МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра философии и социологии права
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Направление подготовки
030900 – Юриспруденция Наименование магистерской программы
030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений
Степень выпускника
МАГИСТР
Ижевск 2012 1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Курс входит в цикл профессиональных дисциплин магистерской подготовки, базовая часть.
В процессе овладения навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности большое значение имеет изучение проблем современной юридической науки. Из широчайшего их круга, прежде всего, необходимо выделить проблемы общеметодологического характера, которые играют важную роль в любой области юридического знания, и прежде всего в теории государства и права, выполняющей в системе юридической науки, методологическую функцию Постановка этих проблем и поиск путей их решения – задачи теоретико-правовой науки,. общеметодологическая значимость, которой в системе юридического научного знания является бесспорной.
Курс прививает у студентов умение ориентироваться в научной проблематике юридического знания, вырабатывает способность определять методологические обоснования проводимых научных изысканий.
Программа курса отражает основные положения ФГОС, предъявляемые к содержанию дисциплин магистерской подготовки.
Методика обучения ориентирует студентов на освоение соответствующих компетенций.
Курс предназначен вооружить будущих работников научно-исследовательской сферы знаниями о круге наиболее важных теоретико-методологических проблем современного правоведения; завершить формирование научного и профессионального правосознания и юридического мировоззрения в целом.
Оценка знаний и умений студента проводится с помощью семинарских занятий, контроля за выполнением самостоятельной работы, подготовки контрольной работы и экзамена.
Основная цель курса: привить студентам понимание значимости общеметодологических проблем для развития как теории права и государства, так и отраслевых юридических дисциплин.
Данная цель конкретизируется в задачах:
закрепить понимание наиболее важных юридических понятий, реализующих методологическую функцию;
добиться осознания магистрами тесной взаимосвязанности теоретических и конкретных отраслевых юридических дисциплин, что особенно важно для научно-исследовательской работы;
выработать умение поиска и постановки новых научных проблем, порождаемых изменениями в политико-правовой действительности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ. Курс входит в Профессиональный цикл; базовая часть.
ООП М2.Б.04 магистратуры.
Курс адресован студентам 1 курса магистратуры направления 030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений.
Изучению дисциплины предшествуют: «Теория права и государства», «Всеобщая история права и государства», «Философия», «Логика», «Концепция современного естествознания», «Социология права», «История правовых и политических учений», «Философия права», «История и методология юридической науки», «Особенности правопонимания Нового времени: сравнительный анализ».
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные компетенции ОК-1 и профессиональные компетенции ПК-7, ПК-11, ПК-12 на пороговом и повышенном уровне.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению последующих дисциплин магистерской подготовки в цикле профессиональном базовой и вариативной частей ООП. Данный курс служит основой для изучения профильной подготовки магистров, «Учебной и производственной практик», «Научно-исследовательской работы магистранта».
Изучение актуальных проблем теории государства и права продолжается в ходе самостоятельной работы студента и участия в семинарских занятиях.
В ходе изучения курса магистерской подготовки «Актуальные проблемы теории государства и права» обучающийся должен выполнить контрольную работу, которая является неотъемлемым условием допуска к экзамену. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Юридическую науку как систему;
Место и роль теории права и государства в системе юридической науки;
Соотношение объекта и предмета юридической науки;
Единство предмета и метода теории права и государства и юридической науки в целом;
Понятия права и государства как предметоопределяющие в системе юридического знания;
Различные типы правопонимания;
Различные подходы к определению понятия «государство».
Уметь:
Владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;
Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
Представлять итоги проделанной работы в виде контрольной работы, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Владеть:
Навыками анализа и осмысления, своевременной обработки и оформления полученных результатов творческих изысканий, проводимых в ходе изучения учебного курса.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК-7 способностью квалифицированно трактовать нормативно-правовые акты;
ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права;
ПК-12 способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, СООТНОШЕНИЕ ТЕМ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Форма обучения – очная. Количество семестров – 1.
№
п/п
|
Темы дисциплины
| Виды учебной работы
(в часах)
| КСР
| Формы текущего контроля успеваемости
| Формируемые
компетенции (код)
| Всего компетенций
| Л.
| Пр.
| Сам.
