Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Приволжска
Рассмотрено
Руководитель МО
__________/Зобнина Т.А.
Протокол № 1 от
«28» августа 2013г.
| Согласовано
Заместитель директора по УР
МКОУ СОШ №1
_________/Волгина С.Б.
«28» августа 2013г.
| Утверждаю
Директор МКОУ СОШ №1
____________/ Горлатенко В.Г.
Приказ № 78
от 01.09.2013
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: обществознанию 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Цели курса:
— создание условий для социализации личности; — формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования; — формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; — содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Рабочая программа составлена к учебникам:
Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 2009.
Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М.: Просвещение, 2009.
Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой.— М.: Просвещение, 2010.
Обществознание. 9класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой.— М.: Просвещение, 2011.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Человек и другие люди
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт
Тема 2. Человек и закон
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика
Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид
Контроля
измерители
| Д.З.
| Дата проведения План Факт
| 1-2
| Введение.
Что значит жить по
правилам?
| 2
| Урок изучения
нового
Комбини-
рованный
| Знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции,этикет, манеры. Давать оценку поведения с т.зр. социальных норм. Значение социальных норм. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил.
| Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, самостоятельно составлять тексты простейших правовых документов.
| Работа в группах по заданиям. Составление и защита правил и норм поведения в предложенных ситуациях.
| Параграф
1
|
| 3-4
| Права и обязанности граждан
| 2
| Комбиниро-
рованный
| Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита.
| Знать:
-основные положения урока;
-термины: права человека, гражданские права, политические права
Уметь анализировать, делать выводы, приводить примеры правовых отношений
| Таблица «Гражданские и политические права»
Работа с документами, словарик темы
| П. 2
|
| 5-6
| Почему важно соблюдать законы?
| 2
| Комбини-
рованный
| Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека.
| Знать основные положения и термины раздела. Уметь анализировать. Делать выводы, высказывать свою т.зр., работать с текстом учебника, осуществлять поиск значимой информации.
| Разбор и анализ документов.
| П.3
|
| 7-8
| Защита Отечества
| 2
| Комбини-
рованный
Урок закрепления и обобщения
| Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Гражданский долг.
| Знать основные положения урока и термины: армия, патриотизм, гражданственность.
Уметь высказывать свою точку зрения, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций, понимать важность выполнения гражданского долга.
| Словарик темы, Работа в группах по заданиям.
| П. 4
|
| 9-10
| Что такое дисциплина?
| 2
| Урок изучения нового
Комбини-
рованный
| Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение.
| Знать основные положения и термины урока: дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль.
Уметь анализировать, отвечать на вопросы, давать оценку, приводить примеры, выражать собственное мнение.
| Словарик темы.
Анализ ситуаций.
| П. 5
|
| 11-12
| Виновен-отвечай
| 2
| Комбини-
рованный
| Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.
| Знать основные положения и термины: преступление, виды преступлений, кража, грабеж, соучастники.
Уметь анализировать, отвечать на вопросы, соотносить конкретный казус с видом преступлений, приводить свои примеры, работать самостоятельно.
| Работа с нормативно-правовыми документами, словарик темы, составление схемы
«Виды правонарушений»
| П.6, подборка материалов СМИ
|
| 13-14
| Правоохрани-
тельные органы
| 2
| Комбини-рованный
| Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Полиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
| Знать основные положения урока, термины: правопорядок, прокуратура, суд, полиция, ФСБ, таможня, нотариус.
Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом, приводить примеры правовых отношений и ситуаций.
| Составить схему «Структура правоохранительных органов РФ»
| П. 7
|
| 15
| Человек и закон
| 1
| Повт.-обобщ. урок
|
| Знать основные положения раздела, применять полученные знания и умения на практике.
| Поэтапная игра
«Человек и закон»
|
|
| 16-17
| Экономика и ее основные участники
| 2
| Урок изучения нового.
Комбини-
рованный
| Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
| Знать основные положения урока и термины: экономика, производство, потребление, обмен, распределение, технология, производитель, потребитель. Понимать сущность совместной деятельности людей в сфере экономики.
| Словарик темы, схема «Сферы экономики»
| П.8
Мини-сочинение
|
| 18-19
| Золотые руки работника
| 2
| Комбини-
рованный
| Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
| Знать основные положения урока и термины: квалификация, труд, зарплата, виды зарплат. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
| Схема «Факторы, влияющие на производительность труда»
| П. 9, творч. Зад. учебника
|
| 20-21
| Производство, затраты, выручка, прибыль.
| 2
| Комбиниро-
ванный
| Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
| Знать основные положения и терминологию урока., уметь решать экономические задачи
| Словарик темы, решение экономических задач
| П. 10
|
| 22-23
| Виды и формы бизнеса
| 2
| Комбини-рованный
| Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства.
| Знать основные положения урока, термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции.
Уметь делать выводы, отвечать на вопросы, сравнивать, выявлять общие черты, самостоятельно моделировать ситуацию.
| Словарик темы, решение экономических задач.
| П. 11
|
| 24-25
| Обмен, торговля, реклама.
| 2
| Комбини-
рованный
Урок закрепле-
ния материала
| Товары и услуги. Обмен, торговля, реклама. Формы торговли
| Знать основные положения урока и термины: обмен, торговля, реклама, услуги.
Уметь анализировать, отвечать на вопросы, применять знания на практике, самостоятельно моделировать заданную ситуацию.
| Моделировать заданную ситуацию, анализировать ее. Задания по группам: разработать рекламу.
| П. 12. Твор.зад. : рекламный слоган
|
| 26-27
| Деньги и их функции
| 2
| Урок
изучения
нового
Комбини-
рованный
| Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
| Знать основные положения урока. Определять понятия деньги, бартер. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, ориентироваться в типичной ситуации, осуществлять поиск нужной информации.
| Схема «Функции денег», словарик темы. Решение экономических задач на доходы предприятия.
| П. 13
Коллект. Творч. Зад. «История денег»
|
| 28-29
| Экономика семьи
| 2
| Комбини-
рованный
| Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережений граждан. Страховые услуги, их роль в домашнем хозяйстве.
| Знать основные положения урока, термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета.
Уметь решать практические задания в рамках темы.
| Расчет семейного бюджета по заданным параметрам.
| П.14
|
| 30-31
| Человек и экономика
| 2
| Урок -проект
|
| Уметь применять экономические знания на практике
| Проектирование мини-предприятия для трудоустройства учащихся. Презентация проекта.
| Мини-проект
|
| 32
| Право и экономика в жизни человека
| 1
| Урок повторения и обобщения знаний
|
|
| Решение практических заданий по курсу обществознания в 7 кл.
|
|
| 33
| Право и экономика в жизни человека.
| 1
| Урок контроля знаний
|
|
|
| Контрольное тестирование
|
| 34
| Право и экономика в жизни общества.
| 2
| Обобщение знаний
|
| Уметь анализировать собственную деятельность
| Самоанализ выполнения контрольной работы
|
|
| |