Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр





Скачать 119.19 Kb.
НазваниеВыполнили: Басов Александр Мошкин Петр
Дата публикации26.03.2015
Размер119.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1

Исследование познавательного интереса учащихся к математике.

Выполнили:

Басов Александр

Мошкин Петр

МОУ СОШ № 1, 6 б класс

Руководитель:

Головастикова Н. Н

учитель математики.

г. Стрежевой, 2011 г.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3

Глава 1. Литературный обзор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 4

Глава 2. Материалы и методика исследований. . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 8

Глава 3. Результаты исследований. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 9

Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 14

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 15

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 16

Введение.

В школе изучается много интересных и важных наук. Но сейчас речь пойдет о математике. Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А если это удается, то математика становится увлекательным предметом, из трудного, она превращается в интересный и полезный.

Мы заинтересовались – а насколько успешны учащиеся 5 – 6 классов нашей школы в изучении математики ?

Цель: Исследовать познавательный интерес учащихся 5 – 6 классов к математике.

Задачи:

  1. Провести опрос с целью выявления процента учащихся интересующихся математикой.

  2. Разработать математическую игру, предоставляющую возможность реализации творческих и умственных способностей учащихся

  3. Реализовать математическую игру.

  4. Провести опрос с целью выявления интереса учащихся к различным разделам занимательной математики.

  5. Обобщить полученный материал в виде диаграмм.

Гипотеза: Мы предполагаем, что занимательная математическая задача способствует развитию познавательного интереса к предмету.

Глава 1. Литературный обзор

1.1 Значение математики в жизни человека

Математика! Мир без нее был бы неинтересен. Не было бы научных открытий. Люди не могли бы исследовать моря, океаны, атом не служил бы нам.

Математические расчеты нужны для возведения мостов, зданий, электростанций, запуска спутников и ракет. Математические методы применяются в медицине, музыке, живописи и других сферах человеческой деятельности.
Математика! Это мир чисел, формул. С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Ежедневно ему неоднократно приходится подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо уплатить или получить, а прежде чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки и пр.

Словом, каждому из нас ежедневно приходится обращаться к математике, её правилам, которые мы изучили или ещё изучаем.

Математика вокруг нас будет всегда, потому - что без неё нельзя прожить, она нам очень пригодится в будущем. Мы должны её полюбить, не смотря на то, что она трудная.

1.2 Занимательность. Виды занимательных задач.

Чтобы быть успешным в математике, конечно необходим прежде всего, интерес к предмету, который позволит в свою очередь сформировать познавательный интерес. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Поэтому проблема познавательного интереса – одна из актуальных.

Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности. В литературе мы нашли, что понимают под занимательностью. Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся.

Важнейшим средством формирования интереса учащихся к математике являются занимательные задачи. Занимательная задача – это настоящая математическая задача, только с нестандартным решением. Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету. Занимательные задачи по математике публикуются уже много веков. Однако большинство задач не теряют своей актуальности и побуждают к математическим раздумьям.

При разработке игры нам необходимо было определиться с разделами занимательных задач. Поработав с различными книгами, мы выделили несколько видов задач: задачи на смекалку, задачи на логику, геометрические, затейные.

Задачи на смекалку - это разнообразные задачи, математические игры, шутки, фокусы, ребусы, которые требуют работы ума, развивают смышленость, и необходимую логичность в рассуждениях.

Задачи на логику - задания, игры не требуют сложных вычислений, а иногда и вычислений вообще, но каждое из упражнений вынуждает производить сравнения, делать выводы, заставляет мыслить правильно, то есть последовательно, доказательно.

Геометрические задачи - содержат ряд геометрических задач-головоломок.

Затейные задачи – опираются на догадку и эксперимент, иногда на несложные расчеты.

1.3 Примеры занимательных задач.
Ребус как способ шифровки рисунками.

Ребус-это загадка, состоящая в том, что вместо слов в нём поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, название которых надо отгадать. При отгадывании ребусов надо знать некоторые условности. Иногда перед знаком или перед нарисованным предметом стоит одна или две кавычки. Это значит, что в слове, которое ты назовёшь по знаку или рисунку, надо отбросить одну или две первые буквы. Если кавычки стоят после знака или нарисованного предмета, то надо в соответствующем слове отбросить последние буквы. В отдельных случаях в ребусе показано, какую букву надо отбросить в середине слова или заменить её другой буквой. Наконец, если предмет нарисован в перевернутом виде, это значит, что слово надо читать не обычно, а с конца (например, читать «МОД» вместо «ДОМ»). В ребусе буквы могут стоять на заднем плане. Следует читать с приставкой «за». Если же буквы расположены одна в другой, то добавляется приставка «в».

Разгадывание и составление ребусов развивает логическое мышление, расширяет кругозор, формирует пространственное воображение

дробь дробь snap0540 диагональ

Словесные шарады, мегаграммы и логогрифы.

В шараде требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не все сразу, а по частям.

В мегаграмме зашифровано определённое слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова изменится.

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится вначале. Затем в расшифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.

Задания такого рода требуют определенной математической подготовки, знание терминов, развивают кругозор и повышают эрудицию. Они учат логически мыслить, анализировать, делать выводы. И чем чаще решаешь такие задания, тем легче будет усваивать математический материал на уроках.

Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я” 
Прикажешь рядом встать:
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! ( семь – семья )

Математические софизмы

Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного. Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Софизмы появились в Древней Греции в V веке до нашей эры. Математические софизмы придумал мудрец Зенон Элейский. Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. Особенно часто в математических софизмах выполняются «запрещённые» действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил. Иногда рассуждения ведутся с использованием ошибочного чертежа или опираются на приводящие к ошибочным заключениям «очевидности». Встречаются софизмы, содержащие и другие ошибки. Разбор софизмов, прежде всего, развивает логическое мышление, т.е. прививает навыки правильного мышления. Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает от повторения ее в других математических рассуждениях. Разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого математического материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается. Но с другой стороны это очень увлекательно. Как приятно бывает обнаружить ошибку в математических рассуждениях, восстановив истину в ее правах. И чем труднее софизм, тем большее удовлетворение доставляет его анализ.

Разберем несколько примеров.

  1. Равна ли Муха Слону? Оказывается, что да.

Пусть М – это Муха, а С – это Слон. Тогда М – М = С – С – верное равенство. Вынесем за скобку общий множитель в обеих частях. Получим:

М·(1 - 1) = С·(1 - 1). Разделив обе части на одинаковое выражение 1-1, получим, М = С т. е. Муха равна Слону. Где ошибка?

  1. Ученик, решая задачу о том по сколько орехов достанется каждому из 12 детей, если всего орехов 60, выполнил деление следующим образом:

60 | 12

48|----

12| 41

12

0

Каждому из детей достанется по 41 ореху! Найдите ошибку в его действиях.

  1. Найди ошибку: 2 х 2 = 5 .

Доказательство: 4 : 4 = 5 : 5

4 (1 : 1) = 5 (1 : 1)

4 = 5 = > 2 х 2 = 5

В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости математических рассуждений. Познакомившись с понятием математических софизмов, учишься искать замаскированные ошибки, осознаешь важность правильных, корректных записей и чертежей, недопустимость выполнения запрещенных действий, важность учета применимости теорем, формул, правил.

Кроссворд. Правила их составления и оформления.

Кроссворд- переплетение слов. Для того чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой белой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с занумерованной клетки и до заштрихованной клетки или до края фигуры. Слово считается найденным правильно, если оно заполняет все белые клетки, расположенные подряд в строчке или в столбце, начиная с той, в которой стоит указанная цифра, и если оно имеет общие буквы с другими словами, пересекающимися с этим словом. Если составлять математические кроссворды на понятия, определения, свойства, то запоминается все намного быстрее и прочнее.

Глава 2. Материалы и методика исследований.

Материалом для исследования познавательного интереса учащихся к математике являлись математические занимательные задачи.

Методика исследования:

  • Провести социологический опрос с целью выявления учащихся интересующихся математикой

  • Разработать игру с использованием занимательных задач

  • Реализовать игру с целью активизации познавательной деятельности, расширение кругозора и математической культуры.

  • Провести повторный социологический опрос с целью выявления интереса учащихся к различным видам занимательных задач и заинтересованности к участию в математических играх.


Глава 3. Результаты исследований

Прежде чем сделать окончательный вывод, о познавательном интересе учащихся 5 – 6 классов к математике, мы предлагаем изучить результаты социологического опроса.

Цель опроса – выявление процента учащихся интересующихся математикой.

1 часть вопросов

Опрос велся по следующим направлениям:

  1. Успеваемость по предмету

  2. Отношение к предмету

  3. Участие в олимпиадах, конкурсах

  4. Выявление интереса к решению занимательных задач

  5. Выявление количества учащихся, желающих проверить свои знания в математической игре

В опросе приняли участие 83_ учащихся 5 – 6 классов

I направление Успеваемость по предмету

Результаты данного направления говорят о том, что наблюдается высокий процент качества успеваемости по математике среди учащихся 5 – 6 классов и это составляет 74 %.

II направление Отношение к предмету

Вопрос: Дружны ли вы с математикой ?

Данная диаграмма показывает, что 54 % учащихся по – настоящему увлечены математикой, 32 % затруднились ответить, и 14 % учащихся математикой совсем не интересуются.

III направление Участие в олимпиадах, конкурсах

Вопрос: Участвовали вы в олимпиадах по математике?

Результаты данной диаграммы показывают, что 68 % учащихся среди опрошенных активно принимают участие в олимпиадах, конкурсах различных уровней и 28 % не принимали участие ни в одном конкурсе.

IV направление Выявление интереса к решению занимательных задач

Вопрос : Вам нравится решать занимательные задачи по математике?

По результатам опроса выявлено, что 55 % учащихся проявляют интерес к решению занимательных задач по математике и 22 % опрошенных не интересует занимательная задача.

V направление Выявление количества учащихся, желающих проверить свои знания в математической игре

Вопрос: Хотите поучаствовать в математической игре?

Данная диаграмма показывает, что 45 % опрошенных хотели бы принять участие в математической игре и 39 % не проявили интереса к этому мероприятию.

  1. часть вопросов ( Опрос проводился после проведения математической игры)

Опрос велся по следующим направлениям:

  1. Выявление наиболее интересующих учащихся разделов занимательной математики

  2. Рефлексия игры

  3. Выявление интереса учащихся к дальнейшим участиям в занимательных играх

Были опрошены _36 учащихся 5 – 6 классов, принявших участие в игре и их болельщики.

I направление Выявление наиболее интересующих учащихся разделов занимательной математики

Вопрос: Какие разделы игры вам были более интересны?

Данная диаграмма показывает, что 39 % учащихся предпочитают разгадывать ребусы, 28 % - упражняются в решении логических задач, 11 % - нравятся задачи, содержащие геометрический материал, 8 % - интересуются историей математики и 14 % - интересуются разными видами занимательных задач.

II направление Рефлексия игры

Вопрос : Понравилась ли вам игра?

Результат опроса показал, что игра вызвала интерес у учащихся. Все 100 % опрошенных дали утвердительный ответ на вопрос.

III направление Выявление интереса учащихся к дальнейшим

участиям в занимательных играх

Вопрос Хотите ли вы еще поучаствовать в математических играх?

Данная диаграмма показывает, что 83 % учащихся готовы вновь принять участие в занимательных играх, 3 % - не проявили интереса.

Выводы

Проведя социологический опрос, мы выяснили:

  • Среди учащихся 5 – 6 классов есть дети, которым интересен предмет – математика.

  • Результаты опроса выявили активность участия ребят в математических олимпиадах, конкурсах различного уровня.

  • Проект математической игры вызвал у учащихся заинтересованность.

Следовательно, наша гипотеза подтвердилась – использование занимательных задач на уроках будет способствовать развитию познавательного интереса к математике.

Работая над данным проектом, мы узнали:

  • Что понимается под занимательностью

  • Виды занимательных элементов и научились создавать и оформлять их с помощью разнообразного прикладного программного обеспечения компьютера.


Разрабатывая игру, нам интересно было решать разнообразные математические задачи, следовательно, наш интерес к математике повысился.

Мы можем помочь учителям в организации и проведении внеклассных мероприятий.

Список используемой литературы.

  1. Труднев В. П. «Считай, смекай, отгадывай», изд. «Просвещение», 1980 г

  2. Шарыгин И. Ф. «Математика. Задачи на смекалку», изд. «Просвещение», 2001 г.

  3. Нагибин Ф. Ф. «Математическая шкатулка», изд. «Просвещение», 1988 г.

  4. Кордемский Б. А. «Увлечь школьников математикой», изд. «Просвещение», 1981 г.

  5. И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин «За страницами учебника математики.»

  6. Интернет- ресурсы. http://eqworld.ipmnet.ru/ru/pastime/puzzles.htm

  7. Интернет- ресурсы. http://www.math-on-line.com/olympiada-math/logic-problems.html

  8. Интернет- ресурсы. http://udivit-matem.narod.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconИсследовательская работа на тему: «лики ладоней» выполнили: Колядин...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3 г....
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconОбраз Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый»...
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconОбластные юношеские Александро-Невские православные чтения Имя Александра...
Вскоре после кончины Александра Невского стали чтить как святого. Горячим почитателем его памяти был Петр I. Там, где в 1240 году...
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconУрок на тему: «Петр I новатор в истории России»
Приложение Суворова Е. В., учитель истории «моу эммаусская сош» Калининского района. Урок на тему: «Петр I – новатор в истории России»...
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconН. Ф. Басов доктор педагогических наук (редактор, введение, глава 1, приложения)
Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с инвалидами
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconЕ. М. Скитер Александр I: личность и политика
Великий князь Александр Павлович: формирование личности и общественно-политических взглядов
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconЕ. М. Скитер Александр I: личность и политика
Великий князь Александр Павлович: формирование личности и общественно-политических взглядов
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconАлександр III александрович
Александра II, на престол вступил его сын Александр III. Старший брат Александра III николай умер в 1865 году и после его смерти...
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconРеферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся...
Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства», «Горенка», «Вышивка»
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Независимая газета, Дерябин Александр, Свечников Александр, 20. 09. 2007, №198, Стр. 6 41
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconВеликие реформы 60-70-х годов. Александр II
Александр II – император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве...
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продюсеры: Александр войтинский, Михаил врубель, Александр андрющенко, Сергей светлаков
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconУрок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый»
Интегрированный урок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый» и истории в 11кл
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года
Дети: Александр (1818 г.) – будущий император Александр II, Мария (1819 г.), Ольга (1822 г.), Александра (1825 г.), Константин (1827...
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconПрезидентская программа подготовки управленческих кадров для организаций...
Авторский коллектив: Владилен Быстров, Александр Кобышев, Евгений Кобышев, Александр Козлов, Владимир Лысков-Штреве
Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр iconАрхитектуры многопроцессорных вычислительных систем Авторы: Богданов...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск