Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс





Скачать 266.51 Kb.
НазваниеВсероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс
Дата публикации13.08.2013
Размер266.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс
Тест. К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа. 1. Наибольшую молекулярную массу имеет 1) BaCl2 2) ВаS04 3) Ва3(Р04)2; 4) Ва3Р2.
2. Трехэлементное вещество — это ... 1) серная кислота; 2) негашеная известь (оксид кальция); 3) хлорид железа (III); 4) медный купорос.
З.Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции (СuОН)2С03 + НС1 = СuС12 + С02 + ...
1)10: 2)11; 3)12;4)9.
4.Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)
1)0,5; 2)0,3; 3)0,03; 4)0,15.
5.Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К
1) р = 20, n=19; 2)р = 40, n = 19; 3)р= 19, n = 21: 4)р = 21,n=19.
6. Реакция, в результате которой выпадает осадок
1) КОН + НС1; 2) К2С03 + Н2S04; 3) Cu(OH)2 +HNO3; 4) Nа2S + Рb(N03)2.
7 В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:
1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5
Задачи
1. При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл. (3 балла)
2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция. (2 балла)
3. 50 г смеси карбонатов бария и натрия растворили в избытке соляной кислоты. Добавление к полученному в результате реакций раствору избытка раствора сульфата натрия приводит к выпадению 46,6 г осадка. (7 баллов)
Напишите уравнения протекающих реакций и определите массовые доли (в %) карбонатов в смеси.
4. Осуществите цепочку превращений:
S X1 X2 X3 X4 X5
(5 баллов)
5. Какие из ионов не могут находиться в одном растворе? Почему?
Ba 2+; H+; CL-; OH-; SO42-.
Ответ подтвердите ионными уравнениями. Запишите не менее двух молекулярных уравнений, соответствующих вашим сокращённым ионным уравнениям.
(4 балла)

Всероссийская олимпиада школьников по химии
I (школьный этап)
Решения 9 класс
1.Тест-7 баллов

вопрос

1

2

3

4

5

6

7
ответ

3

1

2

3

3

4

3


2.Задачи -21балл
1. Me2O3 + 3 H2SO4 = Me2(SO4)3 + 3 H2O 1 балл
1 моль 1 моль
(2х + 48) г ? моль (2х + 288) г/ моль n (X) = m (X) ? M (X)
n (Me2O3 ) = n (Me2(SO4)3)
9, 6 ? 2х + 48 = 24 ? 2х + 288; х = 56 (Fe –железо) 2 балла
Всего 3 балла
2. 4 Р + 5О2 = 2 Р2О5 0,5 балла
2 Сa + O 2 = 2 CaO 0,5 балла
3 СaO + P2 O5 = Ca3 (PO4)2 1 балл
Всего 2 балла
3. Уравнения протекающих реакций:
BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2 + H2O (1) 1 балл
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O (2) 1 балл
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl (3) 1 балл
По массе осадка BaSO4 и уравнениям реакций (3) и (1) определим массу BaCO3.
По уравнению реакции (3) рассчитаем количество вещества BaCl2:
n(BaCl2) = n(BaSO4) = 46,6 / 233 = 0,2 моль 1 балл
По уравнению реакции (1) рассчитаем количество вещества BaCO3 и затем его массу:
n(BaCO3) = n(BaCl2) = 0,2 моль [из уравнения реакции (3)]
m(BaCO3) = 0,2 ? 197 = 39,4 г 1 балл
Определим массовые доли карбонатов в смеси:
w( BaCO3) = 39,4 / 50 = 0,788 или 78,8% 1 балл
w(Na2CO3) = 100 – 78,8 = 21,2% 1 балл
Ответ: w(BaCO3) = 78,8% w(Na2CO3) = 21,2%
Всего 7 баллов
4. Уравнения реакций и названия веществ X1 - X5:
S + Fe = FeS (сульфид железа(II)); 1 балл
4FeS + 7O2 = 2Fe2O3 + 4SO2 (оксид серы(IV)); 1 балл
2SO2 + O2 = 2SO3 (оксид серы(VI)); 1 балл
SO3 + NaOH = NaHSO4 (гидросульфат натрия); 1 балл
NaHSO4 + NaOH = Na2SO4 + H2O (сульфат натрия) 1 балл
Всего 5 баллов
5. В одном растворе не могут находиться ионы:
а) Ba2+ + SO42-= BaSO4?. Это приводит к образованию осадка 1 балл
BaCL2 + H2SO4 = BaSO4? + 2 HCL 0,5 балла
Ba(NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4? + 2 NaNO3 0,5 балла
б) Н+ + ОН - = Н2О 1 балл
HCL + NaOH = NaCL + H2O 0,5 балла
HNO3 + KOH = KNO3 + H2O 0,5 балла
Всего: 4 балла

Всего 28 баллов

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 8 класс
Задание 1. ТЕСТ Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)
1. Сколько элементов, простые вещества которых неметаллы, представлены сегодня в периодической системе химических элементов д.И. Менделеева?

1) 12 2)22 3)44 4)89

3. Какой элемент назван в честь небесного тела — спутника Земли:

1. Со — кобальт 2. Те — теллур 3. Sе — селен 4. U — уран

3.. Какой элемент назван в честь мифического героя, укравшего огонь у богов:

1. Та — тантал 2. Тh — торий 3. Nb — ниобий 4. Pm — прометий 4.К чистым веществам относится 1) уксус 2) дистиллированная вода 3) воздух 4) молоко 5. Является веществом:1) капля росы;2) медная монета;3) кусочек мела; 4) ртуть. 6.Одинаковую относительную массу имеют вещества ,формулы которых: 1)CuSO4 и CuS 2) CuS и CuO 3) CuO и Cu 2S 4) CuSO4 и Cu 2S 7.Массовая доля серы в серной кислоте H2S04 равна: 1. 2,04%. 2. 65,31%. 3. 32,65%. 4.3,2%
Задание 2.Вопросы «ЭРУДИЦИОНа»
1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах.(за каждое название и страну-1б,протоны и нейтроны-1б)- (8баллов)
2.Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту? (1балла)

Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?(2 балла)
3.Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы: газовая и керосиновая. Что Вы зажжете в первую очередь? (1 балл)

Дополнительный вопрос: где еще применяется газ (предположите, какой) и керосин?(2 балла)
4. Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните , как можно быстро справиться с заданием мачехи. (3б)

Si – тон, Ar – оящ, Ne – др, Fe – ад,
Mg - - э, F – Ий, Cr – кл, Cl –аст,
Li – хо, Sc – Ий, N – рош, Na – уг.

5.Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.(6 баллов)
2011 год
I (школьный этап)
Решения 8 класс

Задание 1.-7 баллов

1

2

3

4

5

6

7
2

3

4

2

4

4

3

Задание 2.-23 баллов
1.Рутений (Ru) – назван в честь России; протонов 44, нейтронов 57. -2балла Полоний (Po) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 37. -2балла Франций (Fr) – в честь Франции; протонов 87, нейтронов 35. -2балла Германий (Ge) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 40. -2балла
2. 14 лет.(1балл) Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен.свойства его легкий, блестящий металл. (2балла)
3.Спичку(1балл).В газовой лампе- природный газ (применяется как топливо), керосин(растворитель, дизельное и авиационное топливо, удаление ржавчины) (2 балла)
4. Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. Сахар с речным песком растворить в воде ,профильтровать, выпарить воду.(3 балла)
5. Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».

Всего-30 баллов
Задания для школьного этапа олимпиады школьников по химии 11 класс.
Задание 1.
В Периодической системе имеется десять элементов, в обозначении которых вторая буква – это «е». Для каждого из этих элементов ниже приведены характерные реакции. Заглавная буква обозначена знаком «?». Расставьте элементы по местам.
1) D + T → ?e + n;
2) ?eO4 → ?e + 2O2;
3) ?e + O3, F2 и т п. → не идет;
4) 2Au + 6H2?eO4(нагр.) → 3?eO2 + Au2(?eO4)3 + 6H20;
5) ?eCl2 + 4NaOH → Na2[?e(OH)4] + 2NaCl;
6) ?eO3 + 3H2O → H6?eO6;
7) ?e(OH)4 + 4HCl → ?eCl3 + 1/2Сl2 + 4H20;
8) ?eCl4 + Li[AlH4] → ?eH4 + Li[AlCl4];
9) ?eCl2 + K3[?e(CN)6] → K?e[?e(CN)6]↓ (синий осадок);
10) 2H?eO4 + 7H2S → ?e2S7↓ + 8H20.
Задание 2.
Химик получил образцы трех металлов серебристо-белого цвета и нашел способ как их быстро различить. Для этого он подверг образцы действию кислот и раствора гидроксида натрия. Результаты его исследования представлены ниже.

Металл \ Реактив

HCl (конц)

HNO3 (конц)

NaOH (конц)
Металл 1

-

+

-
Металл 2

+

-

+
Металл 3

+

+

+

Условные обозначения : «+» — реакция идет, «–» — металл не реагирует.
Определите какие металлы могли быть получены химиком и напишите соответствующие уравнения реакций.
Задание 3.

