Скачать 31.24 Kb.
|
Секция:Математика МОУ «Общеобразовательная гимназия №3», г. Архангельск 163000, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 7, корп.1 тел.: (8182) 65-73-33; E-mail: aog3adm@yandex.ru Математика на шахматной доске Чащин Артём Класс: 11 «Б» 163020, г. Архангельск, ул. Маяковского, д. 17, кв. 43 тел.: (8182)22-52-06; E-mail: chashchinartyom@yandex.ru Научный руководитель: Косарева Галина Николаевна, учитель математики ВКК, Почётный работник общего образования РФ И шахматы, и математика уходят своими корнями в глубокую древность. Разумеется, не в этом основа того родства между ними, которое интуитивно ощущается всеми и которое ведёт к известной конкуренции между этими двумя сферами интеллектуальной деятельности. Выдающийся математик Г. Хардизаметил, что решение проблем шахматной игры есть не что иное, как математическое упражнение, а игра в шахматы - это как бы насвистывание математических мелодий. Формы мышления математика и шахматиста довольно близки, а математические способности нередко сочетаются с шахматными. Среди крупных ученых известно немало сильных шахматистов. В то же время многие гроссмейстеры имеют математическое или близкое к нему образование. Во второй половине XX в. возникла новая область, объединяющая математику и шахматы, - машинные (компьютерные) шахматы. Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием — компьютерные шахматы достигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 — с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеру Deep Blue. Среди обширных связей математики и шахмат справедливо выделяется популярныйжанр занимательной математики. Задачи, связанные с расположением и движением фигур на шахматной доске, пользуются широкой популярностью. Их решение зачастую приводило к интересным арифметическим и алгебраическим соотношениям, сами решения бывали обычно оригинальны и остроумны, неудивительно поэтому, что этими задачами занимались иногда и такие крупнейшие математики, как Леонард Эйлер и Карл Гаусс. «Играм присущи некоторые черты произведений искусства, - писал Олдос Хаксли. – Когда мы играем в них сами или только наблюдаем, как в них играют другие, мы переходим из непостижимой вселенной данной реальности в маленький, строго упорядоченный мир, созданный человеком, где всё ясно, целесообразно и легко доступно пониманию». Его замечания звучат с особой силой применительно к математическим играм на шахматной доске. Одной из самых популярных игр из числа тех, для которых необходима специальная доска, являются шахматы.Шахматные доска и фигуры – объекты нашего исследования. Предметисследования – математические задачи, связанные с ними. Цель работы: изучить математику на шахматной доске. Задачи: 1. Исследовать связь математики и шахмат. 2. Рассмотреть математические решения задач, связанных с шахматной доской. 3. Рассмотреть математические решения задач, связанных с шахматными фигурами. Методы исследования: 1. Анализ и синтез различных источников информации. 2. Самостоятельное решение задач, исследование их решений. 3. Поиск новых подходов к решению уже известных олимпиадных задач, новых сюжетов задач по шахматной тематике. 4. Классификация задач по методам их решения. 5. Составление сборника задач по шахматной тематике. Новизна работы заключается в том, что тема математики и шахмат недостаточно освещена в современной литературе. По этой проблеме было найдено небольшое количество книг. Практическая значимость работы состоит в том, чтозадачи с применением шахматной теории часто встречаются на олимпиадах по математике. В ходе работы нами была выделена следующая классификация шахматно-математических задач по методам решения: 1. Задачи о существовании конфигураций или объектов с заданными свойствами; 2. Задачи на создание дополнительной структуры; 3. «Экстремальные» задачи; 4. Шахматная метрика фигур; 5. Задачи на поиск игровых стратегий; 6. Многомерные шахматы; 7. Парадоксы на шахматной доске. Также нами были собраны всевозможные задачи по шахматной тематике из различных источников и создан их сборник.Полученные результаты позволяют в дальнейшем применять выделенные методы решения к другим олимпиадным задачам. Литература
|
Доклад о состоянии и результатах деятельности муниципального бюджетного... Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, ул. Кедрова, д. 34 | Протокол заседания педагогического приказом по моу «Воскресенская... Моу «Воскресенская совета моу «Воскресенская средняя средняя общеобразовательная школа» | ||
Архангельск и северные страны конца xvi-начала XX веков : [Избр докл.... Архангельск и северные страны конца xvi-начала XX веков : [Избр докл. Междунар науч конф., Архангельск, 10-12 июня 1999 г.] / ред.... | Проблемный. По направлению модернизации: активизация познавательной... Моу «Воскресенская совета моу «Воскресенская средняя средняя общеобразовательная школа» | ||
Конспект урока литературы в 6 классе Моу «Воскресенская совета моу «Воскресенская средняя средняя общеобразовательная школа» | Протокол заседания педагогического совета моу «Воскресенская средняя... Приказ по моу «Воскресенская средняя общеобразовательная школа»» от «30» августа 2011г | ||
I. Вступление Весь мир против меня: как я велик! М. Ю. Лермонтов... Моу «Воскресенская совета моу «Воскресенская средняя средняя общеобразовательная школа» | Положение о проведении фестиваля педагогических идей "Открытый урок"... Целью фестиваля является выявление и распространение эффективного инновационного педагогического опыта работников муници-пальных... | ||
Государственный университет Моу «Воскресенская совета моу «Воскресенская средняя средняя общеобразовательная школа» | О проведении открытого аукциона Заказчик: фгаоу впо «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», 163002, г. Архангельск, наб. Северной... | ||
«Моё жильё» 163051, г. Архангельск, ул. Тимме, д. 18, корп. 3, кв. 17. тел.: (8182) 64-04-76 «Опора России» Фридман Е. М., руководитель Регионального отделения Пермского края Общероссийской общественной организации «Всероссийское... | Приказ № г. Архангельск о внесении изменений в состав проблемной... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) Архангельский... Буров С. В. Патентный поиск: Методические указания к проведению патентного поиска при выполнении индивидуальных творческих заданий,... | Планы семинарских занятий архангельск 2008 Рассмотрены и рекомендованы... Север в истории России: планы семинарских занятий и тематика рефератов / сост. В. П. Илатовский. – Архангельск: Изд-во агту, 2008.... | ||
Квалификационной работы по специальности Института управления (г. Архангельск) З. Г. Облицовой, канд экон наук, доц кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита О. В. Икон-никовой,... | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования Город Архангельск" в департамент образования "Основная общеобразовательная школа №12" мэрии города Архангельска |