Скачать 53.03 Kb.
|
Деятельностный подход в обучении математике при формировании культуры мышления и развитии исследовательских и познавательных компетентностей обучающихся. Е.А. Стародубцева, учитель математики МКОУ Аннинская СОШ №6 Сегодня перед общеобразовательной школой стоит одна из важнейших задач - не просто «снабдить» обучающихся багажом знаний, а активно включить их в творческую, исследовательскую деятельность тем самым привить умения, позволяющие учащимся самостоятельно добывать информацию. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, которые способствуют формированию культуры мышления, развитию воображения и фантазии, улучшению памяти и внимания, гибкости мышления. Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся. Поэтому, одна из основных задач: учить учащихся рассуждать, учить их мыслить. Вы согласитесь, что ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Формировать культуру мышления учащихся на уроках математики, заинтересовать их, привести к открытию математических фактов возможно только при условии использования различных педагогических технологий. Среди технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям являются технологии деятельностного подхода. В моей практике применимы: элементы технологии обучения математике на основе решения задач; элементы технологии укрупнение дидактических единиц, метод проектов, технология адаптивного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Используя технологию метода проектов в обучении, преследую следующие цели:
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к проектной деятельности начинается уже в 5-6 классах с составления математических кроссвордов. Это задание с удовольствием выполняют даже учащиеся, которые или с трудом одолевают математику, или просто не вкладывают в неё достаточно усилий. Они с увлечением работают над составлением кроссвордов. Таким образом, они усваивают математическую терминологию, учатся формулировать вопросы, находить на них ответы. В 6 классе учащиеся выполняют проекты по темам «Проценты на все случаи жизни» и «Координатная плоскость». Такая работа прививает интерес к предмету и позволяет более глубоко осмыслить изучаемый материал. Проектная деятельность учит детей работе с большим количеством информации, анализу изученной информации, её систематизации, постановке проблемы и целей своей деятельности. Проекты в старших классах учащиеся выполняют в виде творческих работ (реферат или исследовательская работа). Учащиеся также представляют их в виде компьютерных презентаций. В своей работе я применяю различные проекты. Но особый интерес представляют индивидуальные исследовательские проекты. Использование метода проектов даёт возможность для формирования и развития исследовательской и познавательной компетентностей обучающихся, необходимых современному выпускнику школы. Адаптивная технология обучения заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. Важнейшим моментом в обучении считаю индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, где предполагаются разноуровневые и вариативные задания для учащихся. Я стараюсь для каждого ученика подобрать задания, попадающие в зону его развития. Дифференцирование заданий имеет место при оценивании знаний, умений и навыков учащихся. В системе форм учебных занятий использую уроки-лекции. На них раскрываю тему крупным блоком и этим самым экономлю время для творческой работы. Практикую уроки «ключевых задач». Многие задачи в учебнике дублируют друг друга, отличаясь лишь незначительными деталями, а математическая сущность их одна и та же. В связи с этим по каждой теме я выделяю несколько «ключевых задач», в ходе решения которых учащиеся могут овладеть основными умениями. А все другие задачи этой темы можно свести к одной. На лекции я разбираю «ключевые задачи», а затем на уроке практикуме организую деятельность учащихся по распознаванию и решению этих задач. С этой целью составляю обучающие блоки задач или уравнений и использую их на уроках-практикумах. Уделяю большое внимание решению задач различными методами. Решив с учениками задачу традиционным или обычным способом, предлагаю найти более короткое и рациональное решение. На уроках-практикумах в 9-11 классах провожу «уроки одного уравнения»: решение одного задания различными способами. Практикую уроки «развития задачи». Анализ уже решенной задачи является не только необходимым условием процесса обучения решению задач, но и нормой всякой осознанной деятельности. Под развитием задачи понимаем получение определенных результатов, будь то новые задачи, теоремы, формулы, гипотезы, новые решения, методы. Эти результаты могут быть получены путем возвращения к этапам решения задачи и их исследования. Все это позволяет мне сделать обучение проблемным, нацеленным на усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующим поиска, находчивости, способствующим развитию у учащихся логического мышления. Одной из перспективных форм формирования культуры мышления учащихся, развития творческих способностей личности является создание в школах научных обществ учащихся. В нашей школе работает научное общество учащихся. В конце учебного года на учебно-исследовательской конференции учащиеся представляют свои лучшие исследовательские работы. Лучшие проектно-исследовательские работы моих учащихся были представлены на муниципальную научно-практическую конференцию «Юность: творчество, поиск, успех»: 2010 год: «Евклид-основоположник геометрии», «Многоугольники в природе (геометрия пчелиных сот)», «Методы решения тригонометрических уравнений» (две последние работы стали призерами); 2011 год: «Трогаем бесконечность». Введение в школьное образование элективных курсов по математике не снимает необходимости проведения внеурочных занятий. На внеурочных занятиях стараюсь в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и прежде всего, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Внеурочные занятия с успехом используются для развития творческого мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для добывания учащимися полезных сведений из истории математики. Это благотворно сказывается и на качестве моих уроков. Принимая участие в работе опытно-экспериментальной площадки на базе школы по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики посредством применения инновационных, информационных технологий», проводим различного рода опросы, тесты и анкетирования. Обработка данных проведенных исследований показала, что уменьшилось количество учащихся, имеющих ситуативный интерес к предмету, сократилось число учеников, которые учатся по необходимости. Также возросло количество учащихся, проявляющих устойчивый интерес к предмету, и увеличилась численность учащихся, имеющих повышенный интерес к математике. Таким образом, можно сказать, что внутренняя мотивация учащихся к изучению предмета математики повысилась вследствие применения мною различных технологий, в том числе и деятельностных, что способствует формированию математической культуры мышления учащихся и развитию исследовательских и познавательных компетентностей обучающихся. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Системно-деятельностный подход при формировании компетентностей учащихся в образовательном процессе | Презентация элективного курса по математике Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, развитии умений действовать по заданному алгоритму... | ||
«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос» «Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата» | Системно деятельностный подход в обучении математики «учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,... | ||
День модуля естественно-математического модуля Деятельностный подход в обучении дисциплинам естественно-математического цикла как способ социализации обучающихся | Рабочая программа по технологии Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания... | ||
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство... Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации | Системно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам.... | ||
Курсы повышения Квалификации Центр дистанционного образования «Эйдос», «Системно-деятельностный подход в обучении информатике в условиях реализации фгос», г.... | Компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии лицеистов... ... | ||
Пояснительная записка Обыденным делом стал компьютер в нашей жизни.... Программа предназначена для развития творческой активности детей, обеспечивающая развитие познавательных интересов в обучении и составляющим... | Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. Именно эта идея лежит в основе проблемного обучения, главный принцип... | ||
Районный семинар «Системно – деятельностный подход в обучении предметов естественно – математического цикла, как механизм формирования устойчивых... | Критерии Направленность на достижение новых образовательных результатов – развитие ключевых компетентностей обучающихся (познавательных, социальных,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Системно – деятельностный подход в обучении и воспитании как механизм реализации фгос нового поколения» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №12» «Системно-деятельностный подход в обучении в условиях реализации фгос» |