Конспект урока по химии





Скачать 69.07 Kb.
НазваниеКонспект урока по химии
Дата публикации18.09.2013
Размер69.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Конспект урока по химии

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: Химия.

Форма урока: Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы учеников, работа у доски, индивидуальная, групповая работа, выполнение лабораторных опытов.

Тема урока «Кислоты»

Класс: 8

Цели урока:

Обучающая. Повторение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация неорганических веществ.

Развивающая. Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы.

Оборудование и реактивы: НСl, H2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная палочка, лучинка, универсальная индикаторная бумага; инструкция «Техника безопасности при работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды», таблица «Кислоты».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос.

  • Перечислите классы неорганических соединений с которыми мы уже знакомы.

  • Что называют оксидами?

  • Какие вещества называют основаниями?

  • На какие группы можно разделить основания?

Самостоятельная работа.

1. Составьте формулы соединений, образованных атомами:

водорода и фтора; натрия и кислорода.

Назовите эти соединения.

2. Определите С.О. элементов в следующих веществах:

N2, AlCl3, Cl2O7

3. Запишите формулы оснований:

гидроксид лития, гидроксид калия, гидроксид алюминия (3), гидроксид алюминия (2).

4. На слайде изображены формулы веществ. Задание: из представленного перечня формул одной чертой выделите формулы оксидов, двумя чертами – оснований.

CO2, Na2O, HCl, Fe2O3, КOH, Ca(OH)2, MgO, Ag2O3, HF, NaOH, H2SO4, H3PO4, Mg(OH)2.

Посмотрите, у нас в списке остались формулы, которые не имеют обозначения. Они имеют особое строение.

На доске записана тема: «Кислоты»

Учитель. А сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать еще один класс неорганических соединений. Это – кислоты. Давайте вместе поставим цель нашего урока на сегодня.

Записываем в тетради тему урока. После изучения данной темы вы должны знать, что такое кислоты, какие они бывают, как их классифицируют, уметь называть кислоты, распознавать их среди других соединений, знать правила техники безопасности при работе с кислотами. (Схема на слайде).

http://festival.1september.ru/articles/531312/1.gif

. III . Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.

Кислоты в природе бывают органические и неорганические, содержатся в организмах животных и растений, применяются в медицине и в кулинарии, на производстве.

давайте прочитаем формулы кислот. (HCl, H2SO4, H3PO4).

Что общего во всех этих формулах? (Все содержат элемент Н).

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, связаны с элементом водородом.

На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода? (На первом).

Если закрыть водород, то остальная часть молекулы называется кислотным остатком.

Прочитайте кислотные остатки.

Какое можно дать определение кислотам?

КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотных остатков.

А чем еще кроме разных кислотных остатков отличаются формулы этих кислот?

(Числом атомов водорода).

Как вы думаете можно ли по этому признаку классифицировать кислоты? (Да).

С помощью учебника найдите название этого признака. (Число атомов водорода называется основностью кислоты. Признак классификации – основность).

Какие бывают кислоты по основности? (Одноосновные, двухосновные, трехосновные).

А чем отличаются кислотные остатки в этих формулах? (Есть или нет кислород).

Найдите название второго признака классификации кислот. (По наличию кислорода).

Как классифицируют кислоты по этому признаку? (Кислородсодержащие и бескислородные).

А теперь мы с вами будем учиться называть кислоты.

Бескислородные кислоты называют с конца молекулы, соединяя название последнего элемента через соединительную гласную «О» со словом водородная, и добавляем название класса соединения - кислота.

Например:

ПОКАЗЫВАЮ HCl – хлороводородная кислота, другое, чаще употребляемое название ее, – соляная кислота – это жидкость, без цвета и запаха, концентрированная дымит на воздухе; содержится в желудке и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приему пищи заранее: лишь только мы начнем пережевывать пищу, он выделяет желудочный сок, содержащий соляную кислоту.

Название кислородсодержащих кислот дает элемент, стоящий в середине формулы.

Например: H2SO4 – это жидкость, без цвета и запаха, хорошо поглощает окружающие пары воды и другие газы. Концентрированная серная кислота требует особого обращения с ней при разбавлении: ее нужно приливать в воду, а не наоборот. Иначе может произойти закипание и выплеск кислоты, что может привести к ожогам рук, глаз и лица.

Учащиеся знакомятся с «Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами».

Правила техники безопасности (инструкция)

При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности:

  1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

  2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

  3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью:
    вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в
    серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

  5. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором

Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной H2SO4.

Наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.

Запомни:
Сначала – вода,
Затем – кислота –
Иначе случится беда! (Запись в тетрадях)

Учитель: Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в кислотных средах.

Само название «кислота» указывает на то, что эти вещества имеют кислый вкус. Только не следует пробовать на вкус все кислоты подряд! Для определения кислоты существуют специальные вещества-указатели.

Индикаторы («указатели») – вещества, которые под действие кислот и щелочей изменяют свой цвет. Открыты Р. Бойлем.

Лабораторная работа.

На столах учащихся: индикаторы – лакмус фиолетовый, метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальный индикатор, пробирки под номерами 1, 2, 3. В первой пробирке – кислота, во второй – щелочь, в третьей – вода.

Задание. Используя таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды», распознать, в какой пробирке находится кислота.

Вывод в тетради учеников: «Минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения».

IV. Закрепление.

Определите С.О. элементов в следующих кислотах:

HNO3, HNO2, H2SO4, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, H3PO4.

V. Подведение итогов урока.

Учитель. Сегодня мы изучили новый класс веществ, который называется кислоты. Я думаю, что путешествуя, вы приобрели знания, которые пригодятся вам в жизни.

V I. Домашнее задание:

§ 20, стр.74, упр.1- 5 (по выбору учащихся).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по химии iconПлан-конспект урока №22 по химии в 9 классе по теме: «соединения...
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, изложение нового материала, практические занятия)
Конспект урока по химии iconКонспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Конспект урока по химии iconКонспект урока. (размещается только в папке с конкурсным материалом)
Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования...
Конспект урока по химии iconУрок химии в 8 классе по теме: «Основания»
Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе
Конспект урока по химии iconКонспект урока по теме «Техника безопасности про проведении практических...
Тема и номер урока: «Техника безопасности на уроке химии», урок №1 в практикуме 1
Конспект урока по химии iconКонспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об именах прилагательных" (3-й класс)
Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений, авторов- о. С....
Конспект урока по химии iconКонспект урока химии 8 класс Тема урока «Соли и их классификация»
Публикация «Технология деятельности учителя по диагностике и коррекции знаний учащихся»
Конспект урока по химии iconКонспект урока тема урока: «Альдегиды» Ф. И. О.(полностью) Кошурина...
Цель урока: формирование представления об альдегидах как органических соединениях
Конспект урока по химии iconПлан-конспект урока химии дата проведения: 29 февраля 2012 года
Тема урока: Металлы, положение в пс, физические свойства, нахождение в природе, применение
Конспект урока по химии iconКонспект урока по математике во 2 классе на тему: «Устные приёмы...
Тема и номер урока: «Техника безопасности на уроке химии», урок №1 в практикуме 1
Конспект урока по химии iconКонспект урока химии. 8 класс. Тема урока: «Кислород, его общая характеристика...
Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении...
Конспект урока по химии iconПлан-конспект открытого урока по химии в 8 классе Тема: Кислоты,...
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Конспект урока по химии iconКонспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Конспект урока по химии iconКонспект урока химии в 10 классе
Проверка конспектов и собеседование по теме самостоятельного изучения «Алкадиены»
Конспект урока по химии iconКонспект интегрированного урока по химии, биологии в 10 классе «Причины...
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме Предельные одноатомные спирты, и применить их к новой проблемной ситуации, профилактика...
Конспект урока по химии iconКонспект урока химии в 10 классе
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск