Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока)





Скачать 236.91 Kb.
НазваниеКонституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока)
Дата публикации29.06.2014
Размер236.91 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Право > План-конспект
Всероссийский Конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции РФ

Номинация – конкурс методических разработок по изучению Конституции для педагогических работников

Название работы: «Конституция РФ – высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока)

Автор – Будаев Жаргал Владимирович, учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 г. Северобайкальск, Республика Бурятия

г. Северобайкальск

2013г

Пояснительная записка

Данный эксклюзивный урок предназначен для учащихся 9-11 классов, изучающих предметы «Обществознание», «Правоведение», «Конституционное право» и для помощи учителям, преподающим эти предметы. Особенностью его является максимальное приближение к типовым тестовым заданиям по частям А, В, С9 – большинство заданий урока взяты из современных КИМов по обществознанию, указанных в литературе.

Вместе с тем, в плане-конспекте много авторского материала, например, часть заданий. Название урока тоже новое: как мы знаем, высшим нормативно-правовым актом является закон, а Законом над законами и подзаконными актами является Конституция.

Разделение класса на 5 групп – тоже авторское решение, исходящее от количества глав и статей Основного Закона.

«Конституционалисты», изучают I главу «Основы конституционного строя» в первом задании, «Правозащитники» - II главу «Права и свободы человека и гражданина», «Федералисты» - III главу «Федеративное устройство», «Государственники» –IV – VI главы, «Судьи» - VII – IX главы, что примерно одинаково по объему.

В первом задании указаны задания не под обычными номерами 1,2,3, и т.д., а под буквенно-цифровыми символами – А1 – А10, как в ЕГЭ, чтобы учащиеся привыкали к ним. Ответы на задания части В учащиеся должны заполнять так же, как положено в официальном ЕГЭ.

Гражданин с высокой правовой культурой должен опираться в спорных, конфликтных ситуациях на законы и на их конкретные пункты и статьи. И это учтено автором – в ходе самостоятельной работы с главами Конституции в течение всего урока учащиеся обязаны ссылаться на ее конкретные статьи и пункты, как профессионалы-юристы.

Преподавание Конституции РФ должно занимать приоритетное место в преподавании обществознания. Но место данного урока в курсе преподавания зависит от разных факторов. В 9 классе эта тема изучается в I четверти, в 10-11 классах - в последней четверти. План-конспект можно использовать в программе воспитательной работы, на элективных курсах и факультативах, в индивидуальной работе с учащимися.

Количество часов на преподавание Конституции РФ в школах тоже варьируется – от 1 до 6 и более часов, на усмотрение учащихся и учителя, администрации школы.

20-летию Конституции РФ посвящаю

Конституция РФ – высший нормативно-правовой акт страны

(план-конспект урока)

Ж.В. Будаев,

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1, г. Северобайкальск, РБ

«Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина».

Станислав Ежи Лец

Цели:

- углубить знания учащихся по структуре и содержанию Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (с поправками);

- развитие компетентностей, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ, для дальнейшей социализации российской молодежи XXI века;

- формировать уважение к правовой системе РФ, заложенной в Конституции, выявлять идеи для совершенствования Основного Закона РФ.

Тип урока: урок - практикум

Оборудование урока: Конституции РФ (на каждого учащегося), компьютер с проектором и экраном, бейджики и таблички с надписями: «Конституционалисты», «Правозащитники», «Федералисты», «Государственники», «Судьи». Можно использовать лозунги, плакаты, баннеры по теме.

Технология: педагогические мастерские (г. Санкт-Петербург)

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

План урока

1. Индуктор. Подобрать ассоциации к термину «нормативно-правовой акт». Примерные ответы: конституция, законы, указы, постановления, приказы, подзаконные акты, государство, принуждение, полиция, суд, прокуратура, тюрьма,в письменной форме и т.д. Поощрение активистов.

2. Проверка домашнего задания – эссе (С9) по заданным афоризмам. Чтение одного из них (по выбору) и оценка. Остальные работы учитель проверяет дома.

Темы эссе:

1. «В каждом творце конституции прячется утопист»

Ф.Маньюэл

2. « Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им».Вольтер

3. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». Ж. Д'Аламбер

4. «Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить».

Д. Гарфилд

5. «Чтобы избавиться от гнета силы, люди принуждены были подчиняться закону».

Л. Вовенарг

План эссе

Введение

1) Четкое указание проблемы высказывания: «Избранное мною высказывание касается проблемы….» «Проблема данного высказывания заключается в….»

2) Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы) «Всех волнует вопрос…» «АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»

3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения

4) Представление автора и его точки зрения «Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»

5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ( СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ) «Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»

6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация: 1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы. Например:

раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.

2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Заключение: Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод.

Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.
3. Учитель – сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учащихся. Разделение класса на 5 групп (желательно учитывать мнение учащихся).

4. Работа с источником. Самостоятельная работа с текстом Конституции РФ в группах. Решение теста – задание №1 для всех групп. (максимум 10 минут). Группы сдают работы помощнику учителя для проверки. Пока идет проверка, учитель выясняет, какие вопросы вызвали наибольшие трудности и кратко объясняет теорию вопроса.

Проверка и самопроверка по ключам – ключи на экране.

Социализация. Блиц-анализ своих ошибок учащимися. Оценка групп по набранным баллам, а также отдельных активистов.

Задание №1 для группы «Конституционалисты»

А1. Какая характеристика Российского государства закреплена в статье 1 Конституции РФ?

1) демократическое 3) общенародное

2) союзное 4) пролетарское

А2. Закончите следующее утверждение: «Согласно Конституции РФ высшей ценностью в РФ является (-ются)

1) земля и природные ресурсы 3) человек, его права и свободы

2) промышленный потенциал 4) архивы и музеи страны

А3. В статьях 3,32 Конституции РФ указывается на то, что система управления обществом в РФ строится с участием народа и осуществляется в форме свободных выборов, референдумов, местного самоуправления, участия граждан в отправлении правосудия. Эта характеристика раскрывает понятие

1) федеративное государство 3) социальное государство

2) светское государство 4) демократическое государство

А4. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. В Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Б. В Российской Федерации никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А5. Какая форма собственности не указана в Конституции РФ?

1) государственная 3) кооперативная

2) частная 4) муниципальная

А6. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

1) порядке заключения и содержании трудового договора

2) единстве экономического пространства в РФ

3) формах государственного регулирования экономики

4) условиях и порядке ограничения дееспособности

А7. Чем является по государственному устройству Россия?

1) унитарным государством 2) федерацией

3) конфедерацией 4) содружеством

А8. Носителем суверенитета и единственным источником власти В Российской Федерации является

1) Президент РФ 2) Федеральное Собрание РФ

3) Правительство РФ 4) народ

А9. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

1) видах и условиях заключения гражданских договоров

2) органах местного самоуправления как органах государственной власти

3) реализации принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

4) формах юридической ответственности за совершение правонарушений

А10. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что

1) ни один правовой акт не может ей противоречить

2) вынося решение, суд должен прямо ссылаться на статьи Конституции

3) она закрепляет изменения, произошедшие в стране

4) она закрепляет правовые гарантии граждан страны

Задание №1 для группы «Правозащитники»

А1. К какому виду прав относятся права на жилище, охрану здоровья, на благополучную окружающую среду?

1) личным (гражданским) 3) политическим

2) социально-экономическим 4) культурным

А2. Укажите одно из гражданских прав и свобод человека и гражданина РФ

1) право на охрану здоровья 3) право избирать

2) право на жизнь 4) право на труд

А3. Право на объединение относится к правам

1) гражданским 3) экономическим

2) политическим 4) социальным

А4. Какое право человека относится к экономическим правам?

1) право на отдых 3) право собственности

2) право на достоинство личности 4) право на свободу

А5. Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А6. Что относится к социальным правам человека?

1) право на труд 3) избирательные права

2) право на жизнь 4) право собственности

А7. Какое право является политическим?

1) на равенство перед законом и судом

2) на участие в управлении делами государства

3) на свободу передвижения и выбор места жительства

4) на неприкосновенность частной жизни

А8. Согласно Конституции РФ в нашей стране

1) граждане вправе соблюдать Конституцию и законы РФ

2) каждый имеет право платить налоги и установленные законом сборы

3) каждый имеет право на образование

4) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, имеют право заботиться о нетрудоспособных родителях

А9. Конституционной обязанностью гражданина РФ не является

1) обязанность сохранять природу и окружающую среду

2) защита Отечества

3) обязанность платить законно установленные налоги и сборы

4) обязанность трудиться

А10. Право на презумпцию невиновности дано Конституцией в статье

1) 47 3) 49

2) 48 4) 50

Задание №1 для группы «Федералисты»

