Скачать 176.5 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 337 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА «Принято» «Утверждено» Решением педсовета Директором ГБОУ Протокол педсовета № 1 школы № 337 От 29.08.2013 года ___________О.В. Макаренко Председатель педсовета О.В. Макаренко от 30.08.2013 года _____________________ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования Черчение Возраст обучающихся 13-14 лет Срок реализации 1 год Педагог дополнительного образования Семин Борис Михайлович Санкт – Петербург 2013 Пояснительная записка. Настоящая программа кружка по черчению для 8 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ. Приоритетной целью дополнительного образования по черчению является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Основная задача кружка по черчению – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика. В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем. Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Огромную роль в обучении учащихся играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на занятиях черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме. Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах. Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений. Новизна данной программы состоит в том, чтобы с целью помочь учащимся лучше освоиться в системе высшего образования и современного производства в программу по черчению вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного мышления. Основные положения
Цели и задачи. Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием. Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач: образовательные - ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД; - научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета; - научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам; - сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования; - формировать умение применять графические знания в новых ситуациях; развивающие - развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся. - научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами. Воспитательные -воспитание у учащихся интереса к предмету, добросовестного отношения к труду и аккуратности в выполнении графических работ. -прививать культуру графического труда. -формирование эстетического вкуса учащихся. Срок реализации программы. Программа рассчитана на один год. Занятия группы проходят 1 раз в неделю по 2 ч., в соответствии с нормами СаНПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования. Формы и режим занятий. Форма организации занятий групповая и индивидуально-групповая. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Ожидаемые результаты. По образовательному компоненту программы: - ознакомится с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД; - научатся выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета; - научится читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам; - сформируются знания об основных способах проецирования; - сформируется умение применять графические знания в новых ситуациях; По развивающему компоненту программы: - разовьется образно - пространственное мышление, умение самостоятельного подхода к решению различных задач: конструкторских, технических. - научатся самостоятельно пользоваться учебными материалами. По воспитательному компоненту программы: -воспитается интерес к предмету, добросовестное отношение к труду и аккуратность в выполнении графических работ. -привьется культура графического труда. -сформируется эстетический вкус учащихся. Способы определения результативности. - Педагогическое наблюдение. - Тестирование, зачёты, взаимозачёты, опросы, выполнение учащимися диагностических заданий. - Ведение зачетных книжек. Формы подведения итогов. - Защита проекта. Учебно-тематический план
Содержание образовательной программы.Раздел 1. Теория: История развития чертежа. Инструменты, материалы и принадлежности для черчения. Понятие о государственных стандартах. Основные правила оформления чертежа. Формат, рамка, основная надпись чертежа. Организация рабочего места и техника безопасности. Назначение чертежного шрифта. Строение шрифта. Прописные и строчные буквы. Конструкция цифр. Название основных линий чертежа. Назначение линий чертежа. Правила выполнения. Деление углов и окружностей на равные части. Размерные и выносные. Стрелки, размерные числа. Знаки диаметра и радиуса. Масштаб. Практика: Выполнение рамки и основной надписи, чертежного шрифта, линий, чисел и знаков, деление углов и окружностей. Раздел 2. Теория: Общие сведения о проецировании. Центральное, параллельное проецирование. Проецирование на одну плоскость. Выполнение чертежа плоской детали. Нанесение размеров. Основные плоскости проекций. Принцип проецирования на две плоскости. Расположение видов на чертеже. Основные три плоскости проекций. Принцип проецирования на три плоскости проекций. Построение трех видов предмета. Определение проекций граней и ребер предмета. Нахождение проекций точек на поверхности предмета. Особенности нанесения размеров на чертеже. Практика: Выполнение чертежей на одну, две и три плоскости, определение проекций граней и ребер, нахождение проекций точек на поверхности. Раздел 3. Теория: Композиция чертежа. Выполнение трех видов детали по её наглядному изображению. Определение и построение недостающих линий чертежа. Нанесение размеров. Практика: Выполнение чертежа детали по её наглядному изображению. Раздел 4. Теория: Прямоугольная изометрическая проекция. Построение осей изометрической проекции. Выполнение изометрической проекции многоугольников, призм и пирамид. Построение прямоугольника и параллелепипеда в изометрической проекции. Построение изометрической проекции плоскогранной детали по её ортогональному чертежу. Изометрическая проекция окружности в горизонтальной, фронтальной и профильной плоскостях. Построение разверток цилиндра, конуса, шестиугольной призмы и четырехугольной пирамиды. Изготовление из разверток геометрических тел. Построение ортогонального чертежа группы геометрических тел. Выполнение изометрической проекции группы геометрический тел. Назначение технического рисунка. Определение. Особенности выполнения технического рисунка. Выполнение технического рисунка по модели детали. Назначение эскизов. Определение эскизов. Порядок их выполнения Выполнение эскиза детали по её модели. Практика: Выполнение изометрической проекции многоугольников, призм и пирамид, окружности, изготовление из разверток геометрических тел, выполнение изометрической проекции группы геометрических тел, выполнение технического рисунка и эскиза детали по её модели. Раздел 5. Теория: Расчленение детали на простые геометрические тела. Определение названий геометрических тел по их наглядному изображению. Практика: Определение названий геометрических тел по их наглядному изображению, чтение чертежа, выполнение чертежа детали в одной проекции с применением знаков условного обозначения. Раздел 6. Теория: Общие сведения о сечениях. Определение и назначение сечений. Сечение как способ выявления поперечной формы предмета. Наложенное сечение. Особенности изображений и обозначений вынесенных сечений. Определение формы сечений по наглядному изображению предмета. Анализ геометрической формы предметов. Определение, выполнение и обозначение вынесенных сечений по главному виду детали. Определение, назначение и принцип получения разрезов. Особенности разрезов. Различие между разрезом и сечением. Правила выполнения разрезов. Место расположения простых разрезов. Правила соединения половины вида и половины разреза. Определение тонких стенок и рёбер жесткости. Особенности заполнения тонких стенок и рёбер жёсткости в разрезе. Принцип построения разреза в изометрической проекции. Штриховка на разрезе в изометрической проекции. Практика: Анализ геометрической формы предметов, определение и выполнение сечений по главному виду детали, определение и выполнение разрезов, выполнение чертежа с половиной вида и половиной разреза, выполнение разреза детали в изометрической проекции. Раздел 7. Теория: Кривые линии, плоские и пространственные. Спирали, овалы, эллипсы. Гипербола и парабола. Циклоидальные кривые и эвольвента окружности. Способы построения. Практика: Построение спирали, овала, эллипса, гиперболы, параболы. Раздел 8. Теория: Уклоны и конусности. Определение и назначение сопряжения. Виды сопряжений. Принцип выполнения сопряжений. Радиус, центр и точки сопряжения. Сопряжение дуги окружности с прямой. Сопряжение двух дуг окружностей с прямой. Сопряжение окружностей дугой окружности. Способы построения. Практика: Выполнение сопряжений, выполнение рабочего чертежа детали с элементами сопряжений. Раздел 9. Теория: Определение и назначение сборочного чертежа. Условности и упрощения сборочного чертежа. Определение размеров по сборочному чертежу. -Особенности простановки позиций на сборочном чертеже. Определение и назначение спецификации. Особенности выполнения и заполнения спецификации. Порядок чтения сборочного чертежа. Чтение сборочного чертежа. Общие сведения о соединениях деталей. Виды соединения деталей. Разъёмные и неразъёмные соединения. Стандартные детали. Взаимозаменяемость. Особенности штифтового и шпоночного соединений. Метрическая резьба. Изображение и обозначение резьбы. Болтовое и шпилечное соединения. Назначение и определение деталирования. Порядок деталирования. Рабочий и сборочный чертежи, их сходство и различие. Чтение сборочного чертежа и выполнение его деталирования. Практика: Чтение сборочного чертежа и выполнение его деталирования, выполнение чертежа шпильки и болта, Раздел 10. Теория: Основные особенности строительных чертежей. Изображения на строительных чертежах. Масштабы строительных чертежей. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей. Чтение строительных чертежей. Практика: Чтение строительных чертежей. Раздел 11. Подведение итогов: Защита проекта. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Обязательный минимум графических и практических работ (Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.) 1.Линии чертежа. 2.Чертеж «плоской» детали. 3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений). 4.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.). 5.Построение третьей проекции по двум данным. 6.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета). 7.Устное чтение чертежей. 8. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета). 9. Эскизы деталей с включением элементов конструирования. 10. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры). 11. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза. 12. Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали). 13. Устное чтение чертежей. 14. Чертёж геометрического тела пересечённого плоскостью. 15. Чертёж развёртки геометрического тела пересечённого плоскостью. 16. Построение аксонометрической проекции геометрического тела пересечённого плоскостью. 17. Эскиз с натуры (с применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений). 18.Чертеж резьбового соединения. 19.Чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1—2 деталей). 20.Деталирование (выполняются чертежи 1—2 деталей). 21. Решение творческих задач с элементами конструирования. 22. Чтение строительных чертежей (с использованием справочных материалов). 23. Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу (контрольная работа). Материально-техническое обеспечение.
4.Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения: - Готовальня школьная или циркуль. - Угольники с углами 300, 600, 900; 450, 450, 900. - Транспортир. - Линейка. - Карандаши простые марки Т, ТМ, М. - Ластик - Тетрадь в клетку. - Формат А4. ЛИТЕРАТУРА Для учителя:
Для учащихся:
|
Ботвинников А. Д. Черчение: / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский Программы общеобразовательных учреждений 7-11 классы. М. Просвещение. 2010 г. Программа расчитана на 36 часов (1 час в неделю). Рабочая... | Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение: Учебник для 7-8 кл Вышнепольский, В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. М.: Просвещение, 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,... | ||
Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №849 | Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение Вышнепольский, В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия). Программа реализуется в адресованном... | Ботвинников А. Д. и др. Черчение: учебник для общеобразовательных... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных... | ||
Рабочая программа по черчению Ступень обучения (класс) ... | Рабочая программа по черчению 7-8 классы Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и федеральной программы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая программа по черчению создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Рабочая учебная программа по черчению составлена на 34 часа, 1 учебный... Ботвинников А. Д., Вышнепольский И. С, Гервер В. А., Селиверстов М. М. Издательство Просвещение. М. 2006г | ||
Экзаменационные билеты по черчению включают в себя 12 билетов, в... В них вошли вопросы содержания, освещаемые в школьных учебниках, которыми мы пользуемся: Ботвинников А. Д. «Черчение» 8-9класс | Рабочая программа учебного предмета «Черчение» Вышнепольский, В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,... | ||
Пояснительная записка программа для оу Учебник для общеобразовательных учреждений А. А. Павлова, Е. И. Корзинова «Технология. Черчение и графика» 8-9 классы. – 3-е изд.,... | За курс 11 класса Основной учебник Виноградов В. Н. Борьба России за выход к Чёрному морю в XVIII-XIX вв. // Преподавание истории в школе. 2005. № С. 2-6 | ||
Рабочая программа учебного курса «Черчение» Составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по программе... | Программа «Графика и черчение» 7-9 классы Пояснительная записка Общеобразовательный предмет «Черчение» постоянно претерпевает изменения, которые определены социальными процессами, происходящими... |