Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе





Скачать 139.27 Kb.
НазваниеУроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе
Дата публикации08.07.2014
Размер139.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема 3. Уроки 10-11.

Растворы. Массовая доля вещества в растворе.
Цели занятия

Воспитания:

  • воспитывать познавательную активность учащихся;

Развития:

  • развивать практические навыки и умения учащихся;

  • способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

Образования:

  • сформировать представления о растворе и растворимости,

  • сформировать умения характеризовать раствор по количеству растворенного вещества (насыщенный, ненасыщенный); рассчитывать массовую долю растворенного вещества в растворе.

Структура занятия (используется для спаренных уроков, в случае раздельных уроков можно разделить занятие на 2 части):


Этапы занятия

Основные дидактические задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения

Средства обучения

Пример-ное время

1 этап. Организацион-ный

  • настроить учащихся на работу, создать доброжелательную атмосферу в классе

фронтальная







2 минуты

2 этап. Актуализация опорных знаний.

  • актуализировать знания учащихся о различной растворимости веществ в воде;

  • привести примеры растворов, используемых человеком и встречающихся в природе.

фронтальная

Ответы на вопросы, эвристичес-кая беседа




5 минут

3 этап. Целеполагание

  • определить результат урока

фронтальная

Беседа




1 минута

4 этап.

Изучение нового материала.

  • развивать умения наблюдать, анализировать и обобщать наблюдаемые явления;

  • сформировать умения характеризовать раствор по количеству растворенного вещества;

  • сформировать понятия «раствор» и «растворимость вещества»;

  • сформировать умение вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Лаборатор-ный эксперимент, эвристичес-кая беседа, выполнение заданий частично-поискового характера, решение задач

1. Оборудование и реактивы для учащихся (на группу).

2. Карточки –инструкции для лабораторных опытов.

3. Карточки с условиями задач.

50 минут

5 этап. Закрепление, контроль и коррекция полученных знаний.

  • закрепить полученные знания о растворах;

  • закрепить умение вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.

работа в парах постоянного и сменного состава

выполнение заданий

Карточки с заданиями для индивидуальной и парной работы.

30 минут

6 этап.

Информация о домашнем задании.

  • мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания;

  • объяснить требования к выполнению данного домашнего задания

фронтальная







2 минуты


Этапы урока

1 этап. Организационный
2 этап. Актуализация опорных знаний

На данном этапе в процессе фронтальной беседы учитель актуализирует знания учащихся о растворимости веществ и растворах. Возможные вопросы для обсуждения:

  1. Какие растворы вам известны?

  2. Какова роль растворов в живых организмах?

  3. Какое вещество является самым лучшим растворителем (в нем растворяется больше всего солей и других веществ)?

  4. Все ли вещества одинаково хорошо растворяются в воде?

  5. От чего может зависеть растворимость веществ в воде?

  6. Сколько поваренной соли можно растворить в 100 г воды?

  7. Что нужно знать, чтобы вычислить массовую долю растворенного вещества в растворе?

(Ответы на вопросы, выделенные курсивом, наверняка, вызовут у учащихся затруднения. Не стоит сразу декларировать правильный ответ, а можно использовать это как мотивацию к изучению нового материала.)
Этап 3. Целеполагание

В процессе актуализации знаний учащиеся понимают, что их знаний для полного ответа на некоторые вопросы недостаточно. Отсюда и вытекает формулировка цели занятия: изучить понятия «растворы» и «растворимость вещества», научиться вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.
Этап 4. Изучение нового материала

Этот этап урока можно разделить на две части: 1 - формирование представлений о растворах и растворимости веществ, 2 – решение задач с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества в растворе».

I часть:

В первой части данного этапа урока учащиеся проводят лабораторные опыты в группах (по 4-5 человек), по итогам которых отвечают на вопросы. Каждая группа выполняет только один опыт (по указанию учителя). После окончания работы группы представляют свои результаты, которые фронтально обсуждаются. В результате экспериментальной работы ученики формулируют такие понятия как «раствор», «растворимость», «насыщенный и ненасыщенный растворы». В процессе выполнения опытов учащиеся могут записать в тетради только ответы на вопросы, которые помогут им при выступлении от группы (учитель сам определяет, кто из группы будет отвечать). Основные краткие выводы будут записаны в тетрадь после подведения итогов работы групп. Чтобы каждому ученику было понятно, что делала та или иная группа, карточка-инструкция содержит описание всех лабораторных опытов.

Лабораторные опыты несколько различаются по сложности выполнения и понимания полученных результатов, поэтому целесообразнее формировать одноуровневые группы (когда в состав групп входят учащиеся примерно одинакового уровня подготовки). В карточке-инструкции опыты перечислены в порядке повышения их сложности.

Задача учителя заключается в организации групповой работы учащихся по выполнению лабораторных опытов, а также координации и коррекции их деятельности.
Карточка-инструкция:

ОПЫТА

НАЗВАНИЕ ОПЫТА

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ВОПРОСЫ

1

«Растворы и взвеси»

В двух пробирках находятся вещества: в первой – кристаллы перманганата калия, во второй – порошок карбоната кальция (мела). Прилейте в каждую пробирку по 3-4 мл воды. Тщательно перемешайте смеси.

  1. Что происходит с веществами в пробирках?

  2. В какой пробирке находится раствор?

  3. Какой основной признак раствора?

  4. В какой пробирке находится взвесь?

2

«Чистые вещества и смеси»

Поместите на предметные стекла по одной капле разной воды:

1-е стекло – минеральная вода,

2-е стекло – вода из-под крана,

3-е стекло – дистиллированная вода.

С помощью тигельных щипцов проведите выпаривание воды.

  1. Что остается на стеклах после выпаривания воды?

  2. В каком образце содержится больше солей?

  3. Какая вода не содержит солей?

  4. Какой образец является чистым веществом, а какой - смесью?

  5. Сформулируйте определение раствора.

3

«Растворимость твердых веществ в воде»

В три стакана налейте по 20 мл воды. Поместите в воду следующие вещества:

в 1-й стакан – чайную ложку поваренной соли,

во 2-й стакан – чайную ложку гашеной извести,

в 3-й стакан – кусочки стекла.

Перемешайте содержимое каждого стакана стеклянными палочками.

Спустя 3–4 мин возьмите стеклянной палочкой по одной капле раствора из каждой чашки и поместите эти капли на предметные стекла. Проведите выпаривание воды.

  1. Все ли твердые вещества одинаково растворимы в воде?

  2. Что вы наблюдали после выпаривания воды?

  3. Какое из выданных веществ является растворимым в воде, какое – малорастворимым, а какое – нерастворимым?




4

«Влияние температуры на растворимость твердых веществ в воде»

Налейте в большую пробирку 10 мл воды. Насыпьте в воду 1 г сульфата калия (1 маленькая ложка для сыпучих веществ). Перемешайте. (Если вся соль растворится, добавьте ее еще, пока соль не перестанет растворяться.) Слегка нагрейте пробирку с содержимым, периодически помешивая палочкой. Затем поместите нагретую пробирку в стакан с холодной водой (со льдом).

  1. Что вы наблюдаете при нагревании пробирки с содержимым?

  2. Что вы наблюдаете при охлаждении пробирки с содержимым?

  3. В каком случае вы получили насыщенный раствор соли, а в каком – ненасыщенный?

  4. Сформулируйте определения «насыщенного» и «ненасыщенного» растворов.

  5. Как зависит растворимость твердых веществ от температуры?

5

«Влияние температуры и давления на растворимость газов в воде»

Откройте бутылку с газированной водой.

Налейте газированную минеральную воду в чашку для выпаривания. Осторожно нагрейте чашку, установив ее на кольцо лабораторного штатива (не доводя жидкость до кипения).


  1. Что вы наблюдаете при открывании бутылки с газированной водой?

  2. Какой газ растворен в воде?

  3. Как изменяется растворимость газов в воде при уменьшении давления?

  4. Что вы наблюдаете при нагревании газированной воды?

  5. Как изменяется растворимость газов в воде при повышении температуры?

6

«Тепловой эффект процесса растворения»

Поместите в пробирку небольшое количество хлорида аммония NH4Cl. Прилейте к нему 1 мл воды комнатной температуры. Перемешайте содержимое пробирки. Термометром измерьте температуру выданной воды и температуру полученного раствора. Что представляет собой растворение?

  1. Что вы наблюдаете?

  2. Что вы получили - смесь веществ или новое вещество?

  3. Что представляет собой процесс растворения – физическое или химическое явление?


II часть:

Учащимся уже хорошо знакомо понятие «массовая доля». Поэтому переход к понятию «массовая доля растворенного вещества» для них не является сложным. Учащиеся, используя условные обозначения: m(в-ва), m(раствора), ω(в-ва/р-ре) – могут самостоятельно записать формулу для вычисления массовой доли вещества в растворе. Далее, можно сразу приступить к решению задач с использованием приведенной формулы.

Примечание: Для решения задач учащимся необходимо помнить, что:

1) масса раствора складывается из масс растворенного вещества и растворителя;

2) масса раствора равна произведению объема раствора на его плотность.


m(р-ра) = m(в-ва)+m(р-ля)

m(р-ра) = V(р-ра)•ρ(р-ра)


Примеры задач:

  1. Вычислите массу гидроксида калия, которая потребуется для приготовления 3 кг 10%-ного раствора.

  2. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в растворе, полученном смешением 20 г кислоты и 60 г воды.

  3. При приготовлении компота сироп готовится из расчета 30 г сахара на 160 г воды. Чему равна массовая доля сахара в этом сиропе?

  4. Какая масса этилового спирта требуется для приготовления 3%-ой йодной настойки из 5 г йода?

  5. Какие массы хлорида натрия и воды нужно взять для приготовления 60 г раствора с массовой долей соли 3%?

  6. Какая масса гидроксида натрия потребуется для приготовления 150 мл 20%-го раствора (ρ=1,19 г/мл)?

  7. Какой объем 24%-го раствора хлорида бария (ρ=1,25 г/мл) можно приготовить из 15 г этой соли?


В классах, где решение простейших задач не вызывает затруднения, можно относительно быстро перейти к решению более сложных задач – «на разбавление и концентрирование растворов».

Примеры задач:

  1. К 250 г раствора с массовой долей соли 8% прилили 120 г воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.

  2. Какой объем воды нужно прибавить к 100 г уксусной эссенции (80%-ый водный раствор уксусной кислоты) для получения столового уксуса (9%-ый раствор)?

  3. К 120 г раствора соли с массовой долей 12% добавили еще 30 г этой соли. Определите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.

  4. 300 г 15%-го раствора сахара упарили наполовину. Какой после этого стала массовая доля (в %) сахара?


Этап 5. Закрепление, контроль и коррекция полученных знаний

На этапе закрепления знаний учащиеся работают в парах сменного состава. Каждая пара выполняет задание одного из вариантов в условиях сотрудничества друг с другом, после чего каждый член пары ищет себе партнера для выполнения другого варианта. В случае разногласий можно обратиться за помощью к учителю. В результате каждый ученик должен выполнить все три варианта заданий с тремя партнерами.

После окончания работы осуществляется фронтальная проверка и обсуждение выполненных заданий всех вариантов. Также учитель может взять на проверку рабочие листы у некоторых учащихся.

В процессе выполнения предложенных заданий в условиях сотрудничества у учащихся происходит осмысление изученного материала, формируются осознанные знания.
Рабочий лист:

варианта

Задание и решение

Партнер, примечания

1

Проанализируйте графики растворимости некоторых солей в воде при различных температурах и ответьте на вопросы.


Вопрос 1: При растворении в воде хлорида калия массой 35 г при 40◦С получится раствор:

А) насыщенный; Б) ненасыщенный.

(выберите правильный ответ)
Вопрос 2: Раствор будет насыщенным при 20◦С, если растворить в воде ________ г нашатыря.
Вопрос 3: Из трех приведенных солей наилучшей растворимостью в воде в заданном интервале температур обладает ________________________, а хуже всего растворим(а) в воде ________________________.
Вопрос 4: Вставьте пропущенные слова:

  • С повышением температуры растворимость твердых веществ в воде, как правило, _____________________ .

  • Растворимость газов в воде увеличивается с _________________ температуры и ___________________ давления.







2

Задача. Дано 300 г раствора с массовой долей соли 20%. Вычислите массу вещества, которая получается при выпаривании этого раствора.







3

Задача. Раствор поваренной соли массой 125 г с массовой долей растворенного вещества 10% разбавили водой, масса которой 25 г. Определите массовую долю соли в полученном растворе.






Для более глубокого осмысления материала полезно обсудить с учащимися ответы на следующие вопросы:

  1. Почему в жаркий день рыбам плохо дышится в водоеме?

  2. Почему в горячем чае сахар растворяется быстрее, чем в холодном?

  3. Растворимость какой соли практически не зависит от температуры?

Контроль и коррекцию полученных знаний можно провести с помощью самостоятельной работы (в двух вариантах – см. ниже), возможно – с последующей взаимопроверкой и обсуждением.


ВАРИАНТ 1.

задания

Задание

Решение

Примечания

1

Имеется ненасыщенный раствор нитрата калия. Укажите два способа, с помощью которых из него можно приготовить насыщенный раствор.







2

Определите массовую долю хлорида натрия в растворе, если известно, что в воде массой 65 г растворили 35 г соли.







3*

Раствор сахара массой 125 г с массой долей растворенного вещества 5% разбавили водой, масса которой 25 г. Определите массу сахара в растворе после разбавления.










ВАРИАНТ 2.

задания

Задание

Решение

Примечания

1

Имеется насыщенный при 10◦С раствор хлорида калия. Укажите два способа, с помощью которых можно приготовить ненасыщенный раствор.







2

Определите массу соли в растворе массой 200 г, где массовая доля соли 15%.







3*

300 г 15%-го раствора сахара упарили наполовину. Какой после этого стала массовая доля (в %) сахара?







* - данное задание может быть предложено для волнения «по желанию» (на дополнительную оценку), или для обязательного решения в классах математического профиля.
Этап 6. Информация о домашнем задании

Для занятия-пары:

§41, №№ 1,3-5

Для 2-х отдельных уроков:

Учебник: 1 урок: §41, №№1,2

2 урок: §41, №№3-6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconПрограмма по естествознанию (раздел «Химия») для студентов, обучающихся...
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как...
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элементный состав вещества следующий: массовая доля элемента железа 72,41 %, массовая доля кислорода 27,59 %. Выведите химическую...
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconЦель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая...
Изучая натуральные числа, вы научились их сравнивать, а также складывать, вычитать, умножать и делить, т е выполнять 4 арифметических...
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторить основные количественные характеристики из курса химии такие, как количество вещества, молярная масса, массовая доля, число...
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Задачи: дать целостное представление о понятиях «массовая культура», «массовая литература»
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconМетодическая разработка открытого урока по химии в 8 «Б» классе Тема «Соли в свете тэд»
Оборудование и реактивы: кристаллическая и питьевая сода – Na2CO3, Nahco3, (CuOH)2CO3 – малахит; растворы солей – (NH4)2SO4, Fe2(SO4)3,...
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconТема курса: «Массовая музыкальная культура, направления и жанры»
Хх век и массовая культура. Средства массовой информации и их роль в формировании вкусов
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconАшин Г. К. Буржуазная массовая культура. М., 1988. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество
Бородай Ю. М. Психоанализ и "массовое искусство" // Массовая культура: иллюзии и действительность. – М., 1975
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения...
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconПрограмма развития школьной библиотеки на 2012-2015 г г. Информационная...
Массовая работа (обзоры литературы, уроки внеклассного чтения, праздники книги, литературные игры, творческие конкурсы, интеллектуальные...
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconПримерная программа дисциплины «Массовая коммуникация»
Науменко Т. В., Уколова Л. Е., Башаратьян М. К. Программа учебного курса для вузов «Массовая коммуникация». М., 2002
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconПрограмма дисциплины опд. В. 03 Современная массовая культура специальность...
...
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconМинистерство здравоохранения российской федерации государственный...
...
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе icon«Строение вещества. Механическое движение. Плотность вещества» Повторительно-обобщающий...
Цель урока: закрепить полученные знания о строении вещества, механическом движении тела и плотности вещества; показать практическое...
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconХимия в нашей жизни
Поверхностно-активные вещества, синтетические душистые вещества, физиологически активные вещества и синтетические лекарственные средства,...
Уроки 10-11. Растворы. Массовая доля вещества в растворе iconМассовая культура уже давно является неотъемлемой частью нашей жизни....
Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск