Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов





Скачать 107.74 Kb.
НазваниеУчебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов
Дата публикации28.06.2014
Размер107.74 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
Рабочая программа

по учебному курсу «Марийский (государственный) язык»

для 5-9 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009 года) и примерной программы «Программа по марийскому (государственному) языку» (авторы В.В.Константинова, Г.С.Крылова, Н.А.Кулалаева, Р.П.Игнаева). 1-11 класс. Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011-112 г.

Основными целями освоения программы по предмету «Марийский (государственный ) язык» являются:

- развитие личности ребёнка, его речевых способностей, формирование познавательных процессов деятельности – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;

- освоение знаний о марийском языке, его особенностей; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение анализировать языковые явления;

- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование марийского языка в различных сферах общения; формирование готовности и способности к общению на марийском языке;

- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа;

- формирование сознательного отношения марийскому языку как духовной и культурной ценности народа; воспитание любви и интереса к марийскому языку;

- применение полученных знаний, умений и навыков в речевой практике .

Для достижения поставленных целей изучения марийского (государственного) языка в основной школе необходимо решение следующих практических задач:

- обогащение словарного запаса, развитие навыков общения на марийском языке в рамках тем, предусмотренных программой, формирование умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами, условиями, ситуациями общения; развитие мышления, воображения, памяти и внимания школьников на основе совершенствования речевых навыков;

- освоение учащимися знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка;

- овладение обучающимися умениями правильно произносить звуки марийского языка, писать и читать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания и письменные тексты-описания, тексты-повествования ( в рамках требований программы);

- воспитание у учеников уважительного отношения к марийскому языку как к духовному богатству народа, чувства сопричастности к его сохранению, толерантного отношения к представителям разных народов и народностей; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь на марийском языке.

Место учебного предмета «Марийский (государственный) язык» в учебном плане для образовательных учреждений РМЭ

Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений Республики Марий Эл всего на изучение марийского (государственного) языка в основной школе выделяется 68 ч. (2 часа в неделю), из них 4 ч выделяются на контроль и оценку знаний, 4 ч – на проведение нетрадиционных уроков.
Структура курса

Учебный курс «Марийский (государственный) язык представлен в среднем звене обучением следующим видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму. Но в общем объёме часов, выделенных на изучение предмета, приоритет отдаётся развитию навыков аудирования и говорения. Навыки чтения и письма формируются параллельно с развитием навыков говорения. На такое структурирование учебного материала указывает коммуникативная технология обучения языку.

Грамматический материал даётся через лексику, то есть обучающийся усваивает и совершенствует употребление лексической единицы в нужной грамматической форме для выражения мысли в той или иной ситуации.

Основные содержательные линии

Содержание предмета «Марийский (государственный) язык» для обучающихся среднего звена представлено в примерной программе следующими компонентами: коммуникативным, социокультурным, лингвистическим.

Коммуникативный компонент определяет объём речевого материала, обеспечивающего сформированность речевых умений и навыков в рамках требований программы.

Социокультурный компонент обуславливает широкое привлечение краеведческого и лингокраеведческого материала как основы диалога культур.

Лингвистический компонент обеспечивает объёмом языкового материала.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении марийскому (государственному) языку играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать);

познавательных ( учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранить, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

При изучении предмета «Марийский (государственный) язык» формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.


Результаты изучения учебного предмета

«Марийский (государственный) язык» в 5-9 классах


Личностные УУД

- понимает значимость изучения марийского языка;

- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа.

Регулятивные УУД

- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке;

- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики ;

- применяет изученные грамматические правила ( в устной и письменной формах);

- оценивает выполненную работу;

- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении грамматических заданий.

Познавательные УУД

- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;

- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;

- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;

- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;

- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятия на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;

- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом своё отношение к предмету высказывания).

Коммуникативные УУД

- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;

- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог этикетного характера: знакомиться, представлять друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем ? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);

- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказывается о себе, своей семье, своём друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом своё отношение к предмету высказывания;

- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;

- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);

- высказывает свою точку зрения;

- толерантно относится к культуре других народов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАРИЙСКОМУ (ГОСУДАРСТВЕННОМУ) ЯЗЫКУ НА ЭТАПЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сферы и темы для навыков общения
5 класс

1.Кенеж кушта, шыже иктешла.

2.Шочмо йылме ава гай.

3.Спорт дене келшена – таза лийына.

4.Марий Элем – шочмо верем.

5.Теле жап.

6.Турло эллаште У ий пайрем.

7.Яра жап.

8.Койыш-шоктыш.

9.Мотор шошо.

10.Юл энер воктене.

11. Тоштерыште.

12 чодырашке поход дене.
6 класс
1.Шыже пайрем.

2.Финно-угор калык ешыште.

3. Школ илыш.

4. Марий Элем – шочмо верем.

5. Мемнан ешыште пайрем.

6. У ий толеш.

7. Профессий туняште.

8. Мари йтеатр.

9. Библиотекыште.

10. Тазалыкым аралыза.

11. Сенымаш пайрем.

12. Провой кундемыш путешествий дене.
7 класс


  1. Тунемме паша – тун паша.

  2. Марий йылмызе-влак.

  3. Шыже пагыт.

  4. Келшымаш.

  5. Йошкар-Ола Чарла.

  6. Йоратыме сомыл.

  7. Теле жап.

  8. Волжск кундем.

  9. Йоча мода.

  10. Сем алан

  11. Шошо.

  12. Туризм



8 класс


  1. Уржа – сорла пагыт.

  2. Марий письменность.

  3. Тунеммаште – вий.

  4. Пуртусым аралыза!

  5. Кызытсе Йошкар-Ола.

  6. Чием дене вашлийыт.

  7. Морко кундем.

  8. Ме Москвашке каена.

  9. Марий спортсмен-влак.

  10. Искусство.

  11. Пуртус помыжалтеш.

  12. Каныме жап шуэш.


9 класс


  1. Паша чырык пытен.

  2. Кундемысе школ системе.

  3. Айдемын уш-акылже да техника.

  4. Марий калык пайрем-влак.

  5. Шернур вел.

  6. Самырык тукым.

  7. Марий сандалык.

  8. Марий телевидений ден радио.

  9. Йошкар-Ола - Марий Элын образований рудерже.

  10. Ялысе да оласе быт. Сервис.

  11. Шошо толеш.

  12. Родо –тукым калык дек унала.


Фонетика

- Марий йылмысе йук-влакым чаткан, чын каласен моштымаш.

- Марий йылмыште ончыл радам гласный ончылно согласныйын пушкыдемдалтдымыже.

- Марий йылмыште ударенийым шындымаш.

- Гласный-влакын ударений деч ончылно шогымышт годым раш каласалтмышт.

- Мут туналтышыште кок согласный йыгыре лийын кертдымаш.

- Мут мучаште безударный гласныйым ойлымаш.

- Сложносочинённый да сложноподчинённый предложенийлаште интонацийым шынден моштымаш.

Лексика

Тун этап мучаште 2300 мут да мут сочетаний гыч 800 дене куштылгын пайдаланен мошташ (500 мут – туналтыш этап; 300 – тун этап).

Мут чонымаш

Суффикс полшымо дене мутым чоне моштымаш. Сложный мут-влакым чонен моштымаш. Ик ойлымаш ужашын весыш вончымыж дене лийше мут-влакым ойырен моштымаш.
Грамматика

Морфологий

Лум мут: падеж-влак, лум мутын числаже, лум мутын притяжательный суффиксше,

-маш, -ер суффиксан лум мут-влак, лум мутын –зе, (-зо, -зо), -че (-чо, -чо) суффиксышт.

Глагол: глаголын лицаже, лица дене вашталтмыже, кызытсе-шушаш жап да тудын шорымо формыжо, кокымшо эртыше жап да тудын шорымо формыжо, повелительный наклонений да тудын шорымо формыжо, желательный наклонений да тудын шорымо формыжо, кокымшо кужу жап, -ман суффиксан инфинитив.

Пале мут: пале мутын кучык да кужу формыжо, танастарыме да првосходный степеньже.

Олмештыш мут: личный олмештыш мут, указательный олмештыш мут, неопределённый олмештыш мут, личный олмештыш мутын падеж дене вашталтмыже.

Чот мут: шотлымо да радам чот мут.

Наречий: жапым ончыктышо наречий, верым ончыктышо наречий, действий кузе лиймым ончыктышо наречий, чотым ончыктышо наречий, амал ден цельым ончыктышо наречий, -н, -ын суффиксан наречий-влак.

Причастий: действительный причастий, страдательный причастий.

Деепричастий: -меке, -мешке, шыла суффиксан деепричастий.

Почеш мут: годым, чоло, наре, мучко, кора, гай,
семын, деч ончыч, деч вара, деч посна, дене пырля; верым ончыктышо почеш мут.

Ушем мут: садлан кора, садлан верч, тудлан верч, гын, гынат, кунам, тунам, манын, садлан.

Частице: -ат, эсогыл; шорымо частице-влак.
Синтаксис
Сложносочинённый предложений.

Сложноподчинённый предложений.

Кучылтшаш произведеий-влак:
В.Абукаев . Школыш.

В.Акцорин. Чумбылат.

А.Бик. Партизанка Ольга Тихомирова. Шужарем. Чодыраште. Мый ом луд.

К.Беляев. Йолташ.

В.Бояринова. Туняште мо эн шерге. Ава.

А.Букетов. Йошкар-Ола. Ок мондалт.

Ш.Булат. Ёлка.

К.Васин. Мемнан чодырана.

В.Васильев. Марий йылме. «Марий муро» сборник.

С.Вишневский. Ава.

Л.Воронкова. Ава.

А. Горохов. Тунемше. У ий кастене. Шошо. Муро.

В.Регеж-Горохов. Шочмо элем. Шушпык.

Б.Данилов. Толын шщырчыкна. Сылне У ий ёлкына. У ий муро. Йушто чевертен.

В.Дмитриев. Школ пакчаште.

М.Емельянов. Чеверын, кенеж.

М.Иванов. Мый моткоч йоратем.

Гр. Иванов. Кок сурет.

В.Иванов. Футбол. Самырык садовник-влак.

В.Изилянова. Морко велне.

М.Казаков. Кунам колам пайрем салютым. Шинчымаш путынь умырлан. Тый ко лицйнет? Маляр. Эн мотор столица. Пеледыш пайрем. Мый Москваште каем. Йушто Кугыза, Йоратем мый теле кечым.

В.Колумб. Шочмо йылме. Кайык-влакын танже.

З.Краснов. Волжск ола.

А.Кузнецов.йур.

В.Крылов. Шыргыжше пеледыш.

Н.Лекайн. Сенен портылшо салтак. Саска кумо жап.

Г.Матюковский. Эсен лий, шочмо марий мланде.

А.Мокеев. Шокталте, шувыр.

Е.Макаров. Туныктышо гыч академик марте.

Н.Мухин. Кенежым.

С.Николаев. Марий луман ола.

А.Новиков. Урокышто.

И.Осмин. Олыкыштет кушкалеш. Шувырзо Шыже тольо.

И.Одар.Таргылтыш.

В.Осеева. Йомдарыме кече.

Дим. Орай. Сорал жап.

В.Панов. Илышемын эн чеверже.

А.Патрушев. Чарла-Йошкар-Ола.

Я.Пинясов. Петю ден Мику.

В.Рожкин. Йошкар-Ола.

В.Сави. Кишке.

Г.Сабанцев. Пакчаште.

В.Сапаев. Кушеч шочмо эл туналеш?

А.Тимиркаев. Учёный тукым.

А.Фёдоров. Теле.

С.Чавайн. Книга. Изак-шоляк-влак. Изайлан полшем. Шыже тус. Кенеж.

Ю.Чавайн. Парт коклашке шинчына.

В.Чалай. Кайыклан.

М.Шкетан. Парашют.

Шабдар Осып. Кориш. Шошо ояр кече. Шыже. Книгам кузе кучылтман?

В.Юксерн. Вудшо йога, серже кодеш.

Шочмо эл, теле, шошо, кенеж, ьшыже, тазалык, келшымаш нерген калыкмут-влак.

Газет ден журнал гыч материал.

Лумло ен-влак нерген биографический текст.

Требования к уровню подготовки учащихся 5-9 классов
Аудирование:

- 2-3 минут нарек икшырымын йонгалтше текстым умылаш (текстыште 2-3% палыждыме мут лийын кертеш);

- Йонгалтше текст гыч тун информацийым налын керташ;

- Диалогын тун содержанийжым умылен мошташ.
Говорение:

Диалог

- темлыме ситуаций почеш, тыгак ужмо да колмо, лудмо нерген ямдылалтде мутланен мошташ;

- диалогым чонымо годым кажне мутланыше 6-8 репликым кучылт керташ; мутланымашым туналын, йодышым шынден да вашмутым пуэн мошташ; шкем гыч информацийым налын керташ; шке шонымашым ушандарен каласен керташ;

- марий илыш-йула дене кылдалтше этикет сынан диалогым чонен мошташ.

Монолог

- темлыме стуаций почеш, тыгак ужмо-колмо, лудмо нерген шке шонымашым, ямдылалтде, раш да чаткан каласен керташ;

- турло сынан монологым кучылтын ( описаний, рассуждений, повествований), текстын тун содержанийжым каласкален мошташ;

- 10-12 предложениян монологым чонен мошташ;

- ончылгоч ямдылалтын, 2-3 минут йонгалтше текстым каласкален мошташ.
Чтение

- текст гыч турыс информацийым ик гана лудмо гычак налын мошташ ( текстыште 2-3% палыдыме мут лийын кертеш);

- текст гыч тун информацийым ик гана лудмо гычак налын мошташ ( текстыште 2-3% палыдыме мут лийын кертеш);

- лудмеке, текстын авторжо, содержанийже, колан возалтмыже да т.м. нерген каласен мошташ.
Письмо

- тунемме тема почеш текстым шке гыч возен мошташ;

- деловой кагазым (йодмашым, увертарымашым, автобиографийым, характеристикым, серышым, саламлымашым) возен мошташ;

- сурет почеш текстым чонен мшташ;

- текст почеш планым возен мошташ;

- темлыме план почеш текстым чонен мошташ;

- тема почеш каласкалаш ямдылалтме годым текст гыч кулеш информацийым возен длуктын мошташ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов icon«Иностранный язык» Цели и задачи дисциплины: Проведение занятий по учебному курсу
Проведение занятий по учебному курсу «Иностранный язык» имеет своей целью обучение практическому владению разговорно-бытовой речью...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык»
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconРабочая программа Примак Людмилы Владимировны первая квалификационная...
Федерального компонента государственного стандарта и программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов («Русский язык 9 класс:...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconРеспублики Марий Эл гбоу дпо (ПК) с «Марийский институт образования» Марийское краеведение
Место проведения: фгбоу впо «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44, учебный корпус №1)
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык»
Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. И др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconУчебное пособие представляет собой материалы к курсу «Немецкий язык»
Материалы к курсу «Н язык». Казань: Казанский государственный университет, 2009. 40 с
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconРабочая программа Примак Людмилы Владимировны первая квалификационная...
Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. М.: Дрофа, 2012г.,...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconГоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов
Научное направление возникло в 2003 году, развивалось благодаря научной работе преподавателей кафедры, работающих над диссертационными...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconПояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература»
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconУчебно-тематический план к учебному курсу Н. Д. Гальскова, И. В....
«Немецкий язык. «Мозаика» для 4 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconУчебно-тематический план к учебному курсу Н. Д. Гальскова, И. В....
«Немецкий язык. «Мозаика» для 4 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconПрограмма внутренних вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconРабочая программа по курсу детская литература для образовательных...
...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconУчебному предмету «русский язык» для 1 4 классов
В 2 ч. Ч. –М.: Просвещение, 2010 г.; Русский язык. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват учреждений. /...
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку в 5-а классе
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 5 класса составлена на основе авторской программы В. В. Бабайцевой для общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск