Скачать 79.28 Kb.
|
МБОУ «Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа» Утверждено: Директор школы: ________ Валеева Г.З. ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для учащихся 6 – 7 классов Составлена учителем математики Шарафутдиновой В.Ш. 2013 год Актуальность программы (пояснительная записка) Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ЕГЭ в 9 классе. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. «Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 – 13 лет и задача учителя – пробудить его, развить и удержать. Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её. Обоснование долгосрочности программы Цель программы: расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников. Задачи: - повысить качество образования учащихся; - способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач; - развивать логическое мышление; - развивать у учащихся интерес к математике; - развивать у детей смекалку; - развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость; - расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое; - показать широту применения математики в жизни. Ожидаемые конечные результаты программы: - устранение негативного отношения к математике; - повышение оценок по математике в журнале; - расширение кругозора учащихся; - повышение математической культуры; - формирование логического мышления; - применение математики в жизни. Основное содержание программы Программа включает в себя несколько блоков. Первый блок – «Подготовка к олимпиаде по математике». Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление. Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике. Формы: мозговой штурм, эвристические беседы. Второй блок – «Из истории математики». В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса. Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами. Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое. Третий блок – «Занимательные задачи». В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д. Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике. Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина. Четвёртый блок – «Старинные задачи». В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие. Цель: учить рассуждать, развивать творческние, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами. Формы: экскурсы в прошлое , сообщения учащихся, мини-рефераты. Пятый блок – «Прикладная математика». Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты. Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта. Формы: развивающие игры, лекции, оригами. Организация кружка Процесс проведения кружка предлагается организовать в виде эвристических бесед, развивающих игр, конференций, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д. Подразумевается, что занятия проводятся по 1 часу один раз в 2 недели. Учащиеся-кружковцы заранее должны быть осведомлены о плане проведения занятий. Для экономии времени целесообразно в начале занятия вручать каждому участнику кружка письменный текст условий задач очередного занятия. На занятиях по решению задач кружковцы, в основном, работают самостоятельно. Руководитель кружка может давать индивидуальные указания, советы. Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе. Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается. Участники кружка 6 класс: 1.Агилова Лилия 2.Ахмадуллина Рузиля 3.Ахматшина Диана 4.Сагидуллина Регина 5.Садыкова Альфиназ 7 класс: 1.Галиев Айдар 2.Сибагатуллина Гулия 3. Хабибуллин Алмаз 4.Хайретдинова Регина Тематическое планирование
1.Математические кружки в школе. 5-8 классы.(А.В.Фарков, М.:Айрис-пресс, 2007.) 2. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах.Пособие для учителей.(сост. В.Ю.Сафонова, М.:Мирос, 1995.) 3.Занимательная математика, КВНы,викторины.( А.С.Шатилова, Л.М.Шмидтова,М.:Айрис-пресс, 2006) 4. Задачи для мудрецов. Книга для учащихся. М.Просвещение, 1996. 5. Задачи на вырост. Учебное занятие для внеклассныхзанятий по математике. М.Мирос, 1995. 6. Живая математика. Я.И.Перельман, М.Наука, 1978. 7. История математики в школе. 5-7 классы.Г.И.Глейзер, М,1981. 8. Занимательная алгебра. Я.И.Перельман, Наука,1976 9. «1000 проблемных задач по математике», книга для учащихся, автор Л. М. Лоповок; Москва, «Просвещение», 1995 год. 10. Математические чудеса и тайны. Мартин Гарднер.М. Наука,1978. |
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека... | Учебно-тематический план работы математического кружка «Эврика». 8 класс | ||
Учебно-тематический план работы математического кружка «Эврика». 8 класс | Программа математического кружка ... | ||
Рабочая программа математического кружка «Уистап» Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить... | Рабочая программа математического кружка «Решение заданий повышенной... Цель: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | ||
Образовательная программа «Занимательная математика» Программа математического кружка «Занимательная математика» создана для занятий с учащимися 5- 6 классов (дети с высокой учебной... | Программа кружка «Химия в задачах» Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка | ||
План работы математического кружка «пифагор» Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и к гиа обучающихся надо готовить, так как ученику недостаточно знать,... | Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной... | ||
Рабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи | Программа кружка Маленький мастер ... | ||
Образовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена... | План основных мероприятий, посвященных встрече Нового 2011 года № Выставка кружка фитодизайна «Виола» и кружка по художественной обработке кожи «В ожидании чуда» | ||
Рабочая программа кружка юид 2013 2014 учебный год. Пояснительная... Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона... | Анализ работы кафедры естественно-математического цикла. Учителя... Учителя естественно-математического цикла в течение 20012-2013 учебного года работали над темой: Повышение результатов обучения по... |