Пояснительная записка Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010.).
Данная программа по химии выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1. Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 17 часов;
-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 26 часов;
-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов - 12часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.
2. Сокращено число часов
- на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.
-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» с 8 часов до 6 часов.
3. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
5. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Резерв – 2часа.
Требования к уровню подготовки учащихся 9-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-методический комплект:
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2008
Методическая литература:
Химия. Настольная книга учителя. 9 класс: методическое пособие / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2007. - 350с.
Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 174с.
Дополнительная литература:
Химия. 9 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИЕРОВАНИЕ
№
ур
| Дата
| Тема урока
| Код элемента
содержания
| Элемент содержания
| Код требования
| Требование к уровню подготовки
|
|
| Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (4 ч)
| 1
|
| Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева
| 1.2.2
1.2.3
1.2.4
| Общая характеристика металлов главных подгрупп
I-III групп в связи с их положением в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностями строения их атомов.
Характеристика переходных элементов – меди, цинка,
хрома, железа по их положению в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностям строения их атомов.
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп
IV–VII групп в связи с их положением в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностями строения их атомов.
| 1.2.3
2.3.1
2.3.2
2.4.1
| Понимать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и
использовать его для качественного анализа и обоснования
основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе
Д.И. Менделеева; зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева
| 2
|
| Амфотерные оксиды и гидроксиды
| 2.4
2.5
| Характерные химические свойства оксидов: основных,
амфотерных, кислотных.
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов.
| 2.3.3
| общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов
| 3
|
| Периодический закон
| 1.2.1
| Закономерности изменения свойств элементов и их
соединений по периодам и группам.
| 1.2.3
| Понимать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и
использовать его для качественного анализа и обоснования
основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
| 4
|
| Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
| 1.2.1
| Закономерности изменения свойств элементов и их
соединений по периодам и группам.
| 1.2.3
2.3.1
| Понимать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и
использовать его для качественного анализа и обоснования
основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений. s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе
Д.И. Менделеева;
|
|
| Скорость химических реакций. Химическое равновесие (6ч) по уч. 8 класса
| 5
|
| Скорость химических реакций.
| 1.4.3
| Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.
| 1.1.1
| Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки):
| 6
|
| Зависимость скорости хим. реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры
| 1.4.3
| Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.
| 2.4.5
| влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
| 7
|
| Катализ и катализаторы
|
|
|
|
| 8
|
| Обратимые и необратимые реакции
| 1.4.4
| Обратимые и необратимые химические реакции.
Химическое равновесие. Смещение химического
равновесия под действием различных факторов.
| 1.1.1
| Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки):
| 9
|
| Химическое равновесие и способы его смещения
| 1.4.4
| Обратимые и необратимые химические реакции.
Химическое равновесие. Смещение химического
равновесия под действием различных факторов.
| 1.1.1
|
| 10
|
| Контрольная работа № 1
|
|
|
|
|
|
| Металлы (15 ч)
|
|
|
|
| 11
|
| Положение металлов в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строение их атомов
Век медный, бронзовый, железный
Физические свойства металлов
| 1.2.2
1.2.3
| Общая характеристика металлов главных подгрупп
I-III групп в связи с их положением в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностями строения их атомов.
Характеристика переходных элементов – меди, цинка,
хрома, железа по их положению в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностям строения их атомов.
| 1.2.3
2.3.1
| Понимать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и
использовать его для качественного анализа и обоснования
основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений. s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе
Д.И. Менделеева;
| 12
|
| Химические свойства металлов
| 2.2
| Характерные химические свойства простых веществ –
металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.
| 2.3.2
| общие химические свойства простых веществ – металлов и
неметаллов;
| 13
|
| Коррозия металлов
| 1.4.8
| Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия
металлов и способы защиты от нее.
| 2.4.4
| Объяснять сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения)
| 14
|
| Сплавы
|
|
|
|
| 15
|
| Металлы в природе. Получение металлов
| 4.2.1
| Понятие о металлургии: общие способы получения
металлов.
| 1.3.4
| Объяснять общие способы и принципы получения наиболее
важных веществ.
| 16
|
| Общая хар-ка элементов главной подгруппы 1 группы Периодической системы
| 1.2.2
| Общая характеристика металлов главных подгрупп
I-III групп в связи с их положением в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностями строения их атомов.
| 2.3.2
| общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
| 17
|
| Соединения щелочных металлов
| 2.4
2.5
| Характерные химические свойства оксидов: основных,
амфотерных, кислотных.
Характерные химические свойства оснований и амфо-
терных гидроксидов.
| 2.3.3
| общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
| 18
|
| Общая хар-ка элементов главной подгруппы 2 группы Периодической системы
| 1.2.2
| Общая характеристика металлов главных подгрупп
I-III групп в связи с их положением в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностями строения их атомов
| 2.3.2
| общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
| 19
|
| Соединение щелочноземельных металлов
| 2.4
2.5
| Характерные химические свойства оксидов: основных,
амфотерных, кислотных.
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов.
| 2.3.3
| общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
| 20
|
| Алюминий, его физические и химические свойства
| 1.2.2
| Общая характеристика металлов главных подгрупп
I-III групп в связи с их положением в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностями строения их атомов
| 2.3.2
| общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
| 21
|
| Соединения алюминия
| 2.4
2.5
| Характерные химические свойства оксидов: основных,
амфотерных, кислотных.
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов.
| 2.3.3
| общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
| 22
|
| Железо, его физические и химические свойства
| 1.2.3
| Характеристика переходных элементов – меди, цинка,
хрома, железа по их положению в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностям строения их атомов.
| 2.3.2
| общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
| 23
|
| Генетические ряды Fe2+ и Fe3+
| 2.4
2.5
| Характерные химические свойства оксидов: основных,
амфотерных, кислотных.
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов.
| 2.3.3
| общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
| 24
|
| Обобщение по теме Металлы
|
|
|
|
| 25
|
| Контрольная работа № 2 по теме Металлы
|
|
|
|
|
|
| Неметаллы (19 ч)
|
|
|
|
| |