Скачать 296.55 Kb.
|
Департамент образования Администрации города Ноябрьска муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа микрорайона Вынгапуровский» муниципального образования город Ноябрьск
Рабочая программа по курсу черчение для 9 класса 1 час в неделю (34 ч) (базовый уровень) Автор-составитель: учитель Грибанова Райна Фиркатовна 2013 - 2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по черчению разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология»./. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых и методических материалов./ Авторы-составители: Васильева Т. Б., Иванова И. Н. – М.: Вентана-Граф, 2007. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия). Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике: Ботвинников А. Д. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ботвинников А. Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: АСТ: Астрель, 2008. С целью обеспечения реализации государственного стандарта на основе компетентностного подхода, развития пространственного представления, имеющего важное значение в производственной деятельности, а также преемственности непрерывного образования в учебный план образовательного учреждения (компонент ОУ) введен учебный предмет «Черчение» в объеме 34 часов в год (1 часа в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение 7 графических работ и 7 практических работ. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данной ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по технологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Цель и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности. Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах:
Новизна рабочей программы в том, что в ней предусмотрены внедрения современных методов обучения и педагогических технологий на персональном компьютере по разделу «Прикладная графика», использования разнообразных форм организации учебного процесса. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой. Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) Формы контроля уровня обученности
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Критерии и система оценки графической работы
Критерии оценивания теста: От 80-100% правильных ответов – «5» От 70-80% правильных ответов – «4» От 50-70% правильных ответов – «3» Ниже 50% правильных ответов – «2». Критерии и система оценки практических работ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Знать и понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Что включает в себя ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т.п. Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы карандашом, тушью, рейсфедером, циркулем и другими инструментами и принадлежностями. Данная программа учитывает психолого-педагогические особенности и поведенческие навыки учащихся 9-х классов. Учащиеся 9а класса с сильными учебными возможностями. Ребята в классе работоспособны, проявляют интерес к урокам ИЗО, активны, инициативны, доброжелательны друг к другу. Критические замечания со стороны старших класс принимает и стремится их осмыслить и исправить недостатки. Учащиеся умеют организоваться для выполнения коллективных работ, сами распределяют между собой работу. Психологический климат 9б класса можно расценивать как инертный. Ребята не стремятся помочь друг другу, в совместных делах не всегда проявляют организованность и взаимопомощь. Далеко не всегда все доброжелательно относятся друг к другу, классу не хватает сплочённости. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом, но есть и дети, которым свойственны пассивность и леность: Литовкин Павел, Самойлов Максим, Усков Дмитрий, Акберов Сабир и Эльнур. 9в класс со средними и слабыми учебными возможностями. Низкий уровень работоспособности, не активны. Большинство учащихся не выполняет домашние задания, не приносят учебные принадлежности. На уроках не проявляют организованности и взаимопомощи друг к другу, недоброжелательны. Есть ученики, у которых много пропусков уроков, так как ведут активный образ жизни - соревнования, участие в различных турнирах: ГашинскийА., Морозов Е., есть ученик, у которого частые пропуски без уважительной причины: Шерлыгин А. В классе также есть ученики с очень слабым здоровьем, которые часто пропускают уроки по причине болезни: Алиева Ш, Гагарин Ю. Учебно-тематический план по черчению 9 а, б, в классы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Черчение и графика (34 ч) Техника выполнения чертежей и правила их оформления (4 ч) Основные теоретические сведения Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема. Диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий. Практические работы Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов, Оформление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линий чертежа. Варианты объектов труда Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа. Геометрические построения (2 ч) Основные теоретические сведения Графические способы решения геометрических задач на плоскости. Практические работы Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения. Варианты объектов труда Изображения различных вариантов геометрических построений. Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (10 ч) Основные теоретические сведения Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Метод проецирования. У Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции/ Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. 'Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения. Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений. Практические работы Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций. Нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры. Чтение простой электрической и кинематической схемы. Варианты объектов труда Чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы. Сечения и разрезы (4 ч) Основные теоретические сведения Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях. Практические работы Вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами. Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции. Варианты объектов труда Модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами. Сборочные чертежи (10 ч) Основные теоретические сведения Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей. Практические работы Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей. Выполнение деталировки сборочного чертежа изделия. Варианты объектов труда Сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей. Чертежи деталей сборочных единиц. Модели соединений деталей. Изделия из 5-6 деталей, Прикладная графика (4 ч) Основные теоретические сведения Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения. Использование ПЭВМ для выполнения графических работ. Практические работы Чтение информации, представленной графическими средствами. Построение графиков, диаграмм но предложенным данным. Разработка эскиза логотипа или товарного знака. Использование прикладных пакетов программ для графических работ*. Варианты объектов труда Образцы графической информации. Графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
Перечисленные работы выполняются в рабочих тетрадях или на бумаге в клетку. Типы графических работ изображений. Рисунок, технический рисунок, пиктограмма, диаграмма, проекция, вид, разрез, сечение, план, схемы. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Для учителя:
Для учащихся:
Дополнительная литература для учителя:
Дополнительная литература для учащихся:
Технические средства. Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, DVD, интерактивная доска Smart Bord. Учебно-практическое оборудование. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала. Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов: http://limonin.ucoz.ru/index/0-10 http://wiki.kem-edu.ru/index.php5 http://www.cherchenie.com/ http://tehnologi.su/dir/27 Приложение Тесты по черчению (текущий, рубежный, итоговый) Класс:9 (текущий контроль) Тема: Техника выполнения чертежей и правила их оформления 1. Линия основная сплошная толстая предназначена для вычерчивания линий
2. Штрих пунктирная тонкая линия предназначена для вычерчивания линий
3. Номером шрифта называется
4. Масштаб - это расстояние между точками на плоскости
5. Буквой R обозначается
ТЕСТЫ «ОРТОГОНАЛЬНОЕ ПРОЕЦИРОВАНИЕ» 1. Проецировать всегда необходимо: а) на одну плоскость; б) на две плоскости; в) на три плоскости; г) все зависит от особенности строения детали 2. Назовите плоскость Y: а) профильная; б) горизонтальная; в) фронтальная. 3. Главным видом принято считать: а) вид сбоку; б) вид спереди; в) вид сверху. 4.Вид сбоку выполняется на чертеже: а) с левой стороны от вида спереди; б) с правой стороны от вида спереди; в) рядом с видом сверху. 4. Виды на чертеже располагаются: а) свободно без правил; б) в проекционной связи; в) когда как, все зависит от размера листа Тема: Сечения и разрезы 1. Разрез - это
2. Разрез по плоскости симметрии
3. Аксонометрическая проекция (прямоугольная изометрическая) выполняется в осях, расположенных под углами
4. К сложным разрезам относятся
5. Масштаб - это расстояние между точками на плоскости
Тема: Способы проецирования 1. Проекцией точки на плоскости называется
2. Проецирующая прямая - это
3. Центральным проецированием называется проецирование, при котором
4. Прямоугольное проецирование - это одна из разновидностей
5. За основное проецирование принято
Тема: Прямоугольное проецирование 1. Предмет имеет
2. На чертеже все проекции выполняются
3. На профильной плоскости изображается
4. Изображение отдельного ограниченного места поверхности предмета называется
5. Невидимый контур детали на чертеже выполняется
Тест по теме «Сечения» (рубежный контроль) 1.Контур вынесенного сечения обводят: а) сплошной основной линией; б) сплошной тонкой линией. 2. Фигуру сечения выделяют: а) наклонной тонкой линией под углом 45 градусов; б) сетчатой штриховкой. 3. Секущая плоскость обозначается разомкнутой линией. При этом длина штриха равна: а) 5 – 7 мм; б) 8 – 12 мм. 4. Направление взгляда и соответствующее сечение указывают: а) прописными буквами латинского алфавита; б) прописными буквами русского алфавита. 5. Сечение по расположению на чертеже разделяются на:
6. Если вынесенное сечение симметрично и расположено на продолжении линии сечения, то стрелки и буквы: а) наносят; б) не наносят; наложенное сечение: в) обозначают; г) не обозначают. Ключ:1-а; 2-а; 3-б; 4-б; 5-а, б; 6-б, г. Тест по теме «Соединения» (текущий контроль) 1. Выбрать верное утверждение. Резьба – это: а) поверхность, образованная при винтовом движении плоской фигуры по цилиндрической поверхности; б) деталь, образованная одинаковыми по форме и размерами винтовыми выступами и канавками; в) поверхность, образованная одинаковыми по форме и размерами винтовыми выступами и канавками. 2. Профиль резьбы бывает: а) плоский; б) линейный; в) прямоугольный; г) треугольный; д) круглый; е) трапецеидальный; г) упорный. 3. Метрическая резьба с наружным диаметром 16мм и крупным шагом 2 мм обозначается так: а) Tr 16 х 2; б) М16 в) М16 х 2 4. Болтовое соединение используют в следующем случае: а) для соединения двух массивных деталей; б) для соединения тонкой и массивной детали; в) для соединения двух относительно тонких деталей. 5. В болтовой комплект входят: а) соединяемые детали, болт, гайка, шайба; б) болт, гайка, шайба; в) соединяемые детали. 6. Рабочая длина болта – это: а) длина всего болта; б) длина стяжного конца болта; в) длина болта без головки. |