Урок письма
в7 классеVIII вида по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Тема: Сложные слова. ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о сложных словах, их образовании, правописании. ЗАДАЧИ:
Образовательная:
Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е; применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова.
Коррекционно-развивающие:
Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю).
Развивать фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую стороны речи учащихся.
Коррекция слухового восприятия и памяти.
Коррекционно-воспитательные:
* Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.
* Коррекция волевых усилий при выполнении задания, воспитывать самоконтроль, самооценку. Знать: сложные слова образуются сложением двух корней при помощи соединительных гласных о и е.
Уметь: разбирать слово по составу; соединять корни сложных слов при помощи соединительных гласных о, е. Тип урока: закрепление изученного. Оборудование:ПК, проектор, презентация, карточки, ресурсы интернет, рефлексивные смайлики .
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Пояснения
| Организационный момент.
| -Добрый день! Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок. -Скажите, какое сейчас время года?
-Правильно, осень. И к нам на урок заглянула Волшебница Осень со своим музыкальным подарком. Послушайте песню, а прослушивая запишите на листочке несколько слов, характеризующих осень. (включение видеороликаhttp://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B4%20%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B&where=all&id=26173372-09-12 -Какие слова вы записали?(осень, листопад). Найдите слово, в котором два корня? (листопад). Объясните значение этого слова.
Запишем слово листопад рядом с цифрой 1 в маршрутном листе(Приложение 1). Разберите по составу.
Как называются такие слова?
| Приветствуют учителя и друг друга
Смотрят видеоролик и записывают слова в маршрутном листе.
Отвечают на вопросы учителя, объясняют значение слова листопади разбирают его по составу.
| Слайд 1.
Слайд 2.
Коррекция слухового восприятия и внимания. Активизация словаря.
| 2. Постановка цели и задач урока.
| - Определите тему нашего урока? (Сложные слова).
- Верно, сегодня на уроке мы закрепим наши знания о сложных словах, их образовании и написании.
Запишите дату и тему урока в маршрутном листе.
| Определяют тему урока. Записывают в маршрутном листе дату и тему урока.
| Коррекция мышления. Слайд 3.
| 3.Актуализация знаний .
Работа по теме урока.
| - Вспомните, какие слова мы называем сложными?
- Волшебница Осень пришла к нам не только с музыкальным подарком, она захватила с собой волшебные листочки и предлагает нам выполнить следующее задание: Игра «Конструкторское бюро»(Приложение 2). Соедините корни слов, так чтобы получились сложные слова.
хор вар
звезд вод
земл пад
каш мер
Какие соединительные гласные вы использовали для соединения корней? В каких случаях пишем в сложных словах е? А когда пишем о? - Какую роль сложные слова играют в русском языке? (их используют для краткости речи: вместо того, чтобы использовать словосочетание из двух слов).
Запишем эти слова. - На какое задание указывает нам Осень? Прочитайте. (образовать сложные слова из словосочетаний).
* машинка, с помощью которой в домашних условиях из фруктов и овощей получают сок - ……(соковыжималка)
* предмет, который делает дыры в бумаге - ….(дырокол)
* любитель книг - ….(книголюб)
* корабль, который ходит по Луне -……(луноход)
* он ходит в цирке по канату - …(канатоходец)
* рабочий, который варит сталь - ……(сталевар)
* машинка для измельчения овощей - …(овощерезка)
* машина, которая летает сама - …(самолёт, вертолёт)
* место, откуда запускают космические ракеты - …(космодром)
* разводит овощи - ….(овощевод)
- Подчеркните соединительные гласные. - Осень предлагает нам следующее задание. Какое? (Творческая работа – Продолжи начатый текст, используя опорные слова) Быстро пролетело жаркое лето. Наступила осень. Всё вокруг преобразилось. Деревья стоят в золотом наряде. ………….
Опорные слова: ветер, листочки, хоровод, листопад. - Молодцы! Вы справились с заданием. Назовите сложные слова. - Взгляните на осенний листочек. Какое задание следующее? ( Тренировочное упражнение).
Это задание предполагает работу с компьютером и ресурсами интернета. Зайдите по ссылочке на сайт интернета (http://metodisty.ru/m/files/view/yachmeneva_galina_aleksandrovna_interaktivnyi_trenazher_po_russkomu_yazyku_dlya_6_klassa__soedinitelnye_glasnye_o-e_v_slozhnyh_slovah )
-Вы поупражнялись в определении соединительной гласной в сложных словах. Кто не допустил ни одной ошибки? Одну? Две?
Оцените свою работу на оценку.
- Молодцы!!!
|
дети по одному выходят к доске и составляют из корней и соединительных гласных сложные слова. Отвечают на вопросы.
Записывают под цифрой 2.
Выполняют задание, один ученик у доски, остальные в маршрутных листах под цифрой 3.
Выполняют творческую работу (цифра 4), составляют текст, используя опорные слова.
Работа с компьютером, открывают файл Тренажёр и заходят по ссылке на сайт интернета.
| Слайд 4. Коррекция мыслитель-ных операций: умение анализировать и обобщать.
Слайд 5. Слайд 6. Коррекция мыслитель-ных операций: умение анализировать; активизация словаря.
Слайд 7, 8.
Коррекция связной речи. Слайд 9. Воспитание самоконтроля и умения оценивать свою работу.
| 4. Физминутка.
| - Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали…
Осень советует нам немного отдохнуть.
( 1.Стрейчинг-методика: упражнение «поздоровайся», «обхвати себя»;
Физминутка для глаз http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616 ).
|
| Слайд 10.
|
| - Какое же следующее задание приготовила нам Осень? (самостоятельная работа)
! – этот знак предупреждает, что задание вы будете выполнять самостоятельно. Значит, впереди нас ждёт серьёзная работа.
- Вспомним наше правило самостоятельной работы- «Не волнуйся, не спеши, а сомневаещься- спроси».
Перед вами сложные слова с пропущенными буквами. Спишите, вставляя недостающие буквы. Выделите корни в этих словах:
Пар.во., пул.мёт, , скал.ла.,пеш.хо., пыл.сос, , сн.г.пад, , м.с.рубка, вод.па., рыб.лов, сух.фрукт, бур.лом, сам.вар, черн.слив, кор.ед.
- Проверим, как вы выполнили это задание. (Сверка со слайдом). - Молодцы! Вы успешно справляетесь со всеми заданиями!
- И последнее задание. Прочитайте. (Письмо по памяти)
Прочитайте рифмовку 2 раза, затем запишите слова по памяти.
Самолёт- вертолёт,
Звездопад-камнепад,
Пулемёт-огнемёт,
Снегопад- водопад. - Проверим, как вы выполнили это задание.
|
Выполняют самостоятельную работу (цифра 6 в маршрутном листе). Сверяют с образцом. Выполняют задание под цифрой 7: письмо по памяти.
Сверяют со слайдом.
| Слайд 11. Коррекция эмоционально-волевой сферы: воспитание самостоятельности. Слайд 12.
Слайд 13.
Коррекция памяти: умение последовательно и полно воспроизвести материал.
| 5.Итог урока.
| - Вот и подошёл к концу наш урок. Какие задания помогли вам закрепить умения писать сложные слова?
- Какие задания были наиболее трудными и почему?
-Какие задания вам показались наиболее интересными и почему?
-Составьте схемы правописания сложных слов.
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Кто поставил себе «5», «4», «3»? Обоснуйте ответ.
| Отвечают на вопросы учителя, составляют схемы сложных слов. Оценивают свою работу.
| Коррекция мышления: Умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Умение оценивать свою работу.
| 6.Рефлексия.
| - Посмотрите на нашу гостью Осень. Она довольна вашими успехами сегодня на уроке.
А какое настроение у вас? Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению(Приложение 3).
|
| Слайд 14.
Коррекция эмоций.
|
|
|
|
| |