Скачать 178.52 Kb.
|
Начальная общеобразовательная школа при Посольстве России в Колумбии познавательно-творческий проект по математике ТЕМА: «МАТЕМАТИКА И ШАХМАТЫ» Выполнил: ученик 3 класса Романенчук Михаил. Богота, 2013 г. Содержание Введение
Заключение Загадки про шахматы Введение Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Это также средство дальнейшего упрочения общественных и духовных связей, сердечных отношений между народами. Я считаю, что шахматы следовало бы включить в школьные программы во всех странах. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...
Цели проекта: 1. Выявить знания и наличие интереса к игре в шахматы у детей начальной школы. 2. Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей. 3. Развитие логического мышления. Задачи проекта: 1. Изучить литературу, подобрать необходимый материал. 2. Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их. 3. Воспитывать потребность в здоровом и интересном образе жизни. Актуальность проекта. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли.
Прежде всего, хочу рассказать одну легенду, в которой прослеживается связь между шахматами и математикой. Когда персидский шах впервые познакомился с шахматами, он был восхищен их своеобразием и обилием красивых комбинаций. Узнав, что мудрец, который изобрел игру, является его подданным, шах позвал его, чтобы лично наградить за гениальную выдумку. Властелин пообещал выполнить любую просьбу мудреца, и был удивлен его скромностью, когда тот пожелал получить в награду пшеничные зерна. На первое поле шахматной доски мудрец попросил положить одно зерно, на второе – два, и т. д., на каждое последующее вдвое больше зерен, чем на предыдущее. Шах приказал быстрее выдать изобретателю шахмат его ничтожную награду. Однако на следующий день придворные математики сообщили своему повелителю, что не в состоянии исполнить желание хитроумного мудреца. Оказалось, что для этого не хватит пшеницы, хранящейся не только в амбарах всего царства, но и во всех амбарах мира. Это число записывается двадцатью цифрами и является фантастически большим. Подсчет показывает, что амбар для хранения необходимого зерна с площадью основания 80 кв. м. должен простираться от Земли до Солнца. Конечно, связь с математикой здесь несколько условна, однако неожиданная развязка истории наглядно иллюстрирует грандиозные математические возможности, скрывающиеся в шахматной игре. В первую очередь попробуем найти связь между математикой и шахматами. Для этого мы рассмотрим шахматную доску. Итак, мы видим, что на шахматной доске есть координаты, также на ней есть и симметрия, геометрия тоже не обошла её стороной (Рис.1). Рис.1. Шахматная доска Основываясь на этом, я начал рассматривать эту связь более подробно, а именно на примерах. 3. Симметрия в шахматах Симметрия, как общий принцип гармонии в живой природе имеет глубокий смысл. Изучение ее проявлений, закономерностей играет важную роль в математике, физике, химии, биологии. Если каждую точку данной фигуры сместить каким-нибудь образом, то мы получим новую фигуру. Говорят, что эта фигура получена преобразованием из данной. Симметрия бывает различных типов; наиболее распространенные – осевая и центральная. На шахматной доске при осевой симметрии осью служит прямая, разделяющая левый и правый фланги доски (граница между вертикалями «d» и «e») или нижнюю и верхнюю части (граница между четвертой и пятой горизонталями). 4. Система координат Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести хорошо теперь известные географические координаты: широту и долготу – и обозначить их числами. В ХIVв. Французский математик Н. Оресм ввел, по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой. Это нововведение оказалось чрезвычайно продуктивным. На его основе возник метод координат, связавший геометрию с алгеброй. Основная заслуга в создании метода координат принадлежит французскому математику Р. Декарту. Декартовая система координат на плоскости задается взаимно перпендикулярными координатными прямыми с общим началом в точке О и одинаковым масштабом. Точка О называется началом координат. Горизонтальная прямая называется осью абсцисс или осью х, вертикальная – осью ординат или осью у. Декартовая система координат 5. Геометрия шахматной доски Можно сказать, что ничего удивительного и интересного здесь нет. Можно подумать, что при виде шахматной доски мы сразу вспоминаем геометрию (из – за геометрической формы доски). Это, безусловно, так, но геометрическая форма ещё не всё. Дело в том, что при игре в шахматы, как и в любой другой науке, есть свои определённые правила. И существует такое правило, как правило, квадрата. Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны. При этой композиции неопытные шахматисты рассуждают так: пешка идет сюда, король туда, пешка сюда, король туда и т.д. и при этом они часто путаются и, в конце концов, просчитываются.
Правило квадрата Однако исход партии легко оценить при помощи «правила квадрата». Достаточно выяснить, может ли король при своем ходе попасть в квадрат пешки. Итак, в нашей композиции черные при ходе делают ничью (попадают в квадрат), а при ходе противника проигрывают. 6. Шахматы и магические квадраты Существует гипотеза о том, что шахматы произошли из так называемых магических квадратов. Магический квадрат представляет собой квадратную таблицу n´n, заполненную целыми числами и обладающую следующим свойством: сумма чисел каждой строки, каждого столбца, а также двух главных диагоналей одна и та же. Для магических квадратов порядка 8 она равна 260 (рис. 9). Закономерность расположения чисел в магических квадратах придает им волшебную силу искусства. Альмуджаннах и магический квадрат. Таким образом, математика помогает шахматистам играть и выигрывать. А шахматы в свою очередь помогают нам решать простейшие и даже самые сложные математические задачи, помогают развивать логику, внимание и таким образом знать математику на пять. 7. Родина и история шахмат Родина шахмат – Индия. Время возникновения – первые века нашей эры. Из Индии шахматы проникли в страны Ближнего Востока.
Эта игра носила ярко выраженный военный характер, поэтому ее хорошо встретили в странах средневековой Европы. Здесь шахматы стали известны в X-XI веках, после того как арабы завоевали Испанию и Сицилию. Из Испании и Сицилии шахматы постепенно проникли в Италию, Францию, Англию, скандинавские и другие страны, несмотря на жесточайшие гонения церкви, запрещавшие шахматы наравне с игрой “в кости” и другими “бесовскими наваждениями”. В конце XIV века католическая церковь официально сняла запрет с шахмат. Игра была признана необходимым элементом дворянского воспитания. Первое упоминание о шахматах на Руси относится ко второй половине XIII века. Археологические находки, датируемые XI-XV веками, говорят о том, что в нашей стране знали и любили шахматы издавна и повсеместно. Раскопки в Новгороде показывают, что в шахматы играли бояре и холопы, купцы, ремесленники и даже служители культа. Петр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнеров. Увлекалась шахматами и Екатерина II. В 1796 г. А.С.Строганов устроил для Екатерины II и шведского короля Густава IV, гостивших в его загородном дворце, партию живых шахмат. На лугу, где зеленым и желтым дерном выложили “шахматную доску”, слуги, переодетые в средневековую одежду, передвигались в соответствии с ходами шахматной партии. Широко были распространены шахматы среди русской интеллигенции. В библиотеке А.С.Пушкина сохранилась изданная в 1824 году книга А.Д.Петрова, полвека бывшего сильнейшим шахматистом России, - “Шахматная игра, приведенная в систематический порядок…” с дарственной надписью автора; Пушкин был подписчиком первого шахматного журнала “Паламед”, начавшего выходить в Париже в 1836 г. В XIX и XX веках продолжает развиваться шахматная теория.
|
1 полугодие Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка при Посольстве России в Египте | «Музыка» 1 класс составитель программы Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Лаосе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Средняя школа общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка при Посольстве России в Египте | Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Лаосе | ||
Рабочая программа по изо для 6 класса Учитель Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в кнр | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Лаосе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка при Посольстве России в Египте | Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального... В. Н. Рудницкой «Математика» (Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гоу основная общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Дании | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Египте с углубленным изучением английского языка, 2012-2013 уч год | ||
Исследовательская работа «Шахматы и математика» Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… | Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы... Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы В. Н. Рудницкой «Математика 3 класс». Сборник программ к... | ||
Конспект урока математики по теме "Число 10". 1-й класс Умк: "Начальная школа XXI века", учебник по математике для 1 класса начальной школы руководителя проекта чл корр. Рао проф. Н. Ф.... | Конспект открытого урока по математике (умк «Начальная школа XXI... Учить применять сочетательное свойство сложения при нахождении значения выражения | ||
Рабочая программа По предмету математика «Математика», а также на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике при... | Конспект урока по математике во 2 классе Учебник: Моро М. И. и др. Математика. 2 класс, М.: Просвещение, 2012 умк «Школа России» фгос |