Содержание
Содержание 2
1. Целевой раздел 22
1.1. Пояснительная записка 22
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40
1.2.1. Общие положения 40
1.2.3.20. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 131
Основы безопасности личности общества и государства 131
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 136
1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ 138
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 158
1.3.1. Общие положения 158
1.3.2. Особенности оценки личностных результатов 162
1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов 163
1.3.4. Особенности оценки предметных результатов 166
1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений 169
1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию 170
1.3.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения 172
2. Содержательный раздел 173
2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования 173
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов 181
2.2.1. Общие положения 181
2.2.2 Основное содержание учебных предметов в параллелях 5-6 классов на ступени основного общего образования ГБОУ ЦО № 1239 ЦАО. 185
2.2.2.1. Русский язык 185
Содержание тем учебного курса. 5 класс. 185
Язык - важнейшее средство общения 185
Повторение пройденного в 1 - 4 классах 185
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. 185
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. 185
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. 185
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами. 185
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. 185
II Текст. Тема текста. Стили. 185
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 185
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. 185
Пунктуация как раздел науки о языке. 185
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. 185
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). 186
Грамматическая основа предложения. 186
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. 186
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. 186
Синтаксический разбор словосочетания и предложения. 186
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. 186
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). 186
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. 186
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. 186
Диалог. Тире в начале реплик диалога. 186
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом. 186
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. 187
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи 187
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. 187
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. 187
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. 187
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. 187
Орфографический разбор. 187
Орфографические словари. 187
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. 187
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических). 187
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. 187
Лексика. Культура речи 187
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. 187
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. 188
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. 188
Морфемика. Орфография. Культура речи 188
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. 188
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. 188
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. 188
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. 188
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. 188
Морфология. Орфография. Культура речи 188
Самостоятельные и служебные части речи 188
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи. 188
Имя существительное 188
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. 188
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. 189
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. 189
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. 189
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. 189
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). 189
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. 189
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. 189
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. 189
Имя прилагательное 189
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. 189
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. 189
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. 190
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). 190
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. 190
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. 190
Глагол 190
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. 190
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). 190
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. 190
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. 190
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). 190
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. 190
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. 190
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам 191
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе 191
Содержание тем учебного курса. 6 класс. 191
1.Введение. Русский язык – один из развитых языков мира. 191
2.Повторение пройденного в 5 классе. 191
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности. 191
3. Текст 191
текст, его особенности 191
начальные и конечные предложения текста 191
основные признаки текста 191
текст и стили речи 191
4.Лексика Культура речи. 191
Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Исконно-русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. слово и его лексическое значение 191
Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. словари 191
Основные пути пополнения словарного состава русского языка. 191
5. Фразеология Культура речи 191
Фразеология как раздел науки о языке. 191
Фразеологизмы 191
Источники Фразеологизмов 191
Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста. 191
6.Словообразование. Орфография. Культура речи. 191
Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке. 191
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари. 192
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в корнях пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е. 192
Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста. 192
7.Морфология. Орфография. Культура речи. 192
Имя существительное 192
Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе. 192
Склонение существительных на -мя. Несклоняемы существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных. 192
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек и –ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик). 192
Различные сферы употребления устной публичной речи. 192
Имя прилагательное. 192
Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе. 192
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных. 192
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Правописание гласных в суффиксах имён прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. 192
Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности. 192
Публичное выступление о произведении народного промысла. 192
Имя числительное. 193
Имя числительное как часть речи. 193
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь знак в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. 193
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. 193
Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом. 193
Местоимение. 193
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Склонение местоимений. 193
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Образование неопределённых местоимений, их дефисное написание. 193
Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. 193
Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов. 193
Рассуждение как тип текста, его строение, языковые особенности. 193
Глагол. 193
Повторение пройденного о глаголе в 5 классе. 193
Переходные и непереходные глаголы. Наклонения глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. 193
Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. 193
8.Повторение и систематизация пройденного в 5- 6 классах. 193
Разделы науки о языке. 193
Орфография. 193
Пунктуация. 193
Лексика и фразеология. 194
Словообразование. 194
Морфология. 194
Синтаксис. 194
2.2.2.2. Литература 194
2.2.2.3. Английский язык. 208
2.2.2.5. Французкий язык. 222
2.2.2.6. История России. Всеобщая история 227
История. Содержание тем учебного курса. 5 класс. 227
История России. Всеобщая история 232
История России. Содержание тем учебного курса. 6 класс. 232
Всеобщая История . Содержание тем учебного курса. 6 класс. 238
2.2.2.7. Обществознание 246
Содержание тем учебного курса. 5 класс. 246
Содержание тем учебного курса. 6 класс. 247
ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ 247
ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ 247
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности 247
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 248
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства 248
НА ПУТИ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ 248
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи 248
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ 248
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 248
ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ 248
2.2.2.8. География 249
2.2.2.9. Математика. 255
Содержание тем учебного курса. 5 класс. 255
Арифметика 255
Натуральные числа 255
Дроби 255
Величины. Зависимости между величинами 256
Числовые и буквенные выражения. Уравнения 256
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи 256
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин 256
Математика в историческом развитии 257
Содержание тем учебного курса. 6 класс. 257
2.2.2.10. Информатика 259
2.2.2.11. Биология 263
Содержание тем учебного курса. 5 класс. 263
Содержание тем учебного курса. 6 класс. 264
2.2.2.12. Изобразительное искусство 264
Содержание тем учебного курса. 5 класс. 264
5 класс 265
Изобразительное искусство в жизни человека - 34 часа 265
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала 265
Содержание 265
Кол-во часов 265
«Древние корни народного искусства» 265
9 265
«Связь времен в народном искусстве» 265
8 265
«Декор - человек, общество, время» 265
10 265
«Декоративное искусство в современном мире». 265
7 265
Всего 265
34 265
I четверть – 9 часов 266
«Древние корни народного искусства» (9 ч) 266
Учащиеся во время уроков знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь космоса и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с народно-праздничными обрядами. 266
Древние образы в народном искусстве. 266
Убранство русской избы. 266
Внутренний мир русской избы. 266
Конструкция, декор предметов народного быта. 266
Русская народная вышивка. 266
Народный праздничный костюм. 266
Народные праздничные обряды. 266
1 тема. Древние образы в народном искусстве 266
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения и их условно-символический характер. 266
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце). 267
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага. 267
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир). 267
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. 267
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. 267
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. 267
2-3 тема. Убранство русской избы 267
Дом – мир человека. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир). 267
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. 267
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. 268
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. 268
4 тема. Внутренний мир русской избы 268
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. 268
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда) 268
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, б 268
5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта 268
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. 268
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.). 268
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага. 268
6 тема. Русская народная вышивка 268
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. 269
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. 269
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.. 269
7-8 тема. Народный праздничный костюм 269
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. 269
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. 269
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом. 269
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. 269
9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы) 269
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. 270
Активная беседа 270
II четверть — 8 часов. 270
«Связь времен в народном искусстве» (8 ч) 270
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. При изучении борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. 270
Древние образы в современных народных игрушках. 270
Искусство Гжели. 270
Городецкая роспись. 270
Хохлома. 270
Жостово. Роспись по металлу. 270
Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. 270
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. 270
10 тема. Древние образы в современных народных игрушках 271
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. 271
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. 271
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи. 271
271
271
11 тема. Искусство Гжели 271
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декор. 271
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. 271
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью. 271
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти. 271
12 тема. Городецкая роспись. 271
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи. 272
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи. 272
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага. 272
13-14 тема. Хохлома. 272
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. 272
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись». 272
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись. 272
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы. 272
15 тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла 272
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. 273
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. 273
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции. 273
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага 273
16 тема Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. 273
Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Борисовки. Своеобразие формы и декора борисовской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях борисовских мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией. 273
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором борисовской росписи. 273
Материалы: пластилин, банка, стеки. 273
17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) 273
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту». 273
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку. 274
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти. 274
III четверть — 10 часов. 274
Декор – человек, общество, время. 274
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. 274
Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики 275
275
275
18 тема. Зачем людям украшения. 275
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. 275
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д. 275
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями. 275
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы. 275
19-20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 275
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства. 275
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.). 275
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. 275
Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы. 276
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества. 276
Материалыв обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. 276
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве 17-го века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. 276
Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 276
2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. 276
3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы 17-го века высших и низших сословий общества в технике «коллаж». 276
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки. 276
276
21-22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке. 276
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения. 276
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения Зачем людям украшения. 277
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 277
Одежда «говорит» о человеке. 277
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» 277
О чём рассказывают нам гербы Белгородской области. 277
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы 277
Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 277
2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. 277
3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж». 277
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки. 277
277
24-25 тема. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» 277
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком поло26 тема. О чём рассказывают нам гербы Саратовской области. 277
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Саратова и городов Саратовской области. История создания герба Саратова и Саратовской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. 277
Задания: Создание по образцу гербов Саратовской области (коллективная работа). 278
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы. 278
278
26 тема. О чём рассказывают нам гербы Саратовской области. 278
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Саратова и городов Саратовской области. История создания герба Саратова и Саратовской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. 278
Задания: Создание по образцу гербов Саратовской области (коллективная работа). 278
Материалы: картон, цветная бумага, 278
27 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). 278
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. 278
Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. 278
IV четверть — 7 часов 278
Декоративное искусство в современном мире. 278
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла. 279
Современное выставочное искусство. 279
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) 279
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно) 279
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». 279
28-29 тема. Современное выставочное искусство. 279
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). 279
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. 279
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. 279
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии. 279
30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) 280
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. 280
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. 280
Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках. 280
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками». 280
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры. 280
32-33 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно) 280
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. 280
Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. 280
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. 280
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея. 281
6 класс. Изобразительное искусство в жизни человека - 34 часа 281
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала 281
Содержание 281
Кол-во часов 281
I четверть. Виды изобразительного искусства и основы их изобразительного языка. 281
9 281
II четверть. Мир наших вещей. Натюрморт. 281
8 281
III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. 281
10 281
IV четверть. Человек и пространство. Пейзаж. 281
7 281
Всего 281
34 281
I четверть – 9 часов 282
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка 282
Учащиеся в ходе занятий знакомятся с понятиями «пространственные виды искусства», «пластические искусства», «искусство выразительной формы»,»конструктивные виды искусства», «Декоративно-прикладные виды искусства», «Изобразительные виды искусства. 282
На практических занятиях учитель предлагает учащимся работать в с различными художественными материалами(живописными, графическими и скульптурными. 282
Понятия «цвет», «колорит», «гармония цвета».Выразительные возможности объемного изображения. 282
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. 282
Рисунок – основа изобразительного творчества 282
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. 282
Пятно как средство выражения. Ритм пятен 282
Цвет. Основы цветоведения 282
Цвет в произведениях живописи 282
Объемные изображения в скульптуре 282
Основы языка изображения 282
1-я тема 282
Искусство и его виды.Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративные и изобразительные. 283
2-я тема 283
Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. 283
Задания:попробовать на листе бумаги возможности различных художественных материалов. 283
Материалы: акварель, гуашь, карандаши, уголь, тушь, пастель, сепия. 283
3-4-я темы 283
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Композиция места. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. 283
Задание: изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. 283
Материалы: акварель. 283
5-я тема 283
Цвет. Основы цветоведения. Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное.Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота Изучение свойств цвета. 283
Задание: изобразить сказочное царство, используя ограниченную палитру.Темы: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца». 284
Материал: акварель. 284
6-я тема 284
Цвет в произведениях живописи. Понятия: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. 284
Задание: изобразить осенний букет. 284
Материал : гуашь. 284
7-я тема 284
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др. 284
Объемное изображение животного. 284
Материал 6 пластилин. 284
8-я- 9-я темы. 284
Основы языка изображения. Обобщение материала темы: Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, Художественное творчество и художественное восприятие. 284
Задание: свободная тема. 284
Материалы:гуашь, акварель, карандаши. 284
II четверть. – 8 часов. 284
Мир наших вещей. Натюрморт. 285
Учащиеся в ходе занятий знакомятся с многообразием форм окружающего мира, с изображением предмета на плоскости и понятием линейной перспективы. Значение цвета и света в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта и символика предметов в разные рериоды развития изобразительного искусства. 285
10 тема. 285
Изображение предметного мира. – Натюрморт. Происхождение слова «натюрморт».Выражение в натюрморте отноше.Выражение в натюрморте отношеие к вещам, изображенным в натюрморте, отошение человека. Натюрморты разных эпох. Символика натюрморта. 285
Задание: выполнить натюрморт красками. 285
Материал: акварель. Гуашь, карандаши. Сепия, сангина. 285
11 тема. 285
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Усвоение учащимися понятий формы, линейных, плоскостных и объемных форм.Умение видетьгеометрические тела в основе различных предметов окружающего мира. 285
Задание: констуирование из бумаги геометрических тел( куба, параллепипеда, конуса) 285
Материал: ножницы, бумага, клей. 285
12 тема. 285
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. 286
Знакомство учащихся с перспективой как способом изображения предметов в пространстве. Понятия линейной и воздушной перспективы. Обратная перспектива. 286
Задание: построение конструкций из нескольких объемных геометрических тел. 286
Материал: бумага, ножницы, карандаши, линейка, клей. 286
13 тема 286
Освещение. Свет и тень. 286
Освезщение как средство выявления объема предмета. Понятие «блики», «полутени», «собственная тень», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. 286
Задание: выполнение рисунка куба с боковым освещением. 286
Материал:бумага, карандаш. 286
14 -15 тема. 286
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. 286
Расширение представлений учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей. Выражение в натюрморте настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен. 286
Задание: выполнить натюрморт в каком-либо эмоциональном состоянии (Грусть. Таинственность, праздничность) 287
Материалы:акварель, гуашь, карандаши. 287
16-17тема. 287
Выразительные возможности натюрморта. 287
Обобщение знаний учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника. Натюрморты И. Хруцкого и М. Сарьяна. 287
Домашнее задание: реферат на тему «Натюрморт в творчестве художника… (по выбору) 287
III четверть. - 10 часов. 287
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. 287
18 тема. 287
Образ человека — главная тема в искусстве. 287
Портрет - образ реального человека. Смысл портрета — в интересе к его личности, наделенной индивидуальными качествами. Раскрывая образ человека, художник говорит и о себе. Человек и время. Идеал эпохи. Римский портрет, портрет эпохи Возрождения, портреты 18-го — 19-го веков 287
19 тема. 287
Конструкция головы человека и ее основные пропорции. 287
Изображение головы человека в ракурсе. Голова человека как конструкция. Положение линии глаз, носа и подбородка. Что такое пропорция. «Канон» Поликлета. 288
Задание : создать портрет в технике аппликации. 288
Материал: цветная бумага, клей, ножницы. 288
20 тема. 288
Изображение головы человека в пространстве. 288
Значение светотени в передаче образа. А. Дюрер — рисунки из трактата «О перспективе и пропорции». П.-П. Рубенс — Штудия голов в разных ракурсах. 288
21-я тема. 288
Портрет в скульптуре. 288
Скульптура монументальная и камерная. Значение материала. Из которого сделана скульптура . В создании образа. М. Аникушин, А. Голубкина, Е. Белашева. 288
Задание: сделать скульптурный портрет литературного героя. 288
Материал: пластилин. 288
21-я тема. 288
Графический портретный рисунок. 288
Особенности графического портретного рисунка. Условность и лаконичность графического языка. Работы В. Фаворского, Рембрандта, А. Дюрера. 289
Задание: создать портрет-зарисовку 289
Материал: тушь Черная гелевая ручка, бумага. 289
22-я тема. 289
Сатирические образы человека. 289
Что такое карикатура. Приемы художественного преувеличения. Традиции сатирического рисунка. Сатирические рисунки Леонардо да Винчи, О. Домье, Пю ПикассоХ. Битструпа 289
Задание: нарисовать в нескольких рисунках юмористический рассказ. 289
Материал: бумага, карандаши, гелевая ручка, тушь. 289
23-я тема. 289
Образные возможности освещения в портрете. 289
Значение света в создании образа. Свет искусственный и естественный. Рембрандт - «Христос в Эмманусе», Ге - «Что есть истина?» 289
Задание: сделать два портретных изображения — по свету и против света. 289
Материал: гуашь бумага кисти. 289
24-я тема. 290
Роль цвета в портрете. 290
Роль цвета в создании настроения. Портреты В. Серова, О, Ренуара, В. Борисова- Мусатова, М. Врубеля. 290
Задание : создать портрет. 290
Материалы: акварельные краски, пастель, восковые мелки. 290
25-я тема. 290
Великие портретисты прошлого. 290
Портреты в творчестве Рафаэля, Леонардо да Винчи, П.-П. Рубенса, Рембрандта, И. Репина, И. Крамского 290
Задание: создать живописный портрет. 290
Материал: Акварель, гуашь. 290
26 тема. 290
Портрет в изобразительном искусстве 20-го века. 290
Новые средства выразительности художников 20-го века Портреты С. Дали, А. Матиссв, Модильяни, К.Петрова-Водкина, З. Серебряковой. 290
Задание: ответить на вопросы викторины. 290
IV – я четверть- 8 часов. 290
Человек и пространство. Пейзаж. 291
27 тема. 291
Жанры в изобразительном искусстве. 291
Виды и жанры. Жанры — портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, исторический и бытовой жанры. Что такое жанр. Характерные скульптурные жанры. 291
Задание : составить рассказ по одной из предложенных картин. 291
28 тема 291
Изображение пространства 291
Изображение пространства в Древнем Египте. Изображение пространства в римских росписях, в иконе, в эпоху Возрождения. 291
Задание: изготовить «сетку Альберти», провести исследовательскую работу с использованием этой рамки. 291
29 тема. 291
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. 291
Что такое перспектива.. Основные правила перспективы. Линия горизонта. Точка схода. Понятие воздушной перспективы. 292
Задание: выполнить рисунок на тему «Линейная перспектива» и на тему «Воздушная перспектива». 292
Материал» уголь, гуашь бумага. 292
30 тема 292
Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. 292
Пейзаж в Древнем Китае. Первые пейзажи в европейской живописи.Романтические пейзажи И. Айвазовского. 292
Задание :нарисовать дорогу или путь реки, уходящие вдаль. 292
Материал:тушь, гелевая ручка , акварель. 292
31-я тема 292
Пейзаж в русской живописи и западно-европейской живописи. 292
Пейзажи импрессионистов. Особенности пейзажей импрессионистов.К. Моне, П. Синьяк, А. Сислей, В. Ван Гог, П. Сезанн. 292
А. Венецианов, Ф. Васильев, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан. 292
Задание: передать утреннее или вечернее состояние природы. 292
Материал : акварель., гуашь 292
32-я тема 292
Пейзаж в графике. 292
Зарисовки и наброски.И. Левитан, В. Ван Гог, В. Фаворский. 293
Задание:Выполнить графическую работу «Весенний пейзаж». 293
Материалы — соус, тушь, гуашь акварель. 293
33-я тема 293
Городской пейзаж 293
Понятие — городской пейзаж.Городские пейзажи Ф. Алексеева, В. Фаворского. 293
Задание: создать городской пейзаж в технике аппликации. 293
Материалы: цветная бумага, клей, тушь. 293
34-я тема. 293
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 293
Художественное произведение — это всегда диалог между художником и зрителем. Значение искусства в жизни человека. 293
293
293
2.2.2.13. Музыка 293
Содержание тем учебного курса. 5 класс. 293
Содержание тем учебного курса. 6 класс. 295
2.2.2.14. Технология 296
Содержание тем учебного курса. 5 класс. 296
Содержание тем учебного курса. 5 класс. 304
Содержание тем учебного курса. 6 класс. 306
2.2.2.15. Физическая культура 309
Содержание тем учебного курса. 5 класс. 309
Теоретический раздел 309
(информационный компонент физкультурно-оздоровительной 309
и спортивно-оздоровительной направленности) 309
Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни. Характеристика видов дыхания (брюшное, грудное, смешанное). Значение питания для жизнедеятельности организма человека. Предупреждение простудных заболеваний в разное время года, при различной температуре и влажности воздуха. Планирование двигательного режима на один день. 309
Олимпийские чемпионы, проживающие в городе, районе, области, стране. Историческая справка об одном из видов плавания, включённых в Олимпийские игры. Организация тренировочной и игровой деятельности с группой одноклассников до 5—7 человек (упражнения на развитие гибкости и других физических качеств, народные игры). Самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями, направленный на определение уровня двигательной подготовленности с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Правила безопасности при выполнении физических упражнений. Требования к внешнему виду, одежде и обуви во время занятий. 309
Практический раздел 309
(формирование потребности в творческом использовании средств 309
физической культуры для организации и ведения здорового образа жизни) 309
Методико-практические занятия предусматривают овладение учащимися умениями осознанного выполнения физических упражнений, направленных на развитие физических качеств, в ходе тренировочной и игровой деятельности с учётом состояния их здоровья и возможностей. 310
При проведении методико-практических занятий целесообразно придерживаться следующей схемы: учитель заблаговременно даёт учащимся задание для обдумывания и высказывания собственных суждений на занятии; во время занятия учитель напоминает методы деятельности, а при необходимости и объясняет их; учащиеся практически под наблюдением учителя воспроизводят соответствующие приёмы и способы действий; под руководством учителя проводятся обсуждение и занятия, в ходе которых вырабатываются индивидуальные рекомендации по практическому применению способов и приёмов, 310
укрепляющих здоровье и содействующих общему развитию. 310
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ 310
(физическая культура для практического применения приобретённых знаний и умений в повседневной жизни) 310
Лёгкая атлетика 310
Содержание тем учебного курса. 6 класс. 313
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования 316
2.3.3 Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся. Планируемые результаты, основное содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений. 323
2.3.7. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни 356
План работы ЦО № 1239 по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни. 359
359
2.3.9. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся 367
2.3.10. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся 369
2.4. Программа коррекционной работы 371
Направления работы 374
Характеристика содержания 375
3.1. Учебный план основного общего образования 384
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы 386
3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 398
3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования 400
3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы 404
3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 409
Приложение 1 425
Приложение 2 448
Приложение 3. 461
Приложение 4 480
|