Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II видов №101им. С.Я. Кривовяза
Государственного образовательного учреждения Северо-Западного управления города Москвы
Проверено ___________ Согласовано_____________ Утверждаю___________
Председатель МО Завуч по УВР Директор ГБОУ СКОШИ № 1 101
Гангардт Л,П, Станкевич Л К. им. С.Я. Кривовяза
Пирязева Т.С.
Рабочая программа по черчению
на 2011-2012 учебный год
Составитель: Петропавловская Ю.А
Учитель по черчению
высшая квалификационноная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ (авт. А.Д.Ботвинников, И.С.Вышнепольский, В.А.Гервер, М.М.Селиверстов).
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в РФ в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляет собой «совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
ФГОС НОО выдвигает 3 группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Сочетаемость общеобразовательной программы и коррекционной с целью построения комплексной коррекционной развивающей модели, является актуальной проблемой, которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы специальных общеобразовательных (коррекционных) школ I и II вида для детей с нарушенной слуховой функцией.
Предмет стандартизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в данном случае, с недостатками слуха, в своей основе совпадает с общим государственным стандартом, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка, развивающегося, социализирующегося. Соответственно, предметом стандартизации и здесь являются:
Результаты образования на каждой ступени развития.
Также программа по черчению направлена на развитие речевого ощущения, различение и опознавание знакомого материала и восприятие незнакомого материала, т.е. на развитие речевого слуха.
Концепция и актуальность.
Концептуальной проблемой обучения детей с нарушенным слухом является их социальная адаптация. Достаточно свободное использование неслышащими учащимися устной речи в её коммуникативной функции содействует достижению ими более полноценного социального статуса.
Коррекционные цели.
Целью обучения у неслышащих детей является развитие у них речевого слуха, т.е. формирование способности воспринимать речь на слух и на основе этого, формирование навыков внятной устной речи. Большинство глухих детей располагают определенным неиспользованным слуховым резервом, который реализуется в результате систематической работы по развитию слухового восприятия. Этот резерв служит основой для развития речевого слуха, слухо-зрительного восприятия и формирования навыков внятной устной речи.
При этом необходимо иметь в виду, что ребенок, непрошедший дошкольной подготовки, поступает в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью. Поэтому решение актуальной важнейшей задачи сурдопедагогики – обучение детей с недостатками слуха словесной речи содержит в себе много проблем.
Значение:
Важнейшее значение для становления и развития устной речи неслышащих детей имеет активизация их устной коммуникации в различных сферах общественной жизни, в семье (общение со слышащими родственниками, друзьями, медицинскими работниками, интегрированные занятия в системе дополнительного образования). В связи с этим тематика рабочей программы, как по развитию слухового восприятия, так и по формированию произношения включает в себя коммуникативные навыки, которые учащиеся осваивают на протяжении всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения.
Реализация системы работы по обучению школьников слуховому и слухозрительному восприятию устной речи, произношению с использованием рабочих программ дифференцированного подхода – необходимое условие их речевого развития, способствующее формированию коммуникативной и социальной компетенции, что имеет важное значение для становления личности и для ее успешной социальной адаптации.
Цели и задачи изучения курса черчения в 8 - 9 классах является
обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности;
всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений; качеств мышления,
развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;
развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики;
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;
ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
научить пользоваться учебными и справочными материалами.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 68 часов из расчета 1 час в неделю с 8 по 9 класс (34 часа для 8 класса и 34 часа для 9 класса
обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
научить пользоваться учебными и справочными материалами.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 68 часов из расчета 1 час в неделю с 8 по 9 класс (34 часа для 8 класса и 34 часа для 9 класса Тематическое распределение часов по черчению
ТЕМЫ
| Количество учебных часов по классам
|
| 8
| 9
| Вбедение д предмет
| 2
| —
| Правила оформления чертежей
| 10
|
| Геометрические построения
| 4
|
| Способы проецирования
| 11
| —
| Чтение и выполнение чертежей деталей
| 7
| —
| Обобщение сведений о способах проецирования
| —
| 2
| Сечения и разрезы
| —
| 18
| Сборочные чертежи
| —
| 10
| Чтение строительных чертежей
| —
| 2
| Контрольная работа
| —
| 2
| итого
| 34
| 34
| . СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 класс
(1 час):
значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе;
инструмента, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Правила оформления чертежей (10 часов):
понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);
линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;
сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;
применение и обозначение масштаба;
некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;
понятие о симметрии. Виды симметрии.
Геометрические построения (4 часа):
деление углов на равные части;
деление отрезков на равные части;
сопряжение;
выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.
Способы проецирования (11 часов):
проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
прямоугольные проекции;
выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций; _
расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;
• косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая . проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;
• аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала;
• понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения; Чтение и выполнение чертежей деталей. (7 часов):
анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел;
нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;
нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел;
анализ графического состава изображений;
чтение чертежей детали;
решение графических задач, в том числе творческих.
9 класс
Обобщение сведений о способах проецирования (2 часа).
Сечения и разрезы (18 часов):
сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;
разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов;
применение разрезов в аксонометрических проекциях;
определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах; Выбор главного изображения;
чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;
решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи (10 часов):
• общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение
" резьбовых соединений;
работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей;
выполнение чертежей резьбовых соединений; ,
4
обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения;
изображения на сборочных чертежах;
некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах;
чтение сборочных чертежей. Деталирование;
выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Строительные чертежи (2 часа):
понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах;
условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования;
чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа (2 часа)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ
8 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
правила оформления чертежа;
приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
последовательность построения чертежа;
• основные правила нанесения размеров на чертеже. Учащиеся должны уметь:
рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.
9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
типовые соединения деталей: разъемные и неразъемные;
условности изображения и обозначения резьбы;
правила оформления сборочного чертежа;
некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах. Учащиеся должны уметь:
выполнять необходимые разрезы и сечения на чертежах;
правильно выбирать главное изображение и количество изображений на чертеже;
выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;
читать и деталировать несложные сборочные чертежи;
анализировать форму детали по сборочному чертежу;
-читать несложные строительные чертежи;
пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой, учебником;
применять полученные знания при выполнении графических и практических работ. ,.
Список учебно-методической литературы
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение : Учеб. для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Астрель, 2006.
Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса . -М.: Просвещение, 1988.
Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение : Учеб. Пособие. - М..: Владос, 1999
Владимиров Я.В., Гудилина СИ., Катханова Ю.Ф. тетрадь с печатной основой по черчению : 7 кл.: Учеб. Материалы для самостоятельной работы учащихся. -М.: Школа-Пресс, 1996.
Воротников И.А. Занимательное черчение . - М.: Просвещение, 1990.
Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение : 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
Карточки-задания по черчению : 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2000.
Осокина Н.П. Рабочая тетрадь по черчению . - Мурманское издательско-полиграфическое предприятие «Север», 2000.
Ю.Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Рабочая тетрадь по
черчению . - М.: Вентана-граф, 2007. 11.Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А.
Альхименок и др. - М.: Просвещение, 1999.
7
Приложение к рабочей программе
|