А1. РФ состоит из … субъектов

1) 81 3) 85

2) 83 4) 87

А2. Из них являются национальными

1) республики 3) области

2) края 4) города федерального значения

А3. Столицей Забайкальского края является город

1) Иркутск 3) Чита

2) Красноярск 4) Хабаровск

А4. В ведении Российской Федерации находится

1) установление правовых норм единого рынка

2) разграничение государственной собственности

3) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта

4) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат

А5. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится

1) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением

2) оборона и безопасность

3) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации

4) внешнеэкономические отношения Российской Федерации

А6. Исключительным признаком федерального закона как источника права в РФ является

1) принимается Федеральным Собранием РФ или референдумом

2) не должен противоречить Конституции РФ

3) обязателен к исполнению на территории РФ

4) принимается на основании указа Президента РФ

А7. Верны ли следующие суждения о функциях Центрального банка?

А. Функцией Центрального банка является осуществление эмиссии национальной валюты

Б. Функцией Центрального банка является осуществление надзора за деятельностью коммерческих банков и ее регулирование

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А8. К национально-территориальным образованиям в РФ не относится

1) республика 3) автономная область

2) автономный округ 4) край

А9. Субъектом РФ является

1) Санкт-Петербург 3) Северо-Байкальский район

2) Сибирский федеральный округ 4) Улан-Удэ

А10. Парламент Республики Бурятия называется

1) Законодательное собрание 3) Народный Хурал

2) Великий Хурал 4) Государственная дума

Задание №1 для группы «Государственники»

А1. Президент РФ избирается сроком на

1) 4 года 3) 6 лет

2) 5 лет 4) 7 лет

А2. Что относится к полномочиям Совета Федерации?

1) решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации

2) управление федеральной собственностью

3) разработка и исполнение бюджета страны

4) определение основных направлений внутренней политики

А3. Что относится к полномочиям Государственной Думы?

1) управление федеральной собственностью

2) решение вопросов войны и мира

3) разработка и принятие законов

4)разработка и исполнение бюджета страны

А4. Право на помилование принадлежит

1) Государственной Думе 3) Совету Федерации

2) Президенту РФ 4) Верховному Суду РФ

А5. Право на амнистию принадлежит

1) Государственной Думе 3) Совету Федерации

2) Президенту РФ 4) Верховному Суду РФ

А6. К органам исполнительной власти в РФ относится

1) Государственная Дума РФ 3) Федеральное Собрание РФ

2) Правительство РФ 4) Верховный Суд РФ

А7. Депутат Государственной Думы РФ работает

1) на временной основе 3) на постоянной основе

2) по совместительству 4) по контракту

А8. Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах

А. Президент РФ издает указы и распоряжения

Б. Правительство РФ издает постановления и распоряжения

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А9. В структуру законодательной власти РФ входит

1) Федеральная налоговая служба 3) Государственная Дума РФ

2) Администрация Президента РФ 4) . Правительство РФ

А10. Президент РФ является главой

1) Конституционного Суда РФ 3) Совета Безопасности РФ

2) Федерального Собрания РФ 4) Российского государства

Задание №1 для группы «Судьи»

А1. Правосудие в РФ осуществляется

1) Президентом РФ 3) только судами

2) администрацией на местах 4) самими гражданами

А2. Судьей может быть гражданин, достигший

1) 18 лет 3) 21 года

2) 25 лет 4) 35 лет

А3. Кто осуществляет защиту прав обвиняемого во время судебного разбирательства

1) присяжные заседатели 3) судья

2) уполномоченный по правам человека 4) адвокат

А4. Высший судебный орган по гражданским и уголовным делам в РФ

1) Верховный Суд РФ 3)Высший Арбитражный Суд РФ

2) ) Конституционный Суд РФ 4) Европейский Суд по правам человека

А5. Органом, разрешающим имущественные споры между предприятиями, учреждениями, организациями и защищающим их нарушенные права, является

1) Верховный Суд РФ 3) мировой суд

2) нотариат 4) арбитраж

А6. Проверку нормативно-правовых актов и действий должностных лиц на предмет их соответствия Конституции РФ осуществляет

1) Правительство РФ 3) Конституционный Суд РФ

2) Министерство юстиции 4) Государственная Дума РФ

А7. Верны ли следующие суждения о судебной власти

А. Судебная власть действует лишь тогда, когда есть конфликт или спор по поводу закона

Б. Важной функцией судебной власти является применение правовых норм в конфликтной ситуации

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А8. Рассмотрение судом дела по существу начинается с

1) судебных прений 3) исследования обстоятельств дела1

2) объяснений лиц, участвующих в деле 4) доклада судьи о сути дела

А9. Органы местного самоуправления

1) являются самостоятельной формой организации населения для решения местных задач

2) являются государственными органами

3) являются общественными объединениями

4) входят с систему органов государственной власти

А10. Положения каких глав Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ

1) 2,3,4 3) 3,4,8

2) 1,2,9 4) 5,6,7

Ключи к заданиям части А:

Задание №1 для группы «Конституционалисты» - 1.1 2.3 3.4 4.3 5.3 6.2 7.2 8.4 9.3 10.1

Задание №1 для группы «Правозащитники» - 1.2 2.2 3.2 4.3 5.1 6.1 7.2 8.3 9.4 10.3

Задание №1 для группы « Федералисты» - 1.2 2.1 3.3 4.1 5.3 6.3 7.3 8.4 9.1 10.3

Задание №1 для группы « Государственники» - 1.3 2.1 3.3 4.2 5.1 6.2 7.3 8.3 9.3 10.4

Задание №1 для группы «Судьи» - 1.3 2.2 3.4 4.1 5.4 6.3 7.3 8.4 9.1 10.2

5. Творческое задание. Коллективная поэтапная работа с заданиями В1-В8. Задания на экране (можно дополнительно в бумажном варианте)

Хронометраж (примерный):

В1 -1 мин. Затем задание убирается, на экране появляется задание

В2 -2 мин. Затем задание убирается, на экране появляется задание

В3 -2 мин. и т.д.

В4 – 2 мин.

В5 – 3 мин.

В6 – 4 мин

В7 -2 мин.

В8 – 1 мин.

Задания В1, В2, В8 оцениваются в 1 балл, В3 – В7 в 2 балла.

Группы сдают работы помощнику учителя для проверки.

Проверка и самопроверка по ключам – ключи на экране.

Социализация. Блиц-анализ ошибок. Оценка групп по набранным баллам, а также отдельных активистов.

Пока идет проверка, учащиеся по ходу проверки обмениваются мнениями, впечатлениями и размышлениями.

Задания части В

В1.

Государственная власть в РФ

Ветви власти

Высшие органы государственной власти РФ

исполнительная

Правительство РФ

законодательная




Ответ______________________________________________________________

В2.

Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «государственный аппарат».

1) система органов, 2) властные полномочия, 3) должностные лица, 4) представительная демократия, 5) суверенитет 6) исполнительно-распорядительные органы, 7) органы охраны общественного порядка

Ответ







В3.

Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Правоотношения Отрасли права

А) заключена сделка 1) гражданское право

Б) приняты поправки в федеральный 2) государственное (консти-

закон туционное) право

В) подписан коллективный договор 3) трудовое право

Г) гражданин вступил в права насле-

дования

Д) президент подписал указ о помиловании

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д
















В4.

Найдите в приведенном списке формы территориально-государственного устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) унитарное государство 4) республика

2) монархия 5) федерация

3) конфедерация

Ответ __________________________________________________________________

В5.

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

« (А) Конституция является единым, обладающим особыми юридическими свойствами нормативным правовым актом, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина. (Б) В Европе первыми писаными конституциями стали конституции Польши и Франции. (В) Конституция РФ была принята на всенародном референдуме в декабре 1993 года. (Г) Следует признать, что в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина. (Д) Думается, что могущественна не сама конституция, а конституционная система, состоящая из отношения общества к Основному закону и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг Конституции».

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д
















В6.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется реальное ________________(А), частная _________________(Б) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения ____________(В). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского ______________________(Г). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является _____________(Д) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ________________(Е) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах и в ________________________(Ж)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. народовластие 6) парламент

2. собственность 7) человек

3. инициатива 8) народ

4. власть 9) референдум

5. государство

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж






















В7.

Гражданка России Б. решила выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на пост Президента РФ. Однако, ознакомившись с ее документами, избирательная комиссия отказала ей в регистрации. Найдите в приведенном списке возможные причины отказа.

1) гражданке Б. недавно исполнилось 30 лет

2) гражданка Б. не является гражданкой РФ по рождению

3) гражданка Б. является атеисткой

4) гражданка Б. на территории РФ постоянно проживает 3 года

5) гражданка Б. не имеет высшего образования

Ответ:__________________________

В8.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) федеральный конституционный закон; 2) приказ Министерства образования и науки РФ; 3) нормативный правовой акт; 4) указ Президента РФ; 5) подзаконный акт.

Ответ:__________________________

Ключи к заданиям части В:

В1 – Федеральное Собрание

В2 – 45

В3 – 12312

В4 – 135

В5 – 31122

В6 – 1245879

В7 – 14

В8 -3

Рефлексия. Синквейн на термин «Конституция». Например

Конституция

Демократическая, высшая юридическая

Защищает, гарантирует, обязывает

Необходимый закон для государства

Ценность

Подведение итогов урока. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий. Выставление оценок.

Примерный хронометраж урока:

1. Индуктор – 3 мин.

2. Эссе – 5 мин.

3. Решение заданий части А – 10 мин.

4. Решение заданий части В – 20 мин.

5. Синквейн – 5 мин.

6. Подведение итогов. Оценки. – 2 мин.

Итого: 45 минут.

Приложение1

1. Личные (гражданские) права и свободы человека в России:

1.1. Право на жизнь

1.2. Достоинство личности

1.3. Право на свободу и личную неприкосновенность

1.4. Неприкосновенность жилища

1.5. Неприкосновенность частной жизни

1.6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

1.7. Право определения национальности

1.8. Право на пользование родным языком

1.9. Свобода передвижения и места жительства

1.10. Свобода совести

2. Политические права и свободы

2.1. Свобода мысли и слова

2.2. Свобода информации

2.3. Право на создание общественных объединений

2.4. Свобода собраний

2.5. Право участвовать в управлении государством

2.6. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

3.Социально-экономические права и свободы

3.1. Право на предпринимательскую деятельность

3.2. Право на частную собственность

3.3. Право на землю

3.4. Право на свободный труд

3.5. Право на отдых

3.6. Защита семьи

3.7. Право на социальное обеспечение

3.8. Право на жилище

3.9.Право на охрану здоровья

3.10. Право на благоприятную окружающую среду

3.11. Право на образование

3.12. Свобода творчества

Литература

1. «Конституция РФ» от 12.12.1993 г. ( с поправками)

2. «Конституция РФ», словарь-справочник школьника, Санкт-Петербург, 1997

3. М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации», М., 1998

4. В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев «Конституционное право России», М., 1997

5. О.В. Орлова «История Отечества. XX век. 10-11 классы», Санкт-Петербург, 2003

6. П.А. Баранов, С.В. Шевченко «Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ», М., 2013

7. А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова, С.В. Краюшкина, М.Ю. Брандт «Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ-2013», М., 2013


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconПротокол № от /Фомина Т. Г
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconИтоговый тест по литературе за курс 9 класса 1 вариант часть1
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) icon«Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа)»
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconСодержание
Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Именно поэтому каждый юридически грамотный человек должен...
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconКалендарно-тематическое планирование по литературе на 2012-2013 учебный год 9 класс
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconУчебно-методический комплекс «Современный терроризм: сущность, причины,...
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconПрограмма дисциплины «Конституционное право России» для специальности...
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 16
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconПрограмма дисциплины «Конституционное право России» для специальности...
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconТест по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «О стихах не говорю,...
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconПлан-конспект урока английского языка по теме «Страны и континенты»

Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconСценарий Перспективы модернизации Конституции РФ (права человека...
Сценарий Конституционализм как феномен правовой культуры современного общества
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconУметь: – оперировать юридическими понятиями и категориями; – толковать...
Рф как обязательная дисциплина. Учебный курс посвящен изучению гражданского права, устанавливающего и регулирующего имущественно-стоимостные...
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconКонституция рф: понятие, структура, сущность. Вариант 9
Конституция является важнейшим нормативно-правовым документом, определяющим основы конституционного строя государства, провозглашающим...
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconПерспективный план работы экспериментальной площадки по этапам №
Развитие нормативно-правовой и методической базы использования икт в образовательной деятельности
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconПлан-конспект открытого урока английского языка в 5в классе умк о. В. Афанасьева Английский язык
Место урока в цикле – урок обобщает темы «Приветствие и знакомство», «Описание объектов действительности; запрос информации» и продолжает...
Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) iconУрока; Конституция Российской Федерации
Все государственные символы прописаны в одном очень важном документе, который называется Конституция


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск