Скачать 49.72 Kb.
|
Математика в профессиональном образовании Е.Н. Мошнина, кандидат технических наук, доцент Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета, РоссияН.Л. Перельмутер Муромский филиал Московского государственного университета путей сообщения, Россия natalyperel@nm.ru Задачи модернизации современного общества не обошли стороной и систему образования. Для успешного их решения обществу необходима качественная подготовка высокообразованных и высококвалифицирован-ных специалистов в профессиональной деятельности. Современные требования работодателей к специалистам инженерно-экономического профиля диктуют необходимость поиска качественно новых подходов к процессу организации обучения, так как основы профессионального развития личности специалиста закладываются в вузе, начиная с первых лет обучения, в процессе усвоения специальных, общих профессиональных образовательных и естественнонаучных дисциплин. Как раз математика с ее высокой степенью абстракции и есть фундамент для всего естествознания. Без нее не может самостоятельно существовать ни одна из наук, оперирующая какими-либо количественными данными и именно она определяет основу образования практически по любому направлению. Высшая математика в высших учебных заведениях интенсивно изучается в течение первых двух лет обучения. Она определяет разностороннее развитие логического мышления, обеспечивает базовыми навыками для дальнейшей деятельности (планирование и обработка результатов экспериментов, повышение предельной точности расчетов, создание и исследование математических моделей, определение оптимальных условий существования систем и т.д.) и предопределяет профессиональные качества будущих специалистов. Решающая роль математики в профессиональной подготовке современного специалиста многогранна и состоит в создании у студентов целостной системы взглядов на природу науки и её взаимосвязь с другими дисциплинами. Современная система преподавания прикладных и фундаментальных математических знаний должна обязательно обеспечивать возможность их конкурентоспособного конечного применения в профессии и покрывать потребности работодателей в решении задач модернизации. В современной практике высшего образования присутствует прямое противоречие между настоятельной необходимостью получения прочных математических знаний и слабой самомотивацией студентов к изучению вузовского курса математики. Проблемы преподавания высшей математики актуальны и для технических, и для гуманитарных направлений образования и ярко выражаются в том, что студенты явно не видят будущей прикладной пользы дисциплины. Они отторгают нагрузку начального математического цикла, аргументируя тем, что имеют иные интересы и способности, которые делают невозможным усвоение математического материала. Студенты стараются убедить себя и окружающих в том, что знание предмета не будет востребовано в их будущей работе. У первокурсников не формируется правильное представление о взаимосвязи содержания математических дисциплин и дисциплин специализации и месте математики в интеграции интеллектуальных умений для профессиональной конкурентной деятельности. Это свидетельствует о противоречии принятой практики математического образования в вузах и высокими возможностями потенциальной подготовки профессиональных качеств современных специалистов. Преподаватели математики вузов вынуждены не только давать вчерашним школьникам фундаментальную математическую подготовку, но и «ум в порядок привести», учить первокурсников учиться. В будущем студенты должны не только знать и уметь, но и владеть полученными знаниями в профессии как практическим инструментом для решения различных задач. Целесообразно дифференцировать уровни строгости подготовки при изучении материала в зависимости от полученных первокурсниками знаний и дальнейших требований специальности. Необходимо показать, что сила математики в абстрактности и универсальности математических методов, показать области, в которых изучаемый теоретический материал имеет фактическое применение, обучить студентов математическим методам познания, в частности построению математических моделей; использованию межпредметных связей. Модернизация методов мотивации и самомотивации студентов сопряжена с практическим пересмотром существующих методов контроля качества знаний по предметам и настоятельно необходима для получения прочных фундаментальных математических знаний. Заметим, что учебная литература, по которой осуществляется учебный процесс на младших курсах, практически не отличается от той литературы, по которой обучались сами преподаватели, ведь математика - часть классического образования. Но наука не стоит на месте, она развивается, появляются новые методы и средства исследований, новые технические возможности. Современные студенты должны быть готовы эффективно применять полученные знания на практике, а если их недостаточно - самостоятельно разобраться в поставленной задаче. Для этого необходимо, на наш взгляд, чтобы преподаватели математики специализировались по конкретному направлению подготовки инженерных, экономических и гуманитарных кадров. Необходимо подбирать задания и примеры применительно к конкретной специальности, к выполнению прикладных проектов, требующих точной математической подготовки. Необходимо создавать соответствующие материалы интегрированных междисциплинарных элективных курсов, чтобы студенты с самого начала обучения в вузе понимали важность математической подготовки для дальнейшего решения профессиональных задач. Так же важна согласованность рабочей программы с требованиями выпускающей кафедры. На различных специальностях на изучение математики стандартами образования отводится различное количество часов аудиторной и самостоятельной работы. Увеличение количества часов на изучение именно тех разделов, которые в дальнейшем должны использоваться в специальных дисциплинах, позволяет значительно повысить эффективность обучения и мотивацию студентов к изучению математики. Большое значение имеет повышение творческой активности студентов при изучении курса. Неоценимую роль играет привлечение студентов к научной работе, к работе на студенческих конференциях, написанию рефератов. Предлагаемая преподавателями тематика докладов должна содержать связь между математикой и будущей специальностью. При подготовке доклада или реферата студенты учатся работать с научной литературой и самостоятельно отбирать материал по заданной теме, развивают навыки исследования и решают реальные практические задачи, которые пригодятся им для подготовки к серьезной последующей работе. Именно на таких конференциях, студенты младших курсов приобретают опыт общения с аудиторией, они учатся планировать публичные выступления, использовать подготовленные презентации, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. Подобный публичный опыт определенно обязан формировать интерес к изучаемым математическим дисциплинам и вырабатывать практическую потребность применять полученные навыки в дальнейшем. Для решения задач модернизации в высшем образовании назрела необходимость внедрения в учебный процесс современного содержательного профессионально-направленного обучения. В процессе подготовки качественных и конкурентоспособных кадров необходима интеграция фундаментальных математических и прикладных знаний. Интенсивную интеграцию научных знаний в профессиональную подготовку специалистов целесообразно осуществлять на основе системообразующей и фундаментальной дисциплины – математики. |
Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности... Ровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме... | Компетентностный подход в образовании: основные этапы становления... | ||
Закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном... Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I | Положение о дополнительном профессиональном образовании в Пермском... Положение о дополнительном профессиональном образовании в Пермском государственном техническом университете (с методическими рекомендациями... | ||
Программа воспитательной работы для студентов; 13 Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном... | Программа воспитательной работы для студентов; 12 Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном... | ||
Диплома о среднем профессиональном или высшем образовании | Л. К. Раицкая дидактические и психологические основы применения технологий... Дидактические и психологические основы применения технологий веб в высшем профессиональном образовании | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном... | Уроках математики Тема конференции : Применение информационных технологий в профессиональном образовании | ||
Анкета поступающего в аспирантуру Оригинал диплома о высшем профессиональном образовании с приложением и копия к нему | Тихонова А. В. Кафедра «Налоги и налогообложение» Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I | ||
Программа развитие свиноводства волгоградской области Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I | «Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения» Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I | ||
Домашняя ферма //Орловская правда. – 2013. – 11 января Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I | Искусство концертмейстера в профессиональном образовании учителя музыки Диссертационного совета д 008. 015. 01 в учреждении рао «Институт художественного образования» по адресу: 119121, Москва |