Небольшой кусочек пластикового одноразового стаканчика нагрели без доступа воздуха до 400°С. В результате нагревания был получен углеводород Х (содержание углерода 92,26% по массе, плотность его паров по кислороду 3,25). Известно, что при окислении углеводорода Х раствором перманганата калия в кислой среде в качестве единственного органического продукта образуется бензойная кислота.
1. Рассчитайте молекулярную формулу Х.
2. Приведите структурную формулу, и название углеводорода Х. Как называется исходный полимер?
3. Напишите уравнение реакции (со всеми продуктами и стехиометрическими коэффициентами) окисления углеводорода Х раствором перманганата калия, подкисленного серной кислотой.
Задание 4.
Юный химик Петя получил от мамы задание купить в магазине 1 л пищевого уксуса (массовая доля уксусной кислоты СН3СООН 9 %) для домашнего консервирования. Придя в магазин, он обнаружил, что в продаже есть только уксусная эссенция (массовая доля уксусной кислоты – 70 %). Петя решил, что сможет самостоятельно приготовить из неё пищевой уксус. Дома в справочнике ему удалось найти значения плотности для 9-процентного раствора уксусной кислоты – 1,012 г/мл и для 70-процентного – 1,069 г/мл. Из оборудования у Пети имеются только мерные цилиндры различного объёма.

Какое правило техники безопасности следует соблюдать при приготовлении разбавленных растворов из концентрированных кислот?

Какое из доступных в домашних условиях веществ следует иметь под рукой Пете, если кислота попадёт на кожу? Назовите это вещество и его действие на кислоту отразите в уравнении реакции.

Какой объём уксусной эссенции должен отмерить Петя, чтобы приготовить 1 л 9 % раствора уксусной кислоты?

Задание 5.
В лаборатории имеются железо, соляная кислота, едкий натр, карбонат кальция, оксид меди (II). Используя эти вещества, а также продукты их взаимодействия, приведите не менее 10 уравнений реакций получения новых неорганических веществ.
Задание 6.
При растворении 2,8 г сплава меди и серебра в концентрированной азотной кислоте образовалось 5.28г смеси нитратов. Определите массовые доли металлов в сплаве.

Ответы 11 класс
Задание 1.
Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Даже если решающий не сможет определить все элементы по реакциям, это можно сделать с помощью Периодической системы, учитывая, что максимальная степень окисления элемента не может быть больше номера группы.

1) D + T → Нe + n;

1
2) ХeO4 → Хe + 2O2;

1
3)Ne + O3, F2 и т п. → не идет;

1
4) 2Au + 6H2SeO4(нагр.) → 3SeO2 + Au2(SeO4)3 + 6H20;

1
5) BeCl2 + 4NaOH → Na2[Be(OH)4] + 2NaCl;

1
6) TeO3 + 3H2O → H6TeO6;

1
7) Ce(OH)4 + 4HCl → CeCl3 + 1/2Сl2 + 4H20;

1
8) GeCl4 + Li[AlH4] →GeH4 + Li[AlCl4];

1
9) FeCl2 + K3[Fe(CN)6] → KFe[Fe(CN)6]↓ (синий осадок);

1
10) 2HReO4 + 7H2S → Re2S7↓ + 8H20.

1
Все элементы ответа записаны неверно

0
Максимальный балл

10


Задание 2.
По совокупности свойств, т.е. по поведению в реакциях с кислотами и гидроксидом натрия заключаем: I металл — серебро,(медь не подходит по цвету), металл II — алюминий, металл III — цинк.

Уравнения реакций:

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

Zn + 2HCl = ZnCl2 + 2H2

Ag + 2HNO3 (конц.) = AgNO3 + NO2 + H2O

Al + HNO3 (конц.) Нет реакции

Zn + 4HNO3 (конц.) + Zn(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2

2Al + 6NaOH + 6H2O = 2Na3[Al(OH)6] + 3H2 (7 баллов)
Задание 3.
Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
1. Мr(X) = 3,25·32 = 104 а.е.м.
Найдем молекулярную формулу углеводорода Х:
С : Н = 0,9226/12,01 : 0,0774/1,008 = 1 : 1, с учетом молекулярной массы получаем С8Н8.

1

1
1
2. Поскольку при окислении углеводорода Х раствором перманганата калия в кислой среде в качестве единственного органического продукта образуется бензойная кислота (С6Н5СООН), то его молекула содержит в своем составе бензольное кольцо с одним заместителем.
Вычитая из брутто-формулы С8Н8 фрагмент С6Н5, получаем заместитель С2Н3. Единственно возможный вариант заместителя – винил, а углеводород Х – стирол (винилбензол).
Следовательно, полимер, из которого был изготовлен одноразовый стаканчик, – полистирол.


2


2

1
3. Уравнение реакции окисления стирола раствором KMnO4, подкисленного H2SO4:
+ 2KMnO4 + 3H2SO4 → + СО2 + 2 MnSO4 + K2SO4 +4H2O


2


Все элементы ответа записаны неверно

0
Максимальный балл

10


Задание 4.

Вливать воду в кислоту (1 балл).

Пищевая сода или гидрокарбонат натрия (1балл).
NaHCO3 + СН3СООН = СН3СООNa + H2O реакция нейтрализации (2 балла).

Рассчитана масса уксусной кислоты в 9 % - ном растворе - 91,08 г (1 балл).
Рассчитана масса раствора уксусной эссенции – 130,1 г (1балл).
Рассчитан объём уксусной эссенции – 121,7 мл или ≈ 122 мл (1балл).
Итого: 7 баллов.
Задание 5.
Возможные варианты ответа:
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
HCl + NaOH = NaCl + H2O
2HCl + CaCO3 = CaCl2 + H2O + CO2
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O; NaOH + CO2 = NaНCO3 + H2O
CuO + H2 = Cu + H2O
FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl
3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2
CaCO3 = CaO + CO2
CuO + CO2 = CuCO3
Fe3O4 + 8HCl = FeCl2 + 2FeCl3 + 4H2O и т.д.
При оценивании задания рекомендуется принимать и другие возможные верно составленные уравнения, но максимальная оценка за задание – 10 баллов. За неверно составленные уравнения баллы не снижать.
Задание 6.

Уравнения реакций:
Cu+ 4 HNO3= Cu(NO3)2+ 2NO2+ 2H2O
Ag+ 2HNO3= AgNO3+ NO2 +H2O (1балл)

Вводим обозначения: n(Cu)=xмоль n(Ag)= yмоль; тогда
а) m(Cu)=64x, m (Ag)=108y
m (смеси)= 64x+108y=2,8
б) по уравнению (1) n(Cu(NO3)2=x, m(Cu(NO3)2 = 188x;
в) по уравнению (2) n (AgNO3)=y, m(AgNO3)= 170y
г) m(смеси) = 188x+170y=5,28 (2 балла)
3) составляем и решаем систему уравнений:
64x+108y=2,8 x=0,01моль Cu
188x+170y=5,28 y=0,02моль Ag (2балла)
4)рассчитываем массовые доли компонентов смеси:
а) m (Cu)=0,01*64= 0,64г. w(Cu)= 0,64/2,8= 0,2286 или 22,86%
m(Ag)= 0,02*108=2,16г. w(Ag)= 2,16/2,8= 0,7714 или 77,14% (2 балла)
максимальная оценка – 7 баллов


Задания для школьного этапа олимпиады по химии 10 класс
Задание 1.
Какие газы можно получить, имея в своем распоряжении следующие вещества:
хлорид натрия, серную кислоту, нитрат аммония, воду, нитрит аммония, соляную кислоту, перманганат калия, гидроксид натрия, карбид алюминия, карбид кальция и сульфит натрия?
Напишите все уравнения возможных реакций, укажите условия их протекания.
Задание 2.
Для трех химических элементов А, В и С известно, что они принимают участие в следующих превращениях:

С2 + 3В2 2СВ3

4СВ3 + 5А2 4СА + 6В2А

4СВ3 + 3А2 = 2С2 + 6В2А

С2 + А2 = 2 СА

4СА2 + 2В2А + А2 = 4ВСА3
О каких элементах идет речь в задании? Запишите уравнения реакций.
Задание 3.
При растворении 11,5 г смеси алюминия, магния и меди в соляной кислоте выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Нерастворившийся остаток переведен в раствор концентрированной азотной кислотой. При этом выделилось 4,48 л (н.у.) газа. Определите массовые доли (в%) компонентов исходной смеси.
Задание 4.
Дана схема реакции:
KI + KMnO4 + H2SO4 → I2 + K2SO4 + MnSO4 + H2O
1.Определите степени окисления элементов.
2. Составьте уравнение электронного баланса
3. Определите окислитель и восстановитель
4. Расставьте коэффициенты в данном уравнении.
5. Перечислите области применения вещества, формула которого KMnO4
Задание 5.
В периодической системе есть девять элементов, названия которых в русском языке являются существительными «не мужского рода». Для каждого их этих элементов ниже приведены характерные реакции, в которых они зашифрованы буквой «Э». Определите элементы для каждой реакции:
1) 2Н2Э + ЭО2 → 3Э + 2Н2О;
2) ЭCl3 + KI → ЭCl2 + KCl +1/2 I2;
3) ЭNO3 + KCl → ЭCl↓ + KNO3;
4) Э + 3HNO3конц. + 4HClконц. → H[ЭCl4] + 3NO2 +3H2O;
5) ЭCl2 + 4NH3 →[Э(NH3)4]Cl2 (синий);
Э(катализатор), 800°С
6) 4NH3 + 5O2 4NO + 6H2O;
300°C
7) 2Э + O2 2ЭО
8) ЭCl2 + Cl2 → ЭCl4;
9) Э2O3 + 4 HNO3конц. + (х-2) Н2О → Э2О5·х Н2О + 4NO2


Задание 6.
В результате реакции фосфата кальция с магнием при
нагревании образуются два вещества, одно из которых
взаимодействует с водой, при этом выделяется бесцветный ядовитый
газ, обладающий чесночным запахом. Последний окисляют
кислородом воздуха.
Напишите уравнения всех указанных химических процессов, назовите
их продукты.
Рассчитайте объем воздуха (н.у.), необходимый для окисления газа,
если в первой из указанных реакций было использовано 2.4 г магния.

Ответы 10 класс
Задание 1.
1) 2NaCl(тв.) + H2SO4 (конц.) Na2SO4 + 2HCl↑
или NaCl(тв.) + H2SO4 (конц.) NaHSO4 + HCl↑

NH4NO3 = N2O↑ + 2H2O

NH4NO2 = N2↑ + 2H2O

2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑

2KMnO4 + 16HCl = 2KCl + 2MnCl2 + 5Cl2↑ + 8H2O
или 2NaCl + 2H2O 2NaOH + H2↑ + Cl2↑

Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3 + 3CH4↑

CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2H2↑

2H2O 2H2↑+ O2

NH4NO3 + NaOH = NaNO3 + NH3↑ + H2O

Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + SO2↑

За каждое уравнение реакции 1 балл
Итого: 10 баллов
Задание 2.

N2 + 3H2 2NH3

4NH3 + 5O2 4NO + 6H2O

4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O

N2 + O2 = 2NO

4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3
А – кислород, В – водород, С – азот.
За каждое уравнение реакции 1 балл
Итого: 5 баллов
Задание3.
1) Медь не взаимодействует с соляной кислотой.
4,48 л
Cu + 4 HNO3 = Cu(NO3)2 +2NO2 + 2H2O
n(NO2) = 4,48/22,4 = 0,2 моль;
n(Cu) = 0,1 моль; m(Cu) = 64 x 0,1 = 6,4 г 1 балл

х моль 1,5 х моль
2) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
y моль y моль
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 2 балла
3) Определение количества вещества водорода: n(H2) = 5,6/22,4 = 0,25 моль; 1 балл
4) Составлена система с двумя неизвестными:
x + 1,5y = 0,25
24x + 27y = 5,1 2 балла
5) Решена система с двумя неизвестными (определены значения «х» и «y») 2 балла
х = 0,1; у = 0,1
6) Определены массы и массовые доли компонентов смеси.
m(Al) = 2,7г; m(Mg) = 2,4г 1 балл
ώ (Al) = 2,7/11,5 = 0,2348 или 23,48%
ώ(Mg) = 2,4/11,5 = 0,2087 или 20,87%. 1 балл
ώ (Cu) = 6,4/11,5 = 0,5565 или 55,65%

Итого: 10 баллов
Задание 4.
1) Определены степени окисления элементов
+1-1 +1 +7 -2 +1 +6 -2 0 +1 +6 -2 +2 +6 -2 +1 -2
KI + KMnO4 + H2SO4 → I2 + K2SO4 + MnSO4 + H2O 1 балл
2) Составлено уравнение электронного баланса и определены окислитель и
восстановитель:

5
2

2I - – 2ē → I20 восст-ль
Mn+7 + 5ē → Mn+2 ок-ль

2 балла
3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:
2KMnO4 + 10KI + 8H2SO4 = 5I2 + 6K2SO4 + 2MnSO4 + 8H2O 2 балла
4) Перечислены области применения перманганата калия:
( лабораторный способ получения кислорода и хлора, химический анализ (перманганатометрия), окисление органических веществ и др.) всего 2 балла

Итого: 7 баллов
Задание 5.
Ответ:

Содержание верного ответ и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Эти элементы - сера, железо, серебро, золото, медь, платина, ртуть, олово и сурьма. Все они кроме серы, металлы и все легко узнаваемы по характерным для них превращениям, либо по степеням окисления, характерным только для их положения в Периодической системе.

1) 2Н2S + SО2 → 3S + 2Н2О;

1
2) FeCl3 + KI → FeCl2 + KCl +1/2 I2;

1
3) AgNO3 + KCl → AgCl↓ + KNO3;

1
4) Au + 3HNO3конц. + 4HClконц. → H[AuCl4] + 3NO2 +3H2O;

1
5)CuCl2 + 4NH3 →[Cu(NH3)4]Cl2 (синий);

1
Pt(катализатор),800°С
6) 4NH3 + 5O2 4NO + 6H2O;
1
300°C 400°C
7) 2Hg + O2 2Hg O 2Hg + O2;
1
8) SnCl2 + Cl2 → SnCl4;

1
9) Sb2O3 + 4 HNO3конц. + (х-2) Н2О → Sb2О5·х Н2О + 4NO2

2
Все элементы ответа записаны неверно

0
Максимальный балл

10


Задание 6.
Ca3(PO4)2 + 8 Mg = Ca3P2 + 8 MgO (фосфид кальция) (1балл)
Ca3P2 + 6 H2O = 3 Ca(OH)2 + 2 PH3(г) (фосфин) (1 балл)
2 PH3 + 4 O2 = 2 H3PO4 (орто-фосфорная кислота) (1 балл)
n (Mg) = 0.1 моль. n(О2) = 0.05 моль. V(О2) = 1.12 л. (2балла)
V(воздуха, содержащего 21% кислорода) = 5.3 л.
Максимальный балл- 5 баллов

Задания для школьного этапа олимпиады по химии 9 класс
Задание1.
В склянках без этикеток находятся следующие вещества: сухие нитрат серебра, сульфид натрия, хлорид кальция; порошки серебра и алюминия, а также соляная и концентрированная азотная кислоты. В вашем распоряжении имеются вода, горелка и любое количество пробирок.
Составьте уравнения реакций и укажите признаки, по которым можно определить каждое из указанных веществ.
Задание 2.
При пропускании оксида серы (IV) через раствор перманганата калия образовался раствор, в котором массовая доля серной кислоты равна 5%. Вычислите массовые доли остальных продуктов реакции в полученном растворе.
Задание 3.
При решении задач мы часто сталкиваемся с выражением молярной массы вещества через молярную массу другого вещества, чаще всего – воздуха и водорода.
Представьте, что вы открыли новую планету. Анализ состава атмосферы этой планеты приведен ниже: 48% N2, 19% О2, 15% Cl2, 8% Ne, 7% Ar, 2,9% Kr и 0,1% CO2.
Рассчитайте молярную массу воздуха вашей планеты и плотность каждого составляющего атмосферы по воздуху этой планеты.
Задание 4.

В книге рекордов Гиннеса представлены вещества с сильными неприятными запахами. Рекордсменом по зловонию стал этилмеркаптан. Его запах напоминает комбинацию запахов гнилой капусты, чеснока, лука и нечистот. Определите формулу этилмеркаптана на основании представленных данных о массовых долях элементов ( сера- 51,7%; углерод -38,7%; водород -9,6%).

Задание 5.

Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Назовите вещества, обозначенные буквами А, В, С, D и E.


Задание 6.
Для получения раствора хлорида натрия рассчитанную заранее массу карбоната натрия растворили в 5,0%-ной соляной кислоте.
Определите массовую долю хлорида натрия в полученном растворе.

Ответы на задания 9 класс
Задание 1.
В склянках без этикеток находятся следующие вещества: сухие нитрат серебра, сульфид натрия, хлорид кальция; порошки серебра и алюминия, а также соляная и концентрированная азотная кислоты. В вашем распоряжении имеются вода, горелка и любое количество пробирок.
Составьте уравнения реакций и укажите признаки, по которым можно определить каждое из указанных веществ.
Количество баллов –10
Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
1) AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3
белый

1


2) CaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Ca(NO3)2
белый

1
3)Na2S + 2HCl = 2NaCl + H2S↑
запах тухлых яиц

1
4) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2↑
бесцветный, без запаха
1
5) Ag + 2HNO3 = AgNO3 + NO2↑ + H2O
бурый, с резким запахом

3
6) Na2S + 4HNO3 = 2NaNO3 + S↓ + 2NO2↑ + 2H2O
желтый

3
Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

10

Задание2.
При пропускании оксида серы (IV) через раствор перманганата калия образовался раствор, в котором массовая доля серной кислоты равна 5%. Вычислите массовые доли остальных продуктов реакции в полученном растворе.
Количество баллов –10
Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
1) Составим уравнение реакции:
5SO2 + 2KMnO4 + 2H2O = K2SO4 + 2MnSO4 + 2H2SO4
3
2) Найдем массу 2моль H2SO4 – m(H2SO4) = 2моль ∙ 98г/моль = 196г.

1
3) Найдем массу 2моль MnSO4 – m(MnSO4) = 2моль ∙ 151г/моль = 302г.

1
4) Найдем массу 1моль К2SO4 – m(К2SO4) = 1моль ∙ 174г/моль = 174г.

1


5) Массовая доля каждого вещества равна: ω(в-ва) = m(в-ва) : m(р-ра). Поскольку все эти вещества находятся в одном растворе (т.е., масса раствора для них одинакова), то отношение их массовых долей равно отношению масс: ω(К2SO4) : ω(H2SO4) = m(К2SO4) : m(H2SO4) = 174 : 196;
откуда ω (К2SO4) = 0,05 ∙ (174 : 196) = 0.04 или 4,4%.


2
1
6) ω(MnSO4) : ω(H2SO4) = m(MnSO4) : m(H2SO4) = 302 : 196, откуда
ω(MnSO4) = 0.05 ∙ (302:196) =0,077 или 7,7%.
1
Все элементы ответа записаны неверно

0
Максимальный балл

10


Задание 3.
М(воздуха планеты)=0,48*28+0,19*32+0,15*71+0,08*20+0,07*40+0,029*83+0,001*44=
37,021г/моль. (2 балла)
D(N2)=28/37.021=0.7563
D(O2)=0.8644; D(Cl2)=1.9178; D(Ne)=0.5402; D(Ar)=1.0805; D(Kr)=2.2420; D(CO2)=1.1858. (8 баллов)
Максимальный балл - 10
Задание 4.
Рассмотрим образец этилмеркаптана массой 100 г.

В таком образце m(C) = 38,7 г, m(H) = 9,6 г, m(S) = 51,7 г. (1 балл)

n (С) = 38,7 г :12 г/моль = 3,2 моль (1 балл)

n(Н) = 9,6 г : 1 г/моль = 9,6 моль (1 балл)

n(S) = 51,7 г : 32 г/моль = 1,6 моль (1 балл)

n(С) : n(Н) : n(S)= 3,2 : 9,6 : 1,6 = 2:6:1 => С2Н6S (2 балла)

Максимальный балл – 6

Задание 5.
3Fe + 2O2 = Fe3O4

Fe3O4 + 8HCl = FeCl2 + 2FeCl3 + 4H2O

FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2↓ + 2NaCl

FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl

2Fe(OH)3 + Fe(OH)2 → Fe3O4 + 4H2O (t°, инертная атмосфера)

Вещества: А — Fe3O4; В и С — FeCl2 или FeCl3; D и Е — Fe(OH)2 или Fe(OH)3.
Максимальный балл -5
Задание 6.

106 73 117 44
Na2CO3 + 2 HCl = 2 NaCl + CO2 + H2O
Х 5 Z У
Возьмем 100 г 5%-ной соляной кислоты.
С 5 г HCl реагирует Х = (106*5)/73 = 7,26 г Na2CO3 , при этом из раствора выделяется
У = (44*5)/73 = 3,01 г CO2 Получится хлорида натрия Z = (117*5)/73 = 8,01 г
Массовая доля NaCl 100% (8,01/(100 + 7,26 – 3,01)) = 7,7 %
Максимальный балл -6 баллов

Задания школьного этапа олимпиады по химии
9 класс
Тест
К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.
1. Наибольшую молекулярную массу имеет
1) BaCl2 2) ВаS04 3) Ва3(Р04)2; 4) Ва3Р2. (1балл)
2. Трехэлементное вещество — это ...
1) серная кислота; 2) негашеная известь (оксид кальция);
3) хлорид железа (III); 4) медный купорос. (1балл)
3. Реакция, в результате которой выпадает осадок
1) КОН + НС1; 2) К2С03 + Н2S04; 3) Cu(OH)2 +HNO3; 4) Nа2S + Рb(N03)2. (1балл)
4.Молярная масса газа массой 0,84 г, занимающего объем 672 мл

(н.у.), равна
1)44; 2)28; 3)32; 4)16. (1балл)
Задачи.
1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция. (2 балла)
2. Осуществите цепочку превращений:
(Х1) Fе----Х2----X3------X4------X5 (5 баллов)
3. Какие из ионов не могут находиться в одном растворе? Почему?
Ba 2+; H+; CL-; OH-; SO42-.
Ответ подтвердите ионными уравнениями. Запишите не менее двух молекулярных уравнений, соответствующих вашим сокращённым ионным уравнениям. (4 балла)
10 КЛАСС
Тест.
1.Наибольшую молекулярную массу имеет
1)СН3С1; 2)СН2С12; 3)СНС13; 4) СС14.
2.Трехэлементное вещество — это ...
1)С2Н5ОН; 2)С2Н6; 3) СН3N02; 4) СН2(NН2)-СООН.
3.Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции
C3H8+O2 ? CO2 + H2O
1)10: 2)11: 3)12: 4)13.
4. В соединении С2Н5Э массовая доля элемента 55,04%. Неизвестный

элемент — это …
1) фосфор; 2) хлор; 3) азот; 4) бром.
5. Молярная масса газа массой 1,26 г, занимающего объем 672 мл (н.у.),

равна
1)44; 2)28; 3)32; 4)42.

Задачи
1. Методом электронного баланса, расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций и определите окислителя и восстановителя.
KMnO4 + H2O2 + H2SO4 ® K2SO4 + MnSO4 + H2O + O2
FeCl2 + KOH + O2 + H2O ® Fe(OH)3 + KCl (4балла)

2. Сколько различных веществ соответствуют молекулярной формуле С4Н8О2 ? Изобразите их структурные формулы и дайте названия.
3. К избытку раствора фосфата калия добавили 102 г раствора с массовой долей нитрата серебра 10%.Вычислите массу образовавшегося осадка.

11 класс

1. В сентябре 2009 года американские физики воспроизвели эксперимент о синтезе элемента №114. Российские исследователи хотят дать ему название Флерий и символ F1, в честь академика Флерова,создателя теории о трансурановых элементах.
1)На основании порядкового номера элемента №114 запишите строение его внешнего электронного слоя, определите, в какой группе Периодической системы будет находиться этот элемент.
2) Запишите уравнения трех химических реакции, которые смогли бы охарактеризовать химические свойства этого элемента.(при записи уравнений реакции пользуйтесь символом F1).

2. Бертолетова соль(хлорат калия) является сильным окислителем, например может окислить серу :
1) напишите уравнение реакции
2) Определите степени окисления всех элементов участников реакции.
3) Запишите окислительно-восстановительный баланс для этого превращения.
4)Расставьте коэффициенты окислительно-восстановительной реакции.
5)Какую массу серы взяли для реакции,если масса полученного хлорида калия составила 3 г. Считайте, что выход реакции составляет 100%.

3. Осуществите следующие превращения:
Карбид алюминия--метан---Х1----С6Н6----С6Н5СН3----С6Н5СН2Сl

4.При хлорировании метана объемом 6,16 л (при н.у) получен жидкий тетрахлорид углерода объемом 22,5мл(плотность 1,6г/мл). Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconШкольный этап всероссийской олимпиады школьников
Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап, 2013– 2014 учебный год) 6 класс
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconВсероссийская олимпиада школьников по астрономии – 2011. Школьный этап
«Гений М. В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А....
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconВсероссийская олимпиада школьников по химии
Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010/2011 учебного года по химии
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников...
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.)
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconВсероссийская олимпиада по русскому языку и литературе. Школьный этап
Достижения учителей мо русского языка и литературы 2011-2012 учебный год (с сентября месяца)
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconВсероссийская олимпиада внимание! Проводится школьный тур Всероссийской олимпиады школьников!
Школьный тур олимпиады по биологии в 5-7 классах пройдет во время уроков по биологии
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийская олимпиада школьников по географии для учащихся 9-11 классов. Окружной этап
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconВсероссийская олимпиада внимание! Проводится школьный тур Всероссийской олимпиады школьников!
Учитывая специфику школы, в олимпиаде по английскому языку участвуют все учащиеся 5-11 классов. Все классы (за исключением 9а) пишут...
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников...
Вступительное тестирование по биологии для абитуриентов, поступающих в 8-ой класс
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2007/2008 гг. Региональный этап. 9 Класс
Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Рядом с заданиями в специальных клетках указывается максимальное количество...
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2007/2008 гг. Региональный этап. 10 Класс
Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Рядом с заданиями в специальных клетках указывается максимальное количество...
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconВсероссийская олимпиада по экономике для школьников. Районный этап
Учебно-методический комплекс «Финансы, денежное обращение и кредит» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconПояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников...
Именно с него начинается олимпиадное движения, он самый массовый и от- крытый. Его цели популяризация олимпиадного движения, повышение...
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconОлимпиада по истории. Школьный этап. 5 класс задания вставьте в предложения пропущенные слова
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников...
Авторы: Кривошеин Олег Викторович, Баранова Татьяна Алексеевна – учителя математики Муниципального образовательного учреждения Харламовская...
Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Московская олимпиада школьников по химии (интернет-тур отборочный заочный этап)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск