Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные





Скачать 166.54 Kb.
НазваниеЦель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные
Дата публикации17.10.2013
Размер166.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
«Массовая доля

растворенного вещества в растворе»

  

Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике.

 

Задачи:

Образовательные: 

-формировать универсальное расчетное понятие «массовая доля растворенного вещества»  в   теме «Растворы»  

-  совершенствовать навыки решения расчетных задач по химии.

-Научить готовить растворы с указанной массовой долей растворенного вещества, соблюдая правила ТБ

Развивающие:         

-развивать основные приемы критического мышления, умения анализировать,     сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать речь и творческие     способности учащихся.

Воспитательные:    

-формировать научное мировоззрение.

-Совершенствовать навыки химического экспериментирования, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу;

-Продолжить формирование практических навыков и единых требований к проведению и оформлению лабораторных и практических работ.

  

Оборудование:  

-   мультимедиа-презентация к уроку, презентация  на тему « Растворы»  

- растворы для демонстрации: по 100мл СuSOразной концентрации;

- разной массы с одинаковой концентрации;

- разной массы и разной концентрации;

 - листы учащихся с задачами для решения на уроке;

 Тип урока:   Комбинированный, урок актуализации знаний по теме «массовая доля»

Метод проведения: беседа, объяснение, практическая работа, самостоятельная работа.

План урока

  1. Стадия вызова: включает задание по поиску идеи

  2. Стадия осмысления: индивидуальная и групповая работа с формулировкой темы и цели урока учащимся.

  3. Стадия рефлексии: таблица ЗХУ, решение задач,

План-конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный (1. стадия вызова)

 Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным! 

Тема урока «Массовая доля растворенного вещества в растворе»

Цель: сформировать осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научиться применять полученные знания на практике.

а)У меня в мешке сто конфет.

-Что нужно делать, чтобы каждый из присутствующих в классе получил свою долю конфет?

-Что на что надо делить?

-конфеты, которая им достанется-доля

-Что такое доля?    

-Какое еще понятие тоже дает нам представление о части от числа?

- Что такое процент?

Далее фиксирую внимание учеников на том, что доля - это часть от целого

б) Внимание, на столах у каждого ученика стакан-мензурка с водой и сосуд с любой растворимой солью.

-Сколько воды в стакане, посмотрите на деление?

Зная плотность воды из курса физики ,можно найти массу воды?

Давайте вспомним,из курса физики мы знаем, что 1мл=1см3 . Значить m= ρ V, мы можем определить массу воды

m=100мл*1г/мл=100г

В сосуде у вас соль, добавьте в стакан. Сколько насыпали соли в стакан?

Значит, вы добавили неопределённую массу соли, ?

Что получили?(

Масса раствора из чего складывается?


Раствор

(100+х)г

Соль

х

Вода

100г
Сделайте рисунок

+ = =

m(Н2О)+m(соли)=m(раствора)

Нам даны два из трех составляющих раствора. Необходимо найти третью неизвестную составляющую. Заполните таблицу на листках учащихся

Масса вещества (г)

Масса растворителя (г)

Масса

раствора (г)

15

100

250

1

 *

100

 *

50

70

25



125

 *

250

300

250

 *

1000

Важной характеристикой раствора является концентрация или массовая доля растворённого вещества в растворе. Иногда говорят – процентное содержание вещества в растворе. Массовая доля выражает относительное содержание растворённого вещества в растворителе.

Из курса математики мы знаем, что весь раствор составляет 100 %. А сколько % составляет масса соли в растворе .

m(раствор)--------100%

m(соли)----------х

Значит, при расчёте необходимо часть массы, приходящуюся на раствор , разделить на массу всего раствора х= m(соли)*100% /m (раствора)

II Мотивация учебной деятельности. (2стадия осмысления)

Если мы назовем массу соли в долях, то получаем массовую долю в растворе,которая обозначается ω(омега)= m(соли)/m(раствора)

где

ω – массовая доля растворённого вещества

m (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)

m (р-ра) – масса раствора (г, кг)

Массу раствора можно определить по формулам:

m(р-ра)=Vp

m(р-ра)=m(в-ва) +m(воды)

V – объём раствора (мл, л, м3)

p – плотность раствора (г/мл, кг/л, кг/м)

Таким образом, мы перешли к изучению новой темы

Тема урока «Массовая доля растворенного вещества в растворе»

Давайте вместе вспомним, какая цель была нашего урока

Итак, наша цель: сформировать осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научиться применять полученные знания на практике.

Обратимся к некоторым данным.

Роль растворов:

а)в природе

1) 97 % поверхности земного шара занимают океаны и моря,

    3% - озера, реки, подземные воды.

2) Тело медузы состоит на 99.9% из воды.

б)в медицине

1) Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки

2)В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки».

До того как далее приступим к изучении темы

заполните таблицу ЗХУ, первые 2 колонки таблицы.(в листах учащихся)

- что я знаю о массовой доле растворенного вещества

- что хочу узнать по данной теме

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал










        

ДЕМ.   На столе два стакана 100г с растворами медного купороса.

- Чем отличаются эти растворы?   (Отличия в интенсивности окраски.)

 -Почему?  (Содержание растворенного вещества в растворе различно.)1-ый раствор  содержит 10 г соли, а 2-ой раствор – 2г соли.

Решите задачу:

Задача №1.

   а) Рассчитайте массовую долю медного купороса в растворе, если масса раствора равна 100 г, где содержится 10 г соли

Задача №1.

б) Рассчитайте процентное содержание медного купороса в растворе, если масса раствора равна 100 г, где содержится 2 г соли, .

.(Ответ х=10%; у=2%)

Объясните, что означает запись

100г 25% раствора

100г 12% раствора

50 г 7% раствора

На листках учащихся, решите задачу 2

      Задача № 2

     Рассчитайте массу растворенного вещества в каждом растворе, если масса первого раствора - 80 г, второго раствора  - 50 г, массовая доля растворенной соли в каждом растворе равна 15 %.

ДЕМ. Внимание. Добавим воды в исходные растворы.

В 1-ый  - 100 мл, а во 2-ой – 50мл.?

-Изменилась ли масса раствора? Как? (Увеличилась на массу добавленной воды)

-Изменилась ли масса растворенного вещества? Как? (Не изменилась)

Сделайте следующий рисунок


Раствор 2

100+100

Соль-10г

вода

100

Раствор 1

100

Соль -10г
+ =

ω1=? ω2=?

а)какова процентное содержание соли в 1,начальном растворе

б) вычислить концентрацию соли во 2,конечном растворе, после добавления 100 мл воды

m(раствора1)+m(соли)=m(раствора2)

m(раствора2)=100+100=200г

m(соли в 1 стакане)=m(соли2 стакане), то

ω1=10*100/100= 10%

ω2=10*100/200=5%

Сделайте следующий рисунок


Раствор 2

100+50

Соль-2г

вода

50

Раствор 1

100г

Соль -2г


+ =



ω1=? ω2=?

а)какова процентное содержание соли в 1,начальном растворе

б) вычислить массовую долю соли во 2,конечном растворе, после добавления 50 мл воды

ω1=2*100/100= 2%

ω2=2*100/150=1,3%

Решите задачу №3:

     Рассчитайте, как изменилась массовая доля растворенного вещества в каждом растворе, если к 80 г первого раствора долили 100 г воды, а к 50 г  второго раствора  - 50 г воды. Массовая доля растворенной соли в исходных растворах равна 15%.

Домашнее задание  

(3. стадия рефлексии)-решение задач с взаимопроверкой.

Контрольное решение задач.

Решите и подчеркните правильный ответ

  1. Обобщение изученного материала

.

Итог урока. Рефлексия знаний.  

-Мы рассмотрели понятие «доля», «Массовая доля растворенного вещества » для растворов.

-  Что показывает массовая доля растворенного вещества в растворе?

– Для чего нужны знания о массовой доле?

- Пригодятся ли эти знания в жизни?

- Все ли было понятно?

- Какие трудности возникли?

- Понравилось ли вам работать на уроке?

Рефлексионно-оценочный этап

-На ваших столах имеются флаконы с лекарственными препаратами, уксусной кислотой и пищевыми продуктами. На этикетках каждого написано, какого процентное содержание вещества в данном растворе и дана масса раствора. Процентное содержание показывает, что в 100 граммах воды растворено столько-то граммов вещества. Например, (показываю 5% спиртовый раствор йода) в 100 граммах спирта растворили 5 грамм йода. Вам необходимо вычислить какова масса растворённого вещества в данном растворе.



Приветствуют учителя, проверяют, все ли в наличии.

Пишут тему урока.

Учащиеся отвечают на устно на поставленные вопросы
(делить)


(общее количество конфет на количество присутствующих в классе)

(часть от целого)

Практическая работа

(100мл)

Отвечают на поставленные вопросы и записывают формулы в тетрадь(Да)

Делают рисунки в тетрадях и пишут формулы

(Не знаем. Не взвешивали )
(Да)

Соленую воду, а точнее раствор)

(.Из массы воды и массы соли.)

Делают рисунки в тетрадях

Учащиеся выполняют задание 1 в маршрутных листах -ученика— решают задачу.

1 ученик у доски записывает решение, остальные проверяют правильность.

Записывают в тетради

Учащиеся составляют пропорцию и записывают в тетрадь решение


Записывают все формулы в тетрадь

Учащиеся предлагают цель: научится решать расчетные задачи с понятия «доля» и «массовая доля растворенного вещества»
Обсуждают высказывание о роли растворов в природе, дают объяснение роли растворов на земле.

Заполняют таблицу

Учащиеся предлагают свои варианты ответов


Учащиеся выполняют задание листах -ученика— решают задачу. 2 ученика у доски записывает решение, остальные проверяют правильность.

Учащиеся анализируют изменения, происходящие в растворе после разбавления и отвечают на вопрос
Делают рисунки в тетрадях и пишут формулы

Делают рисунки в тетрадях и пишут формулы

Учащиеся решают задачу на листках-ученика, а один ученик решает у доски

Записывают в дневники Домашнее задание.

Учащиеся делают вывод урока и заполняют таблицу ЗХУ(что я узнал сегодня)

Учащиеся объясняют о процентном содержании вещества в данном растворе

Число________  Фамилия ___________________________

Листок учащихся

«Массовая доля растворенного вещества в растворе»

Масса вещества (г)

Масса растворителя (г)

Масса

раствора (г)







15

100

250

1

*

100

*

50

70

25

*

125

*

250

300

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал








































































































































Задача № 1

     Рассчитайте массовую долю медного купороса в каждом растворе, если массы растворов равны 100 г. В первом растворе содержится 10 г соли, во втором – 2 г.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

      Задача № 2

     Рассчитайте массу растворенного вещества в каждом растворе, если масса первого раствора - 80 г, второго раствора  - 50 г, массовая доля растворенной соли в каждом растворе равна 15 %.

  

------

Задача № 3

     Рассчитайте, как изменилась массовая доля растворенного вещества в каждом растворе, если к 80 г первого раствора долили 100 г воды, а к 50 г  второго раствора  - 50 г воды. Массовая доля растворенной соли в исходных растворах равна 15%.

  

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Контрольное решение задач.

Задача первого уровня

Определите массовую долю сахара в растворе, если для его приготовления взяли 120 г воды и 30 г сахара.

Ответ: а) 15%;  б) 25%;  в) 10%;  г) 20%.

Задача второго уровня

Определите массу сухой соли, которая образуется в чашке после выпаривания 150 г раствора с массовой долей этой соли 15%.

Ответ:  а) 22,5 г;  б) 20 г;  в) 100 г;  г) 2,25 г.

 Задача третьего уровня

К 200 г 40 %-ного раствора серной кислоты прилили 80 мл воды. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе?

Ответ:   а) 2,86%;  б) 28,6%;  в) 35%;  г) 23%

Контрольное решение задач.

Решите и подчеркните правильный ответ.

Задачи первого уровня

1 вариант

Определите массовую долю соли в растворе, если для его приготовления взяли 80 г воды и 20 г соли.

Ответ: а) 20%;   б) 25%;  в) 30%;  г) 10%.

2  вариант

Определите массовую долю сахара в растворе, если для его приготовления взяли 120 г воды и 30 г сахара.

Ответ: а) 15%;  б) 25%;  в) 10%;  г) 20%.

Задачи второго уровня

1 вариант

Определите массу сахара, который нужно растворить в 1000 г воды, чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%.

Ответ:  а) 8 г;  б) 80 г;  в) 0,8 г;  г)  18 г.

2 вариант

Определите массу сухой соли, которая образуется в чашке после выпаривания 150 г раствора с массовой долей этой соли 15%.

Ответ:  а) 22,5 г;  б) 20 г;  в) 100 г;  г) 2,25 г.

Задачи третьего уровня

1 вариант

К 150 г   20 %-ого раствора соляной кислоты прилили 200 мл воды. Каково процентное содержание соляной кислоты во вновь полученном растворе?

Ответ:  а) 5%;  б) 8,57%;  в) 7%;  г) 0,85%.

2 вариант

К 200 г   40 %-ого раствора серной кислоты прилили 80 мл воды. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе?

Ответ:   а) 2,86%;  б) 28,6%;  в) 35%;  г) 23%.

 Задача №1.

   а) Рассчитайте массовую долю медного купороса в растворе, если масса раствора равна 100 г, где содержится 10 г соли

Задача №1.

б) Рассчитайте процентное содержание медного купороса в растворе, если масса раствора равна 100 г, где содержится 2 г соли, .

Задача № 2

    а) Рассчитайте массу растворенного вещества в растворе, если масса раствора - 80 г, массовая доля растворенной соли в растворе равна 15 %.

б)  Рассчитайте массу растворенного вещества в к растворе, если масса раствора  - 50 г, массовая доля растворенной соли в растворе равна 15 %.

задачу №3:

     а)Рассчитайте, как изменилась массовая доля растворенного вещества в растворе, если к 80 г  раствора долили 100 г воды, Массовая доля растворенной соли в исходном растворе была равна 15%.

     б)Рассчитайте, как изменилась массовая доля растворенного вещества в растворе, если к 50 г   раствора  добавили- 50 г воды. Массовая доля растворенной соли в исходном растворе равна 15%.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: сформировать у учащихся умения извлекать необходимую информацию и применять полученные знания на практике
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconУроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе
Структура занятия (используется для спаренных уроков, в случае раздельных уроков можно разделить занятие на 2 части)
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элементный состав вещества следующий: массовая доля элемента железа 72,41 %, массовая доля кислорода 27,59 %. Выведите химическую...
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить обобщать материал и выделять главное, научить применять полученные знания на практике
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные научить учащихся выделять главное, делать выводы, применять знания на практике, дать знания о мерах предосторожности...
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconТема урока: Тайны хорошей памяти
Научить применять на практике знания, полученные на уроке для улучшения своих способностей памяти
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная цель: Выяснить, как учащиеся усвоили свойства многоугольников, формулы для вычисления их площадей. Закрепить знания...
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconПрограмма по естествознанию (раздел «Химия») для студентов, обучающихся...
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как...
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить выделять художественные связи между музыкой и живописью, применять полученные знания на практике
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconВнеклассное мероприятие по биологии в 9 (8) классе
Цель игры: способствовать развитию умений учащихся применять на практике, полученные на уроках знания; развивать интерес к предмету;...
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconРабочая программа Направление 030600 «История»
Сформировать глубокие систематизированные знания этнополитической истории России первой четверти ХХ в.; научить применять полученные...
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconУрок музыки в 4-м классе Тема урока «музыка и кино»
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств;...
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся...
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные icon«Строение вещества. Механическое движение. Плотность вещества» Повторительно-обобщающий...
Цель урока: закрепить полученные знания о строении вещества, механическом движении тела и плотности вещества; показать практическое...
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: продолжать знакомить учащихся с правилами написания изложения, расширять словарный запас, учить применять на практике...
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике. Задачи: Образовательные iconЗадачи Образовательные : познакомить учащихся с основами избирательной...
Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск