Скачать 119.19 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 Исследование познавательного интереса учащихся к математике. Выполнили: Басов Александр Мошкин Петр МОУ СОШ № 1, 6 б класс Руководитель: Головастикова Н. Н учитель математики. г. Стрежевой, 2011 г. Оглавление Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3 Глава 1. Литературный обзор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 4 Глава 2. Материалы и методика исследований. . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 8 Глава 3. Результаты исследований. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 9 Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 14 Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 15 Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 16 Введение. В школе изучается много интересных и важных наук. Но сейчас речь пойдет о математике. Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А если это удается, то математика становится увлекательным предметом, из трудного, она превращается в интересный и полезный. Мы заинтересовались – а насколько успешны учащиеся 5 – 6 классов нашей школы в изучении математики ? Цель: Исследовать познавательный интерес учащихся 5 – 6 классов к математике. Задачи:
Гипотеза: Мы предполагаем, что занимательная математическая задача способствует развитию познавательного интереса к предмету. Глава 1. Литературный обзор 1.1 Значение математики в жизни человека Математика! Мир без нее был бы неинтересен. Не было бы научных открытий. Люди не могли бы исследовать моря, океаны, атом не служил бы нам. Математические расчеты нужны для возведения мостов, зданий, электростанций, запуска спутников и ракет. Математические методы применяются в медицине, музыке, живописи и других сферах человеческой деятельности. Математика! Это мир чисел, формул. С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Ежедневно ему неоднократно приходится подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо уплатить или получить, а прежде чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки и пр. Словом, каждому из нас ежедневно приходится обращаться к математике, её правилам, которые мы изучили или ещё изучаем. Математика вокруг нас будет всегда, потому - что без неё нельзя прожить, она нам очень пригодится в будущем. Мы должны её полюбить, не смотря на то, что она трудная. 1.2 Занимательность. Виды занимательных задач. Чтобы быть успешным в математике, конечно необходим прежде всего, интерес к предмету, который позволит в свою очередь сформировать познавательный интерес. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Поэтому проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности. В литературе мы нашли, что понимают под занимательностью. Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Важнейшим средством формирования интереса учащихся к математике являются занимательные задачи. Занимательная задача – это настоящая математическая задача, только с нестандартным решением. Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету. Занимательные задачи по математике публикуются уже много веков. Однако большинство задач не теряют своей актуальности и побуждают к математическим раздумьям. При разработке игры нам необходимо было определиться с разделами занимательных задач. Поработав с различными книгами, мы выделили несколько видов задач: задачи на смекалку, задачи на логику, геометрические, затейные. Задачи на смекалку - это разнообразные задачи, математические игры, шутки, фокусы, ребусы, которые требуют работы ума, развивают смышленость, и необходимую логичность в рассуждениях. Задачи на логику - задания, игры не требуют сложных вычислений, а иногда и вычислений вообще, но каждое из упражнений вынуждает производить сравнения, делать выводы, заставляет мыслить правильно, то есть последовательно, доказательно. Геометрические задачи - содержат ряд геометрических задач-головоломок. Затейные задачи – опираются на догадку и эксперимент, иногда на несложные расчеты. 1.3 Примеры занимательных задач. Ребус как способ шифровки рисунками. Ребус-это загадка, состоящая в том, что вместо слов в нём поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, название которых надо отгадать. При отгадывании ребусов надо знать некоторые условности. Иногда перед знаком или перед нарисованным предметом стоит одна или две кавычки. Это значит, что в слове, которое ты назовёшь по знаку или рисунку, надо отбросить одну или две первые буквы. Если кавычки стоят после знака или нарисованного предмета, то надо в соответствующем слове отбросить последние буквы. В отдельных случаях в ребусе показано, какую букву надо отбросить в середине слова или заменить её другой буквой. Наконец, если предмет нарисован в перевернутом виде, это значит, что слово надо читать не обычно, а с конца (например, читать «МОД» вместо «ДОМ»). В ребусе буквы могут стоять на заднем плане. Следует читать с приставкой «за». Если же буквы расположены одна в другой, то добавляется приставка «в». Разгадывание и составление ребусов развивает логическое мышление, расширяет кругозор, формирует пространственное воображение дробь диагональ Словесные шарады, мегаграммы и логогрифы. В шараде требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не все сразу, а по частям. В мегаграмме зашифровано определённое слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова изменится. В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится вначале. Затем в расшифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово. Задания такого рода требуют определенной математической подготовки, знание терминов, развивают кругозор и повышают эрудицию. Они учат логически мыслить, анализировать, делать выводы. И чем чаще решаешь такие задания, тем легче будет усваивать математический материал на уроках. Я – цифра меньше 10, Меня тебе легко найти. Но если букве “Я” Прикажешь рядом встать: Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! ( семь – семья ) Математические софизмы Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного. Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Софизмы появились в Древней Греции в V веке до нашей эры. Математические софизмы придумал мудрец Зенон Элейский. Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. Особенно часто в математических софизмах выполняются «запрещённые» действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил. Иногда рассуждения ведутся с использованием ошибочного чертежа или опираются на приводящие к ошибочным заключениям «очевидности». Встречаются софизмы, содержащие и другие ошибки. Разбор софизмов, прежде всего, развивает логическое мышление, т.е. прививает навыки правильного мышления. Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает от повторения ее в других математических рассуждениях. Разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого математического материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается. Но с другой стороны это очень увлекательно. Как приятно бывает обнаружить ошибку в математических рассуждениях, восстановив истину в ее правах. И чем труднее софизм, тем большее удовлетворение доставляет его анализ. Разберем несколько примеров.
Пусть М – это Муха, а С – это Слон. Тогда М – М = С – С – верное равенство. Вынесем за скобку общий множитель в обеих частях. Получим: М·(1 - 1) = С·(1 - 1). Разделив обе части на одинаковое выражение 1-1, получим, М = С т. е. Муха равна Слону. Где ошибка?
60 | 12 48|---- 12| 41 12 0 Каждому из детей достанется по 41 ореху! Найдите ошибку в его действиях.
Доказательство: 4 : 4 = 5 : 5 4 (1 : 1) = 5 (1 : 1) 4 = 5 = > 2 х 2 = 5 В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости математических рассуждений. Познакомившись с понятием математических софизмов, учишься искать замаскированные ошибки, осознаешь важность правильных, корректных записей и чертежей, недопустимость выполнения запрещенных действий, важность учета применимости теорем, формул, правил. Кроссворд. Правила их составления и оформления. Кроссворд- переплетение слов. Для того чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой белой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с занумерованной клетки и до заштрихованной клетки или до края фигуры. Слово считается найденным правильно, если оно заполняет все белые клетки, расположенные подряд в строчке или в столбце, начиная с той, в которой стоит указанная цифра, и если оно имеет общие буквы с другими словами, пересекающимися с этим словом. Если составлять математические кроссворды на понятия, определения, свойства, то запоминается все намного быстрее и прочнее. Глава 2. Материалы и методика исследований. Материалом для исследования познавательного интереса учащихся к математике являлись математические занимательные задачи. Методика исследования:
Глава 3. Результаты исследований Прежде чем сделать окончательный вывод, о познавательном интересе учащихся 5 – 6 классов к математике, мы предлагаем изучить результаты социологического опроса. Цель опроса – выявление процента учащихся интересующихся математикой. 1 часть вопросов Опрос велся по следующим направлениям:
В опросе приняли участие 83_ учащихся 5 – 6 классов I направление Успеваемость по предмету Результаты данного направления говорят о том, что наблюдается высокий процент качества успеваемости по математике среди учащихся 5 – 6 классов и это составляет 74 %. II направление Отношение к предмету Вопрос: Дружны ли вы с математикой ? Данная диаграмма показывает, что 54 % учащихся по – настоящему увлечены математикой, 32 % затруднились ответить, и 14 % учащихся математикой совсем не интересуются. III направление Участие в олимпиадах, конкурсах Вопрос: Участвовали вы в олимпиадах по математике? Результаты данной диаграммы показывают, что 68 % учащихся среди опрошенных активно принимают участие в олимпиадах, конкурсах различных уровней и 28 % не принимали участие ни в одном конкурсе. IV направление Выявление интереса к решению занимательных задач Вопрос : Вам нравится решать занимательные задачи по математике? По результатам опроса выявлено, что 55 % учащихся проявляют интерес к решению занимательных задач по математике и 22 % опрошенных не интересует занимательная задача. V направление Выявление количества учащихся, желающих проверить свои знания в математической игре Вопрос: Хотите поучаствовать в математической игре? Данная диаграмма показывает, что 45 % опрошенных хотели бы принять участие в математической игре и 39 % не проявили интереса к этому мероприятию.
Опрос велся по следующим направлениям:
Были опрошены _36 учащихся 5 – 6 классов, принявших участие в игре и их болельщики. I направление Выявление наиболее интересующих учащихся разделов занимательной математики Вопрос: Какие разделы игры вам были более интересны? Данная диаграмма показывает, что 39 % учащихся предпочитают разгадывать ребусы, 28 % - упражняются в решении логических задач, 11 % - нравятся задачи, содержащие геометрический материал, 8 % - интересуются историей математики и 14 % - интересуются разными видами занимательных задач. II направление Рефлексия игры Вопрос : Понравилась ли вам игра? Результат опроса показал, что игра вызвала интерес у учащихся. Все 100 % опрошенных дали утвердительный ответ на вопрос. III направление Выявление интереса учащихся к дальнейшим участиям в занимательных играх Вопрос Хотите ли вы еще поучаствовать в математических играх? Данная диаграмма показывает, что 83 % учащихся готовы вновь принять участие в занимательных играх, 3 % - не проявили интереса. Выводы Проведя социологический опрос, мы выяснили:
Следовательно, наша гипотеза подтвердилась – использование занимательных задач на уроках будет способствовать развитию познавательного интереса к математике. Работая над данным проектом, мы узнали:
Разрабатывая игру, нам интересно было решать разнообразные математические задачи, следовательно, наш интерес к математике повысился. Мы можем помочь учителям в организации и проведении внеклассных мероприятий. Список используемой литературы.
|
Исследовательская работа на тему: «лики ладоней» выполнили: Колядин... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3 г.... | Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый»... Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный | ||
Областные юношеские Александро-Невские православные чтения Имя Александра... Вскоре после кончины Александра Невского стали чтить как святого. Горячим почитателем его памяти был Петр I. Там, где в 1240 году... | Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» Приложение Суворова Е. В., учитель истории «моу эммаусская сош» Калининского района. Урок на тему: «Петр I – новатор в истории России»... | ||
Н. Ф. Басов доктор педагогических наук (редактор, введение, глава 1, приложения) Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с инвалидами | Е. М. Скитер Александр I: личность и политика Великий князь Александр Павлович: формирование личности и общественно-политических взглядов | ||
Е. М. Скитер Александр I: личность и политика Великий князь Александр Павлович: формирование личности и общественно-политических взглядов | Александр III александрович Александра II, на престол вступил его сын Александр III. Старший брат Александра III николай умер в 1865 году и после его смерти... | ||
Реферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся... Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства», «Горенка», «Вышивка» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Независимая газета, Дерябин Александр, Свечников Александр, 20. 09. 2007, №198, Стр. 6 41 | ||
Великие реформы 60-70-х годов. Александр II Александр II – император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продюсеры: Александр войтинский, Михаил врубель, Александр андрющенко, Сергей светлаков | ||
Урок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый» Интегрированный урок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый» и истории в 11кл | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года Дети: Александр (1818 г.) – будущий император Александр II, Мария (1819 г.), Ольга (1822 г.), Александра (1825 г.), Константин (1827... | ||
Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций... Авторский коллектив: Владилен Быстров, Александр Кобышев, Евгений Кобышев, Александр Козлов, Владимир Лысков-Штреве | Архитектуры многопроцессорных вычислительных систем Авторы: Богданов... ... |