План-конспект проведения дискуссии в рамках Декады социальных педагогов
для учащихся 8-9-х классов
«Права человека».
Цели мероприятия:
1. Формирование правовых знаний, закрепление и совершенствование познаний учащихся в области прав несовершеннолетних.
2. Развитие умения практического переноса теоретических знаний на конкретные жизненные ситуации, формирование способа поведения в критических ситуациях.
3. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в области правовых знаний.
Участники игры 8-9 класс:
«Орлы справедливости» «Спартак» Девиз: «Наш девиз – не унывать, четко, твердо право знать!»
Девиз : «В атаку, «Спартак», , вперед! Мы вместе, а значит, победа нас ждет!»
Оборудование:
1. Задание «Соотнеси понятие».
2. Тестовый материал для команд.
3. Аудиозапись с фрагментами голосов.
4. Эмблемы команд, распечатка для жюри.
Методическая литература:
1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию, 5 – 9 классы», М., «Вако», 2006 год.
2. Гордеева В.В. «Правовое воспитание, 9 – 11 классы. Разработки организационно-деятельностных игр», Волгоград «Учитель», 2007 г.
1.Вступительное слово. Сегодня вы, ребята, выступите в роли сыщиков, экспертов, криминалистов – одним словом, в роли знатоков права. Но самое главное – вы должны определить, как необходимо вести себя в правовом поле взрослых, чтобы не допускать правонарушений и не преступать границ. Правовые знания, закрепленные сегодня, помогут вам выработать способы поведения в конкретных жизненных ситуациях.
2. Представление команд.
3. «Соотнеси понятие». Конечно, настоящим юристам не обойтись без прочных теоретических знаний. Начнем наш конкурс с самого серьезного задания: в течение 3 минут командам необходимо соотнести понятия, изучаемые в курсе обществознания 8 класса, с их содержанием.
( работа команд с письменным заданием). Соотнесите понятие и содержание:
1.
| общество
| В
| А. Семейный союз мужчины и женщины, который определяет взаимные права и обязанности.
| 2.
| социум
| Д
| Б. Основной закон государства.
| 3.
| этнос
| Ж
| В. Способ организации жизни людей.
| 4.
| брак
| А
| Г. Ущемление в правах отдельных лиц или группы лиц по национальному, расовому, половому либо иному признаку.
| 5.
| геноцид
| Е
| Д. Латинская форма слова «общество».
| 6.
| расизм
| З
| Е. Уничтожение большой группы людей по национальным, религиозным, политическим мотивам.
| 7.
| декларация
| И
| Ж. Греческая форма слова «народ».
| 8.
| конвенция
| К
| З. Теория о превосходстве своей расы над другими.
| 9.
| конституция
| Б
| И. Документ, не имеющий обязательной силы, в котором провозглашаются основные принципы.
| 10.
| дискриминация
| Г
| К. Международное соглашение по важному социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
| 4. Разминка для болельщиков. «Криминалистические загадки» - это прекрасная гимнастика для ума любого знатока права! Эти предметы и описания принадлежат знаменитым сыщикам, а также литературным и киногероям. Поскольку сегодня вы являетесь коллегами, в течение 1 минуты определите, кому именно:
- трость, трубка, скрипка, лупа (Шерлок Холмс);
- котелок, жилет, трость, усики (Эркюль Пуаро);
- планшет, фуражка (Анискин);
- современный литературный и киногерой. Его «отец» – Борис Акунин. Он – сотрудник тайной полиции, участник всех загадочных событий в Российской империи начала 20 века, знаток техники ниндзя ( Эраст Петрович Фандорин).
- Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за «Черной кошкой». Считал, что вор должен сидеть в тюрьме (Глеб Жеглов).
- Он самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой знаменитый номер, а любое препятствие для него – пустяк (Джеймс Бонд).
- Он отважный полицейский. Его партнер – человек. Он – породистый пес (Комиссар Рекс).
- Он – герой, защитник будущего. Он необычный персонаж. Он – мутант (черепашка-ниндзя).
- Он – круглобокий. Его очень любят дети. Он ушел от бабушки (колобок).
- Во всех русских народных сказках он борется со злом, при этом иногда нарушает права сказочных злодеев. Свой недюжинный ум маскирует нелестным прозвищем… (Иванушка-Дурачок).
4. Правовые ситуации.
По новой программе правового образования юридические тонкости предлагаемых жизненных ситуаций может четко разобрать даже шестиклассник. Но знания закона необходимы в любом возрасте, независимо от школьной программы. Поэтому сейчас мы совместно, опираясь на ваш жизненный опыт и уже приобретенные знания, попытаемся проанализировать точки зрения права и морали каждую конкретную ситуацию (в процессе обсуждения по каждому случаю ведется многоплановая, разносторонняя беседа; в этом и заключается дидактическая цель).
а) 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
(Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.173 КЗОТ.)
б) 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается, имеет немалый доход. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?
(С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.27 ГК. Дети с 6 до 14 лет могут совершать только мелкие сделки – без денег. Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст. 28 ГК.)
в) 3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть? (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления – с 14 лет. Ст.105 УПК. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.)
г) Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Подумаешь! Мне все равно ничего не будет!». Прав ли он? (Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины ко всем администрация вправе применить следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.)
д) На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать?
(Это расценивается как мелкое хулиганство, ст.158 АК., за которое предусмотрен штраф в размере до одного МРОТ; при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН)
е) Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?
(Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления, ст.31 УПК.)
5. Работа с тестом «Мы и закон». (раздается каждой команде). Жюри начисляет баллы за каждый правильный ответ.
Тестовый материал.
1. Что такое закон?
а) документ, регулирующий взаимоотношения людей;
б) общепринятые нормы, обязательные для исполнения;
в) наказание за преступление.
2. В чем цель наказания?
а) посадить человека в тюрьму;
б) предотвратить новые нарушения закона;
в) наградить правонарушителей.
3. Правонарушение – это...
а) нарушение закона;
б) нарушение распорядка дня;
в) нарушение режима питания.
4. Ребенок имеет право на...
а) жизнь;
б) общение с родителями;
в) на защиту от голода и болезней.
5. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
а) с 18 лет; б) с 7 лет; в) с 20 лет.
6. Что обязан сделать милиционер при задержании несовершеннолетнего?
а) сообщить начальству;
б) сообщить родителям;
в) сообщить классному руководителю.
7. Что такое дееспособность?
а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия;
б) способность иметь права и обязанности;
в) так по-другому называется право на труд.
8. Спор с родителями – это...
а) возможность выразить свое мнение;
б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;
в) желание доказать другим свою правоту.
6. «Твой правовой выбор» (задания для болельщиков). Можно хорошо знать теоретически, что такое хорошо и что такое плохо. Но зачастую жизнь ставит нас в очень непростые ситуации, когда очень важен выбор самого человека. Помните наш разговор о свободе и ответственности? О том, что ежедневно, ежечасно человек делает свой выбор и обязан сам нести за него ответственность? Как, не нарушая закон, правильно поступить в подобных ситуациях:
1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать на озеро. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Вот-вот дело перерастет в драку. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов…
2. Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы попасть на рок-концерт. Вам хочется попасть на концерт, вы боитесь обидеть отказом своих друзей, но прогуливать нельзя: положение в школе и дома и так уже серьезное…
7.«Аудиокриминалистика». Работа со звуковым материалом – важная составляющая труда современных сыщиков. Иногда достаточно проанализировать несколько звуков, чтобы раскрыть громкое преступление! Ваша задача – определить, чей голос звучит на пленке.
8. «Словесный портрет». Только что вы по описанию определили знаменитых персонажей. А сейчас вам предстоит самим составить словесный портрет любого человека, присутствующего здесь. Команде соперников предстоит отгадать, о ком идет речь.
9. «Внимание и наблюдательность». Они являются основой профессии любого детектива и правоведа. Конкурсы:
1. «Зрительный ряд» (10 предметов – запомнить расположение, поменять местами).
2. «5 вопросов» - на наблюдательность (о школе, одежде, цветах…)
Пока идет работа над последним заданием, жюри подводит итоги.
10. Анализ мероприятия, подведение итогов игры. Награждение.
№
| Название конкурса
| Кол-во баллов за ответ
| Максимальное кол-во баллов за конкурс
|
|
| 1.
| Эмблема, название
|
| 3
|
|
| 2.
| «Соотнеси понятие»
| 1
| 10
|
|
| 3.
| Конкурс болельщиков (загадки)
| 1
| 5
|
|
| 4.
| Правовые ситуации
| 1
| 3
|
|
| 5.
| Тест «Мы и закон»
| 1
| 8
|
|
| 6.
| К-с болельщиков « Твой правовой выбор»
| 3
| 3
|
|
| 7.
| Аудиокриминалистика
| 1
|
|
|
| 8.
| Словесный портрет
| 1
| 1
|
|
| 9.
| «Зрительный ряд»
| 3
| 3
|
|
| 10.
| «5 вопросов»
| 5
| 5
|
|
| 11.
| ИТОГ:
|
|
|
|
| Памятка для жюри.
№
| Название конкурса
| Кол-во баллов за ответ
| Максимальное кол-во баллов за конкурс
|
|
| 1.
| Эмблема, название
|
| 3
|
|
| 2.
| «Соотнеси понятие»
| 1
| 10
|
|
| 3.
| Конкурс болельщиков (загадки)
| 1
| 5
|
|
| 4.
| Правовые ситуации
| 1
| 3
|
|
| 5.
| Тест «Мы и закон»
| 1
| 8
|
|
| 6.
| К-с болельщиков « Твой правовой выбор»
| 3
| 3
|
|
| 7.
| Аудиокриминалистика
| 1
|
|
|
| 8.
| Словесный портрет
| 1
| 1
|
|
| 9.
| «Зрительный ряд»
| 3
| 3
|
|
| 10.
| «5 вопросов»
| 5
| 5
|
|
| 11.
| ИТОГ:
|
|
|
|
| Памятка для жюри.
№
| Название конкурса
| Кол-во баллов за ответ
| Максимальное кол-во баллов за конкурс
|
|
| 1.
| Эмблема, название
|
| 3
|
|
| 2.
| «Соотнеси понятие»
| 1
| 10
|
|
| 3.
| Конкурс болельщиков (загадки)
| 1
| 5
|
|
| 4.
| Правовые ситуации
| 1
| 3
|
|
| 5.
| Тест «Мы и закон»
| 1
| 8
|
|
| 6.
| К-с болельщиков « Твой правовой выбор»
| 3
| 3
|
|
| 7.
| Аудиокриминалистика
| 1
|
|
|
| 8.
| Словесный портрет
| 1
| 1
|
|
| 9.
| «Зрительный ряд»
| 3
| 3
|
|
| 10.
| «5 вопросов»
| 5
| 5
|
|
| 11.
| ИТОГ:
|
|
|
|
| |