муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 Угличского МР
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ №6
______________Л.Н.Рябикова ________________Н.Б.Кузнецова приказ № «___»__________2013г
Рабочая программа
По предмету: обществознание (VII вид)
Учитель: Баирова Н.В.
2013г.
Пояснительная записка по обществознанию
Рабочая программа составлена в соответствии с основными нормативными документами :
- Приказ Минобразования и науки РФ № 1089 от 05. 03. 2004г. « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального основного общего и среднего (полного) общего образования « ( // Вестник образования России, 2004.№12,13,14);
- Базисный учебный план образовательных учреждений РФ, утвержденных Минобразования РФ от 09.03.2004,№ 1312;
- Базисный учебный план специальных(коррекционных) образовательных учреждений приказ Минобразования РФ №29/2065-п от 10.04.2002г; №29/2331-6 от 18.09.02.г.;
-Примерный учебный планспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида , рекомендованных департаментом образования Ярославской области от 12.07.2012№1611/01-10;
- Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования от 04.09. 1997г, №48 « О специфике деятельности специальных (коррекционных образовательных учреждений I-VIII вида;
-Программы и тематическое планирование для специальных (коррекционных) классов
VII вида. Сборник материалов ГОУ ЯО « Институт развития образования» вып.26
_ Рабочая программа для 7-8,9 класса составлена с учетом требований Примерной программы по обществознанию и с учетом рекомендаций Департамента образования Ярославской области
Рабочая программа составлена в соответствии с основными нормативными документами :
- Приказ Минобразования и науки РФ № 1089 от 05. 03. 2004г. « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального основного общего и среднего (полного) общего образования « ( // Вестник образования России, 2004.№12,13,14);
- Базисный учебный план образовательных учреждений РФ, утвержденных Минобразования РФ от 09.03.2004,№ 1312;
- Базисный учебный план специальных(коррекционных) образовательных учреждений приказ Минобразования РФ №29/2065-п от 10.04.2002г; №29/2331-6 от 18.09.02.г.;
-Примерный учебный планспециальных(коррекционных) образовательных учреждений VII вида , рекомендованных департаментом образования Ярославской области от 20.08.2008г., № 3170/01-10;
-Письмо Департамента образования от 19.07.2013.№1435/01-10 « О примерных учебных планах для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования от 04.09. 1997г, №48 « О специфике деятельности специальных (коррекционных образовательных учреждений I-VIII вида;
-Методическое письмо Департамента образования Ярославской области о преподавании предмета обществознание в школе составитель Т.Н. Фролова
-Программы и тематическое планирование для специальных (коррекционных) классов
VII вида. Сборник материалов ГОУ ЯО « Институт развития образования» вып.26
_ Рабочая программа для 7 класса составлена с учетом требований Примерной программы по обществознанию и с учетом рекомендаций Департамента образования Ярославской области
Из расчета 7 класс – 34 часа ; 8 класс-34 часа ; 9 класс -34 часа(протокол педсовета №1 от 30.08.2013)
Разработана в соответствии с (гос., авт., кто автор, год издания)
Л.Н..Боголюбов Программа по обществознанию для 5 – 9 класса М.Просвещение 2009 ;
_А.И.Кравченко Программы по обществознанию для 8-11 класс, М.: Русское слово 2007г.;
Учебный комплекс для учащихся:
А.Н. Боголюбов « Обществознание 7 класс» М. Просвещение, 2010г;
А.Н. Боголюбов « Обществознание 8 класс» М. Просвещение, 2011г
А.И.Кравченко « Обществознание 9 класс.» М. Русское слово,2012г;
В этом году продолжается переход на другую авторскую линию учебников автор Л.Н. Боголюбов в 7,8классах
В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания обучающихся, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей обучающихся.Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания обучающиеся должны:
- познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания;
Происходит :
-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-12 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для этого возраста социальных ролях;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Материал, выделенный курсивом изучается в ознакомительном плане Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания обучающихся, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей обучающихся,. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.
Календарно тематический план 7 класс
№п/п
| № темы
| № урока по теме
| Название темы и тематика урока
| Основное содержание
| №п/р
| дата
|
|
|
| Общество и природа 2 часа
|
|
|
| 1
| 1
|
| Что такое общество ?
| Повторить основное содержание учебного предмета обществознание в 6 классе. Целеполагание и основное содержание предмета в 7 классе
|
|
| 2
|
| 1
| Сферы общества
| Понятие об обществе как о форме жизнедеятельности людей . Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды
| П/Р №1 Составление схемы «Сферы общества»
|
| 3
|
| 2
| Общество и природа
| Взаимодействие общества и природы
| п/р№2 Экологические проблемы человечества»
|
|
| 2
| 3
| Человек 2 часа
|
|
|
| 4
|
| 1
| Мышление и речь. Человек как бисоциальное существо
| Биологическое и социальное в человеке .Мышление и речь
| П/Р№3 Решение задач
|
| 5
|
| 2
| Деятельность ее основные формы.
| Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности . Духовный мир человека.
|
|
|
| 3
|
| Сфера духовной культуры
|
|
|
| 6
|
| 1
| Сфера духовной культуры общества
| Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества
|
|
| 7
|
| 2
| Социальные ценности и нормы
| Социальные ценности и нормы
| П/Р №4»Мораль»
|
| 8
|
| 3
| Основные принципы и нормы морали. Добро и зло
| Мораль. Основные принципы и нормы морали. Добро и зло . Долг и честь .Моральный выбор . моральный самоконтроль личности. Моральный идеал
| П/Р №5 Добро в современном мире
|
| 9
|
| 4
| . Тенденция развития духовной культуры в современной России. Патриотизм и гражданственность.
| Духовная культура современной России
|
|
| 10
|
| 5
| Образование как часть духовной культуры
| Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможность получения общего и профессионального образования в РФ. Самообразование
|
|
|
| 4
|
| Экономика 7 часов
|
|
|
| 11
|
| 1
| Экономика в жизни общества
| Экономика и ее роль в жизни общества
|
|
| 12
|
| 2
| Ресурсы и потребности
| Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов
|
|
| 13
|
| 3
| Товары и услуги
| Товары и услуги. Обмен торговля . Формы торговли. Реклама.
| п/Р №6 Составление рекламы
|
| 14
|
| 4
| Товары и услуги
| Альтернативная стоимость( цена выбора ). Международная торговля.
|
|
| 15
|
| 5
| Защита прав потребителей
| Экономические основы защиты прав потребителей
|
|
| 16
|
| 6
| Деньги в экономике
| Деньги. Функции и формы денег. Инфляция обменные курсы валют.
|
|
| 17
|
| 7
| Налоги и налогообложение
| Налоги: прямые, косвенные. Роль государства в экономике. Реальные и номинальные доходы
| П/Р№7 Налоги
|
|
| 5
| 1
| Социальная сфера
|
|
|
| 18
|
| 2
| Социальная структура общества
| Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы Формальные и неформальные группы
| П/Р№8 Статус
|
| 19
|
| 3
| Социальные роли и статусы
| Социальные роли и статусы. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь « Я» и социальной роли
|
|
| 20
|
| 4
| Социальное неравенство
| Социальное неравенство
| П/Р №9 Богатые и бедные
|
| 21
|
| 5
| Человек и его ближайшее окружение
| Человек в малой группе . Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Человек и его ближайшее окружение.
|
|
| 22
|
| 6
| Общение и конфликты. Межличностные отношения
| Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Свобода личности и коллектив
| П/Р №10 Дружба это…
|
| 23
|
| 1
| Образ жизни
| Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни
|
|
| 24
|
| 2
| Семья как малая группа
| Семья как малая группа Межличностные отношения в семье. Этика семейных отношений . Отношения между поколениями.
| П/Р № 11 « Моя семья»
|
|
| 6
|
| Политика и социальное управление
|
|
|
| 25
|
| 1
| Политика и власть
| Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства
|
|
| 26
|
| 2
| Выборы в демократическом обществе
| Выборы. Выборы в демократическом обществе
|
|
|
| 7
| 3
| Право
|
|
|
| 27
|
| 4
| Право и его роль в жизни общества и государства
| Роль права в жизни общества. Принципы права
|
|
| 28
|
| 5
| Особенности правового статуса несовершеннолетних.
| Правовой статус несовершеннолетних
| П/Р №12 Мои права
|
| 29
|
| 6
| Конституция и президент РФ
| Конституция РФ. Президент РФ. Виды нормативных актов
| П/Р № 13 Решение задач
|
| 30
|
| 7
| Правонарушения их виды и признаки
| Правонарушения их виды и признаки. Виды нормативных актов
|
|
| 31
|
| 8
|
|
|
|
| 32
|
| 9
| Правоохранительные органы
| Правоохранительные органы. Прокуратура . Адвокатура нотариат милиция
|
|
| 33
|
| 10
| Правоотношения как форма общественных отношений
| Правоотношения как форма общественных отношений . Виды нормативных актов
|
|
| 34
|
|
| Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
| Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
|
|
| |