Скачать 0.62 Mb.
|
Тема 1. Путешествия и путешественник.
1. Понятие путешествия Путешествие — передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями. До XIX века путешествия были одним из основных источников получения сведений о тех или иных странах (их природе, населении, истории, хозяйстве), общем характере и очертании поверхности Земли. Путешествие с религиозными целями (для поклонения святыням, посещения святых мест) в Средние Века получило название «паломничество С середины XX века, в связи с бурным развитием туризма, термин «путешествие» стал обозначать любую поездку, совершённую в какой-то мере самостоятельно, независимо от туристической компании. 2. Побудительные мотивы путешествия. Невозможно определить, с какого времени люди стали путешествовать. Скорее всего, начало истории путешествий следует вести со времен, когда стал происходить процесс выделения человека из животного мира Побудительные мотивы путешествий были таковы: 1. Первобытный человек вынужден был переходить из одной местности в другую в поисках пищи. 2. С возникновением скотоводства первобытный человек стал совершать длительные переходы в поисках пастбищ, прокладывая тропы и запоминая их. 3. С развитием примитивного земледелия значительно расширился интерес человека к территориальному размещению растительного мира. 4. Развитие ремесла и торговли поставили перед необходимостью создавать схемы маршрутов 5. Революционным этапом перемещения людей стало изготовление и использование плавсредств для преодоления расстояния по воде. Сначала использовалось течение воды, а затем и сила ветра. 3. Первые путешествия древности (Междуречье и Месопотамия, Египет, Финикия, Китай). Первые сведения о путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов. В XVII в. на Ближнем Востоке были найдены глиняные таблички с клинописными письменами, подтверждающими существование там великих центров мировых культур – Междуречья и Месопотамии. В этих письменах содержатся сведения и о первых путешественниках. По преданию, первые поселенцы появились в южной Месопотамии еще X – IX тысячелетии до н.э. Своей родиной шумеры считали один из островов в Персидском заливе. Достигнув «большой земли», шумерские путешественники осваивали искусство вождения речных судов. Первое централизованное государство, сведения о котором дошли до нас, возникло в третьем тысячелетии до н.э. Правителем этого государства был Саргон Великий. Он прославился военными походами по южномуДвуречью от Средиземного моря на западе до Каспийского моря на северо-востоке. Составленные в его правление многочисленные карты и планы, легли в основу первого известного нам описания Передней Азии и стран Персидского залива. Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Путешествия и открытия велись всеми народами мира. Не составляют исключение в этом плане и такие центры человеческой цивилизации как Китай. В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан. 4. Путешествия в эпоху античности. Древние греки свободно плавали по Эгейскому морю до берегов Малой Азии и обратно, хотя эти путешествия были не лишены опасностей и приключений. История странствий легендарного Одиссея не нуждается комментариях, так как поэмы Гомера переведены на все языки. С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Практически все крупные древнегреческие философы осуществляли дальние странствия. Благодаря путешествиям развивается картография. Древнегреческие ученые создают первые в Европе географические карты. Размеры Римской империи и проблемы управления ею явились причиной создания густой сети дорог. В основном римляне развивали дорожную систему, исходя из военных потребностей. Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства. В Древнем Риме была создана сеть государственных гостиниц для того, чтобы окупить строительство дорог. Эти гостиницы строились через каждые 15 миль. В Древнем Риме существовали уже и путеводители, в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены. 5. Походы и путешествия средневековья. Широкое распространение в средние века получило паломничество. Начиная с IX в., паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. А в XI в. католическая церковь заменила паломничеством церковное покаяние. Таким образом, паломничество является одной из сторон внутренней мотивации туризма и близко самым естественным чувствам человека, помноженным на религиозный порыв. Паломничество породило еще один вид путешествий – странствия с миссионерскими_целями. Арабские ученые-путешественники IX – XIV вв. внесли большой вклад в историю освоения и открытия новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомив Западную Европу с Азиатским материком, что способствовало сближению азиатской и европейской цивилизаций. Лекция 2. Туризм.
1. Туризм как явление общественной жизни. слово «туризм» происходит от французского tourisme, где корень слова tour означает прогулка, поездка, заканчивающаяся возвращением к месту, от которого начинался путь, т.е. возвращением назад Туризм это не просто увлечение или мода, это жизненная потребность большинства нормальных людей. Можно выделить семь наиболее важных граней туризма: 1) оздоровительная (способствует восстановлению жизненных сил); 2) спортивная (связана с достижением доступных результатов); 3) эстетическая (дает возможность наслаждаться прекрасными видами природы); 4) познавательная (с ней связана возможность получения новой информации об окружающем мире); 5) социально-коммуникативная (является одной из важных составляющих туризма, так как путешествия связаны с массовым общением людей); 6) эмоционально-психологическая (эта грань туризма дает возможность получать положительные эмоции и отдыхать); 7) творческая (состоит в том, что путешествия развивают воображение и фантазию, заставляют мыслить нестандартно и самостоятельно). В международной классификации все перемещения населения делятся на три категории: 1. Поездки, связанные с работой на новом месте, с профессиональной деятельностью, требующей переезда, объединением с семьей (эта категория в международном масштабе именуется постоянной или сезонной миграцией). 2. Поездки сроком от одних суток до трех месяцев, не связанные с работой. 3. Краткосрочные поездки (приграничные или транзитные) с пребыванием на одном месте менее суток. туристами не считаются: – лица, прибывшие специально с целью заработка; – с намерением постоянно поселиться в данной стране; – лица, находящиеся и работающие в приграничной зоне; – транзитные пассажиры, не останавливающиеся в данном городе и районе; – учащиеся, находящиеся в школах и пансионатах. Данное определение без изменений было принято в 1950 г. Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО). Цели туризма: 1. гуманитарные (доступ к историческим и культурным ценностям народов); 2. политические (туризм является важным и действенным средством сохранения мира); 3. экономические (пополнение государственного бюджета за счет индустрии туризма. 2. Классификация туризма. Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, и виды. Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:
Указанные типы туризма по разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма: - туризм в пределах страны включает внутренний и въездной туризм; - национальный туризм включает внутренний и выездной туризм; - международный туризм включает въездной и выездной туризм. Указанные категории могут использоваться применительно к отдельной стране, к региону в данной стране, либо к региону, включающему несколько стран. В соответствии с данными признаками различают следующие основные виды туризма: -рекреационный; -лечебно оздоровительный; -познавательный; -деловой; -спортивный; -этнический; -религиозный; -транзитный; -образовательный. По использованию транспортных средств, задействованных в ходе путешествия, можно выделить следующие виды туризма: -железнодорожный; -авиационный; -теплоходный/водный (морской и речной); -автомобильный; -автобусный; -велосипедный; -с использованием иных средств передвижения. В зависимости от возрастной категории туристов можно выделить следующие виды туризма: -детский(до 15 лет); -молодежный; -лиц среднего возраста(45- 64 года); -лиц третьего возраста(от 65 лет). 3. Факторы развития туризма. В качестве факторов, обусловивших развитие туризма после Второй мировой войны, можно назвать следующие: 1) рост общественного богатства и доходов населения; 2) сокращение рабочего времени и рост свободного времени; 3) успехи в развитии автомобильного транспорта и авиастроения, средств коммуникации и информационных технологий; 4)урбанизация; 5) трансформация общественного сознания. Таким образом, массовый спрос на туристские услуги породил массовое производство. Туристский продукт стал стандартизированным, а производство услуг и товаров поставлено на конвейер. Возникли разнообразные предписания и общественные институты, производящие компоненты и виды турпродукта и составляющие в совокупности индустрию туризма. Лекция 3. Турист
1. Турист: понятие, права, обязанности. У туризма есть только один потребитель услуг - турист. Турист как потребитель туристского продукта (туров, услуг, товаров) представляет собой объект деятельности туристских фирм Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996г. дает следующее определение понятия туриста: «ТУРИСТ - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки». Кодекс туриста закрепил права и обязанности иностранного туриста в стране посещения, что нашло свое логическое продолжение в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской федерации». При подготовке туриста к путешествию и во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан: соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее (его) социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования; сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте)временного пребывания; соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда; соблюдать во время путешествия правила личной безопасности. Туристов как потребителей туристского продукта можно разделить на отдельные категории. Такое деление представляет собой типологию. 2. Типология туристов Типология - это научный метод, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их группировка с помощью сообщенной модели или типа. В зависимости от целей исследования могут применяться различные типологии туристов. Так, например, исходя из ориентации туристов как покупателей туристского продукта их можно разделить на четыре категории: - «экономные» покупатели туристского продукта. Их отличает высокая чувствительность к цене, к качеству, ассортименту услуг; - «персонифицированные» покупатели туристского продукта. Для них важны вид туристского продукта и качество услуг туризма, в то время как цена тура или услуги не является для них решающим фактором; - «этичные» покупатели туристского продукта. Они склонны платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг туризма; - «апатичные» покупатели туристского продукта. Для этих покупателей важно качество услуг туризма и не играет роль цена на них. В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы:
"Типы" туристов Немецкий исследователь Г.Ган выделяет следующие типы туристов: S-, F-, W-, А- и В- типы. S-тип - типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах; F-тип - этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений; он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит; W-1-тип - отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п.; W-2-тип - скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и большие, вплоть до экстремальных, нагрузки.; А-тип - любитель приключений.; В-тип - любознательные туристы. Данный тип подразделяется на три подгруппы: а) «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; б) «эмоциональные любители культуры и природы»; в) «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т.д. Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лекция 4 Туристская индустрия.
К организаторам туризма относятся два вида предприятий сферы туризма: туроператор и туристское агентство, которые по существу не оказывают самих туристских услуг, а лишь осуществляют посреднические функции между потребителем и непосредственным производителем услуг. деятельность туроператора — это туристская услуга, но посредническая, организаторская. Из услуг различных исполнителей туроператор составляет пакет услуг, наилучшим образом отвечающий требованиям и помыслам потенциального туриста. Туроператор — юридическое или физическое лицо, выполняющее работы по формированию (созданию или проектированию) туристского продукта, его продвижению на рынок, а также реализации. Первые две функции туроператора относительно понятны. Под формированием тура понимаются составление упорядоченной и взаимоувязанной по срокам, целеполаганию, согласованной по стоимости и качеству, последовательности услуг и работ, заключение договоров на их предоставление (в будущем), надлежащее бронирование и резервирование по заказу клиента. Под продвижением понимается комплекс работ по генерации мотивации у потенциального потребителя к их приобретению или, более упрощенно, реклама туров и услуг (хотя это не одно и тоже). По классической схеме деятельности — туроператор осуществляет только оптовую продажу туристского продукта туристским агентам-оптовикам, или розничным торговцам. Розничную продажу туров собственно потребителю — туристу — осуществляет туристское агентство, В мировой практике среди предприятий сферы туризма количество туроператоров не более 5 %, а турагентств 95 %. Туристское агентство Туристское агентство (турагент, туристский агент) — предприятие или физическое лицо осуществляющее функции розничной retail продажи единичных туристских услуг и туров потребителю — туристу или корпоративным клиентам. С туроператором или туристским агентством-оптовиком его связывает договор, по которому могут быть предусмотрены самые различные формы взаимодействия и взаиморасчетов в сфере финансов и даже определенное перераспределения ответственности. Существуют агентства, которые продают: (а) отдельные туристские услуги (бронирования, перевозки, размещения, питания, аттракции), (б) туристские пакеты, приобретенные у туроператоров, (в) комплекс различных услуг, не обязательно увязанных в пакет, например для туристов-индивидуалов. Одна из успешно развивающихся форм существования туристского агентства — магазин путешествий. . Туристский агент — важнейшее звено в цепи участников процесса продажи туристского продукта, который в силу своих природных свойств и характера потребителя должен быть донесен до самого потенциального потребителя (клиента), желательно к нему домой или на службу. Именно поэтому туристских агентств очень много, и, в общем случае, они не очень большие по численности работников, но всегда непременно расположены на первом этаже с витриной и на проходном месте. 2. Индустрия гостеприимства: основные понятия и составные элементы Индустрии гостеприимства достаточно сложно дать какое-либо конкретное и емкое определение из-за огромного количества составляющих ее отраслей. Природа индустрии гостеприимства сложна и носит комплексный характер, она предполагает наличие различных типов проявления внимания к гостям и совокупность многочисленных способов справляться с различными профессиональными задачами и затруднительными ситуациями. Предприятия составляющие индустрию, имеют разное функциональное назначение (например, клубы, отели, пансионаты) и хотя обладают рядом общих характеристик, но по-своему уникальны, так как используют различные способы выражения гостеприимства. При исследовании природы индустрии гостеприимства важно осознавать, что она включает в себя различные области и секторы, кроме того, следует учитывать систему взаимоотношений, существующих между индустрией гостеприимства и другими индустриями, во многом схожими с ней. Индустрия гостеприимства представляет собой единство всех сотрудничающих друг с другом фирм и организаций, каждая из которых выполняет свои специфические функции, направленные на удовлетворение потребностей гостей. Несмотря на то что индустрия гостеприимства включает в себя ряд секторов, ее следует рассматривать комплексно — как полноценную индустрию, обеспечивающую удовлетворение потребностей всех клиентов. Остановимся на основных секторах индустрии гостеприимства: Сектор средств размещения Сектор питания и напитков Сектор торгового обслуживания Сектор транспорта Сектор развлечений, досуга и спорта 3. Гостиничная услуга, ее специфика и составные элементы. Специфике гостиничной услуги определяется особенностями и технологиями обслуживания гостей. Технологический процесс оказания гостиничной услуги включает в себя: - встречу гостя при входе в гостиницу; - регистрацию, оформление документов и размещение гостя; - обслуживание в номере; - обслуживание при предоставлении услуг питания; - удовлетворение культурных запросов, спортивное, оздоровительное и фитнес - обслуживание; - оформление выезда, проводы при отъезде. Все перечисленные элементы не оставляют гостю ничего материального или реально осязаемого, однако именно они формируют либо чувство удовлетворенности, либо чувство досады от бесполезно потерянного времени и денег. Услуга не может иметь готовой, законченной формы, она формируется в ходе обслуживания при тесном взаимодействии исполнителя и потребителя. Процессы производства и потребления гостиничной услуги протекают одновременно с момента въезда в гостиницу и до момента выезда, в течение всего гостиничного цикла гость воспринимает услугу как результат деятельности персонала гостиницы. На изменчивость гостиничных услуг влияют группы факторов: - организация работы с кадровым составом гостиницы; - индивидуальные особенности потребителей услуг, требующих персонального подхода и всестороннего систематического изучения клиента. Для уменьшения изменчивости услуг разрабатываются профессиональные стандарты отрасли и стандарты обслуживания. Стандарты обслуживания — это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. Несохраняемость гостиничной услуги означает, что необходимо предпринимать меры по выравниванию спроса и предложения. Среди этих мер: - установление дифференцированных цен; - применение скидок; - увеличение скорости обслуживания; - совмещение функций персонала. |
«Исчезнувшая земля» Творческая работа по географии "Выдающийся русский путешественник Владимир Афанасьевич Обручев" ( презентация) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. К. Железников. Чудак из 6 «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям – доброе утро | ||
Информ-блок, посвященный 310-й годовщине со дня рождения украинского путешественника и писателя Января 1701 года родился Василий Григорович-Барский, украинский писатель и путешественник | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информатика, 4 класс Программы: Лаборатория, Путешественник, Художник, Чертежник, Сад в компьютерной долине, Считайка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возможно, что виноделие возникло ещё до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал... | ||
Алкоголизм и преступление это два явления общественной жизни Люди научились получать алкоголь из дикорастущего винограда еще в те далекие времена, когда не существовало земледелия. Так известный... | Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,... | ||
Тема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты" Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы... | Методические указания для проведения практических занятий Тема Основы... Тема 3 – Закономерности взаимодействия организма человека с чужеродными веществами. Механизмы токсичности | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | Урок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована... Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения | ||
Реферат по экологии Ученицы 11 «г» класса (экстернат) Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией,... | Тема Общение Тема Предмет и задачи дисциплины Тема Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи | ||
Программа курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская... Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | 1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве.... Тема Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение 10 |