«Массовая доля
растворенного вещества в растворе»
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научить применять полученные знания на практике.
Задачи:
Образовательные:
-формировать универсальное расчетное понятие «массовая доля растворенного вещества» в теме «Растворы»
- совершенствовать навыки решения расчетных задач по химии.
-Научить готовить растворы с указанной массовой долей растворенного вещества, соблюдая правила ТБ
Развивающие:
-развивать основные приемы критического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать речь и творческие способности учащихся.
Воспитательные:
-формировать научное мировоззрение.
-Совершенствовать навыки химического экспериментирования, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу;
-Продолжить формирование практических навыков и единых требований к проведению и оформлению лабораторных и практических работ.
Оборудование:
- мультимедиа-презентация к уроку, презентация на тему « Растворы»
- растворы для демонстрации: по 100мл СuSO4 разной концентрации;
- разной массы с одинаковой концентрации;
- разной массы и разной концентрации;
- листы учащихся с задачами для решения на уроке;
Тип урока: Комбинированный, урок актуализации знаний по теме «массовая доля»
Метод проведения: беседа, объяснение, практическая работа, самостоятельная работа.
План урока
Стадия вызова: включает задание по поиску идеи
Стадия осмысления: индивидуальная и групповая работа с формулировкой темы и цели урока учащимся.
Стадия рефлексии: таблица ЗХУ, решение задач,
План-конспект урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организационный (1. стадия вызова)
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным!
Тема урока «Массовая доля растворенного вещества в растворе»
Цель: сформировать осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научиться применять полученные знания на практике.
а)У меня в мешке сто конфет.
-Что нужно делать, чтобы каждый из присутствующих в классе получил свою долю конфет?
-Что на что надо делить?
-конфеты, которая им достанется-доля
-Что такое доля?
-Какое еще понятие тоже дает нам представление о части от числа?
- Что такое процент?
Далее фиксирую внимание учеников на том, что доля - это часть от целого
б) Внимание, на столах у каждого ученика стакан-мензурка с водой и сосуд с любой растворимой солью.
-Сколько воды в стакане, посмотрите на деление?
Зная плотность воды из курса физики ,можно найти массу воды?
Давайте вспомним,из курса физики мы знаем, что 1мл=1см3 . Значить m= ρ V, мы можем определить массу воды
m=100мл*1г/мл=100г
В сосуде у вас соль, добавьте в стакан. Сколько насыпали соли в стакан?
Значит, вы добавили неопределённую массу соли, ?
Что получили?(
Масса раствора из чего складывается?
Раствор
(100+х)г Соль
х Вода
100г Сделайте рисунок
+ = =
m(Н2О)+m(соли)=m(раствора)
Нам даны два из трех составляющих раствора. Необходимо найти третью неизвестную составляющую. Заполните таблицу на листках учащихся
Масса вещества (г)
| Масса растворителя (г)
| Масса
раствора (г)
| 15
| 100
| 250
| 1
| *
| 100
| *
| 50
| 70
| 25
| *
| 125
| *
| 250
| 300
| 250
| *
| 1000
| Важной характеристикой раствора является концентрация или массовая доля растворённого вещества в растворе. Иногда говорят – процентное содержание вещества в растворе. Массовая доля выражает относительное содержание растворённого вещества в растворителе.
Из курса математики мы знаем, что весь раствор составляет 100 %. А сколько % составляет масса соли в растворе .
m(раствор)--------100%
m(соли)----------х
Значит, при расчёте необходимо часть массы, приходящуюся на раствор , разделить на массу всего раствора х= m(соли)*100% /m (раствора)
II Мотивация учебной деятельности. (2стадия осмысления)
Если мы назовем массу соли в долях, то получаем массовую долю в растворе,которая обозначается ω(омега)= m(соли)/m(раствора)
где
ω – массовая доля растворённого вещества
m (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)
m (р-ра) – масса раствора (г, кг)
Массу раствора можно определить по формулам:
m(р-ра)=Vp
m(р-ра)=m(в-ва) +m(воды)
V – объём раствора (мл, л, м3)
p – плотность раствора (г/мл, кг/л, кг/м3 )
Таким образом, мы перешли к изучению новой темы
Тема урока «Массовая доля растворенного вещества в растворе»
Давайте вместе вспомним, какая цель была нашего урока
Итак, наша цель: сформировать осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научиться применять полученные знания на практике.
Обратимся к некоторым данным.
Роль растворов:
а)в природе
1) 97 % поверхности земного шара занимают океаны и моря,
3% - озера, реки, подземные воды.
2) Тело медузы состоит на 99.9% из воды.
б)в медицине
1) Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки
2)В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки».
До того как далее приступим к изучении темы
заполните таблицу ЗХУ, первые 2 колонки таблицы.(в листах учащихся)
- что я знаю о массовой доле растворенного вещества
- что хочу узнать по данной теме
Таблица ЗХУ
ДЕМ. На столе два стакана 100г с растворами медного купороса.
- Чем отличаются эти растворы? (Отличия в интенсивности окраски.)
-Почему? (Содержание растворенного вещества в растворе различно.)1-ый раствор содержит 10 г соли, а 2-ой раствор – 2г соли.
Решите задачу:
Задача №1.
а) Рассчитайте массовую долю медного купороса в растворе, если масса раствора равна 100 г, где содержится 10 г соли
Задача №1.
б) Рассчитайте процентное содержание медного купороса в растворе, если масса раствора равна 100 г, где содержится 2 г соли, .
.(Ответ х=10%; у=2%)
Объясните, что означает запись
100г 25% раствора
100г 12% раствора
50 г 7% раствора
На листках учащихся, решите задачу 2
Задача № 2
Рассчитайте массу растворенного вещества в каждом растворе, если масса первого раствора - 80 г, второго раствора - 50 г, массовая доля растворенной соли в каждом растворе равна 15 %.
ДЕМ. Внимание. Добавим воды в исходные растворы.
В 1-ый - 100 мл, а во 2-ой – 50мл.?
-Изменилась ли масса раствора? Как? (Увеличилась на массу добавленной воды)
-Изменилась ли масса растворенного вещества? Как? (Не изменилась)
Сделайте следующий рисунок
Раствор 2
100+100
Соль-10г вода
100 Раствор 1
100
Соль -10г + =
ω1=? ω2=?
а)какова процентное содержание соли в 1,начальном растворе
б) вычислить концентрацию соли во 2,конечном растворе, после добавления 100 мл воды
m(раствора1)+m(соли)=m(раствора2)
m(раствора2)=100+100=200г
m(соли в 1 стакане)=m(соли2 стакане), то
ω1=10*100/100= 10%
ω2=10*100/200=5%
Сделайте следующий рисунок
Раствор 2
100+50
Соль-2г вода
50 Раствор 1
100г
Соль -2г
+ =
ω1=? ω2=?
а)какова процентное содержание соли в 1,начальном растворе
б) вычислить массовую долю соли во 2,конечном растворе, после добавления 50 мл воды
ω1=2*100/100= 2%
ω2=2*100/150=1,3%
Решите задачу №3:
Рассчитайте, как изменилась массовая доля растворенного вещества в каждом растворе, если к 80 г первого раствора долили 100 г воды, а к 50 г второго раствора - 50 г воды. Массовая доля растворенной соли в исходных растворах равна 15%.
Домашнее задание
(3. стадия рефлексии)-решение задач с взаимопроверкой.
Контрольное решение задач.
Решите и подчеркните правильный ответ
Обобщение изученного материала
.
Итог урока. Рефлексия знаний.
-Мы рассмотрели понятие «доля», «Массовая доля растворенного вещества » для растворов.
- Что показывает массовая доля растворенного вещества в растворе?
– Для чего нужны знания о массовой доле?
- Пригодятся ли эти знания в жизни?
- Все ли было понятно?
- Какие трудности возникли?
- Понравилось ли вам работать на уроке?
Рефлексионно-оценочный этап
-На ваших столах имеются флаконы с лекарственными препаратами, уксусной кислотой и пищевыми продуктами. На этикетках каждого написано, какого процентное содержание вещества в данном растворе и дана масса раствора. Процентное содержание показывает, что в 100 граммах воды растворено столько-то граммов вещества. Например, (показываю 5% спиртовый раствор йода) в 100 граммах спирта растворили 5 грамм йода. Вам необходимо вычислить какова масса растворённого вещества в данном растворе.
|
Приветствуют учителя, проверяют, все ли в наличии.
Пишут тему урока.
Учащиеся отвечают на устно на поставленные вопросы (делить)
(общее количество конфет на количество присутствующих в классе)
(часть от целого)
Практическая работа
(100мл)
Отвечают на поставленные вопросы и записывают формулы в тетрадь(Да)
Делают рисунки в тетрадях и пишут формулы
(Не знаем. Не взвешивали ) (Да)
Соленую воду, а точнее раствор)
(.Из массы воды и массы соли.)
Делают рисунки в тетрадях
Учащиеся выполняют задание 1 в маршрутных листах -ученика— решают задачу.
1 ученик у доски записывает решение, остальные проверяют правильность.
Записывают в тетради
Учащиеся составляют пропорцию и записывают в тетрадь решение
Записывают все формулы в тетрадь
Учащиеся предлагают цель: научится решать расчетные задачи с понятия «доля» и «массовая доля растворенного вещества» Обсуждают высказывание о роли растворов в природе, дают объяснение роли растворов на земле.
Заполняют таблицу
Учащиеся предлагают свои варианты ответов
Учащиеся выполняют задание листах -ученика— решают задачу. 2 ученика у доски записывает решение, остальные проверяют правильность.
Учащиеся анализируют изменения, происходящие в растворе после разбавления и отвечают на вопрос Делают рисунки в тетрадях и пишут формулы
Делают рисунки в тетрадях и пишут формулы
Учащиеся решают задачу на листках-ученика, а один ученик решает у доски
Записывают в дневники Домашнее задание.
Учащиеся делают вывод урока и заполняют таблицу ЗХУ(что я узнал сегодня)
Учащиеся объясняют о процентном содержании вещества в данном растворе
| Число________ Фамилия ___________________________
Листок учащихся
«Массовая доля растворенного вещества в растворе»
Масса вещества (г)
| Масса растворителя (г)
| Масса
| раствора (г)
|
|
| 15
| 100
| 250
| 1
| *
| 100
| *
| 50
| 70
| 25
| *
| 125
| *
| 250
| 300
| Таблица ЗХУ Задача № 1
Рассчитайте массовую долю медного купороса в каждом растворе, если массы растворов равны 100 г. В первом растворе содержится 10 г соли, во втором – 2 г.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача № 2
Рассчитайте массу растворенного вещества в каждом растворе, если масса первого раствора - 80 г, второго раствора - 50 г, массовая доля растворенной соли в каждом растворе равна 15 %.
------
Задача № 3
Рассчитайте, как изменилась массовая доля растворенного вещества в каждом растворе, если к 80 г первого раствора долили 100 г воды, а к 50 г второго раствора - 50 г воды. Массовая доля растворенной соли в исходных растворах равна 15%.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Контрольное решение задач.
Задача первого уровня
Определите массовую долю сахара в растворе, если для его приготовления взяли 120 г воды и 30 г сахара.
Ответ: а) 15%; б) 25%; в) 10%; г) 20%.
Задача второго уровня
Определите массу сухой соли, которая образуется в чашке после выпаривания 150 г раствора с массовой долей этой соли 15%.
Ответ: а) 22,5 г; б) 20 г; в) 100 г; г) 2,25 г.
Задача третьего уровня
К 200 г 40 %-ного раствора серной кислоты прилили 80 мл воды. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе?
Ответ: а) 2,86%; б) 28,6%; в) 35%; г) 23%
Контрольное решение задач.
Решите и подчеркните правильный ответ.
Задачи первого уровня
1 вариант
Определите массовую долю соли в растворе, если для его приготовления взяли 80 г воды и 20 г соли.
Ответ: а) 20%; б) 25%; в) 30%; г) 10%.
2 вариант
Определите массовую долю сахара в растворе, если для его приготовления взяли 120 г воды и 30 г сахара.
Ответ: а) 15%; б) 25%; в) 10%; г) 20%.
Задачи второго уровня
1 вариант
Определите массу сахара, который нужно растворить в 1000 г воды, чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%.
Ответ: а) 8 г; б) 80 г; в) 0,8 г; г) 18 г.
2 вариант
Определите массу сухой соли, которая образуется в чашке после выпаривания 150 г раствора с массовой долей этой соли 15%.
Ответ: а) 22,5 г; б) 20 г; в) 100 г; г) 2,25 г.
Задачи третьего уровня
1 вариант
К 150 г 20 %-ого раствора соляной кислоты прилили 200 мл воды. Каково процентное содержание соляной кислоты во вновь полученном растворе?
Ответ: а) 5%; б) 8,57%; в) 7%; г) 0,85%.
2 вариант
К 200 г 40 %-ого раствора серной кислоты прилили 80 мл воды. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе?
Ответ: а) 2,86%; б) 28,6%; в) 35%; г) 23%.
Задача №1.
а) Рассчитайте массовую долю медного купороса в растворе, если масса раствора равна 100 г, где содержится 10 г соли
Задача №1.
б) Рассчитайте процентное содержание медного купороса в растворе, если масса раствора равна 100 г, где содержится 2 г соли, .
Задача № 2
а) Рассчитайте массу растворенного вещества в растворе, если масса раствора - 80 г, массовая доля растворенной соли в растворе равна 15 %.
б) Рассчитайте массу растворенного вещества в к растворе, если масса раствора - 50 г, массовая доля растворенной соли в растворе равна 15 %.
задачу №3:
а)Рассчитайте, как изменилась массовая доля растворенного вещества в растворе, если к 80 г раствора долили 100 г воды, Массовая доля растворенной соли в исходном растворе была равна 15%.
б)Рассчитайте, как изменилась массовая доля растворенного вещества в растворе, если к 50 г раствора добавили- 50 г воды. Массовая доля растворенной соли в исходном растворе равна 15%. |