«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников





Скачать 336.44 Kb.
Название«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников
страница1/3
Дата публикации23.08.2014
Размер336.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Бугульминский детский дом»
П Р О Г Р А М М А
по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников
«ОТ РОСТКА – ДО ДРЕВА ЖИЗНИ»


Составили:
Исрафилова Т.М., директор детского дома

Тульникова Г.А., зам. директора по УВР

Шириева Е.В., Асадуллина Н.А., Ведин А.Н.,

специалисты службы постинтернатного

сопровождения выпускников

Бугульма 2010г.
Содержание

  1. Справка о Службе……………………………………………………………3

  2. Концепция авторской программы…………………………………………..4

  3. Описание основных способов достижения целей постинтернатного сопровождения выпускников………………………………………………..9

    1. I Ступень. Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома…………………………………………………………………10

    2. II Ступень. Сопровождение в постинтернатный период…………………11

      1. Подготовительный этап………………………………………………..12

      2. Деятельный этап……………………………………………………….16

        1. Защита социальных прав…………………………………….17

        2. Юридическая защита………………………………………...18

        3. Трудовая адаптация…………………………………….……19

        4. Создание среды позитивного общения…………..…………21

        5. Психологическая помощь……………………………………22

        6. Поддержка молодых родителей и матерей-одиночек……...22

        7. Работа с правонарушителями и воспитанниками, освободившимися из мест заключения……………………….………23

        8. Содействие в образовательном и интеллектуальном развитии……………………………………………………………...…24

        9. Аналитико-методическая деятельность…….…………..…..25

3.3 Список используемой литературы …………………………………………28

3.4 Приложение……………………………………………….…………………29



  1. Справка о Службе


Приказом Министерства образования и науки РТ с 29.01.09 г. на базе Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бугульминский детский дом» - образована Служба постинтернатного сопровождения выпускников.

Специалисты службы:

  • Социальный педагог Шириева Е.В.

- педагогический стаж 23 года,

- образование высшее,

- курсы повышения квалификации по программе «Подготовка воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни в условиях деинституционализации»;

  • Педагог-психолог Асадуллина Н.А.

- образование высшее, молодой специалист;

  • Юрист Ведин А.Н.

- юридический стаж 9 лет,

- образование высшее;

Приказом № 8798/9 от 27.10.2009 г. заместителя министра образования и науки Республики Татарстан за службой закреплены выпускники интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории Бугульминского, Бавлинского и Ютазинского районов.

Создана база на выпускников с 2004 г. – 68 человек:

  • Бугульминский район – 63 человека;

  • Бавлинский район – 4 человека;

  • Ютазинский район – 1 человек.

Условия для деятельности Службы: офисная мебель, мягкая мебель, 3 компьютера, оргтехника, телевизор, музыкальный центр.


  1. Концепция авторской программы.


Деятельность педагогического коллектива в Бугульминском детском доме направлена на укрепление социального, психологического и профессионального статуса воспитанников и физическое его развитие. Пребывание в детском доме дает подросткам возможность перестроить систему ценностей, отношение к себе и окружающему миру, усвоенных им в детстве в асоциальных семьях.

На протяжении многих лет разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, позволяющие им преодолевать трудности социализации, расширять границы собственного пространства жизнедеятельности, самоопределения. Тем не менее, исследования и диагностики воспитанников детского дома показывают, что большинство детей имеют низкий, и даже критический уровни готовности к самостоятельной жизни, а значит предпосылки для неуспешной социальной постинтернатной адаптации.

  • 60 % воспитанников имеют низкий уровень развития социальных навыков.

  • 23% воспитанников с психической напряженностью и тревожностью.

  • 14% находятся в пограничном состоянии депрессии.

  • 36% воспитанников с низкой самооценкой.

  • 55% имеют низкую мотивацию к обучению.

  • 63% имеют I-II группы здоровья, остальные с хроническими заболеваниями и на инвалидности.

Также о низком уровне готовности к самостоятельной жизни свидетельствует,

что наши воспитанники психологически не подготовлены к труду в условиях рыночных отношений, не сформированы социально-бытовая ориентация, адаптации к своему социальному статусу, низкий уровень юридической грамотности, отсутствует модель гармоничной семьи.

Продолжение учебы, трудоустройство, построение конструктивных взаимоотношений с ровесниками и взрослыми, получение и обустройство своего жилья, ведение домашнего хозяйства, распределение денежных средств – вот актуальные проблемы выпускника. Способны ли наши выпускники к самостоятельному разрешению возникающих трудностей? Анализ дальнейшего их жизнеустройства подтверждает, что далеко не все справляются с ними.

Проанализировав существующие проблемы, администрация детского дома совместно со специалистами Службы разработали авторскую программу о системе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома «От ростка – до древа жизни», цель которой тесно пересекается с существующими проблемами данного учреждения.

Основной целью разрабатываемой программы, подлежащей внедрению в службе постинтернатного сопровождения, является создание наиболее эффективной системы постинтернатного сопровождения выпускников, направленной на защиту прав и интересов выпускников, самостоятельное жизненное обустройство, выработку способности выпускниками к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации и осознанию ответственности за принятое решение.

В соответствии с поставленной целью, служба ведет работу по следующим направлениям:

    • осуществление социально – психологической диагностики, обратившихся в службу выпускников с целью выявления проблем в их интеллектуальном развитии, общении и поведении, уровня готовности к самостоятельной жизни в современном обществе;

    • оказание социально – педагогической, психологической и правовой помощи выпускникам в обеспечении жилой площадью, ремонте и решении различных бытовых проблем, в трудных жизненных ситуациях, в трудоустройстве и трудовой адаптации, в получении квалифицированной юридической помощи и социально-правовой защиты в период общественного и профессионального самоопределения, в продолжение обучения в соответствии с интересами и склонностями.

    • разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;

    • привлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений (здравоохранения, образования, занятости и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов социальной адаптации выпускников;

    • создание условий для приобщения к культуре и интеллектуального развития выпускников;

    • привлечение и организация досуга и отдыха выпускников.

Основной моделью постинтернатного сопровождения выпускников является организация службы постинтернатного сопровождения на базе детского дома, которая организует свою деятельность в трех направлениях: социально-правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях выпускников, психолого-педагогическая помощь и аналитико-методическая деятельность.

  1. Социально – правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях, направленная на адаптацию выпускников по внешним критериям, с целью обеспечения стартовых возможностей в социально-бытовой сфере и сохранения того, что обеспечивает сегодня выпускнику российское законодательство - содействие в решении жилищных проблем, трудоустройстве, трудовой адаптации, правовая поддержка, оказание помощи матерям-одиночкам и сиротам-инвалидам.

  2. Психолого-педагогическая помощь, позволяющая справиться с внутренними факторами – социально-психологическая диагностика, психологическая коррекция, индивидуальное педагогическое сопровождение, а также комплексные педагогические мероприятия, в которые включено большое число выпускников разного возраста и общественного статуса.

  3. Аналитико-методическое обеспечение деятельности – анализ адаптационной работы в детском доме, разработка мер педагогической коррекции и профилактика дезадаптации выпускников детского дома.

Реализация проекта «От ростка до древа жизни» раскрывает системную социально-психологическую адаптацию выпускников, направленную на развитие внутренних и внешних критериев. Внутренние критерии связаны с психоэмоциональной стабильностью, личностной комфортностью, состоянием удовлетворённости, отсутствием ощущения угрозы и т.д. Внешние – отражают соответствие поведения личности установкам в обществе, требованиям среды, принятым в социуме правилам и нормам поведения.

Системная социально-психологическая адаптация предполагает внутреннюю гармонию личности при поведении, которое соответствует установкам общества, требованиям среды, принятым правилам и нормам.
Основные виды совместной деятельности выпускников и

специалистов службы.
Работа с выпускниками не должна ограничиваться односторонним воздействием специалистов на изменение поведения выпускника, таким как проведение лекций, психокоррекции и т.д. Основной деятельностью, имеющей положительный результат, является совместная работа специалистов и выпускников. К видам такой деятельности, в частности, относится организация совместного досуга:

Культмассовые мероприятия «Отдыхаем всей семьей»:

- Посадка деревьев «Аллея семьи».

- Праздник, посвященный Дню Матери.

- Проведение Дня Здоровья и Спорта на лыжной базе.

- Приглашение семей на Новогоднее представление с вручением подарков детям.

- Праздник для пап и сыновей, посвященный Дню Защитника Отечества.

- Праздник мам и дочек, посвященный Международному женскому дню.

- Посещение Ледового дворца « Юбилейный».

- Совместный поход в театр.

- Конкурс «Гаилэ» среди молодых родителей.

- Двухдневный поход семей с детьми по Бугульминскому району.

В результате совместной работы выпускники могут приобрести положительный опыт решения тех или иных проблем, вырабатывают самостоятельность своих действий.
Особенности управления сопровождения выпускников

интернатных учреждений.
Службой апробируется системный подход к прогнозированию перспективного и текущего планирования: создана комплексно-целевая программа Службы сопровождения выпускников до 2014 года, разрабатываются месячные планы специалистов Службы. Все планы взаимосвязаны и нацелены на выполнение поставленных задач. По итогам реализации планов составляются аналитические справки, которые обсуждаются на педагогических советах, совещаниях при директоре.

Специалистами Службы создана система сбора, обработки, хранения информации по работе с выпускниками детского дома: нормативно-правовая база, диагностические методики, методические материалы. Банк данных содержит материалы по теоретическим и практическим аспектам управления. Отслежен мониторинг работы по данным направлениям, произведен анализ работы, намечены конкретные пути совершенствования работы Службы постинтернатного сопровождения выпускников.

В кабинете Службы имеется компьютеры, в которых находится вся оперативная объективная информация: комплексно-целевая программа до 2014 года, перспективные и месячные планы специалистов Службы, информация о выпускниках детского дома, диагностический материал, локальные акты, что позволяет своевременно и правильно принимать управленческие решения.

Одна из важных задач управленческой системы - совершенствование работы Службы сопровождения, поиск новой системы учета достижений, проведение педагогического эксперимента, внедрение новых программ. Разработана и действует система взаимодействия директора детского дома со специалистами Службы, отработана система взаимодействия с выпускниками, с их родителями и родственниками, социумом.

Служба владеет диагностическими методиками и системой педагогического мониторинга. Педагогический мониторинг носит характер совместной аналитической деятельности администрации и специалистов Службы, что способствует целенаправленной деятельности.
При реализации проекта специалистами службы используются инновационные методы деятельности:
1. Поиск форм, методов и технологий активизации работы с выпускниками: внедрение в работу новых педагогических технологий и авторских программ. Закономерным шагом в этом направлении стала разработка Проекта Родительский клуб «Зрелое родительство» для родителей из числа сирот Бугульминского муниципального района РТ, целью которого является создание среды позитивного общения и оказания профессиональной помощи молодой семье. С данным проектом педагогический коллектив принял участие во Всероссийском конкурсе проектов «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» г. Москва. Проект частично реализуется с ноября 2009 года.

2. Использование компьютерных технологий позволяет иметь доступ к справочному и методическому материалу, базе музыкального, изобразительного, фото и видео материалов.

3. Сотрудничество детского дома и службы постинтернатного сопровождения выпускников с Бугульминским филиалом негосударственного образовательного учреждения «Институт экономики, управления и права», как образец волонтерского движения, в сфере научно исследовательской деятельности по теме «Социально-педагогическая адаптация выпускников детского дома в социуме». Студенты вуза проводят совместные социально-психологические тренинги, групповое обучение, коррекционные, реабилитационные, диагностические работы, культурно-массовые мероприятия. Результатами такого сотрудничества являются гармонизация социально-психологического климата воспитанников детского дома, личностный рост и уверенность в себе, сближение детей между собой, формирование активной жизненной позиции и мобилизация творческого потенциала выпускников.


  1. Описание основных способов достижения целей постинтернатного сопровождения выпускников.



Система постинтернатного сопровождения выпускников состоит из двух ступеней:

I ступень – подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома.

II ступень – сопровождение выпускника в постинтернатный период.


    1. I Ступень. Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома.


Цель: формирование социальной, правовой грамотности, психологической устойчивости и целенаправленной профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе.

Сотрудники Службы сопровождения четко представляют, каким должен стать в процессе воспитания на рубеже своей новой самостоятельной жизни выпуск­ник детского дома:

- иметь базовое образование, соот­ветствующее уровню интеллек­туального развития;

- получить профессиональную подго­товку и трудоустройство;

- владеть навыками культурного об­щения и быть социально адаптированным;

- иметь жилье, предметы первой необходимости, зарплату;

- вести здоровый образ жизни, без вредных привычек, соблюдать гигиену.

Модель идеального выпускника яв­ляется своеобразной целью для специалистов Службы.

В стенах детского дома ребята по­лучают допрофессиональную подго­товку в мастерских - в швейной и сто­лярной; занимаются в кружках художе­ственного рукоделия, а также в кружке вокала, в драматическом, и хореографическом кружках; уча­ствуют в Спартакиаде, посещают тренажерный зал, занимаются в спортивных секциях города: акробатикой, тяжелой атлетикой, бадминтоном, футболом, армрестлингом.

В интересах всестороннего разви­тия личности ребенка эффективно ис­пользуется воспитательное и разви­вающее пространство нашего города: ребята посещают Ледовый дворец «Юбилейный», Спортивный комплекс «Юность», бассейн, изостудию. (Приложение 1)

Все это расширяет возможности реализации разнообразных творче­ских способностей детей, позволяет выбрать дело по душе.

Разработана и реализуется про­грамма подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, подготовки к семейной жизни. Программа объединяет практически все направ­ления деятельности педагогического коллектива по формированию всесто­ронне развитой личности, ориентация на значимые личностные и общечеловеческие ценности. (Приложение 2)

Из числа старших воспитанников сформированы бригады, которые выполняют опреде­ленную работу через службу занято­сти и получают заработную плату. Таким образом, еще находясь в стенах детского дома, воспитанники приобретают и первый опыт производственных отношений, и опыт распределения средств на соб­ственные нужды.

Защиту имущественных и личных прав воспитанников осуществляет со­циальный педагог. Для этого проводится кропотливая работа.

Большое место в работе социальной службы детского дома занимает профориентационная работа. (Приложение 3)

Для обеспечения комплексного со­провождения индивидуального разви­тия ребенка в воспитательном процессе создана и успешно работает психолого – медико – педагогическая служба, которая проводит анализ динамики развития ребенка, решает появляющиеся проблемы.

На основе комплексной диагности­ки на каждого ребенка заводится Дневник индивидуального развития, который ведется до конца пребывания ребенка в детском доме. (Приложение 4)

Социальная служба детского дома тесно сотрудничает со специалистами Службы сопровождения выпускников:

- разрабатывают для выпускника маршрут постинтернатной адаптации. МПА разрабатывается в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии детского дома и с учетом пожеланий и предложений выпускника (Приложение 5).

- проводят занятия с выпускниками «Правовые диалоги», направленные на повышение их юридической грамотности, разъясняют, куда следует обращаться по той или иной проблеме, проводят экскурсии.

- проводят итоговую аттестацию выпускников. (Приложение 6)

- организуют торжественный выпускной вечер для выпускников.

- каждому выпускнику дарят социально -правовое пособие «Навстречу жизни».

Одним словом, педагогический коллектив помогает выпускнику детского дома перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Поэтому деятельность специалистов Службы сопровождения направлена на помощь выпускникам в период перехода из мира в детском доме, в мир социума, создает среду общения, положительные ценностные представления, поможет сделать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечит их успешность и запас положительного опыта.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconОтчет Службы постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот...
Курсы повышения квалификации по образовательной программе «Социальная адаптация выпускников образовательных учреждений интернатного...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconМетодические рекомендации по организации работы службы сопровождения...
...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconПубличный доклад руководителя учреждения моу «Лахденпохский детский...
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лахденпохский детский дом»...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconПрограмма развития воспитательной системы детского дома «Социальная...
Гоу «Завьяловский детский дом» открыт 28 июня 2001 года. За 7 лет своей деятельности это образовательное учреждение дало путёвку...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconДоклад тогбоу «Караульский детский дом им. Г. В. Чичерина»
Караульский детский дом им. Г. В. Чичерина Инжавинского района Тамбовской области расположен в селе Карауле, что в 20 км от района...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №12». Учредителем гкооу «Санаторный детский...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconПротокол № 200 г
О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconУчебник под редакцией
О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconАлександр Николаевич Николаев
О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconИзвещение о проведении запроса котировок
О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconТема Путеш ествия и путешественник
О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconПротокол № от 20 г. О. В. Жакупова Председатель ЦК 20 г. Е. Г. Кузнецова...
Факультет Иновватики и организации производства
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconИнструкция мастера инструктора по вождению автомобиля
О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мособлисполкома за №1075 детский дом реорганизован в Коломенский дошкольный детский дом для глухонемых. С сентября 1959г по июнь...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников icon1. Оплата труда гражданского персонала Заработная плата
О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации...
«Бугульминский детский дом» программ а по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников iconС., Шалатова И. М. научный руководитель проф канд техн наук Васина Г. И
О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск