Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?»





Скачать 138.18 Kb.
НазваниеАкимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?»
Дата публикации30.06.2014
Размер138.18 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Право > Исследовательская работа
Акимова Ксения

Исследовательская работа

« Свои – чужие: зачем делить?»

Введение.
Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. А государств на земле всего около 200, следовательно, почти все они многонациональные.

Благополучие, а нередко и сама жизнь людей, существование их сообществ во многом зависят от способности народов к взаимоуважению, к диалогу, направленному на взаимопонимание; толерантности общества и каждого из нас к особенностям, обычаям, нравам, взглядам других народов; уважения существующих между людьми различий.

Россия является одним из самых многонациональных государств мира. На ее территории проживает более 180 народов, каждый из которых обладает уникальными культурными особенностями. Мы говорим более чем на 230 языках, а вместе образуем единый многонациональный народ. Среди нас есть православные, мусульмане, буддисты, иудеи, представители других религий. Наша страна не просто заявляет в Конституции, двадцатилетие которой мы отметили 12 декабря, что она многонациональна, она действительно стала домом для большого числа национальностей! То, что в рамках одного государства могут мирно жить бок о бок столько разных народов, существовать столько обычаев, традиций и языков, делает нашу страну великой и неповторимой.

История отношений между народами часто бывает, сложна и драматична. В современном мире участились случаи, когда те или иные нации, живущие на территории какого-либо государства, начинали заявлять о том, что их интересы ущемляют и не дают достаточное количество гражданских  прав и свобод. Часто возникают национальные конфликты. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР. Для Российского государства, исторически сложившегося как многонациональное и многоконфессиональное государство, особую опасность несут национальный экстремизм, ксенофобия, религиозный экстремизм, этнический негативизм и другие формы проявления экстремизма.

Они вносят раскол в российское общество и нарушают межнациональное и гражданское согласие, делят народ на «своих» и «чужих».

В 90-е годы в нашей стране произошли существенные изменения: рухнул монумент под названием СССР. Нарушение привычного образа жизни стало трагедией для миллионов людей. Неуверенность в завтрашнем дне, безработица, передел границ, криминал, отсутствие закона и защиты вызывало у людей вполне закономерное чувство страха и толкало их к объединению на любой основе, и, прежде всего на религиозной и национальной, чтобы не оставаться со своим страхом наедине.

Распад СССР качественно изменил сущность межнациональных отношений: возникшие национальные движения в национальных республиках Советского Союза принимали в некоторых случаях экстремистские формы.

Национальная память, как известно, является носителем истории своего народа, она хранит духовно-нравственные ценности, победы и поражения, имена героев, влияющих на жизнь того или иного народа, поддерживающих в нем идеи национального патриотизма, национальной гордости и национального единения.

Многие недобросовестные политики в период социальных и экономических кризисов, нестабильности пытаются играть на национальной памяти, эксплуатируя примеры несправедливого отношения к этим народам, побуждая их, «восстановить справедливость» по отношению к этой группе населения. Эти идеи активно пропагандируются с политических трибун в литературе, искусстве, в средствах массовой информации.

Действительно, в нашем прошлом было много примеров неправильной национальной политики: республики были устроены по образцу России, наблюдалась политика русификации, имели место диспропорция национальных кадров в государственных и партийных аппаратах. Результатом этой несовершенной национальной политики явились вспышки ксенофобии, националистического и религиозного экстремизма на территории посткоммунистической России.

Я живу в селе Первомайск Лямбирского района Республики Мордовия. На протяжении тысячелетней истории, народы, проживающие на территории мордовского края, живут в мире и согласии. Но, и в нашей республике, в моем родном селе, могут найтись люди, которым не по нутру наша спокойная жизнь, поэтому вопросы ксенофобии, деление людей на «своих» и «чужих» очень актуальны в настоящее время.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что современный экстремизм стал чаще опираться на молодое поколение граждан в любой стране. Стала чаще литься кровь ни в чем не повинных людей, потому что мы стали делить друг друга на «своих» и «чужих». Все это угрожает целостности государств, и превратилось в глобальную проблему.
Цель моего исследования: Доказать, что экстремизм и все его виды являются угрозой для безопасности нашего государства

Задачи:

Выяснить причины ксенофобии.

  • Выяснить, есть ли экстремизм в Мордовии.

  • Показать на примерах: к чему может привести религиозный и национальный экстремизм.

  • Выяснить, что такое толерантность.

Объект исследования: взрослые и подростки - 100 человек.

Предмет исследования: причины появления ксенофобии и экстремизма.

Гипотеза исследования: Своевременное информирование молодого поколения об угрозе экстремизма сможет защитить нашу страну от развала.

Методы исследования:

  • Теоретический анализ литературных источников, отражающих состояние исследуемой проблемы

  • Анализ и синтез информации

  • Опрос, анкетирование.



Глава 1. Ксенофобия
Явление ксенофобии сопровождало человека во все времена. Истории известно, с каким презрением относились греки к скифам, византийцы ко всем варварам. Ксенофобия уходит своими корнями в далекое прошлое, когда защита территории от посягательств» других имела жизненно важное значение. Лица другой национальности, иной веры или расы зачастую являлись прямой угрозой, поэтому относились к ним с большой настороженностью, а подчас и опаской. Проявление ксенофобии можно встретить не только в истории взаимоотношений стран и народов, но и в пределах одной страны. В 90-е годы XX века развернулся затяжной конфликт между народами бывшей Югославии: «Страна разделилась на три лагеря: мусульмане, хорваты и сербы. Убивали подряд женщин, детей стариков просто за то, что одни крестятся, а другие молятся Аллаху».

Свобода слова или свобода вероисповедания одного не должна быть поруганием достоинства другого. Оскорблять другого человека или группу людей за их мировоззрение нельзя. Ксенофобные проявления, основанные на идеологии, не раз становились причиной кровопролитных войн и человеческих трагедий.

Времена изменились. Появились новые технологии и производства. Благодаря развитию науки и высоким информационным технологиям человечество преодолело расстояние, шагнуло в космос, изучает и ставит себе на службу нанотехнологии и т.д. Однако, несмотря на эти великие достижения, проявление ксенофобии все еще остаются в обществе.

В нашей стране в настоящее время нападениям подвергаются жители Средней Азии, африканцы, кавказцы, китайцы, евреи и т.д.

Таким образом, ксенофобия сопровождала всю историю человечества, ее объектами могут стать любые отличия одной группы людей от другой: национальность, вера, традиции, обряды и т.д.

Ксенофобия подрывает доверие между людьми, вносит нестабильность в нашу жизнь.
Глава 2. Экстремизм в современной России.
В последнее время во всем мире, и в России появились организации и группировки, которые носят экстремистский характер. Понятие «экстремизм», как известно, означает такие крайнее, опасные деяния, как попытка насильственного свержения конституционного строя и террористическая деятельность. Субъектами экстремизма могут быть общественные, национальные, религиозные, политические партии и движения, отдельные лица или группа людей. Экстремизм становится особо опасным, когда он выходит за рамки одного государства.

Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, угрожает безопасности общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп) и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства.

Что же такое экстремизм? Почему он так страшен? Экстремизм становится особо опасным, если выходит за рамки одного государства. Он способен расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество.

Существует несколько видов экстремизма. Все они страшны в своих проявлениях:

Национальный, когда идет разжигание вражды между нациями и народностями. Национальные чувства очень уязвимы. В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Особенно тяжелые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение ее, пренебрежение национальными чувствами.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, или «свои», но «предатели».

Страшные последствия национального экстремизма, в виде национализма и геноцида невозможно забыть. Приход к власти Гитлера в Германии и последовавшая за этим «великая чистка» народов в Европе.

