Скачать 336.44 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бугульминский детский дом» П Р О Г Р А М М А по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников «ОТ РОСТКА – ДО ДРЕВА ЖИЗНИ» Составили: Исрафилова Т.М., директор детского дома Тульникова Г.А., зам. директора по УВР Шириева Е.В., Асадуллина Н.А., Ведин А.Н., специалисты службы постинтернатного сопровождения выпускников Бугульма 2010г. Содержание
3.3 Список используемой литературы …………………………………………28 3.4 Приложение……………………………………………….…………………29
Приказом Министерства образования и науки РТ с 29.01.09 г. на базе Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бугульминский детский дом» - образована Служба постинтернатного сопровождения выпускников. Специалисты службы:
- педагогический стаж 23 года, - образование высшее, - курсы повышения квалификации по программе «Подготовка воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни в условиях деинституционализации»;
- образование высшее, молодой специалист;
- юридический стаж 9 лет, - образование высшее; Приказом № 8798/9 от 27.10.2009 г. заместителя министра образования и науки Республики Татарстан за службой закреплены выпускники интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории Бугульминского, Бавлинского и Ютазинского районов. Создана база на выпускников с 2004 г. – 68 человек:
Условия для деятельности Службы: офисная мебель, мягкая мебель, 3 компьютера, оргтехника, телевизор, музыкальный центр.
Деятельность педагогического коллектива в Бугульминском детском доме направлена на укрепление социального, психологического и профессионального статуса воспитанников и физическое его развитие. Пребывание в детском доме дает подросткам возможность перестроить систему ценностей, отношение к себе и окружающему миру, усвоенных им в детстве в асоциальных семьях. На протяжении многих лет разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, позволяющие им преодолевать трудности социализации, расширять границы собственного пространства жизнедеятельности, самоопределения. Тем не менее, исследования и диагностики воспитанников детского дома показывают, что большинство детей имеют низкий, и даже критический уровни готовности к самостоятельной жизни, а значит предпосылки для неуспешной социальной постинтернатной адаптации.
Также о низком уровне готовности к самостоятельной жизни свидетельствует, что наши воспитанники психологически не подготовлены к труду в условиях рыночных отношений, не сформированы социально-бытовая ориентация, адаптации к своему социальному статусу, низкий уровень юридической грамотности, отсутствует модель гармоничной семьи. Продолжение учебы, трудоустройство, построение конструктивных взаимоотношений с ровесниками и взрослыми, получение и обустройство своего жилья, ведение домашнего хозяйства, распределение денежных средств – вот актуальные проблемы выпускника. Способны ли наши выпускники к самостоятельному разрешению возникающих трудностей? Анализ дальнейшего их жизнеустройства подтверждает, что далеко не все справляются с ними. Проанализировав существующие проблемы, администрация детского дома совместно со специалистами Службы разработали авторскую программу о системе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома «От ростка – до древа жизни», цель которой тесно пересекается с существующими проблемами данного учреждения. Основной целью разрабатываемой программы, подлежащей внедрению в службе постинтернатного сопровождения, является создание наиболее эффективной системы постинтернатного сопровождения выпускников, направленной на защиту прав и интересов выпускников, самостоятельное жизненное обустройство, выработку способности выпускниками к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации и осознанию ответственности за принятое решение. В соответствии с поставленной целью, служба ведет работу по следующим направлениям:
Основной моделью постинтернатного сопровождения выпускников является организация службы постинтернатного сопровождения на базе детского дома, которая организует свою деятельность в трех направлениях: социально-правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях выпускников, психолого-педагогическая помощь и аналитико-методическая деятельность.
Реализация проекта «От ростка до древа жизни» раскрывает системную социально-психологическую адаптацию выпускников, направленную на развитие внутренних и внешних критериев. Внутренние критерии связаны с психоэмоциональной стабильностью, личностной комфортностью, состоянием удовлетворённости, отсутствием ощущения угрозы и т.д. Внешние – отражают соответствие поведения личности установкам в обществе, требованиям среды, принятым в социуме правилам и нормам поведения. Системная социально-психологическая адаптация предполагает внутреннюю гармонию личности при поведении, которое соответствует установкам общества, требованиям среды, принятым правилам и нормам. Основные виды совместной деятельности выпускников и специалистов службы. Работа с выпускниками не должна ограничиваться односторонним воздействием специалистов на изменение поведения выпускника, таким как проведение лекций, психокоррекции и т.д. Основной деятельностью, имеющей положительный результат, является совместная работа специалистов и выпускников. К видам такой деятельности, в частности, относится организация совместного досуга: Культмассовые мероприятия «Отдыхаем всей семьей»: - Посадка деревьев «Аллея семьи». - Праздник, посвященный Дню Матери. - Проведение Дня Здоровья и Спорта на лыжной базе. - Приглашение семей на Новогоднее представление с вручением подарков детям. - Праздник для пап и сыновей, посвященный Дню Защитника Отечества. - Праздник мам и дочек, посвященный Международному женскому дню. - Посещение Ледового дворца « Юбилейный». - Совместный поход в театр. - Конкурс «Гаилэ» среди молодых родителей. - Двухдневный поход семей с детьми по Бугульминскому району. В результате совместной работы выпускники могут приобрести положительный опыт решения тех или иных проблем, вырабатывают самостоятельность своих действий. Особенности управления сопровождения выпускников интернатных учреждений. Службой апробируется системный подход к прогнозированию перспективного и текущего планирования: создана комплексно-целевая программа Службы сопровождения выпускников до 2014 года, разрабатываются месячные планы специалистов Службы. Все планы взаимосвязаны и нацелены на выполнение поставленных задач. По итогам реализации планов составляются аналитические справки, которые обсуждаются на педагогических советах, совещаниях при директоре. Специалистами Службы создана система сбора, обработки, хранения информации по работе с выпускниками детского дома: нормативно-правовая база, диагностические методики, методические материалы. Банк данных содержит материалы по теоретическим и практическим аспектам управления. Отслежен мониторинг работы по данным направлениям, произведен анализ работы, намечены конкретные пути совершенствования работы Службы постинтернатного сопровождения выпускников. В кабинете Службы имеется компьютеры, в которых находится вся оперативная объективная информация: комплексно-целевая программа до 2014 года, перспективные и месячные планы специалистов Службы, информация о выпускниках детского дома, диагностический материал, локальные акты, что позволяет своевременно и правильно принимать управленческие решения. Одна из важных задач управленческой системы - совершенствование работы Службы сопровождения, поиск новой системы учета достижений, проведение педагогического эксперимента, внедрение новых программ. Разработана и действует система взаимодействия директора детского дома со специалистами Службы, отработана система взаимодействия с выпускниками, с их родителями и родственниками, социумом. Служба владеет диагностическими методиками и системой педагогического мониторинга. Педагогический мониторинг носит характер совместной аналитической деятельности администрации и специалистов Службы, что способствует целенаправленной деятельности. При реализации проекта специалистами службы используются инновационные методы деятельности: 1. Поиск форм, методов и технологий активизации работы с выпускниками: внедрение в работу новых педагогических технологий и авторских программ. Закономерным шагом в этом направлении стала разработка Проекта Родительский клуб «Зрелое родительство» для родителей из числа сирот Бугульминского муниципального района РТ, целью которого является создание среды позитивного общения и оказания профессиональной помощи молодой семье. С данным проектом педагогический коллектив принял участие во Всероссийском конкурсе проектов «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» г. Москва. Проект частично реализуется с ноября 2009 года. 2. Использование компьютерных технологий позволяет иметь доступ к справочному и методическому материалу, базе музыкального, изобразительного, фото и видео материалов. 3. Сотрудничество детского дома и службы постинтернатного сопровождения выпускников с Бугульминским филиалом негосударственного образовательного учреждения «Институт экономики, управления и права», как образец волонтерского движения, в сфере научно исследовательской деятельности по теме «Социально-педагогическая адаптация выпускников детского дома в социуме». Студенты вуза проводят совместные социально-психологические тренинги, групповое обучение, коррекционные, реабилитационные, диагностические работы, культурно-массовые мероприятия. Результатами такого сотрудничества являются гармонизация социально-психологического климата воспитанников детского дома, личностный рост и уверенность в себе, сближение детей между собой, формирование активной жизненной позиции и мобилизация творческого потенциала выпускников.
Система постинтернатного сопровождения выпускников состоит из двух ступеней: I ступень – подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома. II ступень – сопровождение выпускника в постинтернатный период.
Цель: формирование социальной, правовой грамотности, психологической устойчивости и целенаправленной профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе. Сотрудники Службы сопровождения четко представляют, каким должен стать в процессе воспитания на рубеже своей новой самостоятельной жизни выпускник детского дома: - иметь базовое образование, соответствующее уровню интеллектуального развития; - получить профессиональную подготовку и трудоустройство; - владеть навыками культурного общения и быть социально адаптированным; - иметь жилье, предметы первой необходимости, зарплату; - вести здоровый образ жизни, без вредных привычек, соблюдать гигиену. Модель идеального выпускника является своеобразной целью для специалистов Службы. В стенах детского дома ребята получают допрофессиональную подготовку в мастерских - в швейной и столярной; занимаются в кружках художественного рукоделия, а также в кружке вокала, в драматическом, и хореографическом кружках; участвуют в Спартакиаде, посещают тренажерный зал, занимаются в спортивных секциях города: акробатикой, тяжелой атлетикой, бадминтоном, футболом, армрестлингом. В интересах всестороннего развития личности ребенка эффективно используется воспитательное и развивающее пространство нашего города: ребята посещают Ледовый дворец «Юбилейный», Спортивный комплекс «Юность», бассейн, изостудию. (Приложение 1) Все это расширяет возможности реализации разнообразных творческих способностей детей, позволяет выбрать дело по душе. Разработана и реализуется программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, подготовки к семейной жизни. Программа объединяет практически все направления деятельности педагогического коллектива по формированию всесторонне развитой личности, ориентация на значимые личностные и общечеловеческие ценности. (Приложение 2) Из числа старших воспитанников сформированы бригады, которые выполняют определенную работу через службу занятости и получают заработную плату. Таким образом, еще находясь в стенах детского дома, воспитанники приобретают и первый опыт производственных отношений, и опыт распределения средств на собственные нужды. Защиту имущественных и личных прав воспитанников осуществляет социальный педагог. Для этого проводится кропотливая работа. Большое место в работе социальной службы детского дома занимает профориентационная работа. (Приложение 3) Для обеспечения комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка в воспитательном процессе создана и успешно работает психолого – медико – педагогическая служба, которая проводит анализ динамики развития ребенка, решает появляющиеся проблемы. На основе комплексной диагностики на каждого ребенка заводится Дневник индивидуального развития, который ведется до конца пребывания ребенка в детском доме. (Приложение 4) Социальная служба детского дома тесно сотрудничает со специалистами Службы сопровождения выпускников: - разрабатывают для выпускника маршрут постинтернатной адаптации. МПА разрабатывается в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии детского дома и с учетом пожеланий и предложений выпускника (Приложение 5). - проводят занятия с выпускниками «Правовые диалоги», направленные на повышение их юридической грамотности, разъясняют, куда следует обращаться по той или иной проблеме, проводят экскурсии. - проводят итоговую аттестацию выпускников. (Приложение 6) - организуют торжественный выпускной вечер для выпускников. - каждому выпускнику дарят социально -правовое пособие «Навстречу жизни». Одним словом, педагогический коллектив помогает выпускнику детского дома перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Поэтому деятельность специалистов Службы сопровождения направлена на помощь выпускникам в период перехода из мира в детском доме, в мир социума, создает среду общения, положительные ценностные представления, поможет сделать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечит их успешность и запас положительного опыта. |
Отчет Службы постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот... Курсы повышения квалификации по образовательной программе «Социальная адаптация выпускников образовательных учреждений интернатного... | Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения... ... | ||
Публичный доклад руководителя учреждения моу «Лахденпохский детский... Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лахденпохский детский дом»... | Программа развития воспитательной системы детского дома «Социальная... Гоу «Завьяловский детский дом» открыт 28 июня 2001 года. За 7 лет своей деятельности это образовательное учреждение дало путёвку... | ||
Доклад тогбоу «Караульский детский дом им. Г. В. Чичерина» Караульский детский дом им. Г. В. Чичерина Инжавинского района Тамбовской области расположен в селе Карауле, что в 20 км от района... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №12». Учредителем гкооу «Санаторный детский... | ||
Протокол № 200 г О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации... | Учебник под редакцией О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации... | ||
Александр Николаевич Николаев О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации... | Извещение о проведении запроса котировок О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации... | ||
Тема Путеш ествия и путешественник О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации... | Протокол № от 20 г. О. В. Жакупова Председатель ЦК 20 г. Е. Г. Кузнецова... Факультет Иновватики и организации производства | ||
Инструкция мастера инструктора по вождению автомобиля О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мособлисполкома за №1075 детский дом реорганизован в Коломенский дошкольный детский дом для глухонемых. С сентября 1959г по июнь... | ||
1. Оплата труда гражданского персонала Заработная плата О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации... | С., Шалатова И. М. научный руководитель проф канд техн наук Васина Г. И О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации... |