МБОУ «КОНТОШИНСКАЯ СОШ»
Косихинский район Алтайский край
Урок-практикум
«Следствие ведут знатоки»
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Автор работы: Шуплецова Лариса Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
I квалификационной категории
ТЕМА УРОКА: Повторение правописание корней с чередующимися гласными.
ЦЕЛИ УРОКА:
Л: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития личности.
М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую.
М/к: слушать и слышать других, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Пр.(языковая компетенция) опознавать морфемы и их функцию, применять знания морфемики и словообразования в практике правописания, находить орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами, объяснять написание устно и графически.
ПР.( коммуникативная компетенция) конструирование вопросов по изучаемой теме, связный, логически стройный ответ при формулировке орфограмм и правил.
М/р: осуществлять взаимопроверку письменных текстов.
ХОД УРОКА:
Учитель. От жителей города Корень гласных О,А,Е,И поступило заявление о том, что некоторые учащиеся по невнимательности или незнанию систематически лишают их постоянного места жительства. Чередующие гласные просят еще раз рассмотреть условия их расселения в корнях.
Оперативная группа в составе ____ человек сегодня должна разобраться в конфликтной ситуации и помочь гласным обрести законное место жительство, закрепленное правилом .
1.Лингвистическая разминка. Для начала группа знатоков провела предварительную подготовку:
А .По имеющимся данным определить грамматическое значение слова: -ешь- (глагол, ед.число,2 лицо),- ему (прилагательное, муж. Род, ед. число, дат. Падеж 2. Интеллектуальный теннис
А. Затем члены команды знатоков провели интеллектуальный теннис по основным темам морфемики и словообразования. Один из знатоков отбивал подачи, отвечая на 5 вопросов, которые ему задавали знатоки. Например. 1. Что изучает морфемика?
2. Что такое суффикс?
3. Что называется окончанием?
4. Что такое приставка?
5. Назови способы образования слов.
3. Практическая часть. Далее знатоки приступили к рассмотрению заявлений, поступивших от гласных
А.Четвертое лишнее. (Устно) Объяснить условия выбора «лишнего» слова.
Заря, зарядка, озарять, зарница.
Загорел, сгорание, гора, подгореть.
Прикосновение, косой, коснуться, неукоснительно.
Растение, растереть, расти, возраст.
Умирать, смириться, замирать, помирить.
Б. Выборочное письмо. Увидеть в предложениях слова с изучаемыми корнями. Слово выписать. Объяснить правописание. Орфограмму выделить.
1. Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков.
2. Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках.
3. Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок.
4. Часто до возвращения отца с работы Васек бесцельно бродил по городу один или предлагал своим друзьям Коле Одинцову и Саше Булгакову: «Пойдемте, ребята, куда-нибудь, пошатаемся...»
7. Вероника Васильевна знает по фамилиям всех постоянных читателей. Она неторопливо расхаживает по ту сторону стойки, перебирая книги.
8. Разведчики спустились к реке, в прибрежные заросли, где их уже ожидали саперы с тремя рыбачьими лодками.
В. Распределительное письмо. Распределить по группам чередующиеся и проверяемые гласные. Вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограмму. Б…гущий, б…льной, ж…леть, м…ролюбивый, нав…рить, поб…дить, разм…гчить, пл…нировать, зв…зда, з…ря, оз…рять, дог…рать, заг…релый, тв…рец, раств…римый, накл…нить, откл…нение, пл…вец, пл…вучесть, вск…чить, ск…чок, обск…кать, р…стение, возр…ст, отр…сль, подр…сток, Р…стов, обм…кнуть в воду руку, зал…зать на дерево, зал…зать рану, зап…вать песню, зап…вать лекарство, плащ пром…кает, зар…внять грядки, ср…внение, ур…внение, непром…каемый зонт. Г. Тренировочное задание. Вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограмму. С последующей взаимопровверкой. 1 вариант. Посадим р_стки, они подр_стут, превратятся в зар_сли, пол_жили на солнце, прол_жили тропинку, предл_гаем прогуляться, поск_кать верхом, вым_кнем под дождем, прик_снулись к стволу, капли бл_стят, не к_саясь мокрых веток. 2 вариант. Выт_рал, но так досуха и не выт_р, разб_рал записи, зап_рать шкатулку было нетрудно, а отп_реть не уд_лось, пот_ряли ключ, подб_решь по цвету, бл_стающий мир, откл_нился от курса, переходный возр_ст.
В ходе проведенных разыскных действий следственная группа пришла к выводу: учащимся нужно твердо помнить правила правописания гласных в корнях. Еще раз озвучены были условия размещения гласных в корнях РАСТ-РОС, ЛАГ-ЛОЖ,ЗАР-ЗОР,ГАР-ГОР,КАС-КОС,БИР-БЕР и еще в семи корнях. Учитель выразила уверенность, что чередующие гласные будут довольны работой знатоков , а учащиеся будут писать грамотно. 4.ИТОГ
(презентация)
Тренажер по теме.
Тест. 3. Домашнее задание: Продолжить рассмотрение условий безошибочного размещения чередующихся гласных в корне. (Карточка . Правила по изученной теме.)
Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, д_рется, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся, отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать. Прик_саться, прик_снуться, прик_сновение, неук_снительно, к_сательная.Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение.Подр_сти, отр_стить, выр_щенный, возр_стной, р_стовщик, зар_сли, отр_сль, пор_сль, костюм на выр_ст, подр_стковый. Несг_раемый, заг_релый, дог_рать, подг_реть. З_ря, оз_рение.
ПРИЛОЖЕНИЕ КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Продолжить рассмотрение условий безошибочного размещения чередующихся гласных в корне.
Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, д_рется, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся, отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать. Прик_саться, прик_снуться, прик_сновение, неук_снительно, к_сательная.Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение.Подр_сти, отр_стить, выр_щенный, возр_стной, р_стовщик, зар_сли, отр_сль, пор_сль, костюм на выр_ст, подр_стковый. Несг_раемый, заг_релый, дог_рать, подг_реть. З_ря, оз_рение.
Задания тренажера: 1.Укажите слово ,в корне которого пишется О А)Выр…щивать б)Р…стислав
В)Прик…саться г) Распол…гаться 2. В каком ряду во всех словах пишется буква А? А)Обл…гать, выр…щенный, отр…сль
б)Возл…гать, р…сток, прик…саться
В)Заг…релый, р…стовщик, изл…жение
г)Предл…жение, ск…кать, з…рька 3. Укажите слово ,в корне которого пишется А? А)Р…стов б) Распол…гали
В)Прик…снулся г) Выск…чить 4. В каком ряду во всех словах пишется буква О? А)Отр…сль, выр…стить, пол…жение
б)Прил…жить, к…сание, Р…стислав
В)З…рница, приг…реть, выр…щенный
г)Изл…жение, заг…реть, з…ри |