Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту





Скачать 490.26 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации в помощь студенту-практиканту
страница1/3
Дата публикации08.10.2013
Размер490.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Д н е в н и к

студента-практиканта

(методические рекомендации в помощь студенту-практиканту)

МУРМАНСК

2010


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Мурманского государственного педагогического университета


Дневник студента-практиканта. –Изд-е 2-е, перераб. и доп. Мурманск: МГПУ, 2010. - 36 с.
Составители: Т.Н. Лисицына, канд. пед. наук, доцент

кафедры английского языка и английской филологии МГПУ;

И.Е. Кудряшова, старший преподаватель кафедры

английского языка и английской филологии МГПУ
Рецензенты:

Ж.Е. Войнова,

канд. пед. наук, доцент

кафедры английского языка КГПА;

Н. К. Галеева, заслуженный учитель РФ,

зам.директора по иностранным языкам гимназии № 9 г. Мурманска;

Путистина О.В., канд.пед.наук, доцент

кафедры английского языка и английской филологии МГПУ;


Настоящий дневник педагогической практики является учебным пособием к первой обучающей педпрактике студентов 4-х курсов педагогических университетов, обучающихся по специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью», является одной из составляющих учебно-методического комплекса по курсу «Теории и методики обучения иностранным языкам» в соответствии с новыми стандартами высшего профессионально-педагогического образования.

Цель данного дневника – помочь студентам сформировать навыки и умения, необходимые учителю иностранного языка, развить профессионально-необходимые личностные качества. Дневник адресован также магистрантам, аспирантам, учителям иностранного языка.

Печатается в авторской редакции.


 Мурманский государственный

педагогический университет (МГПУ), 2010
Дневник студента-практиканта
_______ курса факультета филологии и журналистики Мурманского государственного педагогического университета, группа ( ) ________________________________________________________________

Место прохождения практики (школа, класс) _________________________

Адрес школы____________________________________________________ телефон______________

Ф.,и.,о. директора ________________________________________________

Ф.,и.,о. завуча ___________________________________________________

Ф.,и.,о. учителя по иностранному языку _________________________________________

Ф.,и.,о. классного руководителя____________________________________

Методисты: по предмету (иностранный язык) _________________________________________

по воспитательной работе________________________________________

по психологии__________________________________________________
Сроки практики: с «____» ___________ по «____» _______________


Методическая практика

по первому иностранному языку
Задачи методической практики заключаются в том, чтобы сформировать у студентов-практикантов следующие умения:

- анализировать обучающую деятельность учителя и учебную деятельность учащихся на основе полученных теоретических знаний с помощью методиста и учителя;

- планировать учебный процесс (тематическое и поурочное планирование);

- методически грамотно формулировать цели и задачи каждого конкретного урока;

- выбирать методически целесообразные формы, приемы и способы обучения для достижения поставленной цели;

- анализировать и корректировать свою деятельность на основе теоретических знаний;

- организовывать внеклассную работу по предмету (подготовить и провести конкретное мероприятие).

Содержание методической практики
1. Ориентировочно-ознакомительный период.

Практиканты знакомятся с образовательной концепцией и организацией учебно-воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения; посещают вместе с методистом открытые уроки учителей иностранного языка, анализируют их; знакомятся с учащимися своего класса на уроках иностранного языка и других предметов, изучают школьную документацию; планируют свою учебную и внеклассную работу на период педпрактики.
2. Рабочий период.

Практиканты дают уроки в своих классах, с помощью учителя и методиста анализируют свою деятельность; посещают и анализируют уроки своих коллег по группе и учителей иностранного языка; участвуют в организации внеклассной работы по предмету, самостоятельно проводят одно-два внеклассных мероприятия, а также посещают внеклассные мероприятия, проводимые коллегами по группе, и вместе с учителями и методистами оценивают их.

На предпоследней неделе практики каждый студент дает защитный урок, на котором обязательно присутствуют: методист кафедры, учитель-предметник, коллеги- студенты.

В процессе практики студенты собирают практический материал для написания курсовой работы по методике, статьи в студенческий сборник научных публикаций, фото/видео - материал для сайта кафедры.

ОСОБЕННОСТИ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В настоящее время основой стратегии обучения иностранному языку является коммуникативность. В связи с этим следует выделить ряд особенностей урока иностранного языка, которые следует учитывать при планировании и проведении урока.

1. Практическая направленность урока.

2. На уроке иностранного языка учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать иностранный язык как средство общения. Это не означает, что знания (правила) не нужны. Знания признаются необходимыми, но как вспомогательный фактор; знания сообщаются с целью более эффективного формирования навыков и умений и в том объеме, который является необходимым и достаточным для того, чтобы общение состоялось.

3. Атмосфера общения.

Одной из ведущих черт современного урока иностранного языка является атмосфера общения. Создание такой атмосферы – это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Успешно обучать какой-либо деятельности можно лишь в адекватных условиях, поэтому если целью ставится обучение общению, то создание атмосферы общения на уроке является насущной необходимостью. Обучение общению может успешно осуществляться только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами.

5. Единство целей.

Урок иностранного языка, как правило, многоцелевой: на уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах РД (аудированием, говорением, чтением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.

В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение. В этом случае правильными будут следующие формулировки цели:

  • «Формирование лексических навыков».

  • «Формирование грамматических навыков».

  • «Развитие техники чтения»

  • «Развитие монологических умений» и т.п.

Соотношение цели и задач – это соотношение общего и частного. Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя задачи, учитель намечает определенный путь достижения цели, а также конкретизирует уровень или качество формируемого навыка и умения, поскольку достижение цели (например, «Формирование грамматических навыков») может быть рассчитано на несколько уроков.
Пример 1:

На уроке учитель планирует научить учащихся рассказывать о том, как они провели летние каникулы.

Цель: Развитие монологических умений.

Задачи:

1. Активизировать лексику по теме «Лето».

2. Активизировать грамматический материал (прошедшее время глаголов).

3. Тренировать учащихся в чтении текста («Летние каникулы»).

4. Научить учащихся монологическому высказыванию типа повествование с опорой на текст.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В тематическом плане материал распределяется по урокам того или иного цикла, при этом определяется роль и место каждого урока в системе уроков по данной теме.

Успешность планирования зависит от уровня профессиональной компетентности учителя, который должен:

  1. знать программу и цели обучения иностранному языку в учебном заведении того или иного типа;

  2. знать программный материал учебника;

  3. иметь четкое представление об условиях обучения: на какое количество часов рассчитан данный курс; особенности возраста обучаемых, оснащенность ТСО и другие;

  4. учитывать закономерности и этапы формирования речевых навыков и умений учащихся;

  5. знать требования к современному уроку иностранного языка;

  6. иметь информацию об уровне владения учащимися знаниями, навыками и умениями. Уровень сформированности навыков и умений можно определить следующим образом:

  • фонетические навыки – чтение текста вслух, говорение (с опорой на текст, тему, ситуацию);

  • лексико-грамматические навыки – тестовые задания, перевод с русского языка на иностранный язык, говорение (с опорой на текст, тему, ситуацию, наглядность);

  • чтение – перевод прочитанного про себя текста, пересказ;

  • аудирование – изложение на русском языке содержания прослушанного текста;

  • говорение – диалог/монолог по предложенной ситуации;

  • письмо и письменная речь – написание диктанта, изложения, сочинения.

Тематический план представляет цикл уроков по теме в целом, однако он не может заменить плана-конспекта каждого отдельного урока.

План изучения темы «……….»

Количество уроков: 16


№ урока

Цель урока (практ.)

Языковой материал

Виды РД

Оснащение

Д/З

Доп. материал

Контрольные работы

новый

для повторения

аудирование

говорение

чтение

письмо и ПР










































































ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА
На основе тематического плана составляется поурочный план-конспект, в котором указываются: цель (практическая) и задачи урока; развивающая, воспитательная и образовательная цели; языковой и речевой материал (новый и для повторения); оснащение урока.

Далее планируются этапы урока.

1. Организационный этап.

Этот этап играет важную организационную роль на уроке: учитель формулирует цель урока, сообщает учащимся, чем они будут заниматься на уроке, психологически настраивает на определенную работу и подготавливает учащихся к восприятию иноязычной речи.

2. Речевая зарядка.

Содержанием речевой зарядки может быть какое-либо событие, связанное с жизнью школы или класса; прошедшие (предстоящие) праздники; речевая зарядка может базироваться на материале домашнего задания и т.д. Главное заключается в том, чтобы речевая зарядка носила коммуникативный характер.

3. Фонетическая зарядка (на начальном этапе обучения).

Фонетическая зарядка проводится с целью развития и совершенствования фонетических навыков. Содержанием фонетической зарядки может быть работа над стихотворением, рифмовкой, скороговоркой; могут выполняться специальные упражнения на отработку сложных звуков и их сочетаний, которыми учащиеся недостаточно овладели, либо с целью снятия фонетических трудностей, с которыми учащиеся могут столкнуться в тексте, предназначенном для чтения вслух или для аудирования.

Речевая и фонетическая зарядки могут как входить в основную часть урока, так и претворять ее, более того, наличие вышеуказанных этапов урока не всегда является обязательным.

Основная часть урока:

4. Введение нового материала.

Учитель должен правильно определить количество нового материала. Выбор способов и форм введения зависит от характера материала и ступени обучения. Главное требование заключается в том, чтобы материал был правильно, однозначно и быстро понят учащимися.

5. Закрепление (тренировка) материала.

В силу практической направленности урока, он включает тренировку вновь введенного материала или ранее усвоенного, но недостаточно закрепленного материала. В соответствии с целями и задачами урока выбираются соответствующие упражнения, определяется их количество, а также последовательность выполнения на данном уроке.

6. Активизация материала в различных видах речевой деятельности.

Содержанием данного этапа урока является использование изучаемого (изученного) материала в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении) с тем, чтобы сформировать гибкость навыка употребления того или иного лексико-грамматического материала, а также обеспечить развитие того или иного умения.

Упражнения, используемые для активизации материала, должны носить речевой характер: диалог/монолог по ситуации; чтение/аудирование и обсуждение текста и другие.

Заключительный этап урока:

7. Домашнее задание.

При планировании Д/З следует помнить, что оно должно логично вытекать из хода урока, быть понятным, посильным для учащихся, а также полезным для развития практических навыков и умений, формируемых на уроке.

Следует также предусмотреть, в какой части урока объяснить суть Д/З. Чаще всего это делается в конце урока. Однако, если, например, в первой части урока проводилась работа над овладением каким-либо грамматическим (лексическим) материалом и Д/З предусматривает закрепление данного материала в письменном домашнем упражнении, то следует объяснить его по завершении работы над материалом. Запись же Д/З в дневник может осуществляться в конце урока.

8. Итоги урока.

В конце урока учитель проводит итоги урока (сам или с помощью учащихся), сообщает и комментирует отметки, а также может в общих чертах проинформировать учащихся о том, чем им предстоит заниматься на следующем уроке. Следует также иметь в виду, что оценить ответ учащегося словесно или поставить отметку (в баллах) можно и в ходе урока или по завершении того или иного этапа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconМетодические рекомендации по разработке контрольно измерительных...
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconМетодические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации
Методические рекомендации призваны оказать помощь пцк и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки,...
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому программа предлагает студенту-практиканту в той или иной степени освоить целый ряд ролей, предполагающих формирование и реализацию...
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconМетодические рекомендации для медицинских работников, оказывающих...
Методические рекомендации предназначены для медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: врачей стоматологического...
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconМетодические рекомендации для преподавателей Челябинск 2007
Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Челябинского юридического колледжа и его структурных подразделений...
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconМетодические рекомендации по использованию системы «Антиплагиат»
Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Челябинского юридического колледжа и его структурных подразделений...
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconФгбоу впо «мггу» методические рекомендации по самостоятельной работе...
Цель курса «Доврачебная помощь» дать необходимый объём знаний и практических навыков при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях...
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту)
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconМетодические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке...
Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат...
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconМетодические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке...
Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат...
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «физическая культура»
Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту)
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная помощь населению»
Целью освоения дисциплины «Социальная помощь населению» является формирование представлений об основных аспектах социальной помощи...
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «социальное страхование в россии»
Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту)
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconМетодические рекомендации студенту по теоретической части курса
Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение...
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ( наименование дисциплины)...
Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту)
Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Социология» для студентов специальности 080507. 65
Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск