Скачать 492.09 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «Камерное пение» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по образовательной программе 051000 «Вокальное искусство» специализации 051000.01 «Пение академическое» Рецензия на учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» для специальности «Вокальное искусство», специализация «Пение академическое». Составитель: Семешко Наталья Анатольевна, преподаватель высшей категории ФГОУ ВПО Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» предназначен для вокального отделения ФГОУ ВПО Тюменской Государственной Академии культуры, искусств и социальных технологий, составлен в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования (бакалавриат), с учётом совместных методических разработок, необходимых для освоения специальности «Концертно-камерный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель специальных дисциплин». Основная идея комплекса – воспитания специалиста, обладающего помимо профессиональных навыков, стремлением к самоопределению и развитию самостоятельной деятельности. В разделе «Пояснительная записка» автор последовательно и убедительно излагает цели и задачи предмета, подробно останавливаясь на критериях знаний и умений учащихся. В разделе «Учебно-тематический план» кратко изложено содержание предмета по принципу возрастания степени сложности учебного материала с учётом совершенствования знаний и умений учащихся. В содержательной части комплекса раскрываются основные темы занятий в конкретные периоды обучения. Особое внимание автор уделяет вопросу расширения голосового диапазона учащегося и программным требованиям при переходе на каждый следующий курс. Система подачи учебного материала построена на конкретных методических требованиях, что является важным организующим началом в работе преподавателя класса «Камерное пение». Достаточно полно изложен план самостоятельной работы студента по камерному пению, учитывая все виды подготовки. Учебно-методический комплекс, составленный Н.А.Семешко, обладает всеми необходимыми структурными частями и компонентами внутри них, где цели и задачи согласованы со способами их достижения. Учитывая все вышесказанное, считаю, что УМК можно рекомендовать для применения в учебном процессе. Рецензент: И.Н.Бибеева заслуженная артистка РФ, профессор Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий Содержание Пояснительная записка…………………………………………………2 Цель и основные задачи дисциплины…………………………………2 Требования к уровню подготовки выпускников…………………….3 Содержание дисциплины..……………………………………………..4 Тематический план……………………………………………………..4 Требования по семестрам………………………………………………5 Варианты программ…………………………………………………….8 Примерная программа………………………………………………….9 Самостоятельная работа студента…………………………………....10 Расчет самостоятельной работы………………………………………11 Учебно-методическое обеспечение ..………………………………...12 Список рекомендуемых произведений……………………………….13 Список мультимедийных технических средств обучения………...29 Библиографический список…………………………………………..32 Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Музыкальное искусство", специализации «Сольное пение ». Дисциплина "Камерное пение" входит в федеральный компонент учебного плана ГОСТ по специальности 051000.01 «Вокальное искусство». Выписка из государственного образовательного стандарта по профильному модулю «концертно-камерное пение»: Развитие исполнительского мастерства студентов на материале камерной вокальной музыки, широкое ознакомление с романсово-песенной литературой, воспитание художественного вкуса и понимания стиля исполняемых произведений. Индивидуальная работа студента с концертмейстером. Необходимость изучения данной дисциплины диктуется тем, что дисциплина «Концертно-камерное пение», как и дисциплина «Сольное пение», является профилирующей, которой принадлежит важнейшая роль в деле воспитания высокопрофессиональных певцов, владеющих профессиональным мастерством, как в исполнительской, так и в педагогической деятельности. Оперная сцена требует большого голоса и ярких актерских данных, но, далеко не каждый обладатель большого, красивого голоса, может решать задачи камерного исполнительства. В соответствии с этим цель дисциплины: развитие исполнительского мастерства студентов-вокалистов на материале камерной вокальной музыки. Задачи дисциплины:
Требования к уровню подготовки абитуриента 1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее профессиональное музыкальное образование или среднее (полное) общее образование при наличии знаний и умений в объеме среднего профессионального музыкального образования. 2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании, среднем (полном) общем образовании или высшем профессиональном образовании. 3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: исполнение программы, коллоквиум. Требования к уровню подготовки выпускников по данной программе. В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен: знать: - методические и практические основы вокального исполнительского искусства, историю вокального исполнительства, особенности становления различных вокальных, педагогических школ, основы вокальной педагогики, основы устройства голосового аппарата, гигиены голоса; - специальную литературу по профессии, включая труды по теории, истории исполнительства, методике преподавания, а также учебные пособия, периодику и др.; - основные положения законодательных актов, относящиеся к сфере профессиональной деятельности. уметь: - адаптироваться к требованиям условий работы в конкретной концертной организации, в соответствии с требованиями руководителя, исполнять сольные партии на стационаре, на гастролях и выездах; - анализировать и изучать произведения, предназначенные для ознакомления, для исполнения на уровне педагогического показа; - применять знания в области педагогического репертуара, позволяющие грамотно планировать развитие профессиональных навыков и умений у учащегося; - читать с листа и транспонировать; - глубоко чувствовать тонкость эго вида искусства и стать подлинным пропагандистом высокой культуры камерного пения среди широких масс слушателей. владеть: - профессиональными методами педагогической работы в начальном и среднем звеньях профессионального музыкального образования; - основами актерского мастерства, сценического движения, танца, техникой сценической речи, навыками анализа текста; - знаниями по истории музыкального театра, сценического костюма; - навыками репетиционной работы с концертмейстером, дирижером и оркестром; - развитыми навыками ансамблевого пения, обширным репертуаром. Материалы, на основании которых составлен учебно-методический комплекс: - рабочая программа «Камерное пение»; -Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 051000.01 «Вокальное искусство» - М.2003. На изучение курса отводится по общему плану - 210 часов, из них аудиторных – 105 часов и самостоятельной работы – 105 часов. Результатом освоения курса должно стать приобретение обширного концертного репертуара, чуткое отношение к музыкально-поэтическому тексту, тонкий художественный вкус, чувство стиля исполняемого произведения. Концертно-камерный певец должен уметь глубоко чувствовать тонкость эго вида искусства и стать подлинным пропагандистом высокой культуры камерного пения среди широких масс слушателей. Содержание дисциплины. Учебно-методический комплекс простроен так, что курсовые требования, учитывая историческую последовательность развития камерной вокальной музыки, позволяют использовать один из основных принципов педагогики-обучения от простого к сложному. Основное внимание в камерно-вокальном исполнительства направлено на изучение стилей от музыки барокко (Монтеверди, Вивальди, Баха, Генделя) до музыки авангарда. Подробно изучается стиль эмоциональной выразительности - романтический, как наиболее сложный. В ТГАКИиСТ обучение камерному пению начинается с III семестра и заканчивается VIII-м. Студентам, при изучении курса концертно-камерного пения, предстоит углубленное изучение предмета освоение большого разнообразия музыкальных стилей, исполнение на иностранных языках. Учебно-тематический план
Требования по семестрам II курс III-IV семестр Дисциплина начинается с изучения произведений, воспитывающих чувство меры, формы, стиля. Италия - страна, где возникла школа пения, в которой в XVI веке зародилось камерное пение и появились первые камерно-вокальные сочинения, поэтому представляется правомерным начать курс с изучения арий «старых» итальянцев XVI - XVIII веков, с музыки, в которой сочетаются вокальное удобство и простые для запоминания мелодии. Исполнение произведений на языке оригинала поможет студентам использовать знания, полученные на уроках итальянского языка. Параллельно с итальянскими ариями студенты начинают изучение русского романса «доглинковского» периода -композиторов А.Алябьева, А.Варламова, А .Гурилева, П.Булахова, А.Верстовского, Титова, А.Дюбюка, М.Яковлева, М.Шишкина и др., практически осваивая логику мелодического языка, различные формы синтеза слова и музыки, ритм, динамику и агогику. В дополнение к основному материалу в программу можно включить лирические народные песни из сборников Н.А.Римского-Корсакова, М.А.Балакирева, А.Лядова, а также романсы русских композиторов XVIII века — Д.С.Бортнянского, И.Козловского, М.Дубянского и др. За весь курс каждым студентом должно быть пройдено 6-7 произведений. В конце III-контрольный урок, в конце IV семестра проводится зачет, где студенты исполняют два произведения на выбор. III курс Vсеместр На третьем курсе студентам предлагается изучение произведений более сложной музыкальной структуры и ярко выраженного камерного характера - песни и романсы А. С. Даргомыжского - выдающегося портретиста, мастера речитатива, в произведениях которого использовано многообразие интонаций человеческой речи, психологические характеристики, широкий спектр исполнительских штрихов. Работа над его произведениями является важным этапом в процессе овладения основами исполнительского мастерства. Одновременно изучается песенная лирика М. И. Глинки, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи, А. К. Глазунова, С.В. Рахманинова. Параллельно студенты начинают знакомство с творчеством западноевропейских композиторов-романтиков: Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Г. Вольфа, Р. Штрауса, Б. Сметаны, С. Манюшко, А. Дворжака и др. Изучению этого материала отводится весь III курс. Работа над произведениями композиторов-романтиков помогает разбудить фантазию, артистизм и способствует музыкальному росту молодых певцов, обогащению их духовного мира и интеллекта. В программу этого семестра включено знакомство с образцами камерно-вокальной музыки отечественных композиторов советского периода. За семестр, студентом должно быть пройдено 4-5 произведений. В конце семестра проводится экзамен, на котором выносится три произведения. Экзамен:
VI семестр Продолжение работы над произведениями западноевропейских композиторов - романтиков. С целью развития навыка «инструментального» пения предлагается изучение песен Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, где требуется точность звукоизвлечения, умелое голосоведение, правильная нюансировка, соблюдение штрихов, украшений, - т. е. всего того, на чем у исполнителей вырабатывается вокально-инструментальная техника, без владения, которой затрудняется дальнейшее изучение камерного репертуара. Изучаются также русские народные песни, песни народов ближнего зарубежья, а также итальянские, французские, испанские, английские, шотландские и другие песни народов мира. Экзамен:
IV курс VII- семестр В программу входит дальнейшее изучение русской, зарубежной и современной камерной литературы, а также работа над развернутой концертной арией с речитативом или арией из оперы, оратории, мессы, кантаты композиторов XVII - XVIII столетий - И. С. Баха, Г. Генделя, X. Глюка, Ж. Б. Люлли, Г. Перселла. Экзамен по камерному пению в этом семестре включает:
(продолжительностью 25-30 минут). При выборе программы педагог должен стремиться подчеркнуть сильные стороны дарования студента, его наклонности, творческие и вокальные возможности IV курс VIII семестр В программу этого курса входит:
3. Освоение новых средств выразительности предлагается на материале произведений современных отечественных композиторов XX века: Тищенко, Р.Щедрин, Буцко, Денисова, М.Таривердиева и др., а также зарубежных композиторах: Хиндемита, Онеггера, Пуленка, Бриттена, Берга, Барбера, Малера, Шоссона. За год студентом должно быть пройдено 10-12 произведений. |
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |