Скачать 78.94 Kb.
|
ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОПЫТА (Методические рекомендации в помощь методистам образовательных учреждений) Опыт работы библиотек образовательных учреждений Нижневартовского района изучает методист учебно-методического центра, методист образовательного учреждения, заместитель директора по УР или ВР:
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ОПЫТ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Передовой опыт – это оперативная форма разрешения противоречий, конфликтов, часто возникающих на практике, быстрого реагирования на запросы пользователей библиотеки, изменяющуюся ситуацию обслуживания читателей. Творческий опыт – это высокая результативность за счет применения новых методов и технологий. Репродуктивный опыт – высокий результат за счет добросовестного выполнения обязанностей, в пределах известных форм и методов работы. Виды библиотечного опыта (по объему):
Критерии положительного библиотечного опыта:
Последовательность действий:
СТРУКТУРА РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОПЫТА 6 этапов изучения и внедрения ПБО 1 этап. Организация. Определяются тема и объекты изучения ПБО 2 этап. Теоретическая и практическая подготовка. Изучение нормативной и методической литературы, разработка инструктивно-методической документации 3 этап. Накопление библиотекарем фактического материала. Результаты наблюдений, бесед (при записи в библиотеку, при выдаче и возврате книг с детьми, родителями, педагогами), ведение документации. Наблюдения библиотекаря фиксируются в читательских формулярах, в специальной тетради (содержание деятельности, методы и приемы достижения высоких результатов). Система работы библиотекаря. Подбор материалов, изучение литературы, отбор наиболее эффективных методов проведения библиотечных операций, приемов и форм работы с читателями. Взаимосвязь в работе с педагогами. Разнообразие форм и методов деятельности по направлению. Беседы с читателями. Беседы с родителями. Проверка и анализ библиотечной документации (Дневник работы библиотеки, читательские формуляры, учетная документация, план работы и пр.) 4 этап. Обработка фактического материала. Всесторонняя обработка материала. Его анализ, расчет и анализ показателей работы библиотеки (охват чтением, посещаемость, обращаемость, читаемость, оптимальный объем фонда, книгообеспеченность). Процентное, графическое выражение показателей работы библиотеки. Установление закономерностей. Выводы. Этап завершается составлением:
5 этап. Оценка изученного ПБО, принятие решения. Сравнение изученного опыта с существующим ранее по этой проблеме. Оценка его инновации, принятие решения к распространению. 6 этап. Внедрение ПБО. Выбор форм и методов распространения ПБО в районе, через ИПКиРРО. Публикация материалов. СТРУКТУРА РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ОПЫТА 1 этап. Выявление противоречий между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями в повышении ее эффективности, с другой. Противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема. Разрабатывается программа деятельности библиотекаря (проект). 2 этап. Поисковая работа. Выявляются находки и нововведения в работе. Определяется объект исследования, составляется программа изучения и обобщения опыта. 3 этап. Окончательно формулируется тема, цель, объект (школа, библиотека, система работы, методика и пр.) Определяется последовательность изучения опыта, намечаются и конкретизируются методы исследования. Устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов. Назначаются персональные исполнители по каждому направлению деятельности. 4 этап. На основе программы разворачивается работа по сбору материала. САМООБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (действия библиотечного работника, обобщающего свой опыт) Провести проверку библиотечно-библиографических знаний, умений и навыков детей (в пользовании книгами и библиотекой, СБА библиотеки, рекомендательными списками литературы по заданной теме, системой расстановки книжного фонда по ББК и т.д.). Сбор материалов из опыта работы по теме (разработки, доклады и сообщения, конспекты занятий, план работы кружка, методические разработки, схемы, таблицы и пр.). Анализ планов, консультации, наглядные пособия, фотографии и т.д.) Материал оформляется в виде:
5 этап. Методы распространения ПБО Обобщенные опыт не может быть достоянием только его автора. Далее начинается его пропаганда. 1. Практический показ (для детей, педколлектива, РМО библиотекарей). Форма организации показа:
Устная форма:
Наглядная:
Печатная:
ОФОРМЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ Титульный лист. Вверху - Комитет по образованию администрации МО Нижневартовский район. Полное название ОУ. В середине – название опыта, Ф.И.О. библиотечного работника. Внизу – название населенного пункта, в котором расположена библиотека. 2 лист. Рецензия на опыт, написанная методистом по библиотечному фонду, руководителем РМО, директором УМЦ. 3 лист. Содержание: последовательное перечисление всего помещенного материала с указанием страниц. 4 лист. Если обобщается опыт работы одного библиотекаря, помещается его фото. 5 лист. Характеристика:
Характеристика заверяется подписью руководителя ОУ и печатью учреждения. Далее следует последовательное изложение всего материала. 6 лист. Основной доклад: В середине – название опыта работы и Ф.И.О. библиотекаря. Описание опыта работы (объем 3-4 печатных листа). 1. Вводная часть: Обоснование актуальности темы опыта с позиции значимости для воспитания информационной культуры пользователей библиотеки. Краткий обзор и анализ изученной литературы и прочих источников. Анализ состояния дел, характеристика активно читающих детей, их развитие (в динамике). 2. Основная часть. Формулируются цели и задачи, раскрываются пути решения проблемы, приводятся примеры методов и форм библиотечной работы, их сочетание:
3. Заключительная часть. Подведение итогов работы: выводы, результаты, перспективы. Типичные ошибки, которые возникают в работе по обобщению ПБО
После основного доклада следует приложения:
Последняя страница – перечень используемой литературы. Методист УМЦ Мокрицкая С.Н. 2004 г. |
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных... Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | Методические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации Методические рекомендации призваны оказать помощь пцк и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки,... | ||
Методические рекомендации для медицинских работников, оказывающих... Методические рекомендации предназначены для медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: врачей стоматологического... | Методические рекомендации для преподавателей Челябинск 2007 Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Челябинского юридического колледжа и его структурных подразделений... | ||
Методические рекомендации по использованию системы «Антиплагиат» Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Челябинского юридического колледжа и его структурных подразделений... | Фгбоу впо «мггу» методические рекомендации по самостоятельной работе... Цель курса «Доврачебная помощь» дать необходимый объём знаний и практических навыков при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях... | ||
Методические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке... Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат... | Методические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке... Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная помощь населению» Целью освоения дисциплины «Социальная помощь населению» является формирование представлений об основных аспектах социальной помощи... | Моу комбайновская оош в помощь классному руководителю. (Методические рекомендации) Классный руководитель – это не работа, это образ жизни. Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю | ||
Мониторинг 08. 10. 2012 Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | Программа производственной практики Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | ||
Удк 004. 9 Коржик И. А Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г | Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | ||
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту ... | Проблемы и тенденции развития экономических процессов Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г |