Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство»





НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство»
страница1/5
Дата публикации27.06.2014
Размер0.59 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ

Методика обучения игре на инструменте

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальностям:

070102 «Инструментальное исполнительство»

специализация 070102.01 « Фортепиано»

(среднее профессиональное образование повышенный уровень)

Цикловая комиссия Специального фортепиано

Дисциплина Методика обучения игре на инструменте

Форма обучения дневная

Объем дисциплины 104 часа

Статус дисциплины специальная

Автор-составитель: преподаватель цикловой комиссии

специального фортепиано колледжа искусств

ФГОУ ВПО «ТГАКИ и СТ» И.А. Скоробогатова

Тюмень

2010

Пояснительная записка.
Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» входит в учебный план колледжа искусств, реализующий государственный образовательный стандарт по специальности 070102.01 - фортепиано в течение трех семестров (V – VII). Объем курса 104 часа, занятия групповые.

Учебная дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки студентов и предусматривает овладение теоретическими и практическими основами обучения игре на фортепиано для дальнейшей практической деятельности в качестве преподавателя ДМШ, ВМШ, ДШИ, студий и др.

Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» является теоретическим базисом в специальном цикле – «педагогическая подготовка». Этот цикл включает следующие предметы:

«Основы педагогики и психологии»;

«Методика обучения игре на фортепиано»;

«Изучение педагогического репертуара музыкальной школы».
Цель курса «Методики обучения игре на фортепиано»:

- подготовка специалистов, способных осуществлять обучение игре на фортепиано в ДМШ и сочетающих музыкально-исполнительский профессионализм с высоким уровнем фортепианно-методической подготовки.
Основные задачи дисциплины «Методики обучения игре на фортепиано»:

- формирование педагогического мышления, представлений о содержании и структуре курса «Методика обучения игре на фортепиано»;

- обобщение исполнительского опыта;

- развитие умений и навыков по овладению отдельными элементами фортепианного мастерства;

- формирование системы знаний в области работы над музыкальными произведениями различных стилей и жанров с учащимися разного возраста и уровня музыкальной и фортепианной подготовки;

- освоение педагогического репертуара;

- умение пользоваться методической литературой;

- знакомство с новыми методиками, освещающими проблемы раннего музыкального образования и развития музыкальных способностей.
Выпускники, прошедшие курс методики обучения игре на фортепиано должны знать:

- концепцию развивающего обучения в области музыкальной педагогики,

- основы формирования исполнительской техники учащегося,

- формы организации учебного процесса в области обучения игре на фортепиано,

- особенности работы над произведениями различных стилей и жанров,

- педагогические концепции выдающихся представителей фортепианно-исполнительского искусства.
Выпускник должен уметь:

- реализовать принципы развивающего обучения в работе с учащимися ДМШ;

- уметь организовывать и планировать процесс по обучению игре на фортепиано;

- работать над основными элементами фортепианной фактуры в произведениях различных стилей и жанров с учащимися ДМШ разного возраста и уровня подготовки.

Очень важно вызвать у студентов интерес к педагогической работе, к размышлению, и обобщению своего исполнительского опыта, заложить фундамент их творческого отношения к своей будущей профессии, познакомить студентов с новыми методиками, освещающими проблемы обучения игры на фортепиано и развития музыкальных способностей учащихся.

Работа в курсе «Методика обучения игре на фортепиано» должна опираться на знание и качественное исполнение студентами репертуара ДМШ и на обучение студентов в классе по специальности.

Преподаватель «Методики» должен использовать в обучении студентов новейшие методические пособия, периодические издания, сборники; давать их анализ, характеризуя наиболее ценные. Рекомендуется также прослушивать и обсуждать озвученные пособия с записью семинаров ведущих преподавателей, таких как Тимакин, Измайлова, Мальцев.

Обязателен просмотр учебных фильмов, прослушивание пластинок с педагогическими комментариями по соответствующим темам.

Рекомендуемые формы занятий: лекционная, семинарская, индивидуальные консультации, открытые уроки методистов, открытые уроки практикантов; письменные работы - составление индивидуальных планов, характеристик учащихся с определением перспективных и текущих задач; можно проводить на уроках «ролевые игры», очень важны практические задания на занятиях по методике (на семинаре, например, «расставить» аппликатуру, «наметить» педализацию и обосновать сделанную работу).

Можно рекомендовать конспектирование отдельных статей или глав из специальной литературы, анализ педагогических и исполнительских особенностей отдельных пьес, этюдов, произведений крупной формы, сборников.

Очень важной формой работы является прослушивание учеников сектора педагогической практики на академических концертах с последующим обсуждением их игры совместно с практикантами, участие студентов в приемных испытаниях в ДМШ. Кроме знания курса «методики преподавания фортепиано» необходимо, чтобы студент понял, что педагогическая работа сродни исследовательской. Ежеурочно «исследуются» те компоненты, из которых складывается педагогический процесс - тот, кого обучают (ученик), его психологические и психофизические особенности, то, чему обучают (музыка, исполнительство, конкретные сочинения, которое разучивается), и то, как обучают (методы обучения).

Все знания должны быть усвоены на определенном эмоциональном фоне. Это очень важно именно для музыкальной педагогики. Курс «Методика» совместно с предметами специального цикла доложен способствовать формированию у студента системы музыкально-педагогических взглядов, воспитанию размышляющего, ищущего музыканта-педагога.

Учебно-тематический план

семестр

Наименование тем

Количество часов

Формы занятий

5


Предмет «методика». Принципы современного обучения

2

Лекция

Основные тенденции музыкальной педагогики

2

Лекция

Роль педагога ДМШ

2

Лекция, дискуссия

Музыкальные способности, их развитие в классе по специальности. Приемные испытания в ДМШ

10

Лекции, письменные характеристики, ролевые игры

Донотный период обучения. Цели и задачи начального периода обучения. Новые методики начального муз. образования

6

Лекции, фильмы о методике Измайловой, Тимакина, анализ методик Судзуки, Мартено, Орфа, открытые уроки преподавателей

Учебные пособия для начального периода обучения

4

Лекции,анализ сборников

Развитие творческих навыков учащихся. Подбор, транспонирование, сочинение, чтение с листа, анализ, развитие воображения

6

Лекции,анализ пособий Коновалова, Сафаровой, Юдовиной-Гальпериной, Баренбойма, Тургеневой

Методика организации учебного процесса. Урок по специальности. Индивидуальное планирование. Методы обучения игры на фортепиано

4

Лекции,знакомство с документацией, составление характеристик, посещения уроков




Всего

36




6

Работа над музыкальным произведением, этапы работы, план-анализ исполнительских и методических особенностей произведения

6

Лекции, составление плана-анализа музыкального произведения, семинар




Программные репертуарные требования и задачи обучения в младших классах ДМШ

4

Анализ программы ДМШ, составление и анализ программы различных уровней сложности, ролевые игры, семинары




Обучение в младших классах. Звук, работа над мелодией, фразировка, лиги, интонационные трудности

4

Лекции, фильм о методике, Измайловой, Тимакина, конспектирование,







Виды фортепианной техники, организация пианистических движений в основных фортепианных формулах

6

Лекция, конспектирование книг







Позиция. Аппликатурные принципы. Работа над гаммами, этюдами. Вопросы координации.

6

Лекция, анализ сборника этюдов, расстановка аппликатуры в заданных этюдах







Функции педали. Обучение педализации в ДМШ. Способы педализации, начальные упражнения.

6

Лекции, анализ упражнений, обсуждение педализации различных уровней сложности, расстановка педали, семинар







Программные репертуарные требования и задачи обучения в средних классах ДМШ

4

Составление и защита программ, открытые уроки, семинар




Всего

36







7

Программные репертуарные требования и задачи обучения в старших классах ДМШ

4

Составление и защита программ, открытые уроки, семинар







Пьесы малой формы. Виды фортепианной фактуры и особенности ее звучания. Динамика. Агогика

6

Лекция, анализ пьес, ролевые игры, семинар







Полифония. Виды полифонии. Сложность задач, стоящих перед исполнителем. Обработки народных песен. Канон

4

Лекция, конспектирование анализ произведений, ролевые игры







Особенности работы над полифонией И.Баха

12

Лекция, анализ сборников различных редакций, аудиозаписи с комментариями, семинары







Особенности работы над классической сонатной формой

6

Лекция, анализ произведений, семинары







Всего

32










Итого

104ч.









Содержание учебной дисциплины

Раздел I.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
«Инструментальное исполнительство» 070102. 04 «Инструменты народного оркестра» (повышенный уровень)
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям...
«Теория музыки», «Музыкальное исполнительство», «Музыкальное искусство эстрады» в 6-7 семестрах в объеме 53 часов (34 ч лекционные,...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Данная учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными требованиями к повышенному уровню содержания и подготовки...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Принципы формирования содержания, межпредметная составляющая и структурные особенности умк
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению:...
Документальная основа умк
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
«Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Регионоведение»...
«Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады»,...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Целью курса является обобщение и практическое применение знаний, полученных студентами специальности Инструментальное искусство
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconАннотации рабочих программ наименование ооп: 070102 Инструментальное...
Наименование ооп: 070102 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по экономическим специальностям
Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство» iconУчебно-методический комплекс Дисциплина методика обучения игре на...
Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск