РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт математики и компьютерных наук Кафедра алгебры и математической логики
Криволапова В.В.
ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов очной формы обучения
Направление 050100.62 -ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тюменский государственный университет
2013
Криволапова В.В. История математики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, профиль подготовки МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ форма обучения - очная. Тюмень, 2013, стр. 15.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «История математики» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой алгебры и математической логики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой алгебры и математической логики доктор физико-математических наук, профессор В.Н.Кутрунов
© Тюменский государственный университет, 2013.
© Криволапова В.В., 2013.
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины.
Предметом изучения дисциплины являются основные этапы развития математики
Целями освоения дисциплины "История математики" являются: формирование математической культуры студента, ознакомление с основными этапами исторического развития математики, биографиями и творчеством ведущих ученых, сыгравших большую роль в успешном развитии этой науки.
Задачи изучения дисциплины:
Формирование у студентов представлений о характерных чертах различных этапов развития математики.
Развить аналитическое мышление и общую математическую культуру.
Выработать умение проводить анализ полученных в процессе изучения фактов и примеров
Формирование у студентов знаний и умений, необходимых для дальнейшего самообразования в области истории математики.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «История математики» принадлежит к числу дисциплин профессионального цикла части дисциплин по выбору ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование, профиль Математическое образование.
Для усвоения данной дисциплины необходимо, чтобы обучающийся владел знаниями и умениями, предусмотренными во всех курсах математических дисциплин, а также в курсах истории и философии. 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО:
В результате изучения дисциплины История математики профессионального цикла по направлению подготовки 050100.62 «»Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) “бакалавр” в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями: код
| Формулировка компетенции
| Результат обучения в целом
| Результаты обучения по уровням освоения материала
| Виды занятий
| Оценочные средства
| минимальный
| базовый
| повышенный
|
|
| ОК-3
| Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества
| Знает
| систему базовых знаний, отражающих вклад математики в формирование современной научной картины мира с внешней помощью
| готовность самостоятельно внедрять систему базовых знаний, отражающих вклад математических открытий ученых разных стран в формирование современной научной картины мира.
| основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации системы базовых знаний, отражающих вклад математики в формирование современной научной картины мира.
| Лекции ,семинары
| Устный опрос
| Умеет
| применять освоение системы базовых знаний с помощью извне
| пользоваться полученными знаниями для решения профес-сиональных задач;
| пользоваться навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками логического мышления, критического восприятия информации; иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников
| Лекции, семинары
| Доклады, рефераты
| Владеет
| математическим аппаратом, необходимым для профессиональной деятельности с помощью извне
| Самостоятельно навыками в области поиска нужной информации
| участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности
| Лекции, семинары
|
| ОПК 3
| Владеет основами речевой профессиональной культуры
| Знает
| Основные понятия и термины математики
| -особенности разных этапов развития математики и образования в мире; ;
| Способы профессионального самопознания и саморазвития
| Лекции, семинары
| Доклады, рефераты
| Умеет
| Грамотно и ясно излагать свои мысли
| системно анализировать информацию, использовать теоретические знания для генерации новых идей;
| В различных разделах истории математики находить занимательные формы изложения
| Лекции, семинары
| Доклады, рефераты
| Владеет
| Показать универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
| способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.)
| готовностью к проведению бесед по истории математики для любой аудитории.
| Лекции, семинары
| Доклады, рефераты
| ПК-1
| Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях
| Знает
| основные математические понятия и запоминает их в словесной форме; частные приемы анализа и сравнения математических объектов разных периодов развития математики
| Особенности развития математических понятий в разные исторические периоды и может излагать материал на разных уровнях сложности
| Современные информационные технологии, средства их реализации, основы работы в локальных и глобальных сетях
| , лекции . семинары
| Доклады, рефераты
| Умеет
| узнавать основные математические понятия в тексте; формулировать основные задачи, методы их решения на разных этапах развития математики
| Использовать различные источники информации для поиска примеров задач. Анализировать их решение , сопоставляя с современными методами
| использовать информационные технологии при разработке проектов.
| семинары
| Доклады, рефераты
| Владеет
| методами и приемами записи основных математических понятий по образцу с помощью из вне; методами решения элементарных математических задач методами образного мышления
| Техническими и программными средствами реализации информационных технологий
| основами построения математических моделей текстовой информации и моделей систем передачи информации
| семинары
| Доклады, рефераты
| ПК-11
| Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно просветительской деятельности
| Знает
| Основные этапы развития математики
| Особенности каждого этапа развития математики
| Множество фактов и примеров для иллюстрации особенностей каждого этапа развития математики
| Лекции, семинары
| Доклады, рефераты
| Умеет
| Найти нужную информацию из разных источников
| Анализировать и обобщать нужную информацию
| Организовывать познавательные беседы в разной форме
| Лекции, семинары
| Доклады, рефераты
| Владеет
| Навыками грамотного изложения материала
| Способами заинтересовать учащихся с разным уровнем подготовки
| Современными образовательными технологиями
| семинары
| Доклады, рефераты
| ПК-9
| Способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно просветительской деятельности
| Знает
| Основные этапы развития математики ,исторические примеры для разных разделов школьной программы
| Характерные черты каждого этапа в развитии математики, примеры приложений математики на каждом этапе
| Особенности математического метода , роль математики в познании природы. Связь развития математики с состоянием общества
| Лекции, семинары
| Доклады, рефераты
| Умеет
| Подобрать нужный материал для лекции или беседы
| Анализировать и выделять нужную информацию, интересную для разных групп
| Проводить занятия в интерактивной форме
| семинары
| Доклады, рефераты
| Владеет
| Навыками доступного и грамотного изложения
| Навыками проведения разных мероприятий с использованием истории математики
| Творческим подходом к организации мероприятий с использованием истории математики
| семинары
| Доклады ,рефераты
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные этапы развития математики, особенности каждого периода развития , биографии и открытия великих ученых – математиков.
Уметь обобщать и анализировать большое количество фактов и примеров, уметь отбирать нужную информацию для аудитории с разным уровнем подготовки.
Владеть: навыками использования различных источников информации, современными информационными технологиями, навыками грамотного и доступного изложения материала.
2.Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр :восьмой Форма промежуточной аттестации: зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы; 72 часа.
Тематический план.
Таблица 1.
№
| Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Из них в интерактивной форме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.1
| Математика древних восточных цивилизаций
| 1
| 1
| 1
|
| 4
| 6
| 0,5
| 0-8
| 1.2
| Математика Древней Греции
| 2,3
| 2
| 2
|
| 6
| 10
| 1
| 0-14
| 1.3
| Математика Арабского Востока
| 4
| 1
| 1
|
| 6
| 8
| 1
| 0-8
|
| Всего
|
| 4
| 4
|
| 16
| 24
| 2,5
| 0-30
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.1
| Математика 16-17 веков.
| 5
| 1
| 1
|
| 8
| 10
| 0,5
| 0-8
| 2.2
| Математика 18 века
| 6,7
| 2
| 2
|
| 8
| 12
| 0,5
| 0-22
|
| Всего
|
| 3
| 3
|
| 16
| 22
| 1
| 0-30
|
| Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.1
| Математика 19 века.
| 8,9
| 2
| 2
|
| 9
| 13
| 1
| 0-20
| 3.2
| Математика 20 века
| 10, 11
| 2
| 2
|
| 9
| 13
| 1
| 0-20
|
| Всего
|
| 4
| 4
|
| 18
| 26
| 2
| 0-40
|
| Итого:
|
| 11
| 11
|
| 50
| 72
| 5,5
| 0-100
|
| Из них часов в интерактивной форме
|
| 3
| 2,5
|
|
|
| 5,5
|
|
|