). Случай многих образов.

7



2

2

4

0

Рефераты научных статей

1.10

ЕМ-алгоритм идентификации смеси распределений.

7



2

2

4

0

Обсуждение дипломных работ

1.11

Непараметрический подход к построению решающих функций.

7



2

2

4

0

Рефераты научных статей

1.12

Непараметрическая оценка многомерных плотностей.

7



2

2

4

0

Обсуждение дипломных работ

1.13

Непараметрические методы построения решающих функций.

7



2

2

4

0

Рефераты научных статей

1.14

Метод «парзеновского окна».

7



2

2

4

0

Обсуждение дипломных работ

1.15

Метод «ближайших соседей».

7



2

2

4

0

Рефераты научных статей

1.16

Оценивание качества решающих функций.

7



2

2

4

0

Обсуждение дипломных работ

1.17

Анализ характеристических кривых ошибок (ROC-кривых).

7



2

2

4

0

Обсуждение дипломных работ

2.1

Линейный дискриминант Фишера.

8



2

2

4




Рефераты научных статей

2.2

Метод опорных векторов.

8



2

2

4




Обсуждение дипломных работ

2.3

Основы нейросетевого подхода в распознавании образов.

8



2

2

4




Рефераты научных статей

2.4

Методы распознавания образов, основанные на нахождении логических закономерностей.

8



2

2

4




Обсуждение дипломных работ

2.5

Алгоритмы «Темп», «Кора» поиска закономерностей в таблицах данных.

8



2

2

4




Рефераты научных статей

2.6

Алгоритмы распознавания, основанные на вычислении оценок.

8



2

2

4




Обсуждение дипломных работ

2.7

Класс логических решающих функций (ЛРФ) от разнотипных переменных.

8



2

2

4




Рефераты научных статей

2.8

Методы построения деревьев решений.

8



2

2

4




Обсуждение дипломных работ

2.9

Построение коллективного решающего правила с использованием ЛРФ.

8



2

2

4




Рефераты научных статей

2.10

Алгоритмы бустинга деревьев решений.

8



2

2

4




Обсуждение дипломных работ

2.11

Случайный лес решений, его характеристики.

8



2

2

4




Рефераты научных статей

2.12

Байесовская модель распознавания по конечному множеству событий.

8



2

2

4




Обсуждение дипломных работ

2.13

Задача регрессионного анализа.

8



2

2

4




Рефераты научных статей

2.14

Построение деревьев регрессии.

8



2

2

4




Обсуждение дипломных работ

2.15

Методы анализа многомерных разнотипных временных рядов.

8



2

2

5




Рефераты научных статей

2.16

Методы кластерного анализа.

8



2

1

5




Обсуждение дипломных работ

2.17

Коллективный подход в кластерном анализе.

8



2

1

5




Обсуждение дипломных работ













0

0

0

9

Экзамен




ИТОГО

282

00

68

66

139

9





5. Образовательные технологии
Традиционная лекционно-семинарская система обучения

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий


  • Основные понятия теории статистических решений.

  • ЕМ-алгоритм разделения смеси распределений.

  • Непараметрическое оценивание многомерных плотностей.

  • Оценивание качества решающих функций.

  • Линейный дискриминант Фишера.

  • Нейросетевой подход в распознавании образов.

  • Метод опорных векторов.

  • Распознавание образов с использованием логических закономерностей.

  • Класс логических решающих функций, деревья решений.

  • Байесовская модель распознавания по конечному множеству событий.

  • Построение леса решений.

  • Задача регрессионного анализа.

  • Задача кластерного анализа.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Дуда Р., Харт П. Распознавание образов и анализ сцен. – М.: Мир, 1976.

  2. Лбов Г.С. Анализ данных и знаний. Учебное пособие. НГУ, 2010.

  3. Бериков В.Б. Анализ статистических данных с использованием деревьев решений. Учебное пособие. НГТУ, 2002.


б) дополнительная литература:

  1. Лбов Г.С., Бериков В.Б. Устойчивость решающих функций в задачах распознавания образов и анализа разнотипной информации. - Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 2005.

  2. Мерков А.Б. Распознавание образов. Введение в методы статистического обучения. М.: Едиториал УРСС, 2011.

  3. Bishop C.M. Pattern Recognition and Machine Learning. Springer, 2006.

  4. Интернет-сайт по методам машинного обучения: http://www.machinelearning.ru



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Ноутбук, медиа-проектор, экран.

  • Программное обеспечение для демонстрации слайд-презентаций.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Прикладная математика и информатика» и профилю подготовки «ММФ».
Автор: Бериков Владимир Борисович

д. т.н., доцент каф. ТК

Рецензент (ы)



Программа одобрена на заседании

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Направление подготовки 208700 – Техносферная безопасность утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Министерство образования и науки российской федерации iconВ федеральную антимонопольную службу России Копии: в министерство...
Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 10...
Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образо вания и науки российской федерации федеральное...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации iconМинистерство образования российской федерации
Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск