Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»





Скачать 330.89 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
страница1/2
Дата публикации25.06.2014
Размер330.89 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Специальный инструмент 3-х и 4-х струнная домра»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070102 «Инструментальное исполнительство»

специализация 070102.04 «Инструменты народного оркестра»

(среднее профессиональное образование)


Содержание

Пояснительная записка……………………………….3
Учебно-тематический план ………………………... 4
Формы контроля ……………………………………...4
Содержание учебной дисциплины…………………. 5
Примерные программы экзаменов ……………….. 8
Репертуарный список ………………………………. 9
Библиографический список……….………………... 19

Пояснительная записка
Предмет «Специальный класс 3-х и 4-х струнной домры» является составной частью профессиональной подготовки студентов и предусматривает развитие навыков игры на домре в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущего специалиста в качестве преподавателя ДМШ или артиста ансамбля, оркестра народных инструментов.

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 05.01. «Инструментальное исполнительство» 070102.04 «Инструменты народного оркестра» (повышенный уровень).

Изучение данного предмета ставит целью приобщение учащихся к лучшим образцам классического наследия, как отечественного, так и зарубежного, разных музыкально- исторических эпох, а также фольклора. Развитие сознательного, заинтересованного отношения к музыкальному искусству и постоянное совершенствование соответствующих музыкально-технических навыков.

К основным задачам предмета следует отнести:

- формирование широкого общехудожественного и специфического музыкального кругозора;

- воспитание творческой инициативы в ходе освоения музыкально-художественных образцов;

- гармоничное формирование исполнительских и технических навыков и умений, а также соответствующих навыков музыкально-исполнительского анализа произведений;

- развитие устойчивого внимания и самоконтроля в процессе исполнения музыкальных произведений.

По окончании курса «Специальный класс 3-х и 4-х струнной домры» выпускник должен знать:

- сольный репертуар, включающий произведения разных эпох и стилей;

- теоретические основы исполнительства на 3-х и 4-х струнной домре;

- профессиональную терминологию;

- музыкальную литературу для домры.

Выпускник должен уметь:

- читать с листа, транспонировать;

- адаптироваться к условиям работы в концертной организации, современной студии звукозаписи;

- профессионально и психофизически владеть собой во время публичных выступлений.

Часовой объем предмета 432 часа. На самостоятельную работу студента отводится 143 часа. Изучается с 1 по 4 курс по 3 академических часа в неделю. Форма занятий индивидуальная.

Учебно-тематический план


Наименование тем

Количество часов

Работа над исполнительским аппаратом

40ч.

Анализ изучаемых произведений

32ч.

Освоение технических и художественных трудностей

150ч.

Работа с концертмейстером

144ч.

Подготовка к концертному выступлению

48ч.

Публичное исполнение произведений

18ч.

Самостоятельная работа студента

143ч.

Итого:

572ч.



Формы контроля
Зачеты и экзамены проводятся в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования Российской Федерации.

Контроль работы учащегося осуществляется в форме экзаменов, академических концертов, контрольных уроков, выступлений в концертах, конкурсах.

Сроки проведения экзаменов по данному предмету определены учебным планом – со 2-го по 6-ой семестр. В 1-м и 7-м семестрах проводится прослушивание в форме дифференцированного зачета. Кроме этого, со 2-го по 6 семестр учащиеся обязаны сдавать технический зачёт ( 1 раз в семестр).

Годовой план – минимум:

6-8 пьес.

4-6 обработок народных тем.

2 произведения крупной формы.

4 этюда на различные виды техники.

В течение учебного года каждый учащийся должен выступить не менее четырех раз (2 раза в первом полугодии, 2 раза во втором). Хорошо успевающие учащиеся могут по рекомендации преподавателя по специальности или цикловой комиссии выступить в открытых, классных и других концертах.

Выступления учащихся в различных концертах могут быть зачтены цикловой комиссией на экзамене.

Данный предмет выносится на Государственный экзамен. В седьмом и восьмом семестрах прослушивается дипломная программа, которая предварительно обсуждается и утверждается предметно-цикловой комиссией. Общая продолжительность программы 25 минут.
Содержание учебной дисциплины
Работа в специальном классе домры строится на основе индивидуального плана, составленного преподавателем с учетом профессиональных данных и подготовленности учащегося, в соответствии с программными требованиями.

В репертуаре каждого учащегося должны быть произведения, различные по стилю и жанру: оригинальные для домры, образцы русской и зарубежной классики и современной музыки в переложении для домры; обработки народных тем.

При составлении индивидуального плана педагог руководствуется следующими принципами:

- последовательность в изучении репертуара, в соответствии с возрастающими трудностями, как в художественном, так и техническом отношении;

- соответствие изучаемых произведений возможностям студента на данном этапе развития;

- разнообразие репертуара, полностью охватывающего все его разделы, указанные в учебной программе.
Основной формой учебно-воспитательной работы является урок, где рассматриваются теоретические и практические вопросы исполнительства, развивается художественный вкус, активное творческое понимание музыки, музыкальный слух, ритм, навыки чтения нот с листа.

В работе над музыкальным произведением следует приучать учащегося к внимательному, точному прочтению авторского текста. Раскрытие идейно-образного содержания произведения требует от него соответствующего комплекса знаний: развитого чувства музыкальной формы сочинения, понимания музыкальной терминологии, знания закономерностей фразировки, ритмической организованности, динамического развития, владения исполнительскими приемами и штрихами. При разучивании пьес и этюдов необходимо обращать большое внимание на выбор удобной и целесообразной аппликатуры.

В основе техники звукоизвлечения лежит ясное слуховое представление. Качество звука зависит от таких факторов, как качество инструмента, правильная постановка правой руки домриста, крепкое удержание медиатора, особенностей самого медиатора (материал, заточка, форма и т.д.). Звук должен быть ясным, ровным, насыщенным по тембру, гибким в изменении звуковых красок и нюансов.

Воспитание правильных мышечных ощущений, устранение излишних напряжений, достижение необходимой свободы исполнения, пластика игровых движений должны быть постоянно в поле зрения преподавателя. Очень важно не упускать из виду работу над динамикой – одним из основных средств выразительности – добиваться точного выполнения указанных в тексте динамических обозначений, избегать однообразной, «бесцветной» игры.

При работе над конкретным произведением следует активно применять знания, полученные учащимся по предметам теоретического цикла и другим предметам учебного ряда.

В классе по специальности учащиеся воспитываются на лучших образцах отечественной и зарубежной инструментальной музыки. Основное место в их репертуаре занимает классическая музыка, наиболее ценные в художественном отношении произведения современных композиторов, а также пьесы, написанные на основе народной музыки.

Особое место должны занимать произведения, написанные специально для домры, так как в основе развития домры как академического инструмента лежит создание собственного оригинального репертуара.

Для полноценного обучения учащегося-домриста необходимо, наравне с оригинальным домровым учебно-техническим материалом, использовать скрипичную литературу. Однако, к её изучению надо подходить творчески, умело делая переложение и редактирование.

В процессе изучения и подготовки музыкальных произведений для концертного исполнения приобретаются следующие профессиональные навыки и умения:

- первоначального прочтения и охвата произведения в целом;

- грамотного детального разбора, изучения авторского текста;

- анализа и изучения исполняемого произведения, применения теоретических знаний в исполнительской практике;

- проникновения в мир эмоциональных состояний и художественных образов, в содержание произведения;

- работы над качеством звука, интонацией,

- владения исполнительскими средствами выразительности;

- чтения нот с листа, транспонирования;

- работы с концертмейстером;

- поиска различных интерпретаторских решений;

- преодоления технических трудностей, применения художественно оправданных технических приемов;

- использования многообразных возможностей инструмента в достижении наиболее полного, яркого и убедительного воплощения исполнительского замысла;

- слухового контроля, управления процессом исполнения;

- психологического настроя на концертное выступление, сценического поведения;

- сравнительного анализа записей исполнения интересующего произведения разными исполнителями.

Кроме новых произведений, предназначенных для исполнения на академических концертах, зачетах и экзаменах, в учебный репертуар должны быть включены произведения для самостоятельного изучения; произведения, изученные ранее и вошедшие в концертный репертуар студента.

Особое внимание следует уделять формированию у учащихся навыков самостоятельной работы. Учащийся должен четко выполнять домашние задания, вдумчиво работать над музыкальным произведением и совершенствовать техническое мастерство, самостоятельно анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения.

Для ознакомления с различными стилевыми направлениями в план необходимо включать сочинения, в работе над которыми допустима различная степень завершенности. Также необходимо включение в план произведений, предназначенных для развития навыка чтения с листа и транспонирования.

Важным разделом в индивидуальном плане студента является учебно-вспомогательный материал (этюды, гаммы, упражнения), постоянная работа над которым дает возможность студенту развиваться гармонично. В технике исполнитель видит, прежде всего, средство для выражения художественного содержания музыки. Педагог должен определить основной принцип развития исполнительской техники студента – сочетание ведущей роли внутреннего слуха с подчиненной ролью двигательно-игровых процессов при активном контроле сознания. Совершенствование техники домриста происходит на основе достижений современной методики обучения игре на домре. Подбор инструктивного материала предполагает не только его целенаправленность, но и художественную значимость.

В некоторых случаях технический материал, предназначенный для освоения специфических скрипичных приёмов, может оказаться не настолько полезным для домриста. Инструктивный материал используется для исправления неправильных игровых навыков, посадки и постановки, для ликвидации пробелов периода обучения в детской музыкальной школе, для изучения лучших технических конструктивных систем и лучших методов освоения приемов игры на домре, а также для организации ежедневных тренировок с целью постоянного всестороннего повышения исполнительского мастерства.

Тесный контакт педагога по специальному классу с педагогами других дисциплин необходим для координации совместных усилий в воспитании музыканта-исполнителя. Включение в репертуар студента новых музыкальных произведений и своевременный теоретический и исполнительский анализ этих произведений на уроках гармонии, теории музыки, полифонии и анализе музыкальных форм принесут более глубокие познания в изучении данного произведения, помогут созданию более осмысленной и точной концепции произведения.

Полноценное развитие студента возможно лишь при условии его активной концертно-исполнительской практики, которая должна проводиться под руководством и контролем педагога по специальному инструменту. Произведения, включенные в концертные программы, должны быть хорошо подготовлены студентом, предварительно исполнены на зачете или экзамене.


Примерные программы переводных экзаменов
1 курс.

1. Вивальди А. Концерт ля минор.

Венявский Г. Романс.

Матвейчук А. «Ой, за гаем, гаем»
2. Паганини Н. Соната ля мажор

Бородин А. Серенада.

Латкин Н. Фантазия на коми-пермяцкие темы
3. Бах И. Концерт ля минор

Рубинштейн А. Романс

Обр. Михайличенко «Выйду ль я, на реченьку»
2 курс
1. Перголези Д. Концерт си бемоль мажор.

Дакен К. Кукушка

Городовская. В. Памяти Есенина.
2. Паганини Н. Соната ля минор

Чайковский П. Осенняя песня

Олейников Н. Русский танец
3. Шнитке А. Фуга (из сюиты в старинном стиле)

Пешняк В. Романтическая пьеса

Цыганков А. Плясовые наигрыши
3 курс


  1. Будашкин Концерт 1 ч.

Щедрин Р. В подражание Альбенису

Сарасате П. Сапатеадо


  1. Моцарт В. Концерт № 3

Вьетан А. Грезы

Поплянова Е. Танго и румба


  1. Корелли А. Фолия

Рахманинов С. Вокализ

Михеев Б. Песня и тараторка

Примерные программы государственного экзамена
Программа государственного экзамена должна включать 4-5 произведений, различных по характеру и технике исполнения:

Произведение крупной формы,

Оригинальное произведение,

Виртуозную пьесу

Произведение кантиленного характера

Обработку народной темы.


  1. Шостакович Д. Финал концерта для скрипки с оркестром («Бурлеска»)

  2. Вагнер Р. Листок из альбома

  3. Чайковский Русский танец

  4. Ирадье С.- Цыганков А. «Голубка»




  1. Бах И.С. Концерт ми мажор 1 ч.

  2. Брамс И. Венгерский танец № 2

  3. Городовская В. «Памяти Есенина»

  4. Михеев Б. Протяжная и Веселая




  1. Кравченко Б. Концерт для домры.

  2. Алябьев А.-Вьетан А. Соловей

  3. Фалья М. Испанский танец

  4. Круглов В. Вариации на тему «Уральской плясовой»

Репертуарный список

Произведения крупной формы
Оригинальные произведения крупной формы для домры.




Аксенов А.

Соната



Аладов П.

Вариации на белорусские темы



Алексеев Б.

Концерт



Барчунов П.

Концерты



Будашкин Н.

Концерт



Ботвинов И.

Концерт



Гибалин Б.

Концерт



Глушков П.

Концертная фантазия на украинские народные темы.



Голубь М.

Соната для трёхструнной домры



Губайдулина С.

По мотивам татарского фольклора, пять пьес для малой домры и фортепиано



Доминчен К.

Концерт



Зарицкий Ю.

Концерт



Золотарев В.

Концерт



Ивко В.

Концерт-токката



Кичанов Е.

Концерт



Клебанов Д.

Концерт



Ковач И.

Концертино



Кравченко Б.

Концерт



Лаптев В.

Концерты



Маркевич Н.

Белорусская фантазия



Михеев Б.

Концерты



Нолинский Н.

Концерт



Петренко М.

Концерты



Подгайц Е.

Концерт



Подгорный В.

Концерт



Пожидаев В.

Концерт № 1



Полевой В.

Соната



Пузей Н.

Соната № 1



Смирнов В.

Концерт



Смирнова Т.

Концертная сюита-вариации



Тамарин И.

Концерт



Тимошенко Б.

Сюита



Туренков А.

Белорусская рапсодия



Хуторянский И.

Концерт



Шендерев Г.

Концерт, Концертино № 1



Шишаков Ю.

Концерты, Русская рапсодия



Цыганков А.

Соната. Детская сюита. Русская рапсодия.


Переложения произведений крупной формы для домры


1.

Бородин А.

«Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», переложение В.Круглова.



Оригинальные произведения крупной формы для мандолины




Калаче Р.

Концерты



Кувахара Я.

Поэма-импровизация



Леоне Г.

Сонаты *



Бауман Х.

Концерт-соната



Девис Д.

Концерт



Накано И.

Тема с вариациями



Бетховен Л.

Тема с вариациями



Оригинальные произведения крупной формы в переложении для домры





Алябьев А.

Соната ми минор.

Интродукция и тема с вариациями.



Алескеров Е.

Соната



Аренский А.

Концерт



Арутюнян Э.

Концерт-поэма



Барток Б.

Концерт №1. Соната №1



Бах И.С.

Шесть сонат и партит для скрипки соло.



Бах И.С.

Сонаты для скрипки и фортепиано.

Концерты.



Берио Ш.

Концерты № 7, № 9



Бетховен Л.

Концерт ре мажор.

Сонаты для скрипки и фортепиано.



Боккерини Л.

Соната № 3



Брамс И.

Концерт. Сонаты



Бриттен Б.

Сюита



Брух

Концерт



Вайнберг М.

Сюита № 1. Концерт. Молдавская рапсодия.



Ваксман

Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен»



Венявский Г.

Концерты. «Воспоминание о Москве».

Полонез Ля мажор. Концертный полонез Ре мажор. Скерцо-тарантелла



Вивальди А.

Концерты



Виотти Д.

Концерты №№ 10, 22, 28



Витали Д.

Чакона (обработка Л. Шарлье)



Владигеров П.

Болгарская рапсодия



Власов В.

Словацкая рапсодия.



Вьетан А.

Концерты. Баллада и полонез.



Гайдн И.

Сонаты



Гендель Г.

Сонаты



Глазунов А.

Сонатина ля минор



Глиэр Р.

Концерт



Годар В.

Романтический концерт



Голубев Е.

Соната



Григ Э.

Сонаты



Дварионас Б.

Концерт



Дворжак А.

Концерт. Сонатина. Славянская фантазия.



Дебюсси К.

Соната



Джангиров Д.

Сонатина



Джеминьяни Ф.

Сонаты



Джеминьяни-Корти.

Соната для скрипки соло.



Кабалевский Д.

Концерт



Караев К.

Концерт



Корелли А.

Сонаты.



Корелли А.-Леонар Г.

Фолия



Лало Э.

Испанская симфония



Локатели П.

Соната



Мачавариани А.

Концерт



Мендельсон Ф.

Концерт ми минор



Метнер Н.

Соната



Мийо Д.

Соната



Моцарт В.

Сонаты. Концерты.



Мясковский Н.

Соната.



Назиров Э.

Соната



Николаев А.

Соната



Паганини Н.

Концерты. Шесть сонат для скрипки и гитары.



Перголези Д.

Концерт си-бемоль-мажор



Перселл Г.

Соната соль-мажор



Прокофьев С.

Концерт № 1, Соната № 2



Пуленк Ф.

Соната



Равель М.

Соната



Раков Н.

Соната



Римский-Корсаков Н.

Фантазия на русские темы.



Салманов В.

Соната



Сибелиус Я.

Концерт, 2-3 части



Синдинг К.

Соната ля минор



Сметана Б.

Родной край



Станко О.

Украинская фантазия.



Стоянов В.

Концерт



Стравинский И.

Дивертисмент



Сук И.

Фантазия



Танеев С.

Концертная сюита



Тактакишвили О.

Концертино



Тартини Д.

Сонаты. Концерты



Фалья М.

Испанская сюита.



Франк Ц.

Соната



Хандошкин И.

Соната №1



Хатачурян А.

Концерт



Хатачурян К.

Соната



Хиндемит П.

Концерт №4



Хренников Т.

Концерт



Чайковский П.

Концерт



Чичков Ю.

Концерт



Шебалин В.

Концертино



Ширинский В.

Соната



Шостакович Д.

Концерт, 3-4 части



Шуберт Ф.

Сонатины ре мажор, ля минор, соль минор



Шульман Н.

Концерт



Энеску Ж.

Сонаты



Эшпай А.

Концерт № 2



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям...
«Теория музыки», «Музыкальное исполнительство», «Музыкальное искусство эстрады» в 6-7 семестрах в объеме 53 часов (34 ч лекционные,...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Данная учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными требованиями к повышенному уровню содержания и подготовки...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Принципы формирования содержания, межпредметная составляющая и структурные особенности умк
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям:...
Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» входит в учебный план колледжа искусств, реализующий государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению:...
Документальная основа умк
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
«Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Целью курса является обобщение и практическое применение знаний, полученных студентами специальности Инструментальное искусство
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconАннотации рабочих программ наименование ооп: 070102 Инструментальное...
Наименование ооп: 070102 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»...
«Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс Дисциплина методика обучения игре на...
Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconПринято
Опоп спо) по специальности 070102 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) является системой учебно-методических...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Башкортостан Салаватский музыкальный колледж по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) является...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск