«Центр развития ребенка детский сад №325»





Название«Центр развития ребенка детский сад №325»
страница1/5
Дата публикации28.06.2015
Размер0.73 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №325»

Октябрьского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

«Формирование элементарных математических представлений в процессе выполнения аппликации у воспитанников 3-4лет»

Выполнил: воспитатель Юсупова Р.Р.

Имеющаяся квалификационная категория: первая

Уфа - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Психолго-педагогические основы формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников.

1.1. Сущность понятия геометрическая форма………………….…5

1.2. Особенности восприятия детьми геометрических фигур…….6

1.3. Методические основы формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста…...............................................................................................................12

2.Аппликация из геометрических фигур как средство формирования элементарных математических представлений.

2.1. Аппликация как вид продуктивной деятельности у

дошкольников………………….............................................………16

2.2. Методические основы организации и проведения игровых развивающих ситуаций с включением аппликационной деятельности во второ й младшей группе .................................................………….....................18

ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ…………………………...........…21
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ОПИСАНИЕ ОПЫТАРАБОТЫ……………….............................................…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….........…33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….........…….35

ВВЕДЕНИЕ
«…Математика – это цепь понятий: выпадает одно звёнышко – и непонятно будет дальнейшее». Н.К. Крупская.
Актуальность проблемы: ФГОС ДО предполагает, что развитие личности, мотивации, способностей воспитанников должно происходить в различных видах детской деятельности, поэтому вопрос интеграции познавательного и художественного эстетического развития является актуальным.

На протяжении детства ребёнок всё более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликацию, ребёнок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны – представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, воспитанники стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причём рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор воспитанников , позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (лепке, аппликации, рисовании ).

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у воспитанников эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет своё специфическое воздействие на ребёнка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания воспитанников 3-4 лет. Она способствует развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей, а так же положительно влияет на формирование представлений о геометрических формах предметов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного развития детей в дошкольном возрасте.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддьякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщённые способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения поставленных задач.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

  • развитие художественно-графических умений и навыков;

  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

  • развитие точных движений рук и мелкой моторики пальцев.

Новизна: введение в действие ФГОС ДО приводит к необходимости использования новых видов интегрированной образовательной деятельности.

Гипотеза: формирование основ элементарных математических представлений воспитанников 3-4 лет будет происходить более успешно в процессе аппликативной деятельности.

Объект: элементарные математические представления у воспитанников 3-4 лет.

Данный объект будет рассмотрен на предмет влияния аппликации на формирование элементарных математических представлений у воспитанников 3-4 лет.

Цель работы: раскрыть роль аппликации как средства формирования элементарных математических представлений.

Для решения этой цели определены задачи:

  1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблемам формирования элементарных математических представлений у воспитанников 3-4 лет.

  2. Раскрыть понятие геометрическая форма.

  3. Проанализировать психолого-педагогические особенности работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников.

  4. Раскрыть роль аппликации как средства формирования и закрепления элементарных математических представлений дошкольников.

  5. Создать игровые развивающие ситуации направленные на формирование элементарных математических представлений в процессе аппликации у воспитанников 3-4 лет.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Психолого-педагогические основы формирования элементарных

математических представлений у младших дошкольников
1.1. Сущность понятия геометрическая форма.
Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметы окружающей действительности. Форма – это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.

Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов. Это система геометрических фигур.

Группировка геометрических фигур может быть представлена следующим образом: плоские и объёмные, имеющие углы и не имеющие их, т.е. округлые, различающиеся по внешним признакам. Таким образом, геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей.

С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме (похоже на огурчик, как окошечко) и т.д.

Классификация геометрических фигур строится как на чувственной, так и логической основе. Восприятие ребёнком окружающих предметов на первых порах, как показали специальные исследования, не означает выделения формы. Вначале выступает сам предмет, и только потом – его форма.

В системе геометрических фигур сконцентрирован обобщённый опыт сенсорной деятельности людей. Форма воспринимается зрительно-осязательно-двигательным путём.

Ознакомление воспитанников с формой предметов

всегда было в центре внимания психологов, педагогов и методистов прошлого и настоящего.

В современной дошкольной педагогике широко применяются дидактические игры и рекомендации к их использованию, предложенные Л.В.Артёмовой, Ф.Н. Блехер, Е.И.Тихеевой, Л.А.Венгером, Н.П.Сакулиной и др.

Таким образом, проблема ознакомления детей с формой предметов и геометрическими фигурами и в классической и в современной педагогике была и остаётся актуальной.
1.2.Особенности восприятия детьми геометрических фигур.
Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщённое отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.

Проблему знакомства воспитанников с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использованием их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т.е. собственно геометрического материала.

Чтобы знать, чему и как обучать воспитанников на разных этапах их развития, надо прежде всего проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и , далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к её логическому осознанию.

Известно, что грудной ребёнок по форме бутылочки узнаёт ту, из которой он пьёт молоко, а в последние месяцы первого года жизни ясно обнаруживается тенденция к отделению одних предметов от других и выделению фигуры из фона. Контур предмета есть то общее начало, которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия. Однако вопрос о роли контура в восприятии формы и формировании целостного образа требует ещё дальнейшей разработки.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действии с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета. Она является его неотъемлемым признаком. Специфически зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны. Малыши стремятся прежде всего захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2.5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами. Возникает особый интерес к восприятию формы (перцептивные действия). Однако значение практических действий остаётся главным. Отсюда следует вывод о необходимости руководить развитием перцептивных действий двухлетних детей. В зависимости от педагогического руководства характер перцептивных действий постепенно достигает познавательного уровня. Ребёнка начинают интересовать различные признаки предмета, в том числе и форма. Однако он ещё долго не может выделить и обобщить тот или иной признак, в том числе и форму разных предметов.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть её в других вещах. Такому восприятию формы предметов и её обобщению и способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребёнка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.

Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2.5 лет. Отбор же фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети 5 и 6 года жизни.

Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов: цилиндр – стаканом, столбиком, овал – яичком, треугольник – парусом или крышей, прямоугольник – окошечком и т.п. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраиваются. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и т.п. И наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко – это шар, тарелка, блюдце, колесо – круглой формы, а платок – квадратной и т.п.).

Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путём активного осязания, ощупывая её под контролем зрения и обозначением словом. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причём рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).

В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приёмы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребёнок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это даёт возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребёнка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины). Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать как образуются углы, вершины и т.д. Сопоставляя объёмные и плоские фигуры, дети находят уже общность между ними («у куба есть квадрат», «у бруса – прямоугольник», «у цилиндра – круги» и т.п.).

Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогают детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

Сенсорное восприятие формы предметов, геометрических фигур, их распознавание и обозначение словом в условиях систематического обучения детей значительно возрастают. Так по данным Т.Игнатовой 90% детей 4 лет на ощупь определяли и называли найденную ими в мешочке геометрическую фигуру, в то время как до обучения лишь 47% детей 3-4 лет выполняли это задание и только 7.5% детей могли назвать геометрическую фигуру.

Поэтому задача первого этапа обучения детей 3-4 лет – это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.

Второй этап обучения детей 5-6 лет должен быть посвящён формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приёмов и способов «геометрического мышления».

Выясняя геометрические представления младших школьников, ещё не обучавшихся элементарным геометрическим знаниям, А.М.Пышкало, А.А.Столяр приходят к выводу, что «геометрическое мышление» вполне возможно развить ещё в дошкольном возрасте.

Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах, у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.

Аналитическое восприятие геометрической фигуры, умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего, более углублённого познания структурных её элементов, раскрытия существенных признаков как внутри самой фигуры, так и между рядом фигур. Так, на основе выделения в объектах самого главного, существенного формируются понятия.

Дети всё отчётливее усваивают связи между «простыми» и «сложными» геометрическими фигурами, видят в них не только различия, но и находят общность в их построении, иерархию между «простыми» и всё более «сложными» фигурами.

Усваивают дети и зависимость между числом сторон, углов и названиями фигур («треугольник называется так, потому что у него три угла», «прямоугольник называется так, потому что у него все углы прямые»).

Усвоение принципа обозначения фигур словом формирует у детей общий подход к любой новой фигуре, умение отнести её к определённой группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Всё это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.
1.3. Методические основы формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Детей четвёртого года жизни учат различать и называть круг, квадрат, треугольник. Для ребёнка, как впрочем, и для взрослого, геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство младших дошкольников с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании формы окружающих предметов.

Детей учат сначала различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. А различать – значит находить среди других. Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данном возрасте используются модели простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разного цвета и размера.

Ещё до проведения систематической образовательной деятельности педагог организует игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название.

Во время игровой развивающей ситуации детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры. Знакомя с геометрическими фигурами, их предъявляют попарно. Например, у детей в руках круг и квадрат. У педагога – точно такие же по цвету и величине фигуры. Воспитатель предлагает детям игру «Найди такую же». Он показывает детям круг и просит дать такой же. Дети выбирают круг и показывают его педагогу. Каждая фигура познаётся в сравнении с другой. Во время первой игровой развивающей ситуации первостепенная роль отводится обучению детей приёмам обследования фигур осязательно-двигательным путём под контролем зрения и усвоению их названий. Чтобы сформировать представления о той или иной геометрической фигуре (сенсорном эталоне), педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить будет ли квадрат катиться.

Необходимо включение различных анализаторов. Поэтому, когда ребёнок нашёл круг, необходимо осязательно-двигательное обследование формы: обведение контура данной фигуры. Педагог предлагает поставить палец на край круга, обвести его. Воспитатель показывает, как это надо сделать, обращает внимание на то, что рука свободно скользит по кругу. Только после этого называет: «Это круг». Затем тоже самое дети проделывают с квадратом. Ребёнок находит у себя нужную фигуру, обводит её рукой под руководством взрослого: «Смотри, как движется палец: прямо, потом угол, вниз, снова угол». В самом конце воспитатель называет фигуру.

Вначале ребёнок воспринимает каждую фигуру обособленно, не замечая сходства и различия между фигурами. Поэтому при следующей игровой развивающей ситуации круг и квадрат, находящиеся у воспитателя, будут отличаться от круга и квадрата у детей сначала по цвету, потом по величине, а затем по цвету и величине. Задание останется прежним: «Покажи что у меня». Таким образом, ребёнок постепенно начинает абстрагировать форму от других признаков предметов.

Та же методика используется и при знакомстве с треугольником, который сначала сравнивают с кругом.

Закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании можно в различных играх и игровых упражнениях. Например: «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Найди свой домик», «Найди пару», «Что изменилось»
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Центр развития ребенка детский сад №325» iconДоклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №22 находится в Центральном районе...
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconДоклад муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №153» города Магнитогорска
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconДоклад муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения...
Центр развития ребенка детский сад №355 открыто в 1971 году. Расположено в Мотовилихинском районе города Перми по адресу: 614077,...
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр...
Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconПрограмма развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №59» г....
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconПояснительная записка Основная образовательная программа Муниципального...
Основная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка Детский...
«Центр развития ребенка детский сад №325» icon«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-центр развития ребенка детский сад №96
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconВ. В. Решетникова Губахинский муниципальный район
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №1
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconПубличный доклад
...
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр...

«Центр развития ребенка детский сад №325» icon«Центр развития ребенка–детский сад №51»
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconПлан деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №1 осуществляет свою деятельность...
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconИнформационная справка
«Центр развития ребенка – детский сад №123» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным...
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад №56
Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconОтчет о самообследовании за 2012 2013 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №98» «Родничок» функционирует...
«Центр развития ребенка детский сад №325» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ковалева Е. А., воспитатель мдоу центр развития ребенка – детский сад №71 «Почемучки»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск