Скачать 150.9 Kb.
|
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:10 баллов. 1.1.Согласно учению Маркса борьба классов является неопределимым злом, коренящемся в самой природе общества как организма; 1.2.Согласно учению Маркса борьба классов является позитивным фактором, обеспечивающим социальный прогресс до тех пор, пока существует классовое общество. 1.3. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом; 1.4.Согласно взглядам Руссо социальная революция – единственный надежный способ преобразования общества. 1.5. В "ноосферной" модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке 1.6.Общие черты, присущие людям, позволяют применять ко всем понятие – человек. 1.7.К характерным чертам рыночной экономики относится бережное использование сырья и материалов. 1.8. Ислам – это религия, которая одновременно является мировой и монотеистической да 1.9.Для формационного подхода общественного развития характерно утверждение о приоритете духовной сферы жизни общества. 1.10. Религиозное сообщество, отвергающее ценности доминирующей культуры может быть определено как субкультура. 1
2.По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.(По 2 балла за каждую позицию, всего 8 баллов) 1.Опека, брачный договор, несовершеннолетний ребенок. - семейное право 2.Парламент, Федеральное собрание, Национальное собрание - органы законодательной власти 3.Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс философы экзистенциалисты 4. Семья, государство, производство, образование. Общественные институты 3. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации: 4 балла 2.1. Несовершеннолетний Антон устроился на работу. В отдел кадров предприятия он принес трудовую книжку, паспорт, заявление, документы воинского учета, свидетельство государственного пенсионного страхования. Можно ли оформить с Антоном трудовой договор? Ответ обоснуйте.. Нет, т.к.все несовершеннолетние должны пройти предварительный медицинский осмотр и предоставить справку. 2.2 Некоммерческая организация, целью деятельности которой является оказание помощи детям – инвалидам, заключила договор купли – продажи алкогольной продукции с целью ее последующей перепродажи. Полученную от реализации алкогольной продукции прибыль решено распределить между участниками некоммерческой организации. Могла ли некоммерческая организация заниматься такой коммерческой деятельностью? Правомерно ли решение о распределении прибыли между учредителями? Обоснуйте ответ. Не имела права, т.к. она не соответствует целям деятельности данной организации. Распределять прибыль между участниками организации не имеют права. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Внесите названия этих религий в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует. 6 баллов 1. «Когда пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить… мать девочки припрятывала ее т приберегала до тех пор, пока девочка не станет невестой. И вот тогда-то готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала ее этой нитью под всеми нарядами. Нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая как считалось особенно опасна для новой семьи.. (М. Семенова «Мы - славяне!») 2. «Я медленно пошел по коридору, разглядывая забавные картинки на дверях лабораторий, и на углу встретил домового Тихона, который рисовал и еженощно менял эти картинки. Тихон был славный серенький домовик из Рязанской области, сосланный Вием в Соловец за какую-то провинность; с кем-то он там не так поздоровался или отказался есть гадюку вареную. Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением». (А. Стругацкий, Б. Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу».) 3. - Ну ладно, ладно… - протянул господин Шлитте. – Давайте посмотрим… Ювелир взял лупу и принялся разглядывать сквозь нее украшения. Ольга едва сдержала удивленный возглас. Из глаз немца исходило нечто пучка светло-синего сияния, лупа его увеличила и словно бы расширила, так, что драгоценности оказались в конусе синего света. … Почему немец стал так уныл? Должно быть и в самом деле понял, что имеет дело с кладом, а значит не собьешь цену так, как на заведомо ворованное… (А. Бушков «Колдунья») 4. «Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко. - Возьми это семечко, Алеша, - сказал король,- пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали». (А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».) 5. Несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Согласно традиции, во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, чтосимволизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых обычно просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. (Сергей Алексеев «Мифология Славян») 6. В Путивле плачет Ярославна, Зарей, на городской стене: "Днепр мой славный! ты волнами Скалы половцев пробил; Святослав с богатырями По тебе свой бег стремил,- Не волнуй же, Днепр широкий, Быстрый ток студеных вод, Ими князь мой черноокий В Русь святую поплывет". (Иван Козлов «Плач Ярославны»)
5. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. 11 баллов. «Что же мы видим, что нас поражает? Мы видим 6 , которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. 17 , ее составляющие, существовали и раньше, но каждый из них занимал свое место – в 13 , в городе. Теперь они появились все вместе, массы внезапно стали видны. Раньше они занимали задний план сцены, теперь они вышли на авансцену. 6 – понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах 15 , мы приходим к понятию 4 массы. Всякое 16 – это 9 единство двух факторов: меньшинств и массы. Меньшинства - это 8 особого достоинства. Масса – это множество людей без особых достоинств. То, что раньше воспринималось как количество, теперь предстает перед нами как 19 , оно становится общим социальным признаком человека без 1 , безликого «общего типа». 6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.8 баллов Ответ:
7. Установите лишний элемент в каждом ряду. Свой выбор объясните. 4балла.
8. Проанализируйте приведенные факты. В них содержится информация о действии политических норм. Их типы названы в таблице. К каким типам относится каждая из описанных норм. Впишите порядковые номера в соответствующие графы таблицы.9 баллов.
9.При подготовке мультимедийной презентации по обществоведению компьютер дал сбой, и подготовленные слайды – изображения, суть философских теорий, в которых представлены философские направления XX века, оказались вперемешку в «корзине». Их необходимо систематизировать. Для этого их надо сопоставить и свести в таблицу. В первой колонке таблицы указаны философские направления XX века За каждую правильную позицию 1 балл, всего 8 баллов.
10.Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. максимальное количество 8 баллов Юридические факты, проступок, правомерное, преступление, событие, действие, неправомерное, юридические акты. 11.Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин.За каждую правильную позицию 1 балл, всего 10 баллов
3 4 12.Решите кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке. Максимальное количество 11 баллов
По горизонтали. 1. Основное, исходное положение научной теории. 2. Возможность повелевать, распоряжаться действиями другого человека. 3. Основной закон государства. 4. Система исторически сложившихся норм, правил поведения. 5. Глава государства в Российской Федерации. 6. Соглашение, устанавливающее взаимные обязательства. 7. Нужда в чем-либо. 8. Политическая организация, представляющая интересы тех или иных социальных групп. 9. Изменение, рост. 10. Представительный орган. 1. Принцип. 2. Власть 3. Конституция 4. Мораль 5. президент 6. Договор 7. Потребность 8. партия 9. Развитие 10. Парламент. Полученное слово: патриотизм – любовь к Родине. 13.Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Назовите их. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. Максимальное количество - 6 баллов Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею, участвующая в борьбе за власть, деятельность. Политическая партия – организация, выражающая интересы социальных групп, активная часть общества, участвующая в борьбе за власть Способности – индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ей успех в деятельности, легкость овладения ею. 14 Перед вами обработанные статистические данные, характеризующие роль 300 крупнейших отечественных агропредприятий в сельском хозяйстве России. Экономисты считают, что эти данные показывают преимущества крупного сельскохозяйственного производства перед мелкими. Используя цифровые данные и термины диаграммы, восстановите их аргументацию. Аргументация должна быть максимально полной. Максимальное количество 15 баллов Из диаграммы видно, что на долю 2% крупнейших агропредприятий приходится более 25% валового дохода и более 40% прибыли, получаемой в сельском хозяйстве. При этом доля прибыли у крупнейших предприятий выше доли валового дохода. Известно, что прибыль определяется разностью между доходом и расходом. Это значит, что расходы на производство единицы продукции у них меньше, чем у мелких производителей 15 Известный английский писатель Дж.Оруэлл обратил внимание на то, что «заповедь старых деспотий начиналась словами: «Не смей». В отличие от деспотий, тоталитарные режимы говорят человеку: «Ты должен». В чем различия в требованиях деспотий и тоталитарных режимов? Что в них общего? Какая формула действует в отношении граждан при демократическом режиме? Максимальное количество 6 баллов. 1. Различия: деспотия запрещает человеку определенные действия, тоталитаризм требует от него определенные действия, тоталитаризм требует от него определенных поступков, апеллируя к долгу. Важно указать роль идеологии при тоталитарном режиме. 2. Общее: эти требования однотипны, поскольку навязывают человеку внешнюю волю, подавляя волю внутреннюю. 3. «Разрешено все, что не запрещено законом» («Ты имеешь право»). Важно употребление термина «общедозволенный порядок» (а не разрешительный). 16 В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворяющих собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина. Максимальное количество 12 баллов Укажите:
1 .Прудонизм – философско-социологическая концепция П.Ж.Прудона, выступавшего за мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией наемного труда, - за экономические реформы в сфере обращения, с помощью которых можно осуществить соц. революцию мирным путем на основе классового сотрудничества пролетариата и буржуазии. - за мирную ликвидацию государства и замену его договорными отношениями между отдельными производителями, группами. Пьер-Жозеф Прудон – знаменитый французский мыслитель и экономист один из основателей теоретического анархизма.
По имени Манилова, персонажа «Мертвых душ» Гоголя. 17. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний Максимальное количество - 6 баллов
17. 1- F
Задания второго и третьего туров проверяются согласно тем рекомендациям, которые даны учащимся. Общее количество баллов: 1 тур – 142 балла, 2 тур - 20, 3 тур – 10 баллов, итого – 172 балла. |
Темы письменных работ (рефератов) по дисциплине "Правоведение" Система органов законодательной и исполнительной власти в РФ. Функции Президента РФ | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Углубить знания учащихся о роли и месте законодательной власти в России и Татарстане | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Законодательное Собрание Ростовской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ростовской... | Доклад Работа по патриотическому воспитанию граждан является одним из приоритетных направлений органов исполнительной, законодательной власти... | ||
Урок обществознания в 9 классе. Учитель Мойченкова Е. В. Тема: «Закон и власть» Цель: разъяснить учащимся, как соотносятся между собой закон и власть, в чём заключаются особенности законодательной, исполнительной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: раскрыть особенности президентской формы правления; взаимоотношения Президента и законодательной и исполнительной власти; раскрыть... | ||
Годовой отчет о деятельности ассоциации региональных банков россии... На это в первую очередь направлена работа по выстраиванию конструктивных взаимоотношений с органами власти, оптимизации законодательной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В соответствии с Положением об отделе законодательной работы и правовой экспертизы Министерства юстиции Республики Марий Эл, утвержденным... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бразования рт впервые прошел единый парламентский урок по теме "Где рождаются законы?", в ходе которого представители законодательной... | Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области исполнение... Закона Свердловской области «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» и направлен в государственные органы законодательной... | ||
Канада второе по площади государство мира после России. С севера... Высший орган законодательной власти Канады – парламент, состоит из двух палат. В каждой провинции избирается свое законодательное... | Реферат Тема: Шарль де Голль и голлисты на пути к власти Возрождение голлистского движения. Основание Пятой республики. Приход к власти де Голля 23 | ||
Министерство образования российской федерации «языковой правки», соотношение языка и власти, проблему власти и солидарности, проблему эталонных текстов | Содержание Анализ результатов законодательной деятельности Совета Федерации в ходе осенней сессии 6 | ||
Каждые четыре года многонациональный народ России как носитель суверенитета... России как носитель суверенитета и единственный источник власти в стране реализует свою власть посредством выборов в органы государственной... | Справочник судов общей юрисдикции. Информация о системе судебного... Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь ссылки... |