Политический. Когда отдельные группы или граждане пытаются расколоть стабильное общество, вплоть до свержения конституционного строя. Все чаще раздаются голоса молодых людей, призывающие освободить страну от других народов. Чего стоит лозунг В.В. Жириновского - Россия для русских. А куда же деваться другим народам, которые тоже считают себя россиянами и гордятся этим? Эти высказывания могут привести к развалу государства и убийствам ни в чем не повинных людей.

Политический экстремизм часто находит свое выражение в совершении террористических актов.

Религиозный - наиболее опасная форма организованной преступной деятельности. Совершаемые в РФ убийства граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан все чаще приобретают серийный, более жестокий, изощренно-профессиональный, издевательский, ритуальный характер, а само совершение экстремистских деяний становится не просто занятием ради любопытства, а «профессиональной работой» (точнее говоря, «профессиональной охотой») определенных групп лиц. Указанные лица свою «работу» выполняют «с удовольствием» и даже хладнокровно осуществляют фото- и видеосъемку совершенных нападений и убийств. Эти жестокие «ритуальные» убийства фактически являются дерзким вызовом властям, которые нередко расписываются в своем бессилии противостоять им.
Глава 3. Мои исследования
Конечно же, меня заинтересовал вопрос, а есть ли экстремизм в Мордовии? В целом для Мордовии подобные случаи не характерны, но единичные признаки иногда наблюдаются и в нашем регионе. В 2006 г. в Саранской Центральной (соборной) мечети был изъят крупный склад экстремистской литературы исламистского содержания.

Экстремисты стали чаще использовать интернет. В 2011 году было запрещено 2 сайта, где размещались призывы к уничтожению лиц еврейской национальности. Закрыта деятельность благотворительной организации «Преображение России», руководитель привлечен к уголовной ответственности.

В Мордовии успешно проводится кампания по отслеживанию экстремистских материалов в Интернете. В современном мире она является одной из наиболее подходящих "площадок" для продвижения террористических идей, проявления расовой, социальной и иной нетерпимости. Влияние Интернета очень велико, особенно на психику и ценности молодежи и подростков, у которых система приоритетов находится на стадии формирования..

В сентябре 2013 года в одной из школ Лямбирского района разразился скандал, связанный ношением головных уборов. О подобных разборках мы уже знаем из сообщений в СМИ, которые произошли в Ставропольском и Краснодарском краях. Родители первоклассницы настаивали на том, чтобы их дочь ходила в школу в платке. В Интернет был выложен ролик с плачущей девочкой и религиозно настроенным отцом. Праздник 1 сентября был испорчен и для ребенка, и для одноклассников этой девочки. Однако образование в Р.Ф. носит светский характер, а не религиозный, поэтому я считаю, это нарушением закона «Об образовании». Ведь и Президент страны, и депутаты Государственной Думы осудили попытку радикально настроенных исламистов внести изменения в школьную одежду учащихся. Школьная форма должна быть едина для всех!

В районном центре с. Лямбирь появилась группа молодых людей, которые приходят в районный ФОК, чтобы заниматься спортом. Однако, во время игры совершают моление, чем мешают другим, пришедшим в спортивный зал. На замечания эти ребята не реагируют, а тренеры пытаются смягчить сложившуюся обстановку, чтобы избежать «разборок». Кто знает «кто» стоит за этими ребятами и «что» они пытаются своим поведением показать.

Тем не менее, как подчеркивают в правоохранительных органах республики, в Мордовии в настоящее время нет действующих экстремистских организаций. Таким образом, в Мордовии опасных экстремистских группировок нет. Но, чтобы сформировать у молодежи толерантное сознание, воспитать в подрастающем поколении терпимость, следует применять систему профилактических мер: в школах, колледжах, Вузах проводить больше уроков Гражданственности и Толерантности.

Я живу в Лямбирском районе, где наряду с русскими и мордовскими селами много татарских сел. Мое родное село тоже является многонациональным, возникшее на стыке двух веков: XV-XVI, с момента появления оно было русским, потому что образовали поселение русские служилые люди, которым было доверено защищать границы Московского государства, шло активное заселение территории мордовского края. Но за последние три десятка лет Первомайск стал многонациональным. Через село проходит асфальтированная дорога федерального значения. В селе было достаточно крепкое хозяйство, где требовались рабочие руки. Поэтому стали строить много домов «со всеми удобствами», и население стало увеличиваться за счет приезжих. Сейчас здесь живут и трудятся люди разных национальностей. Некогда русское село стало малой родиной для белорусов, украинцев, мордвы мокша и эрзя, татар, дагестанцев, армян, азербайджанцев, немцев. Все они вместе работают, вместе отдыхают в праздники, в трудную минуту помогают друг другу, кто, чем может. Среди моих близких друзей, родственников и просто хороших знакомых много людей различных национальностей. Все мы живем дружно, потому, что нам нечего делить.

Я родилась и расту в русской семье, где на людей не смотрят свысока, не делят на «своих» и «чужих». В нашем селе много смешанных браков среди молодежи. Но, к сожалению, иногда я вижу или слышу в разговорах некоторых своих земляков негативное отношение к людям другой национальности. Меня это конечно очень волнует: я хочу жить в дружеской и мирной обстановке, поэтому я составила небольшую анкету, чтобы выяснить: А как же мои земляки относятся к проблемам, которые меня интересуют: в первую очередь, что знают о ксенофобии, почему разделив людей на «своих» и «чужих» возникают национальные конфликты, к чему это может привести. В моей анкете всего 5 вопросов. А помогали провести анкетирование и обработку полученных данных мои одноклассницы: одна, из которых русская, а вторая – мордовка - мокша. Мы опросили 100 человек, различных возрастных групп, по 25 человек в каждой.

1 группа респондентов – 14-18 лет;

2 группа- 19-25 лет;

3 группа- 26-40 лет;

4 группа- 41- 60 лет.
Вопросы из анкеты:
1. Как вы относитесь к людям других национальностей?

Из диаграммы видно, что молодые люди относятся к представителям других наций и народностей положительно.

2. Способны ли вы на радикальные действия против людей других национальностей и религий?

Здесь мы уже наблюдаем возможные конфликты молодежи от 14 до 26 лет на национальной почве.

3. Согласны ли вы с тем, что каждая нация должна жить на своей исторической территории?

По данному вопросу мнения людей различно. Тем не менее, большее число респондентов считает, что люди различных национальностей вольны проживать, где хотят.

4. Считаете ли вы, что террористические акты являются эффективным средством разрешения противоречий?

Все едины во мнении, что террористический акт не является эффективным средством разрешения противоречий. Следует искать более подходящие варианты, бескровные.

5. Как вы относитесь к браку между представителями разных национальностей?

Смешанные браки возможны. Многие из опрашиваемых считают, что главное не национальность, а чтобы люди хорошие были.

Проанализировав результаты проведенной анкеты, я пришла к выводу: некоторые люди действительно негативно относятся к представителям других наций и народностей. Причем не только люди старшего возраста, но что самое страшное молодые люди, которым строить будущее страны. Возможно, что причины этой неприязни надо искать в пробелах воспитания, отношениях в семье.
Заключение.

Экстремизм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Ксенофобия и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней совершенно безвинных людей.

Современный экстремизм во многом отличается от экстремизма предшествующих периодов истории по степени массовости жертв, разрушительному воздействию на общество. Реальной стала опасность катастрофических последствий в результате возможности применения экстремистами оружия массового поражения и использования ими других достижений.

Членами неформальных молодежных группировок становятся молодые люди от 14 до 18 лет, поэтому, чтобы сформировать у молодежи толерантное сознание, воспитать в подрастающем поколении терпимость, следует применять систему профилактических мер еще в общеобразовательных учреждениях: уроки гражданственности, толерантности, патриотизма.

Времена изменились. Появились новые технологии и производства. Благодаря развитию науки и высоким информационным технологиям человечество преодолело расстояние, шагнуло в космос, изучает и ставит себе на службу нанотехнологии и т.д. Однако, несмотря на эти великие достижения, проявление ксенофобии все еще остаются в обществе.

Ксенофобия сопровождала всю историю человечества, ее объектами могут стать любые отличия одной группы людей от другой: национальность, вера, традиции, обряды и т.д. Ксенофобия подрывает доверие между людьми, вносит нестабильность в нашу жизнь.

В настоящее время противодействие различным видам экстремизма как идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности РФ.

Существующие реалии в сфере экстремистской преступности требуют жестких мер по пресечению экстремистских действий антигосударственной направленности и привлечению лиц, причастных к их совершению, к уголовной ответственности по всей строгости закона.

Со своим исследованием я выступила перед учащимися своей школы, объяснила, что экстремизм и ксенофобия могут быть таящейся угрозой для целостности государства. В ходе обсуждения работы мы пришли к выводу, что каждый из нас должен задуматься над вопросом: Чьи интересы должны быть у людей превыше всего: собственные или государственные? Не будет государства, не будет будущего ни у наших детей, ни у наших внуков.

Список использованной литературы:


  1. Авдеев Ю.И. Типология терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. - М., 2000. –    С. 156

  2. Александров Г. Россия – не для русских?// Аргументы и факты. № 38, 2011

  3. Всеобщая декларация прав человека // СПС «КонсультантПлюс».

  4. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2008

  5. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2008

  6. Истомин А.Ф., Лопаткин Д.А.К вопросу об экстремизме. 3//Современное право. № 7. 2005

  7. Конституция Российской Федерации. М: 2008

  8. Скоморохов К. «Экстремизм» - слово, не имеющее смысла.// АПН Северо -Запад. 26 января 2007

  9. Сальникова И.В. « Свой» - «чужой» А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / И.В. Сальникова. – М.: Просвещение, 2010

  10. Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России.// Призыв. 22 февраля 2012 г

  11. Где Русью не очень пахнет?// Аргументы и факты. № 50, 2013

  12. Интернет – ресурсы.

http://uralistica.com/forum/topics/v-mordovii-obsudili

http://www.izvmor.ru/article_12980.html

http://www.mrsu.ru/ru/antiterror/index.php?ID=15683

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconИсследовательская работа Автор: Жидких Ксения, 9 «а» класс
Паразито-хозяинные отношения членистоногих с наземными позвоночными. – Л.: Наука. 1982. 318 с
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconДорогие гимназисты! Пришло время попробовать свои силы в научной...
Вы спросите, зачем это нужно? Отвечаем: ваше обучение в вузах потребует от вас владения всеми навыками самостоятельной исследовательской...
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconИсследовательская работа Автор работы Кожевникова Ксения, 9 класс
Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по...
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconКсения Иванова Влияние менталитета на проявление женской любви в...
Данная исследовательская работа посвящена изучению отражения менталитета на чувственной сфере жизни женщин героинь произведений русских...
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconСочинение Бахмайер Ксения
В прекрасном городе, на берегу моря родилась я прекрасная девушка с именем Ксения. Ксения, что значит странница. И неслучайно имя...
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconМкоу «Новоозерская средняя общеобразовательная школа» «Зачем ёжику...
Закон РФ от 10. 06. 1993 n 5154-1 "О стандартизации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27. 12. 2002 n 184-фз...
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconДоц. Смирнова О. М
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconКомитет по энергетике
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconВысшего профессионального образования
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
Акимова Ксения Исследовательская работа «Свои чужие: зачем делить?» iconБеседовала Мария Разлогова
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск