Скачать 0.59 Mb.
|
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ Методика обучения игре на инструменте Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» специализация 070102.01 « Фортепиано» (среднее профессиональное образование повышенный уровень) Цикловая комиссия Специального фортепиано Дисциплина Методика обучения игре на инструменте Форма обучения дневная Объем дисциплины 104 часа Статус дисциплины специальная Автор-составитель: преподаватель цикловой комиссии специального фортепиано колледжа искусств ФГОУ ВПО «ТГАКИ и СТ» И.А. Скоробогатова Тюмень 2010 Пояснительная записка. Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» входит в учебный план колледжа искусств, реализующий государственный образовательный стандарт по специальности 070102.01 - фортепиано в течение трех семестров (V – VII). Объем курса 104 часа, занятия групповые. Учебная дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки студентов и предусматривает овладение теоретическими и практическими основами обучения игре на фортепиано для дальнейшей практической деятельности в качестве преподавателя ДМШ, ВМШ, ДШИ, студий и др. Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» является теоретическим базисом в специальном цикле – «педагогическая подготовка». Этот цикл включает следующие предметы: «Основы педагогики и психологии»; «Методика обучения игре на фортепиано»; «Изучение педагогического репертуара музыкальной школы». Цель курса «Методики обучения игре на фортепиано»: - подготовка специалистов, способных осуществлять обучение игре на фортепиано в ДМШ и сочетающих музыкально-исполнительский профессионализм с высоким уровнем фортепианно-методической подготовки. Основные задачи дисциплины «Методики обучения игре на фортепиано»: - формирование педагогического мышления, представлений о содержании и структуре курса «Методика обучения игре на фортепиано»; - обобщение исполнительского опыта; - развитие умений и навыков по овладению отдельными элементами фортепианного мастерства; - формирование системы знаний в области работы над музыкальными произведениями различных стилей и жанров с учащимися разного возраста и уровня музыкальной и фортепианной подготовки; - освоение педагогического репертуара; - умение пользоваться методической литературой; - знакомство с новыми методиками, освещающими проблемы раннего музыкального образования и развития музыкальных способностей. Выпускники, прошедшие курс методики обучения игре на фортепиано должны знать: - концепцию развивающего обучения в области музыкальной педагогики, - основы формирования исполнительской техники учащегося, - формы организации учебного процесса в области обучения игре на фортепиано, - особенности работы над произведениями различных стилей и жанров, - педагогические концепции выдающихся представителей фортепианно-исполнительского искусства. Выпускник должен уметь: - реализовать принципы развивающего обучения в работе с учащимися ДМШ; - уметь организовывать и планировать процесс по обучению игре на фортепиано; - работать над основными элементами фортепианной фактуры в произведениях различных стилей и жанров с учащимися ДМШ разного возраста и уровня подготовки. Очень важно вызвать у студентов интерес к педагогической работе, к размышлению, и обобщению своего исполнительского опыта, заложить фундамент их творческого отношения к своей будущей профессии, познакомить студентов с новыми методиками, освещающими проблемы обучения игры на фортепиано и развития музыкальных способностей учащихся. Работа в курсе «Методика обучения игре на фортепиано» должна опираться на знание и качественное исполнение студентами репертуара ДМШ и на обучение студентов в классе по специальности. Преподаватель «Методики» должен использовать в обучении студентов новейшие методические пособия, периодические издания, сборники; давать их анализ, характеризуя наиболее ценные. Рекомендуется также прослушивать и обсуждать озвученные пособия с записью семинаров ведущих преподавателей, таких как Тимакин, Измайлова, Мальцев. Обязателен просмотр учебных фильмов, прослушивание пластинок с педагогическими комментариями по соответствующим темам. Рекомендуемые формы занятий: лекционная, семинарская, индивидуальные консультации, открытые уроки методистов, открытые уроки практикантов; письменные работы - составление индивидуальных планов, характеристик учащихся с определением перспективных и текущих задач; можно проводить на уроках «ролевые игры», очень важны практические задания на занятиях по методике (на семинаре, например, «расставить» аппликатуру, «наметить» педализацию и обосновать сделанную работу). Можно рекомендовать конспектирование отдельных статей или глав из специальной литературы, анализ педагогических и исполнительских особенностей отдельных пьес, этюдов, произведений крупной формы, сборников. Очень важной формой работы является прослушивание учеников сектора педагогической практики на академических концертах с последующим обсуждением их игры совместно с практикантами, участие студентов в приемных испытаниях в ДМШ. Кроме знания курса «методики преподавания фортепиано» необходимо, чтобы студент понял, что педагогическая работа сродни исследовательской. Ежеурочно «исследуются» те компоненты, из которых складывается педагогический процесс - тот, кого обучают (ученик), его психологические и психофизические особенности, то, чему обучают (музыка, исполнительство, конкретные сочинения, которое разучивается), и то, как обучают (методы обучения). Все знания должны быть усвоены на определенном эмоциональном фоне. Это очень важно именно для музыкальной педагогики. Курс «Методика» совместно с предметами специального цикла доложен способствовать формированию у студента системы музыкально-педагогических взглядов, воспитанию размышляющего, ищущего музыканта-педагога. Учебно-тематический план
Содержание учебной дисциплины Раздел I. |
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... «Инструментальное исполнительство» 070102. 04 «Инструменты народного оркестра» (повышенный уровень) | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям... «Теория музыки», «Музыкальное исполнительство», «Музыкальное искусство эстрады» в 6-7 семестрах в объеме 53 часов (34 ч лекционные,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Данная учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными требованиями к повышенному уровню содержания и подготовки... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Принципы формирования содержания, межпредметная составляющая и структурные особенности умк | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению:... Документальная основа умк | Рабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности... Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... «Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»... «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Целью курса является обобщение и практическое применение знаний, полученных студентами специальности Инструментальное искусство | Аннотации рабочих программ наименование ооп: 070102 Инструментальное... Наименование ооп: 070102 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по экономическим специальностям Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве... | Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся... | Учебно-методический комплекс Дисциплина методика обучения игре на... Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель |