Скачать 75.27 Kb.
|
министерство образования и науки российской федерации новосибирский государственный университет Физический факультет Кафедра физической информатики отчет о лабораторной работе № 5.2 «Измерение скорости звука в воздухе методом стоячей волны» Измерительный практикум, 1 курс, группа 4372 Преподаватель измерительного практикума _______________ А. С. Золкин “___”__________ 2004 г. Новосибирск, 2004 г. Цель работы: определение скорости звука в воздухе методом стоячей волны. Измерения скорости звука в трубе методом стоячей волны основаны либо на измерении расстояния ∆x между соседними узлами (пучностями) волны (тогда ∆x = λ/2 и c = 2Δx·f ), либо на измерении разности двух соседних частот Δf , для которых имеет место минимум сигнала на приёмнике звука, установленном в некотором положении X0 . Оборудование: лабораторная установка для измерения скорости звука методом стоячей волны, генератор сигналов звуковой частоты (Г6-28), осциллограф (С1-83), цифровой частотомер (Ч3-35А). Задание №1 Цель: перемещая приёмник звука, измерить расстояние между узлами стоячей волны при фиксированных f и L. Из полученных измерений по формуле c = 2Δx·f рассчитать скорость звука. Идея метода измерения: амплитуда в узлах стоячей волны равна нулю. Расстояние между соседними узлами равно λ/2 , где λ длина волны. Методика измерений: измерение расстояние между узлами стоячей волны проводятся путем перемещения приёмника звука. Результаты измерений приведены в Таблице №1 и в Таблице №2. Погрешности измерений: погрешность измерения длины ΔL = 0,5 см; погрешность частотомера , где - основная относительная погрешность внешнего источника (в данном случая генератора ≈1%), fx – измеряемая частота, T = 1 сек. δс1/с1 = 0,03 + 0,01= 0,04; δс1 = 13 м/с δс2/с2 = 0,038+0,01= 0,048; δс2 = 17 м/с δс3/с3 = 0,06 + 0,01= 0,07; δс3 = 24 м/с δс4/с4 = 0,073+0,01= 0,083; δс4 = 29 м/с δс5/с5 = 0,087+0,01= 0,097; δс5 = 33 м/с Вывод: для различных частот получились разные результаты с разной точностью: f = 1 кГц м/с f = 1,5 кГц м/с f = 2 кГц м/с f = 2,5 кГц м/с f = 3 кГц м/с Наиболее точный результат удалось получить для частот 2 кГц и 3 кГц. Задание 2 Цель: перемещая отражающий поршень, измерить расстояние между узлами стоячей волны при фиксированных f и X0 . c = 2Δx·f формула для расчета скорости звука. Идея метода измерения: амплитуда в узлах стоячей волны равна нулю. Расстояние между соседними узлами равно λ/2 , где λ длина волны. Методика измерений: измерение расстояние между узлами стоячей волны проводятся путем перемещения отражающего поршня. Результаты измерений приведены в Таблице №3 и в Таблице №4. Погрешности измерений: погрешность измерения длины ΔL = 0,5 см; погрешность частотомера 1%. δс1/с1 = 0,028+0,01= 0,038; δс1 = 13,5 м/с δс2/с2 = 0,042+0,01= 0,052; δс2 = 18,3 м/с δс3/с3 = 0,058+0,01= 0,068; δс3 = 23,3 м/с δс4/с4 = 0,072+0,01= 0,082; δс4 = 28,4 м/с δс5/с5 = 0,088+0,01= 0,098; δс5 = 33,5 м/с Вывод: в ходе измерений я получила следующие результаты f = 1 кГц м/с f = 1,5 кГц м/с f = 2 кГц м/с f = 2,5 кГц м/с f = 3 кГц м/с Наиболее точно удалось измерить на частотах 2 кГц и 3 кГц. Задание 3 Цель: изменяя частоту генератора при фиксированном положении приёмника и поршня измерить частоты между соседними минимумами сигнала. формула для расчета скорости звука. Методика измерений: измерение расстояние между узлами стоячей волны проводятся путем изменения частоты генератора и измерения разности частот между соседними минимумами сигнала. Результаты измерений: Все измерения приведены в Таблице №5. Для X0 =36 см; L = 68 см м/с Погрешности измерений: Стандартная ошибка: м/с м/с Вывод: скорость звука c = (328±21) м/с Обсуждение результатов: полученные данные отличаются от табличных из-за условий проведения эксперимента. Скорость звука зависит от температуры: , где , (молек. вес) Общий вывод: наиболее удачным оказался второй способ измерения, для частоты 2 кГц были получены самые точные результаты с наименьшей погрешностью м/с. Приложение: Таблица №1. Расстояние между узлами при фиксированных f и L
Таблица №2. Скорость звука и стандартная ошибка
Таблица №3. Расстояние между узлами при фиксированных f и X0
Таблица №4. Скорость звука и стандартная ошибка
Таблица № 5. Частоты между соседними минимумами сигнала и расчетные значения скорости звука
|
Контурный Анализ Пульса и PulseTrace pwv Компактный настольный прибор со встроенным цветным монитором и термопринтером, позволяющий произвести измерение скорости пульсовой... | Тренировочный тест по медицинской и биологической физике Определите длину звуковой волны, если период колебаний источника 2 мс, а скорость распространения звука в воздухе – 340 м/с : 1 0,17... | ||
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» «Механические колебания и волны. Звук»; сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; объяснить причинно- следственную... | Тема: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Цель урока Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Механические колебания и волны. Звук», на котором продолжается формирование понятия механическое колебание, формируется представление... | Красноярский край Шарыповский район. Громкость и высота звука. Эхо Слуховые ощущения, которые у нас вызывают различные звуки, во многом зависят от амплитуды звуковой волны и её частоты. Амплитуда... | ||
Программа мероприятия Танцевать с ветром на бешеной скорости зависать в воздухе, играя с гравитацией | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Оао «Концерн «цнии «электроприбор», Санкт-Петербург Целью работы является разработка бесконтактного ультразвукового измерителя, работающего относительно подстилающей поверхности, производящего... | Решение заданий из №128, 129 у доски по схеме ... | ||
Структура и динамика дальневосточных морей россии и Лазерный деформограф, лазерный нанобарограф, лазерный измеритель вариаций давления гидросферы, лазерный гидрофон, собственные колебания... | Урок по физике для 9 класса Тема: «Звуковые волны» Образовательная: систематизировать и углубить знания учащихся о механических волнах; формирование знаний о физических (амплитуда,... | ||
Урок по физике и биологии Тема: «Звуковые волны» Образовательная: сформировать у учащихся понятие «звук»; познакомить с характеристиками звука; научить различать звуки по громкости,... | Урок: Скорость,время,расстояние Учитель: Рогозина М. А. Тема: «Длина... Цель: учить определять скорость движения; формировать умение выбирать верные записи скорости; совершенствовать умение переводить... | ||
Урока: Скорость. Единицы скорости. Задачи урока Дать обучающимся систему первоначальных знаний о скорости движения материального тела | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Звук – волна, распространяющаяся в различных средах с непрерывно меняющейся интенсивностью и частотой. Чем больше интенсивность звука,... |