раб.
| ОК
| ПК
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1.
| Тема 1. Современные проблемы теории государства
| 2
| 4
| 8
| -
| Лекция
Семинар
Тестирование
| ОК-1
| ПК-11
ПК-12
| 3
| 2
| Тема 2. Проблемы юридической догматики с позиций современной науки
| -
| 4
| 8
| -
| Семинар Тестирование
Подготовка схем
Анализ учебной литературы
| ОК-1
| ПК-7
ПК-11
| 3
| 3
| Тема 3. Проблемы теории правоотношений
| 2
| 4
| 10
| -
| Лекция
Семинар Тестирование
Подготовка схем
Анализ научной и учебной литературы
| ОК-1
| ПК-11
| 2
| 4
| Тема 4. Действие права и его проблемы.
| -
| 4
| 10
| -
| Семинар
Анализ научной и учебной литературы
Реферат
Тестирование
| ОК-1
| ПК-7
ПК-11
| 3
| 5
| Тема 5. Теоретические проблемы постсоциалистического развития общества, права и государства в России
| 2
| 4
| 8
| 2
| Семинар
Анализ научной и учебной литературы
Реферат
Тестирование
| ОК-1
| ПК-11 ПК-12
| 3
|
| ВСЕГО:
| 6
| 20
| 44
| 2
|
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации – экзамен (36 часов)
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 5.1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Тема 1. Современные проблемы теории государства.
(2 часа)
Многообразие выявленных проблем в современной теории государства и их неоднозначность для развития правоведения.
Признаки, характеризующие государство как социальный феномен, и разночтения их научной трактовки.
Государство и власть. Неоднозначные трактовки понятия “власть” в научных исследованиях. Государственная власть, ее современные характеристики. Понятия “легальность” и “легитимность” государственной власти. Проблемы легализация и легитимации государственной власти в демократическом обществе.
Государственный и народный суверенитет. Суверенитет государства и его современные трактовки. Национальный суверенитет.
Различные значения категории “форма” в научном анализе. Понятие “формы” государства. Элементный состав формы государства и его интерпретация. Системный подход в анализе формы государства. Тема 3. Проблемы теории правоотношений.
(2 часа)
Право в объективном и субъективном смыслах. Право и интересы. Правообразующий интерес. Соотношение правообразующего интереса и субъективного права.
Понятие правоотношения в отечественном правоведении. Правовое отношение как сложное социально-юридическое образование: интерпретация его признаков в современной научной литературе.
Перспективность применения системного подхода для анализа правоотношения. Преимущества системной модели правового отношения.
Строение (состав) правового отношения, его элементы.
Тема 5. Теоретические проблемы постсоциалистического развития общества, права и государства в России.
(2 часа)
Соотношение гражданского общества и государства: история идей и современность. Различные подходы в определении понятия “гражданское общество”, его политическое и социокультурное измерение. Характеристика институтов гражданского общества в современной России.
Государство и личность. Права человека как нормативная форма взаимодействия индивидов.
Типы соотношения государства и права. Правовое государство – теоретическая модель и реальное воплощение. Трактовка основных признаков правового государства в современном правоведении. 5.2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ По данному курсу предусмотрено проведение семинаров. Их цель: закрепить основные понятия теории государства и права, имеющие методологическое значение для юридической науки. На основании тестирования выявить уровень имеющихся знаний; научить студентов самостоятельно выделять фундаментальные теоретико-методологические проблемы и вести научную дискуссию на основании подготовленных реферативных работ; приобрести опыт научного библиографического поиска новых публикаций и подведения итогов научного обсуждения.
Практические занятия проходят как в традиционной форме (устный опрос, коллективное обсуждение вопросов), так и в интерактивных формах в парах или микрогруппах сменного состава, в виде дебатов между оппонентами, подготовка интерактивных презентация и т.д. На практических занятиях отрабатываются навыки, полученные в ходе освоения теоретического курса. Студентам рекомендуется заблаговременно изучить соответствующие теме главы и разделы в предлагаемых учебных пособиях. При подготовке к работе в микрогруппах состава следует ориентироваться на тот промежуток времени, который указан в методических разработках. Работа в парах или микрогруппах сменного состава организована в логике проблемного обучения – студенты получают и решают определенные проблемы, во время проверочной работы студенты под руководством преподавателя участвуют в оценивании разработанных вариантов решений. То есть студенты находятся в субъектной позиции, поощряется ясное выражение их собственных мнений по обсуждаемым вопросам и проблемам.
|