Учебник под редакцией





НазваниеУчебник под редакцией
страница1/42
Дата публикации01.08.2013
Размер7.48 Mb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Право > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ПРАВО
УЧЕБНИК
Под редакцией

заслуженного деятеля науки Российской Федерации,

заслуженного юриста РСФСР,

доктора юридических наук, профессора

Х.М. АХМЕТШИНА;

кандидата юридических наук, доцента

О.К. ЗАТЕЛЕПИНА
Авторы:
Ахметшин Хасан Мубаракович - заслуженный деятель науки, заслуженный юрист РСФСР, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Военного университета - § 1 гл. 2, гл. 6, 7, 9, 10;

Белый Игорь Юрьевич - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса Военного университета - гл. 16;

Бражник Федор Сазонович - заслуженный деятель высшей школы Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор - гл. 12 (в соавторстве с О.К. Зателепиным), 13, 14 (за исключением § 2);

Иванов Андрей Львович - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовного права Военного университета - гл. 11;

Изотов Даниил Михайлович - адъюнкт кафедры уголовного права Военного университета - список литературы (совместно с О.К. Зателепиным);

Зателепин Олег Кимович - кандидат юридических наук, доцент, помощник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Военной коллегии, профессор кафедры уголовного права Военного университета - руководитель авторского коллектива - § 1, 2 (в соавторстве с С.Н. Шараповым) гл. 1, гл. 3, 4, 5, § 1 гл. 8, гл. 12 (в соавторстве с Ф.С. Бражником), § 2 гл. 15 (в соавторстве с А.А. Толкаченко), список литературы (совместно с Д.М. Изотовым);

Лобов Ярослав Владимирович - кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права Военного университета - § 2, 3 гл. 8 (в соавторстве с А.А. Толкаченко);

Тер-Акопов Аркадий Авакович - заслуженный юрист РСФСР, доктор юридических наук, профессор - § 2 гл. 2;

Толкаченко Анатолий Анатольевич - заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, судья Верховного Суда Российской Федерации, профессор кафедры уголовного права Военного университета - § 2, 3 гл. 8 (в соавторстве с Я.В. Лобовым), § 1, 2 гл. 15 (в соавторстве с О.К. Зателепиным);

Шарапов Сергей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного права Военного университета - § 2 гл. 1 (в соавторстве с О.К. Зателепиным), § 2 гл. 14;

Шулепов Николай Александрович - заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса Военного университета - гл. 17.
УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ
БВК ВС СССР - Бюллетень Военной коллегии Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик

БВС СССР - Бюллетень Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик

БУВС и ВК ВС РФ - Бюллетень Управления военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

БУВТ и ВК ВС СССР - Бюллетень Управления военных трибуналов и Военной коллегии Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик

ВВС СССР - Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик

ВЦИК - Всероссийский исполнительный комитет

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ДУ ВС РФ - Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации

ИБ ГВП - Информационный бюллетень Главной военной прокуратуры

ИБ ВС РФ - Информационный бюллетень военных судов Российской Федерации

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

РККА - Рабоче-крестьянская Красная армия

САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

СЗ СССР - Собрание законодательства Союза Советских Социалистических Республик

СНК - Совет народных комиссаров

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

СУ РСФСР - Собрание узаконений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

УВС ВС РФ - Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации

УГ и КС ВС РФ - Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УК РСФСР - Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

ЦИК - Центральный исполнительный комитет
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая книга по-своему оригинальна. Учебник с таким названием последний раз выходил 60 лет назад в Военно-юридической академии <1>. Нынешнее издание учебника по военно-уголовному праву подготовлено авторским коллективом кафедр уголовного права и уголовного процесса Военного университета и связано с тем, что в 2000 г. в учебном плане этого вуза появилась новая специальная учебная дисциплина - "Военно-уголовное право".

--------------------------------

<1> Чхиквадзе В.М. Советское военно-уголовное право: Учебное пособие. М., 1948.
Изучение дисциплины военно-уголовного права на юридических факультетах Военного университета (прокурорско-следственном и юрисконсультском) является необходимым условием военно-профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов для военных судов, военной прокуратуры, военно-следственных органов и юридической службы. Будущие офицеры - военные юристы должны иметь глубокие теоретические знания, приобрести практические навыки в области борьбы с воинскими преступлениями. Примечательно, что данный учебник выходит в свет в год 90-летия со дня образования военных трибуналов (военных судов).

Учебник подготовлен в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации, с учетом нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения военной службы, в частности Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положения о порядке прохождения военной службы 1999 г., новых общевоинских уставов 2007 г., а также Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706.

Достоинством настоящего учебника является то, что в нем показана более чем десятилетняя практика применения военно-уголовного законодательства, прежде всего судебная, нашедшая отражение в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, решениях Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, окружных (флотских) и гарнизонных военных судов по конкретным уголовным делам. В частности, в нем учтены положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы", Обзора судебной практики по делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими (2001 г.).

Структура учебника соответствует учебной программе по военно-уголовному праву. Учебник включает в себя два раздела, состоящих из нескольких глав. Разделы и главы охватывают в совокупности все воинские особенности применения УК РФ, которые образуют предмет теории военно-уголовного законодательства.

По своему содержанию учебник существенно отличается от ранее издававшихся <2>. В нем отдельно рассматриваются понятие российского военно-уголовного законодательства и его история, а также понятие и состав преступления против военной службы (воинского преступления). Наряду с традиционным анализом норм гл. 33 "Преступления против военной службы" УК РФ, в учебнике предпринята попытка показать более подробно особенности применения к военнослужащим некоторых норм общей части уголовного права. Поэтому учебник содержит отдельные главы об объекте и объективной стороне, субъекте и субъективной стороне преступления против военной службы, о соучастии в преступлениях против военной службы, о применении обстоятельств, исключающих преступность деяния в условиях военной службы, об особенностях применения наказания к военнослужащим. Кроме того, в нем имеются главы, посвященные общеуголовным преступлениям против интересов военной службы, преступлениям, совершаемым в условиях военного времени и боевой обстановки, а также основам военно-уголовного законодательства зарубежных стран. Учебник содержит весьма подробный список литературы по каждой главе.

--------------------------------

<2> См., например: Ахметшин Х.М., Бражник Ф.С., Тер-Акопов А.А., Кожемякин Б.А., Шупленков В.П., Шулепов Н.А. Уголовное право Российской Федерации. Воинские преступления: Учебник. М., 1993; Ахметшин Х.М., Бражник Ф.С., Зателепин О.К., Самойлов А.С., Тер-Акопов А.А., Толкаченко А.А., Шулепов Н.А. Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы: Учебник. М., 1999.
Учебник предназначен в первую очередь для обучения курсантов юридических факультетов Военного университета, а также студентов, обучающихся на военной кафедре Российской академии правосудия. Он может быть полезным пособием и для практических работников органов военной юстиции, в том числе судей военных судов. Настоящие издание может заинтересовать преподавателей, аспирантов и научных сотрудников юридических высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами уголовного права.
Заместитель Председателя Верховного Суда

Российской Федерации

заслуженный юрист Российской Федерации

А.Я.Петроченков
Раздел I. УЧЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

(ВОИНСКОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ)
Глава 1. ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
§ 1. Предмет, система и методика изучения курса

военно-уголовного права
Уголовное право является одной из ведущих правовых дисциплин, преподаваемых на юридических факультетах Военного университета. Глубокое знание уголовного права - важное условие успешной работы в системе органов военной юстиции. Изучение курса уголовного права в Военном университете имеет свои особенности.

На юридических факультетах университета (прокурорско-следственном и юрисконсультском) осуществляется подготовка военных юристов различной специализации: "Прокурорско-следственная работа", "Судебная работа", "Юрисконсультская работа". Выпускники проходят службу в военных судах, органах военной прокуратуры и юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации и других военных организаций. Одной из основных задач, возложенных на указанные органы, является борьба с преступлениями против военной службы (воинскими преступлениями), представляющими серьезную угрозу для военной безопасности Российского государства.

В целях успешного решения указанной задачи военными судьями, прокурорами, следователями и юрисконсультами в учебном плане Военного университета специально предусмотрена дисциплина "Военно-уголовное право", которая является неотъемлемой составной частью курса уголовного права.

Выделение данной учебной дисциплины связано с наличием в российском законодательстве относительно самостоятельной отрасли - военно-уголовного законодательства, представляющего собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, а также к гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов, в связи с совершением преступлений (более подробно это понятие будет рассмотрено в гл. 2 настоящего учебника). Источниками военно-уголовного законодательства являются нормы гл. 33 УК РФ, а также нормы его Общей части, содержащие особенности применения к военнослужащим различных институтов уголовного права. Указанные нормы уголовного законодательства входят и в структуру военного права, которое является комплексной отраслью российского права. Нормы военно-уголовного законодательства, являясь одновременно составной частью уголовного права и военного права, образуют предмет изучения дисциплины "Военно-уголовное право".

В результате изучения курса военно-уголовного права обучаемые должны знать:

- теоретические положения учения о преступлении против военной службы (понятие преступления против военной службы, объективные и субъективные элементы его состава, соучастие в воинских преступлениях, обстоятельства, исключающие преступность деяния в условиях военной службы, применение наказания к осужденным военнослужащим);

- действующие нормы военно-уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы, их сущность, содержание объективных и субъективных признаков составов преступлений против военной службы.

Настоящий учебник поможет обучающимся приобрести навыки и умения, необходимые при решении конкретных проблем в практической деятельности по должностному предназначению. Для этого обучающиеся (будущие следователи, прокуроры и судьи) должны научиться:

- толковать и применять нормы военно-уголовного законодательства;

- правильно квалифицировать преступления против военной службы, а также освобождать от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления против военной службы;

- индивидуализировать уголовную ответственность в отношении военнослужащих.

Курс военно-уголовного права тесно связан с другими юридическими дисциплинами, прежде всего с уголовным и уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом и криминологией. Эти предметы помогают более глубоко уяснить сущность военно-уголовного законодательства и практику его применения. Поэтому при изучении военно-уголовного права необходимо использовать полученные знания по названным выше дисциплинам.

Изучение военно-уголовного права предполагает знание Федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "Об альтернативной гражданской службе" и некоторых других законов, а также нормативных правовых актов, прежде всего военно-административного характера (воинских уставов, наставлений, инструкций и т.п.). В связи с этим обучающийся должен глубоко изучить положения этих актов, чтобы уяснить сущность, объем и пределы уголовной ответственности за преступления против военной службы и порядок исполнения наказаний.

Многие вопросы учебного курса военно-уголовного права находят свое разрешение в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР), в решениях Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (СССР), с которыми необходимо знакомиться при подготовке по конкретным темам. Большое значение для формирования профессиональных навыков применения норм военно-уголовного законодательства имеет ознакомление с текущей судебной практикой.

Учебная дисциплина "Военно-уголовное право" состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен изучению понятия российского военно-уголовного законодательства и его истории, основных положений учения о преступлении против военной службы (воинском преступлении): понятие и состав преступления против военной службы, объект, субъект, объективная и субъективная стороны преступления против военной службы, соучастие в преступлениях против военной службы, применение обстоятельств, исключающих преступность деяния в условиях военной службы, особенности применения наказания к военнослужащим. Изучение тем первого раздела формирует у обучаемых необходимые базисные (сквозные, универсальные) знания. Для успешного освоения этого раздела необходимы прежде всего глубокие знания учебного материала по общей части курса уголовного права. Поэтому изучение тем первого раздела целесообразно начинать с повторения пройденного материала.

Во втором разделе рассматриваются конкретные составы преступлений против военной службы. Каждая из тем этого раздела включает группу воинских преступлений, предусмотренных гл. 33 УК РФ, объединенных по признаку объекта уголовно-правовой охраны: преступления против порядка воинских уставных взаимоотношений; уклонение от военной службы; преступления против порядка несения специальных видов военной службы; преступления против порядка сбережения военного имущества; преступления против порядка использования военно-технических средств. Кроме того, в данном разделе изучаются общеуголовные преступления против интересов военной службы, преступления, совершаемые в условиях военного времени и боевой обстановки, основы военно-уголовного законодательства зарубежных стран.

Основным методом изучения учебной дисциплины является самостоятельная работа, включающая глубокое изучение теоретических работ по проблемам курса, действующего военно-уголовного законодательства и практики его применения.

Лекция служит организующим началом работы обучающегося. В ней излагается общая характеристика отрабатываемых вопросов, раскрываются основные понятия и категории, предлагается обзор правовых и научных источников, даются практические рекомендации по изучению темы, задание на самостоятельную работу.

Семинары проводятся по наиболее сложным проблемам дисциплины и призваны углубить и расширить теоретические знания, полученные в ходе изучения соответствующей темы.

По многим темам проводятся занятия в виде самостоятельной работы под руководством преподавателя, на которых обучающиеся самостоятельно овладевают теоретическими знаниями и практическими навыками.

Основная форма учебных занятий - практические занятия, целью которых является научить обучающихся применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям, помочь им в приобретении необходимых профессиональных навыков и умений.

Традиционным методом проведения указанных занятий является решение задач. Приближая учебные занятия к реальным условиям деятельности органов военной юстиции, такой метод способствует лучшему усвоению теоретического материала, более квалифицированной подготовке курсантов к их будущей практической работе.

К каждому практическому занятию курсантам дается учебное задание, включающее решение задач. Методика решения задач должна быть рассмотрена на вводном занятии. Необходимым условием успешного решения задач и более эффективного проведения практических занятий является обязательная предварительная подготовка к ним, которая предполагает:

- самостоятельное изучение рекомендованного законодательного материала. В часы самостоятельной работы обучающийся должен изучить содержание соответствующих норм военно-уголовного законодательства и статей других рекомендованных нормативных правовых актов;

- изучение судебной и следственной практики. В процессе подготовки к занятиям необходимо учитывать, что многие вопросы толкования норм военно-уголовного законодательства неразрывно связаны с судебной практикой по их применению. Более глубокому изучению вопросов темы может способствовать и ознакомление с текущей судебной практикой, которая публикуется в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации", "Информационном бюллетене военных судов". В этих целях рекомендуется также использовать учебно-методическое пособие: Военно-уголовное законодательство Российской Федерации: Материалы судебной практики / Сост. О.К. Зателепин, А.И. Ноздринов; Под общ. ред. профессора Х.М. Ахметшина. М., 2003. В этой работе впервые после 1917 г. представлена судебная практика, сформировавшаяся за период с 1950 по 2001 г.;

- изучение соответствующей учебной литературы. Для выработки у обучающихся творческого подхода к изучаемому материалу, научного мировоззрения рекомендуется ознакомление с различными позициями, проведение их анализа и оценки, формирование собственной точки зрения, умения ее отстаивать. В этом значительную помощь могут оказать не только учебники, учебные пособия, но и научная литература, посвященная исследованию наиболее важных вопросов теории военно-уголовного законодательства. Среди специальной литературы рекомендуется использовать в процессе обучения вышедшую в 2004 г. работу, подготовленную учеными кафедры уголовного права совместно с практическими работниками - судьями Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации: Военно-уголовное законодательство Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под общ. ред. Н.А. Петухова. М., 2004;

- изучение статей в юридических журналах ("Государство и право", "Российская юстиция", "Законность", "Уголовное право", "Военно-уголовное право" и др.);

- описание решения задач в письменном виде в специальной тетради. Само решение должно быть приближенным к формулировкам, которые используются при разрешении конкретного уголовного дела в описательно-мотивировочной и резолютивной частях соответствующего процессуального акта. При решении казусов следует исходить из того, что все фактические обстоятельства, изложенные в тексте, предполагаются установленными и доказанными, а лица, фигурирующие в казусе, осведомлены об этих обстоятельствах и осознают их значение, если иное не оговорено в условиях задачи. Спецификой задач по второму разделу является то, что они сформулированы в основном одинаково: как квалифицировать содеянное? Другими словами, это задачи по квалификации преступления. При их решении следует иметь в виду, что в них специально могут быть оставлены неясности (недоговоренности), чтобы обучающийся мог выявить правовые вопросы для правильного решения: о наличии состава преступления и какого именно либо, наоборот, о его отсутствии. В случае если недостаточность обстоятельств, приведенных в задаче, допускает их двоякое толкование, в решении следует отразить оба варианта.

Если в задаче усматривается состав преступления, то вначале следует указать, какой статьей УК РФ (ее частью, пунктом) он предусмотрен. После этого дать обоснование сделанного вывода. Обучающимся рекомендуется следующий алгоритм решения задач:

1) определить место данного состава преступления в структуре Особенной части УК РФ, т.е. сказать, в каком разделе и в какой главе данного Кодекса он предусмотрен;

2) сформулировать определение понятия данного преступления в соответствии с уголовным законом;

3) дать юридический анализ состава преступления, а именно:

а) объектов - родового, видового, непосредственного, дополнительных объектов - обязательного и факультативного (если они есть), предмета преступления и потерпевшего (если они выступают обязательным или квалифицирующим признаком состава преступления);

б) объективной стороны. Определить вид состава по конструкции объективной стороны, соответственно, раскрыть ее обязательные признаки. Указать, в каком качестве выступают факультативные признаки объективной стороны данного состава;

в) субъективной стороны. Определить форму и вид вины. Раскрыть содержание интеллектуального и волевого моментов вины в данном преступлении. Указать, в каком качестве в данном виде состава выступают мотив, цель, эмоции.

г) субъекта преступления. Определить вид субъекта - общий или специальный. Указать общие признаки субъекта - возраст, вменяемость. Если субъект специальный, раскрыть его содержание;

4) указать виды данного состава преступления: основной (простой), квалифицированный, особо квалифицированный; раскрыть содержание квалифицирующих признаков;

5) отграничить анализируемый состав преступления от смежных (сходных).

На практических занятиях вначале проверяется степень усвоения курсантами основных теоретических положений и нормативного материала по теме, а затем обсуждается решение задач. Обсуждение должно быть творческим, решение задач не может ограничиваться только ссылкой на статью уголовного закона, его следует также юридически обосновать, используя при этом постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (РСФСР, СССР), материалы следственной и судебной практики органов военной юстиции и литературные источники. На практических занятиях по каждой новой изучаемой теме обучаемые, решая задачи и анализируя уголовные дела, должны использовать знания, полученные при изучении предшествующих тем, а также отвечать на вопросы по этим темам без детальной аргументации. По вопросам, относящимся к изучаемой теме, ответы должны быть аргументированы. На практических занятиях курсантам разрешается пользоваться УК РФ и другими нормативными материалами, необходимыми для обоснования решения, выписками по делу и записями, сделанными в процессе самостоятельной работы при подготовке к занятиям.

По многим темам учебной дисциплины "Военно-уголовное право" выполняются контрольные работы в виде письменных ответов на вопросы, решения задач. Содержание заданий на контрольную работу и порядок ее выполнения устанавливаются кафедрой (предметно-методической комиссией).

Изучение указанной учебной дисциплины включает выполнение курсовой работы, которая имеет целью научить обучающихся самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований и обоснования применяемых решений. На курсовую работу кафедра разрабатывает задание. Для руководства работой обучающихся назначаются руководители из числа преподавателей.

Завершает изучение учебной дисциплины "Военно-уголовное право" экзамен, который имеет целью проверить и оценить уровень знаний, полученных обучающимися, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник под редакцией iconУрока: «Обобщение и закрепление изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
Программа под редакцией М. М. Разумовской, базовый уровень, учебник «Русский язык. 5 класс» (под редакцией М. М. Разумовской, С....
Учебник под редакцией iconУрок семинар в 6 классе (90 минут)
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconКонспект урока по русскому языку
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconКонспект открытого предметного учебно
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconКонспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconКонспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconКонспект урока русского языка в 6 классе «Повторение изученного об имени прилагательном»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconУрок русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа ХХI века»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconКонспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Местоимение как часть речи»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconУрок русского языка с применением информационных технологий тема: Повторяем имя прилагательное
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconКонспект урока по русскому языку, проведенный в 6 классе по теме...
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconУрок конспект урока по русскому языку. 2 класс
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconКонспект урока русского языка ( 3 класс)
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой....
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник под редакцией iconУчебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире...
Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но...
Учебник под редакцией iconКонспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: «Общее значение...
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск