Методические рекомендации в помощь





Скачать 78.94 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации в помощь
Дата публикации26.09.2013
Размер78.94 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

ИННОВАЦИОННОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОПЫТА
(Методические рекомендации в помощь

методистам образовательных учреждений)


Опыт работы библиотек образовательных учреждений Нижневартовского района изучает методист учебно-методического центра, методист образовательного учреждения, заместитель директора по УР или ВР:

  • При анализе планов работы и отчетов библиотек; в ходе оказания методической помощи библиотекарям;

  • При выездах в библиотеки района и непосредственном изучении их деятельности;

  • При организации профессионального общения (проведения семинаров, курсов, «круглых столов», зачетов);

  • Знакомит библиотекарей с инновациями в библиотечном деле на курсах и семинарах;

  • При проведении профессиональных конкурсов;

  • Тема, которая будет изучаться, заранее дается библиотекарю (единая методическая тема районного МО), затем изучается и обобщается.


БИБЛИОТЕЧНЫЙ ОПЫТ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Передовой опыт – это оперативная форма разрешения противоречий, конфликтов, часто возникающих на практике, быстрого реагирования на запросы пользователей библиотеки, изменяющуюся ситуацию обслуживания читателей.

Творческий опыт – это высокая результативность за счет применения новых методов и технологий.

Репродуктивный опыт – высокий результат за счет добросовестного выполнения обязанностей, в пределах известных форм и методов работы.

Виды библиотечного опыта (по объему):

  • Система работы библиотеки;

  • Система работы заведующего библиотекой. Библиотекаря;

  • Система работы библиотечного работника ОУ по одному из разделов деятельности (ведение учетной документации; комплектование библиотечных фондов; сохранность фондов; работа с читателями; формирование информационной культуры);

  • Определенные методы, формы, приемы в деятельности библиотечного работника.



Критерии положительного библиотечного опыта:

  • Высокая результативность (полнота, прочность знаний, наличие соответствующих умений и навыков, воспитанность детей – пользователей библиотеки);

  • Научная обоснованность;

  • Творческая новизна;

  • Актуальность;

  • Высокий результат деятельности при сокращении затрат времени на выполнение библиотечных процессов (не в ущерб другим видам деятельности);

  • Устойчивость (стабильность высоких результатов деятельности, длительное функционирование);



Последовательность действий:

  • Выявление;

  • Изучение;

  • Внедрение;

  • Распространение.



СТРУКТУРА РАБОТЫ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОПЫТА
6 этапов изучения и внедрения ПБО
1 этап. Организация.

Определяются тема и объекты изучения ПБО
2 этап. Теоретическая и практическая подготовка.

Изучение нормативной и методической литературы, разработка инструктивно-методической документации
3 этап. Накопление библиотекарем фактического материала.

Результаты наблюдений, бесед (при записи в библиотеку, при выдаче и возврате книг с детьми, родителями, педагогами), ведение документации. Наблюдения библиотекаря фиксируются в читательских формулярах, в специальной тетради (содержание деятельности, методы и приемы достижения высоких результатов).

Система работы библиотекаря. Подбор материалов, изучение литературы, отбор наиболее эффективных методов проведения библиотечных операций, приемов и форм работы с читателями. Взаимосвязь в работе с педагогами. Разнообразие форм и методов деятельности по направлению.

Беседы с читателями. Беседы с родителями.

Проверка и анализ библиотечной документации (Дневник работы библиотеки, читательские формуляры, учетная документация, план работы и пр.)
4 этап. Обработка фактического материала.

Всесторонняя обработка материала. Его анализ, расчет и анализ показателей работы библиотеки (охват чтением, посещаемость, обращаемость, читаемость, оптимальный объем фонда, книгообеспеченность). Процентное, графическое выражение показателей работы библиотеки. Установление закономерностей. Выводы.

Этап завершается составлением:

  • доклада

  • статьи;

  • отчета.


5 этап. Оценка изученного ПБО, принятие решения.

Сравнение изученного опыта с существующим ранее по этой проблеме. Оценка его инновации, принятие решения к распространению.
6 этап. Внедрение ПБО.

Выбор форм и методов распространения ПБО в районе, через ИПКиРРО. Публикация материалов.


СТРУКТУРА РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ОПЫТА
1 этап.

Выявление противоречий между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями в повышении ее эффективности, с другой. Противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема. Разрабатывается программа деятельности библиотекаря (проект).
2 этап.

Поисковая работа. Выявляются находки и нововведения в работе. Определяется объект исследования, составляется программа изучения и обобщения опыта.
3 этап.

Окончательно формулируется тема, цель, объект (школа, библиотека, система работы, методика и пр.)

Определяется последовательность изучения опыта, намечаются и конкретизируются методы исследования.

Устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов.

Назначаются персональные исполнители по каждому направлению деятельности.
4 этап.

На основе программы разворачивается работа по сбору материала.

САМООБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

(действия библиотечного работника, обобщающего свой опыт)
Провести проверку библиотечно-библиографических знаний, умений и навыков детей (в пользовании книгами и библиотекой, СБА библиотеки, рекомендательными списками литературы по заданной теме, системой расстановки книжного фонда по ББК и т.д.).

Сбор материалов из опыта работы по теме (разработки, доклады и сообщения, конспекты занятий, план работы кружка, методические разработки, схемы, таблицы и пр.).

Анализ планов, консультации, наглядные пособия, фотографии и т.д.)

Материал оформляется в виде:

  • доклада;

  • статьи;

  • лекции;

  • методической разработки и рекомендаций;

  • плаката, планшета;

  • буклета, стенда;

  • брошюры.


5 этап.

Методы распространения ПБО

Обобщенные опыт не может быть достоянием только его автора. Далее начинается его пропаганда.

1. Практический показ (для детей, педколлектива, РМО библиотекарей).

Форма организации показа:

  • Вступительное слово о системе работы библиотекаря .

  • Вопросы библиотекарю, чей опыт обобщается.

  • Показ.

  • Обсуждение.

  • По итогам принимается решение (внедрить в работы опыт библиотекаря… (Ф.И.О.), представить на РМО, семинаре библиотечных работников и т.д.).


Устная форма:

  • Выступление с докладом на педсовете, МО;

  • Консультации;

  • Участие в совещаниях;

  • Участие в курсах.


Наглядная:

  • Стационарные и передвижные библиотечные выставки на районных конференциях, конкурсах. Фстивалях;

  • Учебное кино; фотоальбом;

  • Выставки детских работ (рефераты, доклады, переплетенные книги и т.д. в зависимости от темы ПБО).


Печатная:

  • Выпуск стенгазет;

  • Статьи, сообщения, информация в районных СМИ;

  • Выпуск листовок, буклетов;

  • Издание брошюр;

  • Сборники с описанием опыта работы и методическими рекомендациями, разработками.


ОФОРМЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Титульный лист.

Вверху - Комитет по образованию администрации МО Нижневартовский район. Полное название ОУ.

В середине – название опыта, Ф.И.О. библиотечного работника.

Внизу – название населенного пункта, в котором расположена библиотека.
2 лист.

Рецензия на опыт, написанная методистом по библиотечному фонду, руководителем РМО, директором УМЦ.
3 лист.

Содержание: последовательное перечисление всего помещенного материала с указанием страниц.
4 лист.

Если обобщается опыт работы одного библиотекаря, помещается его фото.
5 лист.

Характеристика:

  • Краткие биографические данные;

  • Особенности личности библиотекаря;

  • В чем выражается профессиональный успех в работе.

Характеристика заверяется подписью руководителя ОУ и печатью учреждения.
Далее следует последовательное изложение всего материала.

6 лист.

Основной доклад:

В середине – название опыта работы и Ф.И.О. библиотекаря.

Описание опыта работы (объем 3-4 печатных листа).

1. Вводная часть:

Обоснование актуальности темы опыта с позиции значимости для воспитания информационной культуры пользователей библиотеки. Краткий обзор и анализ изученной литературы и прочих источников. Анализ состояния дел, характеристика активно читающих детей, их развитие (в динамике).
2. Основная часть.

Формулируются цели и задачи, раскрываются пути решения проблемы, приводятся примеры методов и форм библиотечной работы, их сочетание:

  • Наглядные (экскурсии, книжные выставки, мероприятия);

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение чтение художественных текстов, викторины и др.);

  • Практические (обзоры, выдача книг, расстановка БФ, работа с периодикой);

  • Игровые (КВН, викторины, конкурсы, турниры и пр.);

  • Описывается авторская технология, применение которой дает гарантированный результат;

  • Описание наиболее результативных приемов;

  • Трудности и проблемы, с которыми столкнулся библиотечный работник, как они преодолевались и решались;

  • В центре описания должны быть читатели библиотеки, с их индивидуальными особенностями, уровнем развития и читательскими потребностями;

  • Установить, что изменилось в читателях, их поведении, знаниях, навыках;

  • Взаимодействие с родителями в привлечении детей к чтению;

  • Высокие качественные показатели работы, какое отражение они находят в учебно-воспитательном процессе ОУ;

  • Доклад иллюстрируется схемами, результатами диагностики в начале и в конце работы.


3. Заключительная часть.

Подведение итогов работы: выводы, результаты, перспективы.

Типичные ошибки, которые возникают в работе по обобщению ПБО

  • Непродуманный выбор и формулировка темы;

  • Описание опыта сделано в виде отчета, без обобщения и анализа;

  • Отсутствие теоретического обоснования, только цифровое и процентное обоснование;

  • Отсутствие проблем, педагогических изысканий, только положительный аспект в описании опыта;

  • Результаты деятельности не освещены или освещены недостаточно; Распыление, обзор большого количества вопросов вместо того. Чтобы сконцентрировать внимание на главном. Нужно брать за основу два-три вопроса и рассматривать их всесторонне.


После основного доклада следует приложения:

  • Конспекты библиотечных уроков, сценарии литературных праздников, массовых мероприятий;

  • Планы работы на год и месяц;

  • Учебно-наглядные пособия, оригинальный дидактический материал;

  • Фотоальбомы, аудио- и видеозаписи;

  • Диагностические карты, анкеты, рисунки с результатами обследований в начале и конце работы.

  • Таблицы, схемы. Диаграммы;

  • Раздел работы с родителями.


Последняя страница – перечень используемой литературы.

Методист УМЦ Мокрицкая С.Н.

2004 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации в помощь iconМетодические рекомендации по разработке контрольно измерительных...
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г
Методические рекомендации в помощь iconМетодические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации
Методические рекомендации призваны оказать помощь пцк и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки,...
Методические рекомендации в помощь iconМетодические рекомендации для медицинских работников, оказывающих...
Методические рекомендации предназначены для медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: врачей стоматологического...
Методические рекомендации в помощь iconМетодические рекомендации для преподавателей Челябинск 2007
Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Челябинского юридического колледжа и его структурных подразделений...
Методические рекомендации в помощь iconМетодические рекомендации по использованию системы «Антиплагиат»
Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Челябинского юридического колледжа и его структурных подразделений...
Методические рекомендации в помощь iconФгбоу впо «мггу» методические рекомендации по самостоятельной работе...
Цель курса «Доврачебная помощь» дать необходимый объём знаний и практических навыков при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях...
Методические рекомендации в помощь iconМетодические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке...
Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат...
Методические рекомендации в помощь iconМетодические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке...
Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат...
Методические рекомендации в помощь iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная помощь населению»
Целью освоения дисциплины «Социальная помощь населению» является формирование представлений об основных аспектах социальной помощи...
Методические рекомендации в помощь iconМоу комбайновская оош в помощь классному руководителю. (Методические рекомендации)
Классный руководитель – это не работа, это образ жизни. Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю
Методические рекомендации в помощь iconМониторинг 08. 10. 2012
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г
Методические рекомендации в помощь iconПрограмма производственной практики
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г
Методические рекомендации в помощь iconУдк 004. 9 Коржик И. А
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г
Методические рекомендации в помощь iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации в помощь iconМетодические рекомендации в помощь студенту-практиканту
...
Методические рекомендации в помощь iconПроблемы и тенденции развития экономических процессов
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск